Сиена. Музейный комплекс Санта-Мария-делла-Скала. Часть 4

Согласно известной легенде, госпиталь Санта-Мария-делла-Скала был основан в 898 г. сапожником по имени Сороре. На самом деле больница возникла при епископальной церкви и первоначально управлялась канониками Дуомо.
1.
Map_of_Siena

В XIX в. были проведены значительные реставрационные работы, в ходе которых, с одной стороны, помещения были приспособлены к меняющимся потребностям больницы, а с другой — восстановлен или воссоздан стиль XIV-XV вв. в соответствии с модным тогда неоготическим вкусом. Необычайное богатство учреждения часто проявлялось в художественных произведениях, над которыми работали величайшие сиенские живописцы и скульпторы; в результате больничный комплекс стал третьим главным художественным центром города после Палаццо Пубблико и Сиенского собора. Сегодня в помещениях госпиталя представлена лишь малая часть его выдающегося художественного наследия: многие картины находятся в Национальной картинной галерее, а другие, например, упомянутые выше фрески на фасаде, были утрачены.
2.
DSC_0739-2

Привожу план помещений 4 уровня музейного комплекса. В дальнейшем я буду ссылаться на этот план с указанием номеров помещений.
3.
DSC_0823

Капелла Мадонны [3]
Доступ в капеллу осуществляется из Старой ризницы [2]; она расположена, как и сама старая ризница, по правую сторону церкви. Часовня была построена ок. 1680 г. по инициативе сестры Элизабетты Бьяджини, на том же месте, где находилась более старая часовня, посвященная св. Иоакиму и св. Анне. Здесь хранится цикл работ XVIII в., посвященный Мадонне, выполненный художником Джузеппе Никола Назини, созданный совместно с его сыном Аполлонио.
4.
DSC_0957-1

Алтарь в стиле барокко.
5.
DSC_0957-2

В центре алтаря находится интересная остроконечная панель Мадонна с Младенцем в окружении семи ангелов (Паоло ди Джованни Феи, ок. 1410). Темпера по дереву. Образ, хранившийся у сестры Элизабетты, был помещен в часовню после ее ремонта.
6.
DSC_0957-3

Убранство капеллы в стиле барокко состоит из двух больших полотен в лепных рамах, помещенных на правой стене и изображающих "Рождество Богородицы" и "Введение во храм" и на противоположной стороне "Бегство в Египет".

Рождение Богородицы (Джузеппе Никола Назини и Аполлонио Назини, ок. 1730-1736). Масло по холсту.
7.
DSC_0957-4

Введение во храм (Джузеппе Никола Назини и Аполлонио Назини, ок. 1730-1736). Масло по холсту.
8.
DSC_0957-6

Бегство в Египет (Джузеппе Никола Назини и Аполлонио Назини, ок. 1730-1736). Масло по холсту.
9.
DSC_0957-5

Своды, карнизы и потолок украшает серия фресок, являющихся одними из последних творений Джузеппе Никола Назини, самого авторитетного представителя сиенской живописи того периода.

Коронация Мадонны святой Троицей (Джузеппе Никола Назини, ок. 1730-1736). Фреска в куполе над алтарным образом.
10.
DSC_0957-7

Ангелы с орудиями Страстей (Джузеппе Никола Назини, ок. 1730-1736). Фреска свода капеллы.
11.
DSC_0957-8

Церковь Сантиссима Аннунциата [4]
Изначально созданная как больничная часовня, церковь расположена в ее старейшем ядре и упомянута в дарственном акте от 29 марта 1090 г. Церковь Сантиссима Аннунциата на месте часовни была построена в 1257 г., но полностью преобразована во II половине XV в, под руководством Гвидоччо ди Андреа при помощи, в частности, знаменитого Франческо ди Джорджо, который был ответственен за ныне утерянное украшение "благородной трибуны", то есть области апсиды, включая кессоны на потолке.
12.
DSC_0956-01

В конце XVII в. завещание бывшего ректора госпиталя Агостино Киджи позволило реконструировать главный алтарь по проекту Джузеппе Маццуоли и создать два боковых алтаря. Вскоре после этого, в начале XVIII в., были построены еще два алтаря. Решение о косметическом ремонте бассейна апсиды датируется 1730 г.
13.
DSC_0956-02

Церковь Сантиссима Аннунциата не имеет собственного фасада: фактически она расположена внутри больничного комплекса Санта-Мария-делла-Скала, на стороне, выходящей на площадь Пьяцца дель Дуомо. Единственный большой неф и высокий деревянный кессонный потолок придают церкви необычный и в то же время монументальный вид. Алтарь на вершине широкой лестницы возвышается над остальной частью церкви. В пресвитерии боковые стены подняты на высоту башен соседнего дворца Ректора. Вдоль стен нефа расположены четыре мраморных боковых алтаря, изготовленных по завещанию ректора Агостино Киджи в период с конца XVII до начала XVIII в. Каждый алтарь украшен анконой, над которой возвышается треугольный тимпан, поддерживаемый двумя коринфскими колоннами.
14.
DSC_0956-03

Первый алтарь слева украшен картиной Благовещение (Джованни Марии Моранди, 1676). Масло по холсту.
15.
DSC_0956-11

Между двумя боковыми алтарями на каждой стене находится портал с обрамлением из pietra serena, над которым возвышается ломаный треугольный тимпан. Портал на левой стене, выходящий на соборную площадь, имеет неоготический компас (входной тамбур). Рядом с ним установлена чаша для святой воды (Бартоломео и Урбано да Кортона, 1453). Мрамор. Чаша украшена эмблемой госпиталя.
16.
DSC_0956-06

На втором алтаре слева Видение св. Терезы (Чиро Ферри). Масло по холсту. Бог изображен в митре, сидящим на облаках, в окружении сонма ангелов. Монахиня св. Тереза сидит рядом с колоннами у входа в храм.
17.
DSC_0956-10

Друг напротив друга на стенах установлены две позолоченные деревянные скульптуры XVI в., вместе образующие сцену Благовещения.
18.
DSC_0956-12

Напротив органа построена кантория, построенная в 1601 г. как место выступления певцов во время торжеств. Сооружение из дерева и каменной кладки, окрашенное в темно-синий цвет с позолотой, опирается на алтарь, симметричный тому, в котором установлен орган; две рифленые коринфские полуколонны обрамляют уплощенную арочную нишу с живописными украшениями, изображающими волюты и музыкальные инструменты, с имитацией окна с треугольным тимпаном в центре. Венчает нишу позолоченный архитрав, поддерживающий сломанный треугольный тимпан, а в центре — позолоченная статуя (Доменико ди Филиппо, 1603), изображающая возвещающего архангела Гавриила, выполненная и покоящаяся на картуше без надписи, схожая с той, что находится на вершине органа.
19.
DSC_0956-13

В пресвитерий ведет высокая лестница, окруженная деревянной балюстрадой. Апсида украшена большой фреской Исцеление расслабленного у купальни Вифезда (Себастьяно Конка, 1731-1732), на которой изображена купальня в Вифезде, упомянутая в Евангелии от Иоанна, где описывается, как больные стоят у бассейна, надеясь на чудесное исцеление. Фреска была отреставрирована в 2004 г. Ранее в апсиде находилась картина "Коронация Богородицы" (Франческо ди Джорджо Мартини).
20.
DSC_0956-16

В центре пресвитерия установлен мраморный главный алтарь.
21.
DSC_0956-04

Антепендиум украшен барельефом с Умершим Христом (Джузеппе Маццуоли, 1671).
22.
DSC_0956-07

Над алтарем возвышается бронзовая статуя, изображающая Воскресшего Христа (Лоренцо ди Пьетро по прозванию Веккьетта, 1476), наиболее выразительный шедевр XV в., часто сравниваемый с работами Донателло.
23.
DSC_0956-05

По бокам от статуи Веккьетты находятся два бронзовых ангела (Аккурсио Бальди, XVI в.), выполняющих роль подсвечников.
24.
DSC_0956-17

Мраморные скульптуры на алтаре ангелов со свечами выполнены в мастерской Джузеппе Маццуоли.
25.
DSC_0956-08

Напротив кантории в резном деревянном корпусе установлен орган (Джованни ди маэстро Антонио Пифферо, 1514- 1518). Корпус был изготовлен резчиком Джованни ди Пьетро по прозванию Кастельнуово и позолотчиком Джино д'Антонио, при сотрудничестве с ювелиром Николо Тедеско, художником Бартоломео ди Давиде и скульптором Карло ди Андреа Галлетти. Венец опирается на архитрав, украшенный ангелами с гербом Санта-Мария делла Скала, и состоит из двух ангелов-трубачей, расположенных над высоким резным фризом, с пустой нишей в центре, В этой нише ранее находились три полихромные терракотовые скульптуры работы Карло ди Андреа Галлетти, выполненные в 1518-1519 гг. и изображающие св. Архангела Михаила, царя Давида и св. Архангела Рафаила, которые сейчас находятся в Национальной пинакотеке Сиены. Вверху статуя Богородицы Благовествующей (XV в.) из резного дерева, установленная с подложным картушем в более позднее время вместо ныне утраченной статуи Галлетти с тем же сюжетом. Это один из старейших существующих органов, который сохранил почти неизменными свои первоначальные звуковые и эстетические характеристики.
26.
DSC_0956-14

Первоначально на втором алтаре справа находилась картина Антонио Назини с изображением св. Франциска Римского, которая была утрачена, На ее месте сейчас мы видим расписной крест, изготовленный в XIV в.
27.
DSC_0956-15

В первом алтаре справа находится Успение Марии (Пьетро Лукателли, 1676). Масло по холсту.
28.
DSC_0956-09

При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.