Музей техники Вадима Задорожного — крупнейший в России частный музей техники (ретроавтомобилей, мотоциклов, военной техники) — был основан в 2003 г. и расположен в поселке Архангельское Красногорского района Московской области совсем недалеко от МКАД [55.7968183N 37.2987986E].
1.
Для ориентации в большом «хозяйстве» музея прикладываю план, позаимствованный с официального сайта.
2.
Осмотр экспозиции продолжим с открытой части, точнее — с открытой экспозиции. Хотелось бы отметить, что в этой части выставки многие внимательные посетители отмечают недостатки, в том числе недостаточную систематизацию экспонатов по направлениям. В описаниях, которые имеются не везде, имеются как относительно незначительные оплошности и опечатки, так и грубые военно-технические ошибки. По мере возможности, буду их исправлять. В то же время, особенно разбираясь с различными модификациями одного и того же изделия, я и сам мог допустить некоторые ошибки. Если кто-нибудь из внимательных читателей их увидит — просьба сообщить для исправления. Итак, продолжим осмотр. Завершим изучение коллекции бронетанковой техники, выставленной на Плацу [8].
3.
Легкий колесно-гусеничный танк БТ-2 пулеметный
Советский аналог американского танка М.1931. Первый серийный колесно-гусеничный танк семейства БТ («Быстроходные танки»). Принят на вооружение в 1931 г. как «средний танк типа Кристи» в соответствии с военной доктриной, определившей преимущества скоростных крейсерских танков, способных в кратчайшие сроки покрывать большие расстояния и действовать на оперативных просторах. Танк БТ-2 имел классическую компоновку и разделялся на четыре отделения: управления, боевое, силовое и трансмиссионное. В верхнем лобовом листе размещался люк для посадки механика-водителя. Башня танка цилиндрическая, клепаная, со скосом спереди сверху. Броневая защита танка изготавливалась из листов катаной гомогенной брони, собираемой на болтах и заклепках. Броня (кроме передней части корпуса и, в какой-то мере, башни) не имела рациональных углов наклона и защищала только от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого и среднего калибра. Танк имел комбинированный колесно-гусеничный движитель. При переходе на колесный ход гусеничные цепи снимались, разбирались на 4 части и укладывались на надгусеничные полки. Привод от КПП в этом случае осуществлялся на заднюю пару опорных катков, управлялся же танк поворотом передних катков. Переход с гусеничного хода на колесный занимал 30-40 минут.
4.
Первоначально планировалось установить на танк 37-мм пушку ПС-2, но наладить ее серийное производство не удалось. Положение спасло принятие на вооружение пушки Б-3, представлявшую собой наложение ствола и казенника противотанковой пушки 1К (закупленная немецкая пушка фирмы «Рейнметалл») на ложе с противооткатными устройствами пушки ПС-2. Однако и с производством Б-3 возникли проблемы, эта пушка выпускалась на заводе им. Калинина с большим трудом полукустарным методом. Кроме того, отработать спаренную установку пушки и пулемета так и не удалось. Это привело к необходимости перерабатывать конструкцию башни для установки сбоку шаровой установки пулемета. Однако первые 60 башен были выпущены без такой установки, и, соответственно, танки остались без пулеметного вооружения. Поскольку выпуск танков опережал производство пушек, часть танков пошла в войска невооруженными. Также планировалось устанавливать на танки 37-мм пушку Гочкиса, но их в наличии в достаточном количестве не оказалось. Чтобы как-то исправить ситуацию, было решено прямо в войсках вместо пушки устанавливать спарку пулеметов ДТ или ДА. Это рассматривалось как временная мера; планировалось в будущем заменить их на 45-мм пушку, но этого так и не было сделано. Всего было выпущено около 430 танков с пулеметным вооружением, 60 танков с пушечным и 130 — с пушечно-пулеметным вооружением.
5.
Годы производства: 1931-1933. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 617 ед. Масса: 11300 кг. Двигатель: M-5-400. Максимальная скорость по шоссе: 51,6 (на колесах — 72) км/ч. Вооружение: 37-мм пушка Б-3 (5К) обр. 1930 г., 7,62-мм пулемет ДТ. Боекомплект пушки: 92 снаряда, пулеметов — 2709 патронов. Экипаж: 2 чел.
6.
Самоходно-артиллерийская установка СУ-100
СУ-100 — противотанковая самоходная артиллерийская установка периода Великой Отечественной войны класса истребителей танков. Была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода по инициативе главного конструктора Л.И.Горлицкого в конце 1943 — начале 1944 г. как дальнейшее развитие САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжелыми танками. Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 г. и продолжался до начала 1948 г. После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии. Выпуск СУ-100 в послевоенное время был также возобновлен в Чехословакии, где в 1953-1956 гг. по лицензии выпустили еще 771 САУ этого типа.
7.
Годы производства: 1944-1948. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 4976 ед. Масса: 31600 кг. Двигатель: дизельный В-2-34 / V-12 / 38,88 л. / 520 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 50 км/ч. Вооружение: 100-мм пушка Д-10С обр. 1944 г.. Боекомплект пушки: 33 снаряда. Экипаж: 4 чел.
8.
Артиллерийский тягач M5/13 High Speed Tractor
Американский артиллерийский тягач периода Второй мировой войны, по американской классификации, «скоростной трактор» (HST — high speed tractor), разработанный в США в 1941 г. на базе легкого танка М3. Был принят на вооружение в 1943 г. и выпускался под наименованием M5 компанией «Интернэшнл Харвестер», известным производителем сельскохозяйственной техники и грузовых автомобилей. Тягач М5 стал одной из наиболее важных вспомогательных машин американской артиллерии, предназначенным для буксировки артиллерийских орудий (105-мм гаубиц М101, 155-мм пушки «Длинный Том»), зенитных орудий, перевозки орудийного расчета и боеприпасов, буксировки прицепа M10. Для облегчения перемещения и установки орудия высокоскоростной тягач М5 был оснащен передней лебедкой с приводом от двигателя, которая имела максимальное тяговое усилие 7700 кг. Тягач имел простой складной верх с боковыми шторками для защиты расчета орудия от непогоды, водитель располагался спереди по центру, а сиденья для экипажа из 9 чел. были обращены внутрь. В СССР по программе ленд-лиза было поставлено порядка 200 быстроходных средних тракторов-тягачей М5.
9.
Годы производства: 1943-1945. Страна-производитель: США. Выпущено: 5873 ед. Масса: 12500 кг. Двигатель: Continental R6572 / R-6 / 9.37 л. / 207 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 56 км/ч. Вооружение: 7,62-мм пулемет Браунинг M1919A4 или 12,7-мм пулемет Браунинг М2HB. Экипаж: 1 + 9 чел.
10.
Легкий танк M3 «Stuart I»
Американский легкий танк периода Второй мировой войны. Широко известен также под названием «Стюарт» (Stuart), данным ему в войсках Великобритании в честь генерала Гражданской войны в США Джеба Стюарта. M3 был создан в 1938-1941 гг. на базе легкого танка M2. Модифицированный вариант танка 5 июля 1940 года получил обозначение Light Tank M3. Помимо усиленного бронирования и переработанной подвески, лучше распределявшей нагрузку и снижавшей давление на грунт, танк получил клепаные корпус и башню. С марта 1941 г., когда этот танк сменил в производстве M2A4; до прекращения серийного производства в июле 1942 г., было произведено 4525 танков этого варианта, известного также под его британским обозначением Stuart I.
11.
Годы производства: 1941-1942. Страна-производитель: США. Выпущено: 4525 ед. Масса: 12680 кг. Двигатель: 7-цилиндровый радиальный бензиновый двигатель воздушного охлаждения «Континенталь» W-670-9A / 10,95 л. / 250 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 61 км/ч. Вооружение: 37-мм пушка M6, 3×7,62 мм пулемет Browning M1919A4. Боекомплект пушки: 103 снаряда, 8270 патронов. Экипаж: 4 чел.
12.
Легкий танк M3A1 «Stuart III»
Еще до начала производства «Стюартов» опыт боевых действий показал очень опасный недостаток клепаных корпусов: при попадании в них снаряда, а порой даже и пули крупного калибра, из-за деформации броневых листов заклепки отскакивали внутрь танка, превращаясь в дополнительные поражающие элементы, способные ранить или даже убить членов экипажа танка. Более того, броня могла быть не пробита, но отскочившие заклепки поражали экипаж столь же надежно, как и взрыв снаряда внутри танка. Вскоре M3 получили новую полностью сварную башню из гомогенной стали характерной подковообразной формы; борта и корма башни изготавливались из единой гнутой детали. Новая башня лишилась смотровой башенки. Конструкция башни также стала включать подбашенную корзину, привод башни стал электрическим. Одновременно были модернизированы смотровые приборы. Вместо стеклоблоков появились вполне современные призматические приборы наблюдения. Постепенно накапливавшиеся в ходе производства и эксплуатации ранних «Стюартов» улучшения привели к появлению переработанной версии, получившей обозначение M3A1, в Великобритании известной как Stuart III, а в литературе — «Stuart» Тип 10, запущенной в производство в мае 1942 г. Всего до конца серийного производства в феврале 1943 г. был выпущен 4621 танк этой модификации, в том числе 211 оборудованных дизельным двигателем (Stuart IV).
13.
Годы производства: 1942-1943. Страна-производитель: США. Выпущено: 4621 ед. Масса: 12910 кг. Двигатель: 7-цилиндровый радиальный бензиновый двигатель воздушного охлаждения «Континенталь» W-670-9A / 10,95 л. / 250 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 61 км/ч. Вооружение: 37-мм пушка M6, 2 × 7,62 мм пулемет Browning M1919A4, 1×7,62-мм пулемет M1919A5. Боекомплект пушки: 106 снарядов, 7220 патронов. Экипаж: 4 чел.
14.
Средний танк M3A5 Grant II
Американский средний танк периода Второй мировой войны. Некоторые считают этот танк многобашенным, но он таковым не является. Модифицированная модель с новой башней и усовершенствованной системой радиосвязи получила словесное наименование M3 «Грант» в честь генерала У.С.Гранта. Корпус танка имеет сборную конструкцию. На сборный каркас клепкой крепились броневые листы из катаной брони. Нижняя лобовая деталь состоит из трех отдельных литых частей, скрепленных между собой болтами. Для доступа в танк по бортам корпуса были предусмотрены прямоугольные двери, водитель на свое место попадал через люк, расположенный в правой части верхнего лобового листа, там же располагались его смотровые приборы. Левее люка водителя в нижнем лобовом листе имелась амбразура для установки спаренного пулемета. Литой спонсон для 75-мм пушки устанавливался в правой передней части корпуса и крепился к нему клепкой. Литая башня цилиндрической формы устанавливалась со смещением влево на шариковой опоре и оснащалась гидроприводом. Пушка монтировалась в маске, в ней же размещался пулемет и перископический прицел. Для наблюдения в бортах башни имелись смотровые щели, закрытые стеклоблоками и откидными бронированными крышками. Командирская башенка цилиндрической формы с пулеметом располагалась поверх башни со смещением влево, вращение башенки осуществлялось вручную. Доступ в башню осуществлялся через двухстворчатый люк в крыше командирской башенки.
15.
Годы производства: 1941-1942. Страна-производитель: США. Выпущено: 6258 ед. Масса: 27900 кг. Двигатель: дизельный GM 6046 / V-12 / 13,93 л. / 420 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 39 км/ч. Вооружение: 75-мм пушка M2 или M3, 37-мм пушка M5 или M6, 3-4×7,62 мм пулемета Browning M1919A4. Боекомплект пушки: 50 75-мм снарядов, 178 37-мм снарядов, 9200 патронов. Экипаж: 7 чел.
16.
Средний танк M4A2 «Sherman»
Основной американский средний танк периода Второй мировой войны. Название танк получил в честь генерала Гражданской войны в Америке Уильяма Шермана. Танк широко использовался в американской армии во всех местах боевых действий, а также в больших количествах поставлялся союзникам — в первую очередь Великобритании и СССР по программе ленд-лиза. Танкисты оценили качественную оптику и наличие стабилизатора. M4A2 — танк со сварным корпусом и силовой установкой General Motors 6046, представлявший собой спарку двух шестицилиндровых дизелей GM 6-71, изготавливаемых на заводах корпорации «Дженерал моторс». Выпускался с апреля 1942 г. по май 1945 г. Всего выпущено 10968 танков модификации M4A2, 8053 из них были вооружены пушкой M3, 2915 M4A2(76)W получили новое 76-мм орудие M1. M4 стал основной американской танковой платформой во время Второй мировой войны, и на его базе было создано большое количество машин специальных модификаций, САУ и инженерной техники. Всего с февраля 1942 г. по июль 1945 г. было выпущено 49234 танка (не учитывая канадского производства).
17.
Годы производства: 1942-1945. Страна-производитель: США / Великобритания / Канада. Выпущено: 10968 ед. M4A2. Масса: 30900 кг. Двигатель: дизельный GM 6046 / 13,93 л / 420 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 45 км/ч. Вооружение: 75-мм пушка М3, 12,7-мм пулемет М2HB, 2×7,62-мм пулемет M1919A4. Боекомплект пушки: 85 снарядов, 3600 7,62 патронов, 300 12,7 патронов. Экипаж: 5 чел.
18.
Средний танк M4A4 «Sherman V»
Основной американский средний танк периода Второй мировой войны. Название «Шерман» (в честь американского генерала времен Гражданской войны Уильяма Шермана) танк M4 получил в английской армии, после чего это название закрепилось за танком в американской и других армиях. Модификация М4А4 имела универсальное 76-мм орудие, сварную броню и надежный, но крайне «прожорливый» двигатель, состоявший из пяти обычных автомобильных моторов. После Второй мировой войны «Шерман» состоял на вооружении армий многих стран мира, а также участвовал во множестве послевоенных конфликтов. В армии США М4 был на вооружении вплоть до окончания Корейской войны. Именно этот танк под личным именем Murder Inc. принимал участие в съемках фильма «Ярость» с Брэдом Питтом.
19.
Годы производства: 1942-1945. Страна-производитель: США / Великобритания / Канада. Выпущено: 7 499 ед. M4A4. Масса: 31600 кг. Двигатель: 30-цилиндровая силовая установка Chrysler A57 multibank, состоящая из пяти автомобильных бензиновых двигателей L6 / 20,5 л / 370 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 40 км/ч. Вооружение: 75-мм пушка М3, 12,7-мм пулемет М2HB, 2×7,62-мм пулемет M1919A4. Боекомплект пушки: 97 снарядов, 4750 7,62 патронов, 300 12,7 патронов. Экипаж: 5 чел.
20.
Инженерный танк Churchill IV AVRE
Бронированная машина Королевских инженеров (AVRE), также известная в России как инженерный танк, — это название серии бронированных военных инженерных машин, используемых Королевскими инженерами для защиты саперов во время боевых операций на передовой. AVRE не строились заново, а переделывались из ранее выпущенных танков «Черчилль». Более известен танк благодаря необычному орудию. Именовалось оно как Mortar, Recoiling Spigot, Mk.I, или просто Petard («Хлопушка»). Petard — слово французского происхождения XVI в., означающее «бомба для прорыва». Она была разработана для разрушения заграждений, бункеров, дотов и других бетонных, кирпичных или земляных препятствий и укреплений. Миномет предполагалось монтировать на штатных креплениях орудия танка и использовать для доставки подрывных зарядов путем обстрела. Churchill AVRE оказался массовой машиной — всего было построено (переделано) 475 танков.
21.
Для мортиры Petard был разработан специальный боеприпас оригинальной конструкции. Он имел цилиндрический корпус с основным подрывным зарядом, к которому крепился цилиндрический стержень. На втором конце стержня располагался метательный заряд в цилиндрическом кожухе. Общий вес такого боеприпаса составлял 18,15 кг, подрывного заряда — 12,7 кг. За характерный внешний вид снаряд для мортиры получил неофициальное название Flying Dustbin (Летающая урна для мусора). Дальность стрельбы не превышала нескольких десятков метров. При оптимальном угле возвышения ствола мортира Petard могла забросить «Летающую урну» лишь на 73 м. Тем не менее, это было достаточно для решения основных задач инженерного танка.
22.
Годы производства: 1944-1945. Страна-производитель: Великобритания, Канада. Выпущено: 475 ед. Масса: 37650 кг. Двигатель: горизонтально-оппозитный 12-цилиндровый / 21,237 л / 350 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 25 км/ч. Вооружение: 230-мм миномет AVRE, 7,92 пулемет BESA или 7,62-мм пулемет Bren. Боекомплект: 31 выстрел мортиры. Экипаж: 6 чел.
23.
Тяжелый пехотный танк Mk. VII «Черчилль» A22F
Тяжелый пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны. Поставлялся в СССР по программе ленд-лиза. Спроектирован в 1939-1940 гг., серийно производился с 1941 по 1945 г. и стал одним из наиболее многочисленных британских танков Второй мировой. Как и все «пехотные» танки, «Черчилль» отличался невысокой скоростью, однако мощное бронирование обеспечивало эффективность боевого применения вплоть до конца войны. Другая проблема танка — очень необычная компоновка, несмотря на высоко поднятые гусеницы, ухудшающие обзор, но улучшающие проходимость. При крайней архаичности «Черчилль» понравился советским танкистам, да и англичане окончательно сняли его с вооружения только после войны в Корее. Mk IV (A22F), Churchill VII — наиболее совершенная модификация танка с увеличенной до 152 мм толщиной лобовой брони корпуса и до 95 мм у башни. Танк получил башню увеличенных размеров с 75-мм пушкой OQF 75 мм и командирской башенкой, усиленную подвеску, новую коробку передач и другие небольшие изменения и усовершенствования. На базе танка «Черчилль» было построено большое количество машин специального назначения: мостоукладчики, БРЭМ, огнеметные и саперные танки.
24.
Годы производства: 1941-1945. Страна-производитель: Великобритания. Выпущено: 1216 ед. A22F, 5640 ед. всех модификаций. Масса: 37900 кг. Двигатель: Оппозитный 12-цилиндровый «Бедфорд» Twin-Six / 21,237 л / 350 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 24 км/ч. Вооружение: 75-мм пушка Ordnance QF, 2×7,92 пулемет BESA. Боекомплект: 84 снаряда. Экипаж: 5 чел.
25.
Крейсерский (средний) танк «Cromwell» Mk. IV A27M
Крейсерский танк «Кромвель» разрабатывался с 1941 г. для борьбы с новыми, хорошо защищенными немецкими танками типа Pz.V «Пантера» и Pz.VI «Тигр». Танк назвали в честь Оливера Кромвеля — лорда-протектора и диктатора Британии, известного также своей отличной кавалерией. Из-за сложностей с двигателями Rollce-Royce Meteor, первые танки Cromwell были готовы только во второй половине 1943 г. Большую часть «Кромвелей» не произвели заново, а модернизировали уже существующие танки Centaur A27L, установив на них моторы Meteor. Отвечая названию, танк обладал высокой мобильностью, благодаря мощному двигателю, а 75-мм пушка могла бороться с большинством целей, но бронезащита была устаревшей с момента появления. Cromwell IV (Centaur I с двигателем Meteor и 75-мм пушкой) стал самой массовой модификацией. По программе ленд-лиза в СССР было поставлено всего 6 танков, но на тот момент уже активно воевали советские Т-34-85, которые превосходили британские «Кромвели» по многим параметрам.
26.
Годы производства: 1943-1945. Страна-производитель: Великобритания. Выпущено (с учетом модернизации Centaur A27L): 4016 ед. Масса: 27970 кг. Двигатель: Rolls-Royce Meteor / V-12 / 27 л / 600 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 64 км/ч. Вооружение: 75-мм пушка Ordnance QF, 2×7,92 пулемет BESA. Боекомплект: 64 снаряда, 4950 патронов. Экипаж: 5 чел.
27.
Легкий плавающий танк Т-37А
Малый плавающий танк (в документах иногда также именуется танкеткой). В литературе танк часто обозначается как Т-37, однако формально это название носил другой танк, не вышедший за стадию прототипа. Т-37А — первый серийный плавающий танк в мире. По советской классификации 1933 г. являлся основным танком типа разведывательный танк. Разработан в 1932 г. на 2-м автозаводе Всесоюзного автотракторного объединения (ВАТО) на основе британского плавающего танка VCL A4E11 фирмы «Виккерс-Армстронг» и опытных плавающих танков советской разработки. Серийно производился с 1933 по 1936 г., после чего был заменен в производстве более совершенным Т-38, разработанным на основе Т-37А. Танк предназначался для выполнения задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Т-37А имел компоновку, заимствованную от британского прототипа и ставшую впоследствии стандартной для советских плавающих танков 1930-х гг. Отделение управления находилось в средней части танка и было объединено с боевым и моторным, трансмиссионное же отделение располагалось в носовой части. В кормовом отделении размещались системы охлаждения, топливный бак и привод гребного винта. Экипаж танка состоял из механика-водителя, находившегося в левой части отделения управления, и командира, находившегося в смещенной к правому борту башне и выполнявшего также функции стрелка (в случае оснащения Т-37А радиостанцией — еще и радиста).
28.
Годы производства: 1933-1936. Страна-производитель: СССР. Выпущено (с учетом 75 ед. ХТ-37): 2555 ед. Масса: 3200 кг. Двигатель: рядный 4-цилиндровый ГАЗ-АА / 3,28 л / 40 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 40 км/ч. Вооружение: 1×7,62 пулемет ДТ. Боекомплект: 2142 патрона. Экипаж: 2 чел.
29.
Легкий танк Т-37РТ с бронекорпусом Ижорского завода
В ходе серийного производства танки Т-37А оснащались двумя типами корпусов и башен — клепаным и сварным. Первый тип изготавливался на Подольском крекинго-электровозном заводе имени Орджоникидзе и был наиболее массовым. Сварные корпуса производились Ижорским заводом в Ленинграде, но объем их производства был небольшой. Дело в том, что подольский завод в 1933-1935 гг. не мог обеспечить изготовление необходимого количества корпусов для обеспечения выпуска танков Т-37 А. Для ликвидации этого «узкого места» в производстве плавающих танков в 1934 г. к производству бронекорпусов Т-37А подключили Ижорский завод, имевший мощную производственную базу и большой опыт работ в этой области. Однако Ижорский завод, и без того загруженный изготовлением корпусов для БТ, Т-26, Т-28 и броневиков (не считая заказов военно-морского флота), не справлялся со спущенным планом по Т-37А, поэтому такие танки выпускались в очень небольшом количестве. 643 танка были оснащены радиостанцией 71-ТК-1 с присвоением индекса машине Т-37РТ. Внешне танк отличался наличием поручневой антенны.
30.
Годы производства: 1933-1936. Страна-производитель: СССР. Выпущено (в модификации Т-37РТ): 643 ед. Масса: 3200 кг. Двигатель: рядный 4-цилиндровый ГАЗ-АА / 3,28 л / 40 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 40 км/ч. Вооружение: 1×7,62 пулемет ДТ. Боекомплект: 2142 патрона. Экипаж: 2 чел.
31.
Легкий танк МС-1 (Т-18) обр. 1927 г.
Первый спроектированный в СССР серийный танк. Название бронемашины «МС-1» представляет собой аббревиатуру, расшифровывающуюся как «малый сопровождения, первый». Концептуально вдохновлен французским Renault FT-17, однако общих деталей с ним не имеет. Существует также мнение, что танк «МС-1» скопирован с итальянского танка «FIAT 3000». Танки схожи поперечным расположением двигателя, в остальном они отличаются друг от друга. Считался актуальной по меркам того времени боевой машиной. Являлся самым массовым танком рубежа 1920-1930-х гг., но довольно быстро был вытеснен более совершенным Т-26. Применялся в бою в конфликте на КВЖД, но в 1938-1939 гг. устаревшие и достигшие крайней степени износа Т-18 были в основном сняты с вооружения или использовались как неподвижные огневые точки. В незначительном количестве использовались на начальном этапе Великой Отечественной войны. Начиная с 1930 г. на танк начали устанавливать 7,62-мм пулемет ДТ с боекомплектом 2016 патронов.
32.
Годы производства: 1927-1931. Страна-производитель: СССР. Выпущено 961 ед. Масса: 5680 кг. Двигатель: R4 / 3,22 л / 35 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 16 км/ч. Вооружение: 37-мм пушка ПС-1Т, 2×6,5-мм пулемет Федорова-Иванова в шаровой установке Шпагина. Боекомплект: 96 снарядов, 1800 патронов. Экипаж: 2 чел.
33.
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» обр. 1937 г.
Комсомолец — советский гусеничный бронированный артиллерийский тягач межвоенного периода, созданный на базе малого плавающего танка Т-38 и грузового автомобиля ГАЗ-АА под руководством Н.А.Астрова. Небольшой, быстрый (по меркам того времени), маневренный, он использовался не только как тягач, но и заменял собой танкетки и бронеавтомобили при проведении разведки. За бронеперегородкой тягача размещалось грузовое отделение с двумя блоками продольных 3-местных сидений. Будучи повернутыми наружу, они образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения, также в ней могла располагаться мотопехота. В положении перевозки людей орудийный расчет размещался на открытых сиденьях (спинами друг к другу, в габаритах тягача). В ненастную погоду при длительных маршах сверху мог устанавливаться закрытый тент с окошками, увеличивающий высоту машины до 2,23 м.
34.
Годы производства: 1937-1941. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 7780 ед. Масса: 3500 кг. Двигатель: ГАЗ-М / R-4 / 3,28 л / 50 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 50 км/ч. Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ. Боекомплект: 1260 патронов. Экипаж: 2 + 6 чел.
35.
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» 3-й серии
Всего с 1937 по 1941 г., включительно, было изготовлено 7780 тягачей Т-20 трех производственных серий, различавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. В частности, в 3-й серии воздухозаборники были перенесены в более чистую зону — между спинками сидений. Выпуск Т-20 мог продолжаться значительно дольше, если бы не начавшаяся война с Германией. Уже в июле 1941 г. завод №37 нагрузили заказами на легкие танки Т-40, а затем на Т-30 и Т-60. Сборка артиллерийских тягачей оказалась менее приоритетной задачей и с августа «Комсомольцы» больше не выпускались.
36.
Годы производства: 1937-1941. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 7780 ед. Масса: 3500 кг. Двигатель: ГАЗ-М / R-4 / 3,28 л / 50 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 50 км/ч. Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ. Боекомплект: 1260 патронов. Экипаж: 2 + 6 чел.
37.
Легкий танк Т-38
Т-38 — советский малый плавающий танк (в документах иногда также именуется танкеткой). Эта боевая машина была разработана в 1936 году на основе танка Т-37А и по существу являлась его улучшенной версией. Т-38 имел аналогичную своему предшественнику форму броневого корпуса, но стал значительно шире и ниже. Башня была заимствована у Т-37А без значительных изменений. Несмотря на все улучшения, на испытаниях новый танк опять показал низкую надежность, регулярно ломаясь и больше простаивая в ремонте, нежели проходя испытания. Тем не менее, Т-38 явно превосходил своего предшественника и по результатам продолжавшихся до зимы 1935 г. испытаний в 1936 г. был все же принят на вооружение с незначительными доработками. Танки предназначались для задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. В 1937-1938 гг. была проведена модернизация танка для устранения имеющихся недостатков и повышения его боевых качеств, а также снижения стоимости за счет унификации ряда деталей с легким полубронированным артиллерийским тягачом Т-20 «Комсомолец». В этих машинах, получивших индекс Т-38М, на 25 % была увеличена мощность силовой установки — вместо мотора ГАЗ-АА (40 л.с.) на танк установили 50-сильный двигатель ГАЗ-М-1 и введено дублированное управление танком у командира машины. Боекомплект пулемета был увеличен на 630 патронов. Однако массово Т-38М не производились. Танки Т-38 массово использовались во время Польского похода РККА 1939 г., советско-финской войны 1939-1940 гг. и в боях начального периода Великой Отечественной войны.
38.
Годы производства: 1936-1939. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 1420 ед. Масса: 3300 кг. Двигатель: ГАЗ-АА / R-4 / 3,28 л / 40 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 40 км/ч. Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ. Боекомплект: 1512 патронов. Экипаж: 2 чел.
39.
Средний крейсерский танк Mk.VII «Charioteer» (FV4101)
«Чариотир» — это британский истребитель танков, созданный на базе танка Mk.VII «Кромвель». В условиях сложившейся политической обстановки для экономии времени было принято решение усовершенствовать «Кромвель» путем установки на него новой башни трапециевидной формы с 84-мм пушкой танка «Центурион» Mk3. Получившаяся машина изначально получила название FV4101 Cromwell Heavy AT Gun, но перед поступлением на вооружение была переименована в «Charioteer». Конструкция «Charioteer» была сосредоточена в первую очередь на противотанковых возможностях, поэтому нередко «Чариотир» называли истребителем танков.
40.
В 1952 г. 200 «Кромвелей» были переоборудованы под стандарт «Чариотиров». Модель оказалась удачной прежде всего за счет хороших ходовых характеристик шасси, мощного противотанкового орудия, малого веса и дешевизны изготовления по сравнению с более тяжелым и защищенным «Центурионом». Хотя изначально машина предназначалась для экипажа из трех человек, обзор командира из башни во время стрельбы был ограничен. Это потребовало добавления четвертого члена экипажа в качестве внешнего наблюдателя, который должен был выходить из машины и передавать информацию экипажу внутри. На вооружении танки «Чариотир» простояли недолго, до 1956 г., после чего массово были проданы в другие страны. Представленный экземпляр стал мишенью на полигоне.
41.
Годы производства: 1952. Страна-производитель: Великобритания. Выпущено: 442 ед. Масса: 28500 кг. Двигатель: Rolls-Royce Meteor / V-12 / 27л / 600 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 51 км/ч. Вооружение: 84-мм пушка QF 20-pounder, 7,62-мм спаренный пулемет Browning M1919A4. Боекомплект: 25 снарядов. Экипаж: 3 чел.
42.
Тяжелый пехотный танк Mk. IV «Черчилль»
Тяжелый пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны. Поставлялся в СССР по программе ленд-лиза. Спроектирован в 1939-1940 гг., серийно производился с 1941 по 1945 г. и стал одним из наиболее многочисленных британских танков Второй мировой. Как и все «пехотные» танки, «Черчилль» отличался невысокой скоростью, однако мощное бронирование обеспечивало эффективность боевого применения вплоть до конца войны. Другая проблема танка — очень необычная компоновка, несмотря на высоко поднятые гусеницы, ухудшающие обзор, но улучшающие проходимость. При крайней архаичности «Черчилль» понравился советским танкистам, да и англичане окончательно сняли его с вооружения только после войны в Корее. На базе танка «Черчилль» было построено большое количество машин специального назначения: мостоукладчики, БРЭМ, огнеметные и саперные танки. Представленный экземпляр стал мишенью на полигоне.
43.
Годы производства: 1941-1945. Страна-производитель: Великобритания. Выпущено: 5640 ед. всех модификаций. Масса: 37900 кг. Двигатель: Оппозитный 12-цилиндровый «Бедфорд» Twin-Six / 21,237 л / 350 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 24 км/ч. Вооружение: 75-мм пушка Ordnance QF, 2×7,92 пулемет BESA. Боекомплект: 84 снаряда. Экипаж: 5 чел.
44.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.