Сиена. Музейный комплекс Санта-Мария-делла-Скала. Часть 3

Согласно известной легенде, госпиталь Санта-Мария-делла-Скала был основан в 898 г. сапожником по имени Сороре. На самом деле больница возникла при епископальной церкви и первоначально управлялась канониками Дуомо.
1.
Map_of_Siena

В XIX в. были проведены значительные реставрационные работы, в ходе которых, с одной стороны, помещения были приспособлены к меняющимся потребностям больницы, а с другой — восстановлен или воссоздан стиль XIV-XV вв. в соответствии с модным тогда неоготическим вкусом. Необычайное богатство учреждения часто проявлялось в художественных произведениях, над которыми работали величайшие сиенские живописцы и скульпторы; в результате больничный комплекс стал третьим главным художественным центром города после Палаццо Пубблико и Сиенского собора. Сегодня в помещениях госпиталя представлена лишь малая часть его выдающегося художественного наследия: многие картины находятся в Национальной картинной галерее, а другие, например фрески на фасаде, были утрачены.
2.
DSC_0739-2

Привожу план помещений 4 уровня музейного комплекса. В дальнейшем я буду ссылаться на этот план с указанием номеров помещений.
3.
DSC_0823

Часовня Реликвий (Капелла дель Манто) [6]
Часовня справа от атриума была построена во второй половине XIV в. для размещения реликвий (Священный гвоздь, мощи св. Августина и св. Марцеллина и реликвии из императорского дворца в Константинополе), приобретенных в 1359 г. в Венеции и остававшихся здесь до момента их переноса в Старую ризницу [2] (ок. 1444). Внутри часовни реликвии хранились в больших ящиках, запертых тяжелыми железными замками. Доступ в часовню тогда осуществлялся через дверь, выходящую на площадь перед собором. Напротив входа, на задней стене, находилась фигура Девы Милосердия, предмет особого почитания, которая была заменена в 1444 г. второй фреской на ту же тему, написанной Доменико ди Бартоло, быстро ставшей объектом почитания и хранившейся здесь до 1610 г., когда она также была перенесена в Старую ризницу, где и находится до сих пор. Первоначальный вход уступил место стрельчатому окну с видом на фасад собора. В капелле, кроме того, под алтарем Мадонны с мантией хранились останки бл. Сороре, легендарного основателя госпиталя. Погребенные там по желанию настоятеля Буццичелли, они долгое время были предметом поклонения наряду с реликвиями и также были перенесены в Старую ризницу.

Три пролета часовни разделены крестовыми сводами: первые два пролета в 1370 г. расписали фресками Кристофоро ди Биндоччо и Мео ди Перо, а в третьем в 1513 г., по указанию Пандольфо Петруччи, правителя Сиены и настоятеля собора, Доменико Беккафуми создал еще две важные работы: люнет с фреской, изображающей Встречу у Золотых ворот, и панно с Троицей и святыми Космой, Иоанном Крестителем, Иоанном Богословом и Дамианом, которое в настоящее время хранится в Национальной художественной галерее Сиены. Вместо этой фрески в люнете написан «Вид на Рим», созданный Бартоломео ди Давидом, соратником Беккафуми, который должен был стать фоном для скульптурной группы (ныне утраченной), изображающей Рождество Христово. С 1608 г., после того как Мадонна в мантии и мощи были перенесены, часовня использовалась как вестибюль больницы, а затем, вплоть до 1970-х годов, как помещение для оказания первой помощи.
4.
DSC_0805

Встреча у Золотых ворот (Доменико Беккафуми, 1513). Фреска. Несмотря на то, что это одна из самых ранних известных работ художника, он демонстрирует здесь уже сложившиеся характерные и узнаваемые черты своего стиля: плавность движений фигур, широкие цветовые поля, наполненные контрастными цветами, часто с переливами, выразительность фигур. В центре фигуры Иоакима и Анны наклоняются друг к другу, сцепляя руки и повторяя криволинейный ход люнета. Сцена происходит недалеко от Золотых ворот Иерусалима, едва заметных справа. Свидетелями сцены становятся представители разных миров: справа — женщины, подобные Анне, в том числе особенно красивая молодая фигура с выраженной мускулатурой, почти буквально цитирующая люнеты Сикстинской капеллы Микеланджело, а слева — пастухи и собака, спутники Иоакима. Один из пастухов протягивает руку, указывая на другое чудо, связанное с пожилой парой: явление ангела Иоакиму, которое побудило его прервать добровольное изгнание.
5.
DSC_0800

Св. Екатерина Александрийская (Липпо Ванни, ок. 1370). Св. мученик (Якопо ди Мино дель Пелличчиайо, ок. 1370). Фрески.
6.
DSC_0802

Св. Антоний на троне (Кристофоро ди Биндоччо и Мео ди Перо, ок. 1370). Фреска.
7.
DSC_0803

Панорамный вид на город Рим (Бартоломео ди Давид). Эта фреска должна была стать фоном для скульптурной группы (ныне утраченной), изображающей Рождество Христово.
8.
DSC_0804

Нижние части арок пролетов, обращенных наружу, в 1370 г. Кристофоро ди Биндоччо и Мео ди Перо расписали фресками с изображением различных святых и учителей церкви, большинство из которых теперь видны благодаря недавним реставрационным работам.
9. Св. Августин. Св. Григорий
DSC_0805-1

Иль Пасседжио [7]
Из Зала паломников можно попасть в «иль Пасседжио», огромное и светлое помещение, которое на протяжении веков была местом встреч в больнице. Самое раннее свидетельство о его строительстве относится к 1379 г., когда было решено «продублировать» Зал Паломников второй комнатой, примыкающей к нему. Ценное свидетельство фрески Доменико ди Бартоло «Пеллегринайо с больным» позволяет нам предположить, что первоначально эта комната была перекрыта балками. Вероятно, крестовая сводчатая крыша относится к началу XVI в., а входные двери в залы Сан-Пио [8], Сан-Леопольдо [10] и Сан-Джузеппе [9] — к следующему столетию. Вдоль длинной стены зала размещено несколько скульптурных групп.
10.
DSC_0815-1

Избиение младенцев (Маттео ди Джованни, 1482). Темпера и золото по дереву. Самыми яркими произведениями позднего творчества Маттео ди Джованни, вне сомнения, являются алтарные картины с изображением «Избиения младенцев». В течение одного десятилетия Маттео несколько раз обращался к этой библейской теме. Сегодня картина «Избиение младенцев» существует в трёх вариантах. Один был написан для неапольской церкви Санта Мария а Формелло, другой для сиенской церкви Санта Мария деи Серви, третий для сиенской церкви Сан Агостино. Перед нами находится последний вариант. Картина полна динамики и психологического напряжения. Леденящая душу сцена избиения детей со всем её натурализмом и ужасными подробностями частично нивелируется у Маттео детишками, которые с интересом наблюдают эту резню через арку так, словно это не страшное преступление, а какой-то спектакль, вроде средневековых мистерий, разыгрываемых на городских площадях.
11.
DSC_0825

Св. Фома (Мариано ди Аньоло Романелли, ок. 1378-1382). Мрамор.
12.
DSC_0821

Св. Варфоломей (Ландо ди Стефано, ок. 1378-1382). Мрамор.
13.
DSC_0820

Св. Петр (Лоренцо ди Пьетро по прозванию Веккьетта, 1460-1462). Каррарский мрамор. Перенесена из Лоджии дела Мерканция.
14.
DSC_0815

Св. Виктор (Антонио Федериги, 1459). Каррарский мрамор. Перенесена из Лоджии дела Мерканция.
15.
DSC_0817

Зал Сан Пио [8]
Это очень большое помещение служило лазаретом больницы до 1975 г., когда комплекс Санта-Мария-делла-Скала был превращен в музей. Сегодня здесь выставлено несколько крупноформатных картин разных периодов, происходящих либо из монастырей, ораториев и церквей, разрушенных в эпоху Наполеона или после Рисорджименто, либо из бывшей резиденции губернатора города в период Медичи, либо из Палаццо Публико, а также из собственных коллекций бывшей больницы Санта-Мария-делла-Скала. Среди этих картин есть две основополагающие работы для истории сиенской академической живописи XIX в.: «Последние дни сиенской свободы» и незаконченная «Нерон взирает на горящий Рим». В этом зале время от времени проводятся временные выставки. Во время моего посещения здесь параллельно проводилась памятная выставка, посвященная столетнему юбилею архитектурной и художественно-промышленной школы Баухауз.
16.
DSC_0854

Последние дни сиенской свободы (Пьетро Альди, 1882). Масло по холсту. Это произведение имеет огромную художественную ценность и большое символическое значение для Сиены. Оно было приобретено муниципалитетом Рима в 1883 г. по случаю Международной выставки изящных искусств, где пользовалась большим успехом у критики и посетителей. С 1988 г. картина была выставлена в Палаццо Публико. Большой холст размером 475×245 см задуман с видом снизу и очень искусным перспективным разрезом. Сцена происходит перед Капеллой ди Пьяцца на площади Пьяцца дель Кампо и показывает, как одни женщины заняты уходом за ранеными, а другие молятся Мадонне; воины изображены измученными и сидящими, а на заднем плане мы видим носилки, на которых одного из раненых переносят в Палаццо Публико. Серые тона изображения вызывают у зрителя чувство глубокой печали, которая эффектно вызывает растерянность всего города из-за неминуемой утраты свободы. Художник будто бы участвует в драматургии события, оставив свою подпись на камнях, среди пятен только что пролитой бойцами крови.
17.
DSC_0828

Нерон, созерцающий пожар в Риме (Пьетро Альди, 1887). Масло по холсту. Художник готовил большую картину размером 482×285 см «Нерон, созерцающий пожар в Риме» специально для Всемирной выставки в Париже 1889 г. Однако живописец в мае 1888 г. в возрасте 36 лет скончался до её открытия от воспаления лёгких и полотно так и осталось незавершенным.
18.
DSC_0830

Пьета и св. Иоанн Богослов, св. Бернардин и св. Фома (Астольфо Петрацци, 1640). Масло по холсту.
19.
DSC_0832

Явление Богородицы св. Роху (Симондио Салимбени, 1603). Масло по холсту.
20.
DSC_0836

Мученичество святых Иакова и Филиппа (Стефано Вольпи). Масло по холсту.
21.
DSC_0838

Чудо св. Элигия (Рутилио Манетти). Масло по холсту. Перенесено из ныне разрушенной церкви Сан-Пьетро-ин-Банчи.
22.
DSC_0840

Непорочное зачатие (Рутилио Манетти, 1629). Масло по холсту. Перенесено из церкви Сан-Николо.
23.
DSC_0841

Молитва св. Карла Борромео (Франческо Рустичи (https://it.wikipedia.org/wiki/Francesco_Rustici), ок. 1600-1610). Масло по холсту. Перенесено из церкви Сан-Дезидерио.
24.
DSC_0844

Эпизоды из жизни сиенского блаженного Джованни Коломбини (Приамо делла Кверча, ок. 1440). Фреска с использованием зеленой земли.
25.
DSC_0845

Чистилище (Пьетро Сорри, ок. 1600-1610). Масло по холсту. Перенесено из оратория Суффраджио, являющегося склепом коллегиальной церкви Санта-Мария-ин-Провенцано.
26.
DSC_0846

Пятидесятница (Пьетро Сорри, 1608). Масло по холсту.
27.
DSC_0848

Раненный адмирал Гаспар де Колиньи доставлен домой гугенотами (Джорджо Вазари, 1573). Масло по холсту. Копия фрески, рассказывающей о Варфоломеевской ночи, из Зала Региа в Ватикане.
28.
DSC_0851

При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.