Согласно известной легенде, госпиталь Санта-Мария-делла-Скала был основан в 898 г. сапожником по имени Сороре. На самом деле больница возникла при епископальной церкви и первоначально управлялась канониками Дуомо.
1.
В XIX в. были проведены значительные реставрационные работы, в ходе которых, с одной стороны, помещения были приспособлены к меняющимся потребностям больницы, а с другой — восстановлен или воссоздан стиль XIV-XV вв. в соответствии с модным тогда неоготическим вкусом. Необычайное богатство учреждения часто проявлялось в художественных произведениях, над которыми работали величайшие сиенские живописцы и скульпторы; в результате больничный комплекс стал третьим главным художественным центром города после Палаццо Пубблико и Сиенского собора. Сегодня в помещениях госпиталя представлена лишь малая часть его выдающегося художественного наследия: многие картины находятся в Национальной картинной галерее, а другие, например, упомянутые выше фрески на фасаде, были утрачены.
2.
Привожу план помещений 4 уровня музейного комплекса. В дальнейшем я буду ссылаться на этот план с указанием номеров помещений.
3.
Старая ризница [2]
Старая ризница, также известная как Капелла Святого Гвоздя (Cappella del Sacro Chiodo), была построена с правой стороны церкви Сантиссима Аннунциата около 1444 г., гранича с центральным коридором больницы. Она предназначалась для хранения драгоценных реликвий, приобретенных больницей около столетия назад и до тех пор хранившихся в Капелле дель Манто [6]. Среди них выделялся Священный Гвоздь, который, как полагают, произошел от Животворящего Креста, на котором находилась дощечка с надписью INRI, которая сегодня находится в соборе Колле Валь д’Эльса. Планировка и убранство ризницы отражали, в соответствии с канонами эпохи Возрождения, обновленную культуру ее заказчика, ректора Джованни Буццичелли, а также недавние флорентийские и ломбардские работы художника Лоренцо Веккьетта, автора важного цикла фресок, который работал здесь с декабря 1446 г. по сентябрь 1449 г.
4.
Сегодня здесь также находится отдельная фреска Мадонны дель Манто, или Мадонны делла Мизерикордия. Написанная Доменико ди Бартоло в 1444 г., фреска происходит из капеллы дель Манто и перенесена сюда в 1610 г. Фреску тогда не отделили (технология в те времена была неизвестна), а разрезали на три части, одновременно со стеной, служившей ей опорой. Центральная часть была установлена под балдахином эпохи Возрождения, поддерживаемым двумя коринфскими колоннами, где она находится до сих пор. Два других фрагмента, не поместившиеся под сенью, были установлены за фигурой Богородицы. Они были найдены в 1969 г. во время реставрации Мадонны. Тонкая цветная пленка с каждого из трех фрагментов фрески была отделена и перенесена на более подходящую полиэфирную основу. Затем центральная часть была переустановлена на место, отведенное ей в начале XVII в., а два боковых фрагмента были переданы на хранение в Национальную пинакотеку Сиены, где они выставлялись до последних лет. Именно в контексте создания Музейного комплекса Санта-Мария-делла-Скала эти два фрагмента соединились в Старой ризнице с фигурой Богородицы, от которой они никогда не должны были быть отделены.
5.
Доменико ди Бартоло возобновляет тему Девы Милосердия в том виде, в каком она была представлена в Сиене около столетия. Богородица сидит в косом, а не фронтальном положении. Мы видим Мадонну, восседающую на троне, слева от которой изображены религиозные персонажи, а справа — светские. Папе и императору, преклонившим колени у подножия престола, доверена особая роль: один преподносит Богородице Церковь, другой — Скипетр.
6.
В каждом из двух сохранившихся боковых фрагментов под огромным покровом Богородицы также изображены светские и религиозные персонажи. Несмотря на присущую им красоту, эти части произведения имеют необычный характер, поскольку в каждой из них без различия присутствуют мужские и женские персонажи. Среди священнослужителей в левом фрагменте можно узнать ректора больницы Джованни Буццичелли, одетого в темную мантию и шляпу того же оттенка. В монахе, стоящем позади настоятеля, определяют фигуру бл. Сороре, легендарного основателя госпиталя.
7.
В правом фрагменте некоторые исследователи опознали Петру (или Франческу), жену ректора Джованни Буццичелли.
8.
Вокруг реликвии Святого Гвоздя, самого почитаемого предмета среди приобретенных больницей, была разработана весьма сложная и запоминающаяся иконографическая программа с настенными росписями, изображающими христологический цикл с Символами веры и ссылками на Новый и Ветхий Завет.
9.
10.
В центре потолка можно увидеть большую фигуру Христа в окружении ангелов, вокруг которого разворачивается весь живописный цикл; по бокам расположены панели с евангелистами, а выше и ниже Христа — Учителя Церкви и пророки.
11.
Все фрески в люнетах были расписаны Веккьеттой в 1446-1449 гг. Некоторые фрески в люнетах сильно повреждены; их фотографии приводить нет смысла. В силу этого идентификация некоторых сюжетов сделана с большими допущениями. Всего люнетов в Старой ризнице десять (по три вдоль длинных стен, по два — вдоль коротких). Осмотрим их по часовой стрелке, начиная с левой стены относительно входа.
12.
1. Бог-Отец, творец неба и земли. Благословение Христа, завернутого в Плащаницу. Ниже Сотворение Адама и Евы в молитве. Три друга Даниила в горящей печи
13.
2. Благовещение и Рождество. Внизу сильно испорченный эпизод, возможно, Весть о рождении Самсона.
14.
3. Страсти Иисуса. Моисей, показывающий бронзового змея еврейскому народу.
15.
4. Сошествие Христа в Лимбо. Ниже сильно поврежденная фреска, возможно, Освобождение Лота.
16.
5. Фреска была полностью утрачена.
6. Фреска очень сильно повреждена. Воскресение и вознесение Иисуса на небо (?). Иона во чреве кита (?).
7. Страшный суд. Видение Даниилом огненной колесницы
17.
8. Троица и Слава в Иерусалимском храме. Жертвоприношение Соломона.
18.
9. Фреска была полностью утрачена.
10. Олицетворение веры в вечную жизнь (?). Пять разведчиков из колена Дана.
19.
Сокровищница Санта-Мария-делла-Скала
28 мая 1359 г. в Венеции был составлен дарственный акт на коллекцию ценных реликвий, которую купец по имени Пьетро ди Джунта Торреджиани приобрел в Константинополе примерно двумя годами ранее. Дарение, подтвержденное как оригиналом документа, обнаруженного в больнице, так и копиями XVIII в., было оформлено как пожертвование, чтобы избежать обвинения в симонии, в присутствии Пьетро ди Джунта Торреджиани и его сына Антонио, с одной стороны, и с другой — адвокат больницы Андреа ди Грация. Цена покупки была определена в размере 3000 флоринов, на которые можно была бы купить дюжину ферм или построить в городе дворец. Реликвии прибыли в больницу морем и были выставлены на всеобщее обозрение в октябре 1359 г. Согласно списку в первоначальном документе о дарении, коллекция включала реликвии Страстей Христовых, Честного Креста Господня, Девы Марии и многих других святых, хотя первым предметом, указанным в документе, является Евангелие в драгоценной обложке из золота, эмали и полудрагоценных камней.
В ознаменование годовщины прибытия реликвий была заказана кафедра для их публичного показа на Пьяцца Дуомо. Кафедру можно увидеть на фреске, изображающей раздачу милостыни в Зале для паломников, и на рисунке фасада, выполненном Джироламо Макки, «величайшим писателем больницы», под номером 7 с надписью «Каменный балкон, где когда-то были освящены мощи, выполнен в 1364 г.», хотя балкон был разрушен еще во времена Макки. Реликвии, первоначально хранившиеся в часовне дель Манто, специально приспособленной для этой цели, были уложены в сундуки и закрыты двойными замками. Сейчас предметы из сокровищницы Санта-Мария-делла-Скала помещены в двенадцать витрин и постоянно выставлены в музее.
20.
Реликварий руки св. Власия (Горо ли Сер Нероччо, 1447). Чеканное серебро, частичная позолота, выемчатые эмали черного и красного цвета, полупрозрачная эмаль синего, розового, коричневого и желтого цветов. Рука-мощевик св. Констанции (сиенский ювелир, начало XVIII в.). Чеканное и резное серебро.
21.
Акт дарения реликвий больнице Санта-Мария-делла-Скала (нотариусАльбертино Пастеллини де Пастеллисом, Венеция, 28 мая 1359 г.). Чернила на пергаменте.
22.
Витрина с различными реликвариями. Центральное место занимает Реликварий Святого гвоздя (сиенский ювелир, 1360-1380). Литое, гравированное и позолоченное серебро, горный хрусталь, синяя, красная и черная выемчатая эмаль, полупрозрачная эмаль. Реликварий был изготовлен сиенским ювелиром, который, вдохновленный Джованни Пизано, создал основание с красивыми ножками в форме льва, соединив части вероятного происхождения из-за Альп, выемчатые эмали и два бокала из горного хрусталя венецианского производства. Он считается самой важной реликвией больницы. Для всех материалов характерны изысканные фигурки перегородчатой эмали типично византийской техники, драгоценные рельефы с тиснением, предметы с драгоценными камнями в оправе, стеклянной пастой, жемчугом и филигранными материалами.
23.
Четыре схожих реликвария: св Феодора, св. Фомы, Страстей Христовых и апостола св. Андрея (римский ювелир, 1720-1739). Позолоченная бронза и медь, резное и чеканное серебро, стекло.
24.
Евангелие (Константинополь, конец XI — начало XII в.). Оклад Евангелия (венецианская и византийская мастерские, конец X и начало XIV в.). Позолоченное серебро и перегородчатая эмаль. Монументальная евангельская книга, содержащая уроки, извлеченные из Евангелий за весь богослужебный год, составленная из 318 листов пергамента. Он содержит миниатюры четырех евангелистов, а также многочисленные миниатюры, украшенные преимущественно растительными и животными мотивами, созданными в конце XI в. в Константинополе в монастырских мастерских. Две пластины крышки выполнены из позолоченного серебра на деревянной основе и содержат золотые пластины с эмалями. На лицевой стороне в центре изображено Сошествие Христа в ад. На обратной стороне — Вознесение и фигура благословляющего Христа в окружении Богородицы и св. Иоанна Богослова.
25.
Реликварии бл. Амброджо Санседони, Истинного Креста, свв. Петра, Павла, Варфоломея и Иоанна Евангелиста и апостола св. Филиппа (начало XVII в.). Чеканное и точеное серебро, горный хрусталь. Чаша (сиенский ювелир, 1694). Литое, чеканное и частично позолоченное серебро. Чаша (Марко Гамберуччи, 1699). Серебро литое, чеканное, точеное и частично позолоченное. Чаша (сиенский ювелир, II половина XVII в.). Тисненое и частично позолоченное серебро.
26.
Реликварии св. Меркурио Арете и св. Гиацинта (II половина XVIII в.). Чеканное серебро, резное дерево, стекло.
27.
Реликварий св. Марии Египтянки и св. Евфросиньи (1620-1639). Резьба по дереву, чеканное серебро, стекло. Реликварий св. Андромахи (1620-1639). Резьба по дереву, чеканное серебро, стекло.
28.
Бюст-реликварий св. Кристины (сиенский ювелир, начало XV в.). Чеканная, резная и позолоченная медь, резное и точеное серебро, полупрозрачные эмали синего, зеленого, желтого, коричневого и пурпурного цветов. Бюст-реликварий св. Антония аббата (Джованни Турино, начало XV в.). Чеканная, резная и позолоченная медь. Бюст-реликварий св. Стефана (сиенский ювелир, начало XV в.). Чеканная, резная и позолоченная медь.
29.
Различные небольшие реликварии.
30.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.