Согласно известной легенде, госпиталь Санта-Мария-делла-Скала был основан в 898 г. сапожником по имени Сороре. На самом деле больница возникла при епископальной церкви и первоначально управлялась канониками Дуомо.
1.
В XIX в. были проведены значительные реставрационные работы, в ходе которых, с одной стороны, помещения были приспособлены к меняющимся потребностям больницы, а с другой — восстановлен или воссоздан стиль XIV-XV вв. в соответствии с модным тогда неоготическим вкусом. Необычайное богатство учреждения часто проявлялось в художественных произведениях, над которыми работали величайшие сиенские живописцы и скульпторы; в результате больничный комплекс стал третьим главным художественным центром города после Палаццо Пубблико и Сиенского собора. Сегодня в помещениях госпиталя представлена лишь малая часть его выдающегося художественного наследия: многие картины находятся в Национальной картинной галерее, а другие, например, упомянутые выше фрески на фасаде, были утрачены.
2.
Привожу план помещений 4 уровня музейного комплекса. В дальнейшем я буду ссылаться на этот план с указанием номеров помещений.
3.
Капелла Мадонны [3]
Доступ в капеллу осуществляется из Старой ризницы [2]; она расположена, как и сама старая ризница, по правую сторону церкви. Часовня была построена ок. 1680 г. по инициативе сестры Элизабетты Бьяджини, на том же месте, где находилась более старая часовня, посвященная св. Иоакиму и св. Анне. Здесь хранится цикл работ XVIII в., посвященный Мадонне, выполненный художником Джузеппе Никола Назини, созданный совместно с его сыном Аполлонио.
4.
Алтарь в стиле барокко.
5.
В центре алтаря находится интересная остроконечная панель Мадонна с Младенцем в окружении семи ангелов (Паоло ди Джованни Феи, ок. 1410). Темпера по дереву. Образ, хранившийся у сестры Элизабетты, был помещен в часовню после ее ремонта.
6.
Убранство капеллы в стиле барокко состоит из двух больших полотен в лепных рамах, помещенных на правой стене и изображающих "Рождество Богородицы" и "Введение во храм" и на противоположной стороне "Бегство в Египет".
Рождение Богородицы (Джузеппе Никола Назини и Аполлонио Назини, ок. 1730-1736). Масло по холсту.
7.
Введение во храм (Джузеппе Никола Назини и Аполлонио Назини, ок. 1730-1736). Масло по холсту.
8.
Бегство в Египет (Джузеппе Никола Назини и Аполлонио Назини, ок. 1730-1736). Масло по холсту.
9.
Своды, карнизы и потолок украшает серия фресок, являющихся одними из последних творений Джузеппе Никола Назини, самого авторитетного представителя сиенской живописи того периода.
Коронация Мадонны святой Троицей (Джузеппе Никола Назини, ок. 1730-1736). Фреска в куполе над алтарным образом.
10.
Ангелы с орудиями Страстей (Джузеппе Никола Назини, ок. 1730-1736). Фреска свода капеллы.
11.
Церковь Сантиссима Аннунциата [4]
Изначально созданная как больничная часовня, церковь расположена в ее старейшем ядре и упомянута в дарственном акте от 29 марта 1090 г. Церковь Сантиссима Аннунциата на месте часовни была построена в 1257 г., но полностью преобразована во II половине XV в, под руководством Гвидоччо ди Андреа при помощи, в частности, знаменитого Франческо ди Джорджо, который был ответственен за ныне утерянное украшение "благородной трибуны", то есть области апсиды, включая кессоны на потолке.
12.
В конце XVII в. завещание бывшего ректора госпиталя Агостино Киджи позволило реконструировать главный алтарь по проекту Джузеппе Маццуоли и создать два боковых алтаря. Вскоре после этого, в начале XVIII в., были построены еще два алтаря. Решение о косметическом ремонте бассейна апсиды датируется 1730 г.
13.
Церковь Сантиссима Аннунциата не имеет собственного фасада: фактически она расположена внутри больничного комплекса Санта-Мария-делла-Скала, на стороне, выходящей на площадь Пьяцца дель Дуомо. Единственный большой неф и высокий деревянный кессонный потолок придают церкви необычный и в то же время монументальный вид. Алтарь на вершине широкой лестницы возвышается над остальной частью церкви. В пресвитерии боковые стены подняты на высоту башен соседнего дворца Ректора. Вдоль стен нефа расположены четыре мраморных боковых алтаря, изготовленных по завещанию ректора Агостино Киджи в период с конца XVII до начала XVIII в. Каждый алтарь украшен анконой, над которой возвышается треугольный тимпан, поддерживаемый двумя коринфскими колоннами.
14.
Первый алтарь слева украшен картиной Благовещение (Джованни Марии Моранди, 1676). Масло по холсту.
15.
Между двумя боковыми алтарями на каждой стене находится портал с обрамлением из pietra serena, над которым возвышается ломаный треугольный тимпан. Портал на левой стене, выходящий на соборную площадь, имеет неоготический компас (входной тамбур). Рядом с ним установлена чаша для святой воды (Бартоломео и Урбано да Кортона, 1453). Мрамор. Чаша украшена эмблемой госпиталя.
16.
На втором алтаре слева Видение св. Терезы (Чиро Ферри). Масло по холсту. Бог изображен в митре, сидящим на облаках, в окружении сонма ангелов. Монахиня св. Тереза сидит рядом с колоннами у входа в храм.
17.
Друг напротив друга на стенах установлены две позолоченные деревянные скульптуры XVI в., вместе образующие сцену Благовещения.
18.
Напротив органа построена кантория, построенная в 1601 г. как место выступления певцов во время торжеств. Сооружение из дерева и каменной кладки, окрашенное в темно-синий цвет с позолотой, опирается на алтарь, симметричный тому, в котором установлен орган; две рифленые коринфские полуколонны обрамляют уплощенную арочную нишу с живописными украшениями, изображающими волюты и музыкальные инструменты, с имитацией окна с треугольным тимпаном в центре. Венчает нишу позолоченный архитрав, поддерживающий сломанный треугольный тимпан, а в центре — позолоченная статуя (Доменико ди Филиппо, 1603), изображающая возвещающего архангела Гавриила, выполненная и покоящаяся на картуше без надписи, схожая с той, что находится на вершине органа.
19.
В пресвитерий ведет высокая лестница, окруженная деревянной балюстрадой. Апсида украшена большой фреской Исцеление расслабленного у купальни Вифезда (Себастьяно Конка, 1731-1732), на которой изображена купальня в Вифезде, упомянутая в Евангелии от Иоанна, где описывается, как больные стоят у бассейна, надеясь на чудесное исцеление. Фреска была отреставрирована в 2004 г. Ранее в апсиде находилась картина "Коронация Богородицы" (Франческо ди Джорджо Мартини).
20.
В центре пресвитерия установлен мраморный главный алтарь.
21.
Антепендиум украшен барельефом с Умершим Христом (Джузеппе Маццуоли, 1671).
22.
Над алтарем возвышается бронзовая статуя, изображающая Воскресшего Христа (Лоренцо ди Пьетро по прозванию Веккьетта, 1476), наиболее выразительный шедевр XV в., часто сравниваемый с работами Донателло.
23.
По бокам от статуи Веккьетты находятся два бронзовых ангела (Аккурсио Бальди, XVI в.), выполняющих роль подсвечников.
24.
Мраморные скульптуры на алтаре ангелов со свечами выполнены в мастерской Джузеппе Маццуоли.
25.
Напротив кантории в резном деревянном корпусе установлен орган (Джованни ди маэстро Антонио Пифферо, 1514- 1518). Корпус был изготовлен резчиком Джованни ди Пьетро по прозванию Кастельнуово и позолотчиком Джино д'Антонио, при сотрудничестве с ювелиром Николо Тедеско, художником Бартоломео ди Давиде и скульптором Карло ди Андреа Галлетти. Венец опирается на архитрав, украшенный ангелами с гербом Санта-Мария делла Скала, и состоит из двух ангелов-трубачей, расположенных над высоким резным фризом, с пустой нишей в центре, В этой нише ранее находились три полихромные терракотовые скульптуры работы Карло ди Андреа Галлетти, выполненные в 1518-1519 гг. и изображающие св. Архангела Михаила, царя Давида и св. Архангела Рафаила, которые сейчас находятся в Национальной пинакотеке Сиены. Вверху статуя Богородицы Благовествующей (XV в.) из резного дерева, установленная с подложным картушем в более позднее время вместо ныне утраченной статуи Галлетти с тем же сюжетом. Это один из старейших существующих органов, который сохранил почти неизменными свои первоначальные звуковые и эстетические характеристики.
26.
Первоначально на втором алтаре справа находилась картина Антонио Назини с изображением св. Франциска Римского, которая была утрачена, На ее месте сейчас мы видим расписной крест, изготовленный в XIV в.
27.
В первом алтаре справа находится Успение Марии (Пьетро Лукателли, 1676). Масло по холсту.
28.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.