Согласно известной легенде, госпиталь Санта-Мария-делла-Скала был основан в 898 г. сапожником по имени Сороре. На самом деле больница возникла при епископальной церкви и первоначально управлялась канониками Дуомо.
1.
Из самого раннего документа с его упоминанием, датируемого 1090 г., следует, что строение использовалось и как ксенодохий, и как приют для иностранцев, в основном паломников и путников, которые шли по Виа Франчиджена и останавливались в госпитале Сиене, то есть месте помощи и благотворительной поддержки для самых обездоленных и неимущих.
2.
Для строительства госпиталя был выбран южный конец вершины холма, на котором стоит Сиенский собор, вдоль городского участка Виа Франциджена, с использованием трех римских искусственных террас, приспособленных для строительства поселения.
3.
На госпиталь возлагался целый ряд функций, от ухода за больными до приюта для бедных и заботы о брошенных детях в качестве сиротского приюта, но прежде всего он был важен как место приема паломников, с которыми была связана большая часть богатств, проходивших через город в Средние века. В выполнении этих функций госпиталь с самого начала поддерживался городскими властями, приобретя со временем, в том числе благодаря значительным наследствам и милостыням, весьма значительный вес в экономике и политике государства: наделенный собственной автономной и четко выстроенной организацией, он стоял во главе огромного комплекса аграрных владений, достигшего своего пика в XIV-XV вв., следы которого до сих пор часто встречаются в гербах с лестницей и крестом, часто встречающихся на укрепленных фермах сиенской территории ("гранс"). Благотворительную деятельность в больнице вели св. Екатерина Сиенская (вторая половина XIV в.) и св. Бернардин (XV в.).
4.
Прозвище "делла Скала" восходит к XII в. и напоминает об особом месте перед ступенями главной церкви. Позднее сложилась легенда, согласно которой больница была основана по видению матери бл. Сороре, в котором чудесная лестница приветствовала брошенных детей в рай.
5.
Первоначально управление госпиталем было поручено каноникам собора, а затем монахам. Около 1300 г. он получил свой первый юридический статут, составленный монахом-августинцем бл. Агостино Новелло. Постепенно госпиталь секуляризировался и в XV в. перешел под непосредственный контроль муниципалитета. Больница продолжала свою деятельность до 1995 г. С этого момента, освободившись от последних больничных отделений, старая больница с более чем тысячелетней историей гостеприимства и помощи оказалась в центре большого культурного проекта, который предусматривал ее реставрацию с целью превращения в многофункциональный музейный и культурный центр.
6.
С художественной точки зрения самое древнее ядро здания находится в центре нынешнего фасада, у центрального портала: здесь Пьетро и Амброджо Лоренцетти написали не сохранившийся до нашего времени цикл фресок "Истории Богородицы" (1335).
7.
Около 1257 г. к первоначальному зданию была пристроена церковь Сантиссима Аннунциата, построенная из тесаного камня, в 1290 г. — дворец ректора (справа) и в 1298 г. — дом делле Бальи (Приют для сирот) (слева). Церковь была увеличена в высоту в 1467-1471 гг., с открытием десяти ренессансных окон, которые можно увидеть на фасаде. В последующие столетия последовали внутренние и внешние перестройки.
8.
В 1643 г. на фасаде установили часы, изготовленные сиенским часовщиком Саллюстио Барили. Механизм часов был оснащен клиновым спуском (замененным столетие спустя анкерным спуском) и одной часовой стрелкой; куранты били каждые шесть часов.
9.
В XIX в. были проведены значительные реставрационные работы, в ходе которых, с одной стороны, помещения были приспособлены к меняющимся потребностям больницы, а с другой — восстановлен или воссоздан стиль XIV-XV вв. в соответствии с модным тогда неоготическим вкусом. Необычайное богатство учреждения часто проявлялось в художественных произведениях, над которыми работали величайшие сиенские живописцы и скульпторы; в результате больничный комплекс стал третьим главным художественным центром города после Палаццо Пубблико и Сиенского собора. Сегодня в помещениях госпиталя представлена лишь малая часть его выдающегося художественного наследия: многие картины находятся в Национальной картинной галерее, а другие, например, упомянутые выше фрески на фасаде, были утрачены.
10.
Восстановление здания продолжается и в настоящее время, планируется реализовать различные музейные функции, сохранив при этом особую многофункциональность, характерную для здания с момента его основания.
11.
Я осмотрел только помещения самого верхнего, четвертого, уровня, выходящего непосредственно на Пьяцца дель Дуомо, на котором сосредоточено ценное и обширное художественное наследие: великолепный "Пеллегринайо", расписанный в XV в. фресками Лоренцо ди Пьетро по прозвищу Веккьетта, Доменико ди Бартоло и Приамо делла Кверча, капелла Манто, Старая ризница, капелла Мадонны и церковь Сантиссима Аннунциата, а также реликвии и золото из сокровищницы Санта Мария делла Скала. В дальнейшем я буду ссылаться на этот план с указанием номеров помещений.
12.
Зал приема паломников [11]
Паломнический зал (Пеллегринио) — самое интересное и драгоценное помещение всего музейного комплекса. Построенный примерно в 1320-1330 гг., он был отремонтирован около 1380 г. и оснащен нынешним крестовым сводом в начале 1400-х гг. Затем в 1440-1444 гг. он был расписан фресками различных художников, сохранив важный цикл, восхваляющий миссию больницы. Фрески Пеллегринио не только представляют собой цикл XV в., отличающийся большой оригинальностью и очарованием, но также являются уникальным в Европе иконографическим свидетельством больничной жизни того времени с подробными описаниями костюмов, предметов и архитектурных декораций. Первоначально это место было построено, чтобы оказать приют многочисленным паломникам, путешествующим по Сиене (отсюда и название). Однако в XV в. ему было решено отвести роль приемного зала госпиталя, а затем на протяжении столетий выполнять самые разнообразные функции. До 1995 г. здесь была больничная палата.
13.
Паломнический зал состоит из шести пролетов, первый из которых украшен фрагментарно, а последний датируется примерно 1570 г. с добавленными в то же время фресками. Архитектурно зал состоит из круглых крестовых сводов, опирающихся на кронштейны с оригинальными коринфскими деревянными капителями, в которых, как и в продольной структуре зала, явно чувствуется влияние другой стороны Альп.
14.
Паломнический зал содержит один из самых важных циклов фресок Сиены XV в., над которым работали Доменико ди Бартоло, Пьетро д'Акиле Кроджи, Приамо делла Кверча, Веккьетта и, после 1570 г., Джованни ди Рафаэле Навеси; он иллюстрирует миссию больницы, часто с уникальными в Европе сценами повседневной жизни больницы изнутри, которые представляют собой выдающиеся исторические и художественные документы.
Истории бл. Сороре (Веккьетта, 1441). Фреска. На фреске художник изобразил сон матери легендарного основателя госпиталя Сороре, которая еще до его рождения предвидела благотворительное призвание своего сына и его ответственность за основание престижного больничного учреждения. В центре фрески больничный брат преклоняет колени перед протоиереем; жест его руки говорит нам о том, что он рассказывает о видении. Некоторые ученые предполагают, что этим братом может быть сам Сороре. Согласно преданиям, укрепившимся со временем, Сороре был легендарным сапожником, основавшим больницу Санта-Мария-делла-Скала. Дети, оставленные на попечение больницы ("геттателли"), изображены поднимающимися по лестнице к Богородице, чтобы подчеркнуть религиозное воспитание, которое дается в Санта-Марии. За сценой наблюдают богато одетые вельможи и религиозные деятели, которые интерпретируются по-разному: фигуры с длинными бородами под левой аркой могут быть ветхозаветными книжниками, но более вероятно, что это конкретные люди того времени, сыгравшие важную роль в истории Сиены и госпиталя. Под аркой справа протоиерей дает брату деньги за ребенка (намек на подкидышей), забота о которых входила в обязанности госпиталя, который дергает священника за мантию. Триумфальная арка украшена ложными рельефами, изображающими Адама и Еву, Каина и Авеля, — явный намек на первородный грех, источник всех зол. Помимо Мазолино, Веккьетта для этой картины обращается к флорентийской культуре начала XV в. в целом и к Паоло Уччелло и Мазаччо в частности.
15.
Строительство стен больницы (Доменико ди Бартоло, 1442-1443). Фреска. Несмотря на записи в платежной книге, эту сцену далеко не просто интерпретировать с точки зрения задействованных фигур. Легенда (которая, как и другие, могла быть искажена в XVIII в.) гласит о раздаче милостыни епископом и канониками. В центре фрески изображена группа всадников, среди которых мы можем, опираясь на легенду, идентифицировать епископа верхом на муле в знак смирения, в компании священнослужителей и, на переднем плане, элегантного военного капитана, движется к оживленной строительной площадке. На земле мастер-каменщик чертит циркулем, а строители переносят корзины с кирпичами на строительные леса — вероятно, речь идет о постоянном развитии и строительстве больницы. Справа фигура в длинном синем одеянии протягивает больничному брату деньги, а с другой стороны в сцене присутствуют знатные особы. Архитектура на заднем плане имеет определенный готический оттенок.
16.
Бл. Агостино Новелло вручает настоятелю свой хабит (Бл. Агостино Новелло посвящает в сан ректора госпиталя) (Приамо делла Кверча, 1442). Фреска. В этом эпизоде показано посвящение в сан ректора больницы августинским монахом бл. Агостино Новелло, который, по неподтвержденной традиции, был автором первого устава больницы, составленного в 1305 г. На самом деле в госпитале уже давно избирались ректоры, поэтому изображение следует считать чисто символическим, призванным достойно представить сразу же ставшую очень популярной фигуру этого знаменитого сиенского блаженного, связанного с госпиталем. Под величественной лоджией, которая, возможно, относится к временному сооружению, возведенному за пределами собора в ознаменование визита в город папы Евгения IV, бл. Агостино Новелло в сопровождении каноников и священнослужителей собирается облачить преклонившего перед ним ректора в veste buia, темную рясу, означающую смирение, которая заменила бы роскошную одежду, которую он носил до своего избрания. Среди богато одетых фигур, наблюдающих за происходящим слева, — мужчина с длинной бородой и в высокой шляпе, опознанный как византийский император Иоанн VIII Палеолог, который в то время находился в Италии для участия в Ферраро-Флорентийском соборе, созванном Евгением IV. На другой стороне изображен нищий, опирающийся на палку. На заднем плане прорисованы здания епископского дворца, фасад собора и его порталы, а также нищие и женщины, раздающие милостыню. Фреска, богатая описательными элементами, написана Приамо делла Кверча, братом знаменитого скульптора Якопо делла Кверча, чей стиль стремится подражать работам Веккьетты и Доменико ди Бартоло, возможно, с менее впечатляющим результатом.
17.
Папа Целестин III предоставляет больнице автономию (Папа Евгений IV вручает больнице индульгенцию) (Доменико ди Бартоло, 1442). Фреска. Сцена представляет собой один из фундаментальных моментов в жизни сиенского больничного учреждения, а именно момент разрешения — пусть даже временного — "спора" между канониками собора и монахами-мирянами, которые работали в больнице ежедневно, с абсолютной самоотдачей. Через одну из своих булл (1193) папа Целестин III фактически согласился с мирянами, предоставив братьям привилегию самим вести свои дела, в том числе выбирать своего ректора. Доменико ди Бартоло помещает эту сцену в грандиозную декорацию, перекликающуюся как с полом кафедрального собора, так и со зданиями на фреске Амброджо Лоренцетти в Палаццо Пубблико, изображающей благое правление. На основании платежной квитанции, в которой фреска описывается как дарование индульгенции, и пергамента с псалмом, обращенным к Пресвятой Деве, сцена может быть идентифицирована как вручение индульгенции папой Евгением IV ректору больницы Карло д'Аньолино Бартоли. Взойдя на престол, папа вручает документ настоятелю больницы, стоящему перед ним на коленях. Свидетелями этой сцены являются многочисленные элегантно одетые священнослужители и дворяне, которые занимают центральную часть фрески. Художник, казалось, сосредоточил особое внимание на характерах различных персонажей — ярко выраженных и, следовательно, вероятно, современных художнику — а также на изысканной, драгоценной и, прежде всего, строго модной одежде того времени.
18.
Оплата труда кормилиц зерном (Пьетро д'Акиле Кроджи и Джованни ди Рафаэле Навеси, 1575-1577). Фреска. Оплата труда кормилиц деньгами (Пьетро д'Акиле Кроджи и Джованни ди Рафаэле Навеси, 1575-1577). Фреска. Из-за расширения Зала паломников в сторону долины, фрески на стене окна, написанные Пьетро ди Джованни д'Амброджио в 1440 г., были уничтожены. Между 1575 и 1577 гг. двум художникам, которые также привлекались госпиталем для мелких работ в церкви и других помещениях, было поручено украсить последний отсек зала. Хотя две картины, выполненные в четыре руки, не отличаются особо высоким качеством, они представляют определенный иконографический интерес. По сути, на них изображен момент выплаты кормилицам, выкармливавшим подкидышей и за это получающим жалование в виде определенного количества зерна из больничных "амбаров" или денег, которые казначеи пунктуально заносили в больничные реестры. Удлиненные фигуры, монументальная архитектура и общая композиция сразу же напоминают стиль флорентийской живописи позднего маньеризма, и, по-видимому, намерение художников состояло в том, чтобы сценографически передать работу больницы в пользу брошенных детей.
19.
20.
Уход за больными (Доменико ди Бартоло, 1440-1441). Фреска. Это, без сомнения, одна из самых известных фресок в Пеллегринио. Вместе с другими сценами на правой стене, на ней изображены действия, происходящие в больнице и хозяйственных постройках, изображенные в мельчайших деталях. Критики определили две комнаты, пересекающиеся в центре сцены, как нынешние Пасседжио [7] и зал Сан-Пио [8]. Благодаря внимательному прочтению этой картины ученые смогли создать точную реконструкцию некоторых помещений госпиталя. Фреска также иллюстрирует строгие законодательные нормы, регулирующие лечение и уход за больными, с толпой врачей, священнослужителей и слуг, выполняющих свои многочисленные обязанности. В центре хирург в своем характерном красном плаще собирается оперировать сидящего мужчину, которого вытирают насухо и накрывают одеялом после того, как он дочиста вымоется. За происходящим наблюдают ректор в черной шляпе и коричневом плаще, а также несколько прихожан. Слева второй врач, целитель, изучает мочу в стеклянной склянке и показывает ее студенту, в то время как наставник паломников, одетый в типичный головной убор братьев, бережно укладывает пациента на носилки. На противоположной стороне монах-августинец принимает исповедь пациента, в то время как двое слуг несут носилки, накрытые черной тканью с гербом больницы. На фреске также изображен ряд повседневных предметов, часто упоминаемых в документах и использование которых было убедительно подтверждено археологией. Деревянная крыша была заказана для Зала паломников в XV в. настоятелем Карло д'Аньолино, который позже стал епископом Сиены и чей фамильный герб изображен над сценой.
21.
Раздача милостыни (Доменико ди Бартоло, 1441). Фреска. Эта фреска, как и предыдущая, подробно иллюстрирует правила, закрепленные в самом раннем уставе больницы, составленном на латыни и итальянском языках в 1305 г. Больница должна была обеспечивать нуждающихся, раздавая хлеб. Целые буханки раздавались один раз в неделю семьям, которые были бедными или переживали трудные времена (так называемым "стыдящимся" беднякам), а ломти хлеба, оставшиеся от питания больничного сообщества и пациентов, раздавались в больнице несколько раз в неделю. Действие происходит внутри церкви Сантиссима Аннунциата, которая в XV в. служила главным входом в больницу. Здесь мы также видим конкретные отсылки к реальной архитектуре, такие как балдахин, под которым святые мощи больницы представлялись населению на соборной площади 25 марта. Брат, стоящий у двери, раздает помеченный символом больницы хлеб разношерстной толпе, в которую входят паломники (один из них носит шляпу с ракушкой и ликом св. Иакова), нищие, калеки и обездоленные матери, в то время как молодому человеку в центре фрески выдают одежду. Слева вперед выходит благородная фигура в сопровождении двух пажей, один из которых держит сокола. Перед этой фигурой снимает шляпу ректор госпиталя.Было высказано предположение, что эта фигура, возможно, является юношеским идеализированным портретом императора Сигизмунда, умершего в 1437 г.
22.
Прием, воспитание и замужество "дочери госпиталя" (Доменико ди Бартоло, 1441-1442). Эта сцена также свидетельствует о деятельности госпиталя, регламентированной уставом XIV в.: прием, уход, воспитание, обучение и брак брошенных детей. На самом деле больница не ограничивалась приемом "геттателли", а должна была следить за ними на протяжении всей их жизни, предоставляя воспитанникам возможность выбора: посвятить себя другим или создать семью вне дома и таким образом полностью интегрироваться в общество. В левой части фрески мы видим территорию больницы, предназначенную для женщин и подкидышей, с центром во внутреннем дворе, вокруг которого располагались различные палаты, в которых мальчики и девочки проводили свое детство вместе под надзором кормилиц, матрон и прислуги, выполняющих свои повседневные обязанности. Сурового вида учитель, одетый в красное, преподает свои уроки, в то время как другие дети играют. Справа совершеннолетие девочки-воспитанницы завершается моментом ее замужества, отмечаемым под пристальным взглядом воспитателя, который держит в руке небольшой мешочек с ее приданым (которое часто состоит из одежды и аксессуаров, сделанных девочками своими руками). В толпе зевак есть хмурая фигура, которую держат за запястья. Было высказано предположение, что, как и в других деталях фрески, он может содержать отсылку к проповедям св. Бернардино, который утверждал, что празднование свадьбы — это единственный способ предотвратить угрозу содомии.
23.
Раздача милосердия в маленьком дворике (Обед для нищих) (Доменико ди Бартоло, 1443-1444). Фреска. Окно (ныне заколоченное) прямо в центре люнета, к сожалению, обезобразило эту последнюю фреску цикла. В этой сцене изображено еще одно официальное предписание, обязывающее больницу готовить еду для бедных. В центре настоятель приветствует обедающего бедняка, в то время как слева слуга приносит еду в медной миске, получив указания от управляющего. Действие, вероятно, происходит в Маленьком дворике больницы, отведенном для проведения праздничных мероприятий, который, как показывают недавние исследования, располагался вдоль Зала паломников, между нынешними залами св. Пия [8] и св. Леопольда [10]. Фреска является ценным источником для реконструкции планировки обеденной зоны с ее деревянными столами, расставленными в виде подковы, типом используемого столового белья и графинов и, в частности, чрезвычайно разнообразным составом бедняков, которых кормили. Они варьировались от бедных дворян, переживающих трудные времена ("стыдящихся" бедняков), до больных бедняков, бедных паломников и нищих-попрошаек. Доменико ди Бартоло обращает внимание на изысканную одежду некоторых персонажей, различные детали столовой и ярко выраженную центральную перспективу, подчеркнутую элегантными колоннами, капителями, арками и карнизами.
24.
Своды Пеллегринио были расписаны фресками со святыми в арках и пророками в сводах болонским художником Агостино ди Марсилио в период с 1440 по 1462 г.
25. Пророки Даниил, Малахия, Иезекииль и Захария
26. Пророки Иеремия, Елисей, Илия и Исаия
27. Пророки Иов, Соломон, Товий и Давид
28. Пророки Моисей, Самсон, Иисус Навин и Ной
29. Пророки Иаков, Мелхиседек, Исаак и Аврам
30. Последний свод был оформлен в XVI в.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.