Согласно известной легенде, госпиталь Санта-Мария-делла-Скала был основан в 898 г. сапожником по имени Сороре. На самом деле больница возникла при епископальной церкви и первоначально управлялась канониками Дуомо.
1.
В XIX в. были проведены значительные реставрационные работы, в ходе которых, с одной стороны, помещения были приспособлены к меняющимся потребностям больницы, а с другой — восстановлен или воссоздан стиль XIV-XV вв. в соответствии с модным тогда неоготическим вкусом. Необычайное богатство учреждения часто проявлялось в художественных произведениях, над которыми работали величайшие сиенские живописцы и скульпторы; в результате больничный комплекс стал третьим главным художественным центром города после Палаццо Пубблико и Сиенского собора. Сегодня в помещениях госпиталя представлена лишь малая часть его выдающегося художественного наследия: многие картины находятся в Национальной картинной галерее, а другие, например фрески на фасаде, были утрачены.
2.
Привожу план помещений 4 уровня музейного комплекса. В дальнейшем я буду ссылаться на этот план с указанием номеров помещений.
3.
Часовня Реликвий (Капелла дель Манто) [6]
Часовня справа от атриума была построена во второй половине XIV в. для размещения реликвий (Священный гвоздь, мощи св. Августина и св. Марцеллина и реликвии из императорского дворца в Константинополе), приобретенных в 1359 г. в Венеции и остававшихся здесь до момента их переноса в Старую ризницу [2] (ок. 1444). Внутри часовни реликвии хранились в больших ящиках, запертых тяжелыми железными замками. Доступ в часовню тогда осуществлялся через дверь, выходящую на площадь перед собором. Напротив входа, на задней стене, находилась фигура Девы Милосердия, предмет особого почитания, которая была заменена в 1444 г. второй фреской на ту же тему, написанной Доменико ди Бартоло, быстро ставшей объектом почитания и хранившейся здесь до 1610 г., когда она также была перенесена в Старую ризницу, где и находится до сих пор. Первоначальный вход уступил место стрельчатому окну с видом на фасад собора. В капелле, кроме того, под алтарем Мадонны с мантией хранились останки бл. Сороре, легендарного основателя госпиталя. Погребенные там по желанию настоятеля Буццичелли, они долгое время были предметом поклонения наряду с реликвиями и также были перенесены в Старую ризницу.
Три пролета часовни разделены крестовыми сводами: первые два пролета в 1370 г. расписали фресками Кристофоро ди Биндоччо и Мео ди Перо, а в третьем в 1513 г., по указанию Пандольфо Петруччи, правителя Сиены и настоятеля собора, Доменико Беккафуми создал еще две важные работы: люнет с фреской, изображающей Встречу у Золотых ворот, и панно с Троицей и святыми Космой, Иоанном Крестителем, Иоанном Богословом и Дамианом, которое в настоящее время хранится в Национальной художественной галерее Сиены. Вместо этой фрески в люнете написан «Вид на Рим», созданный Бартоломео ди Давидом, соратником Беккафуми, который должен был стать фоном для скульптурной группы (ныне утраченной), изображающей Рождество Христово. С 1608 г., после того как Мадонна в мантии и мощи были перенесены, часовня использовалась как вестибюль больницы, а затем, вплоть до 1970-х годов, как помещение для оказания первой помощи.
4.
Встреча у Золотых ворот (Доменико Беккафуми, 1513). Фреска. Несмотря на то, что это одна из самых ранних известных работ художника, он демонстрирует здесь уже сложившиеся характерные и узнаваемые черты своего стиля: плавность движений фигур, широкие цветовые поля, наполненные контрастными цветами, часто с переливами, выразительность фигур. В центре фигуры Иоакима и Анны наклоняются друг к другу, сцепляя руки и повторяя криволинейный ход люнета. Сцена происходит недалеко от Золотых ворот Иерусалима, едва заметных справа. Свидетелями сцены становятся представители разных миров: справа — женщины, подобные Анне, в том числе особенно красивая молодая фигура с выраженной мускулатурой, почти буквально цитирующая люнеты Сикстинской капеллы Микеланджело, а слева — пастухи и собака, спутники Иоакима. Один из пастухов протягивает руку, указывая на другое чудо, связанное с пожилой парой: явление ангела Иоакиму, которое побудило его прервать добровольное изгнание.
5.
Св. Екатерина Александрийская (Липпо Ванни, ок. 1370). Св. мученик (Якопо ди Мино дель Пелличчиайо, ок. 1370). Фрески.
6.
Св. Антоний на троне (Кристофоро ди Биндоччо и Мео ди Перо, ок. 1370). Фреска.
7.
Панорамный вид на город Рим (Бартоломео ди Давид). Эта фреска должна была стать фоном для скульптурной группы (ныне утраченной), изображающей Рождество Христово.
8.
Нижние части арок пролетов, обращенных наружу, в 1370 г. Кристофоро ди Биндоччо и Мео ди Перо расписали фресками с изображением различных святых и учителей церкви, большинство из которых теперь видны благодаря недавним реставрационным работам.
9. Св. Августин. Св. Григорий
Иль Пасседжио [7]
Из Зала паломников можно попасть в «иль Пасседжио», огромное и светлое помещение, которое на протяжении веков была местом встреч в больнице. Самое раннее свидетельство о его строительстве относится к 1379 г., когда было решено «продублировать» Зал Паломников второй комнатой, примыкающей к нему. Ценное свидетельство фрески Доменико ди Бартоло «Пеллегринайо с больным» позволяет нам предположить, что первоначально эта комната была перекрыта балками. Вероятно, крестовая сводчатая крыша относится к началу XVI в., а входные двери в залы Сан-Пио [8], Сан-Леопольдо [10] и Сан-Джузеппе [9] — к следующему столетию. Вдоль длинной стены зала размещено несколько скульптурных групп.
10.
Избиение младенцев (Маттео ди Джованни, 1482). Темпера и золото по дереву. Самыми яркими произведениями позднего творчества Маттео ди Джованни, вне сомнения, являются алтарные картины с изображением «Избиения младенцев». В течение одного десятилетия Маттео несколько раз обращался к этой библейской теме. Сегодня картина «Избиение младенцев» существует в трёх вариантах. Один был написан для неапольской церкви Санта Мария а Формелло, другой для сиенской церкви Санта Мария деи Серви, третий для сиенской церкви Сан Агостино. Перед нами находится последний вариант. Картина полна динамики и психологического напряжения. Леденящая душу сцена избиения детей со всем её натурализмом и ужасными подробностями частично нивелируется у Маттео детишками, которые с интересом наблюдают эту резню через арку так, словно это не страшное преступление, а какой-то спектакль, вроде средневековых мистерий, разыгрываемых на городских площадях.
11.
Св. Фома (Мариано ди Аньоло Романелли, ок. 1378-1382). Мрамор.
12.
Св. Варфоломей (Ландо ди Стефано, ок. 1378-1382). Мрамор.
13.
Св. Петр (Лоренцо ди Пьетро по прозванию Веккьетта, 1460-1462). Каррарский мрамор. Перенесена из Лоджии дела Мерканция.
14.
Св. Виктор (Антонио Федериги, 1459). Каррарский мрамор. Перенесена из Лоджии дела Мерканция.
15.
Зал Сан Пио [8]
Это очень большое помещение служило лазаретом больницы до 1975 г., когда комплекс Санта-Мария-делла-Скала был превращен в музей. Сегодня здесь выставлено несколько крупноформатных картин разных периодов, происходящих либо из монастырей, ораториев и церквей, разрушенных в эпоху Наполеона или после Рисорджименто, либо из бывшей резиденции губернатора города в период Медичи, либо из Палаццо Публико, а также из собственных коллекций бывшей больницы Санта-Мария-делла-Скала. Среди этих картин есть две основополагающие работы для истории сиенской академической живописи XIX в.: «Последние дни сиенской свободы» и незаконченная «Нерон взирает на горящий Рим». В этом зале время от времени проводятся временные выставки. Во время моего посещения здесь параллельно проводилась памятная выставка, посвященная столетнему юбилею архитектурной и художественно-промышленной школы Баухауз.
16.
Последние дни сиенской свободы (Пьетро Альди, 1882). Масло по холсту. Это произведение имеет огромную художественную ценность и большое символическое значение для Сиены. Оно было приобретено муниципалитетом Рима в 1883 г. по случаю Международной выставки изящных искусств, где пользовалась большим успехом у критики и посетителей. С 1988 г. картина была выставлена в Палаццо Публико. Большой холст размером 475×245 см задуман с видом снизу и очень искусным перспективным разрезом. Сцена происходит перед Капеллой ди Пьяцца на площади Пьяцца дель Кампо и показывает, как одни женщины заняты уходом за ранеными, а другие молятся Мадонне; воины изображены измученными и сидящими, а на заднем плане мы видим носилки, на которых одного из раненых переносят в Палаццо Публико. Серые тона изображения вызывают у зрителя чувство глубокой печали, которая эффектно вызывает растерянность всего города из-за неминуемой утраты свободы. Художник будто бы участвует в драматургии события, оставив свою подпись на камнях, среди пятен только что пролитой бойцами крови.
17.
Нерон, созерцающий пожар в Риме (Пьетро Альди, 1887). Масло по холсту. Художник готовил большую картину размером 482×285 см «Нерон, созерцающий пожар в Риме» специально для Всемирной выставки в Париже 1889 г. Однако живописец в мае 1888 г. в возрасте 36 лет скончался до её открытия от воспаления лёгких и полотно так и осталось незавершенным.
18.
Пьета и св. Иоанн Богослов, св. Бернардин и св. Фома (Астольфо Петрацци, 1640). Масло по холсту.
19.
Явление Богородицы св. Роху (Симондио Салимбени, 1603). Масло по холсту.
20.
Мученичество святых Иакова и Филиппа (Стефано Вольпи). Масло по холсту.
21.
Чудо св. Элигия (Рутилио Манетти). Масло по холсту. Перенесено из ныне разрушенной церкви Сан-Пьетро-ин-Банчи.
22.
Непорочное зачатие (Рутилио Манетти, 1629). Масло по холсту. Перенесено из церкви Сан-Николо.
23.
Молитва св. Карла Борромео (Франческо Рустичи (https://it.wikipedia.org/wiki/Francesco_Rustici), ок. 1600-1610). Масло по холсту. Перенесено из церкви Сан-Дезидерио.
24.
Эпизоды из жизни сиенского блаженного Джованни Коломбини (Приамо делла Кверча, ок. 1440). Фреска с использованием зеленой земли.
25.
Чистилище (Пьетро Сорри, ок. 1600-1610). Масло по холсту. Перенесено из оратория Суффраджио, являющегося склепом коллегиальной церкви Санта-Мария-ин-Провенцано.
26.
Пятидесятница (Пьетро Сорри, 1608). Масло по холсту.
27.
Раненный адмирал Гаспар де Колиньи доставлен домой гугенотами (Джорджо Вазари, 1573). Масло по холсту. Копия фрески, рассказывающей о Варфоломеевской ночи, из Зала Региа в Ватикане.
28.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.