Сиена. Пинакотека. Часть 4

Главный государственный музей Сиены — Пинакотека занимает площади палаццо Бриджиди (XIV в.) и палаццо Буонсиньори (XV в.), восстановленных в XIX в. в стиле пуризма. Здесь хранится фундаментальная коллекция произведений сиенской школы живописи с XIII по XVII век, а также картины, ранее находившиеся в Академии изящных искусств. Пинакотека начала принимать посетителей в 1932 г.
1.

Третий этаж посвящен шедеврам Дуччо Буонинсенья, Симоне Мартини, братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Джованни ди Паоло и Сано ди Пьетро, а также художникам, наиболее чувствительным к эпохе Возрождения, таким как Сассетта, Веккьетта, Маттео ди Джованни и Франческо ди Джорджио Мартини. В качестве примечания: некоторые выставляемые экспонаты в залах периодически меняются на другие, поэтому описание залов может не полностью совпасть с увиденным в каждый текущий момент (даже наверняка не совпадет).
2. План третьего этажа

В залах 8 и 11 представлены художники XIV в. на пороге XV в., среди которых выделяется Андреа Ванни.

Зал 8. Лоренцетти и последователи
В этом зале выставлено несколько примечательных полиптихов, которые нельзя пропустить.
3.

Полиптих Сан-Джусто (Пьетро Лоренцетти и помощники, 1332). Темпера и золото по дереву. Происходит из церкви Сан-Джусто в Сиене. В центральной панели изображена фигура Богородицы, стоящей вполоборота и держащей Иисуса на руках. Он извивается в объятиях Матери и подносит руку ко рту — жест, значение которого еще предстоит расшифровать (возможно, Он ест кусочек фрукта, который держит в другой руке). Мария обеспокоенно смотрит на него. Святые в боковых панелях распложены в двух уровнях. Апостолы Петр и Павел, как и положено, обрамляют главную сцену. Наблюдая за центральной группой, они занимают ближайшие к ней места, как бы устанавливая иерархическую близость, позволяющую им быть привилегированными свидетелями сцены, причем на лучших, по их мнению, местах. Фигура св. Иулиании (левая панель), которую можно узнать по ветке лилий в руке, представляет собой самый великолепный портрет святых в этом алтарном образе. Помимо мимолетной красоты ее совершенного овального лица, ее серьезного и затаенного взгляда, объекта неописуемых эмоций, наблюдателя завораживает великолепие невероятного хроматизма ее одежд. Присутствие св. Иуста (правая панель), покровителя города Триест и со-покровителя Вольтерры, объясняется тем, что полиптих предназначался для главного алтаря одноименной церкви в Сиене. Восемь фигур святых (апостолов и пророков) в верхнем регистре относятся к мастерской Пьетро Лоренцетти. В частности, можно узнать апостола св. Варфоломея с саблей, орудием его мученической смерти, которую он держит в правой руке. В верхней части алтарной композиции изображена восхитительная сцена Благовещения с воздушной голубизной, прекрасно обыгрывающая ее положение с точки зрения "снизу вверх". Это один из шедевров перспективы, созданных в первой половине XIV в. В медальоне, который подводит итог Благовещению, проявляется едва заметная фигура. На фоне золотого ореола выделяется лишь контур головы: это сам Бог, который, непосредственно участвуя в таинственном событии Воплощения, управляет, благодаря своему главенствующему положению на вершине полиптиха, всем изображением.
4.

Мадонна с Младенцем со св. Кларой, св. Иоанном Крестителем, св. Августином и св. Франциском (полиптих №58) (Якопо ди Мино дель Пелличиайо, ок. 1340-1350). Темпера и золото по дереву. Происхождение полиптиха неизвестно. В центральной панели изображена "Богородица с младенцем". Младенец держит свиток с надписью "Я есмь путь и истина и жизнь". В спандрелях оживальной арки центральной панели: четыре ангела в поклонении. На боковых панелях представлены (слева направо): св. Клара, св. Иоанн Креститель, св. Августин и св. Франциск. В центральном куспиде сцена Распятия. В боковых куспидах (слева направо): Ангел, св. Павел, св. Рох, Ангел.
5.

Св. архангел Михаил на троне между св. Антонием Аббатом и св. Иоанном Крестителем (Анджело Пуччинелли, ок. 1375). Темпера и золото по дереву. Происхождение неизвестно. Архангел Михаил, вознесенный на престол, расположен фронтально в центре алтарной композиции, на сидении без спинки. На нем доспехи и меч, обозначающие его как предводителя небесного ополчения ангелов Добра. У его ног лежит, буквально разорванный на куски, истекающий кровью монстр, символ Зла, над которым он только что одержал победу. Одеяния, которые носит архангел, не ограничиваются его доспехами. Тонкая ткань, покрывающая колени архангела, почти точно воспроизводит золотые парчовые лампасы, украшенные медальонами, фениксами, драконами или гепардами, которые изготавливались в Лукке во второй половине XIV в. Слева от Михаила — св. Антоний Аббат, одетый в темную одежду отшельника, несет, как и положено, свой посох в форме тау, форму которого также иногда сравнивают с Крестом Христовым, а в левой руке — Книгу Священного Писания и колокольчик. На правой панели мы видим св. Иоанна Крестителя, одетого в звериную шкуру, покрытую красным плащом. Он несет свиток, в котором мы можем прочитать слова, произнесенные им в пустыне "вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира", и, прежде всего, сочетая жест и слово, он обозначает Христа, помещенного в центральный куспид над Михаилом. В боковых куспидах устроена сцена Благовещения.
6.

Распятие (Андреа Ванни, последняя четверть XIV в.). Темпера и золото по дереву. Происходит из церкви Альберино возле Порта-Овиле. Вероятно, это центральный отдел верхней части большого полиптиха. Любопытные соотношения пропорций определяют масштаб изображенных фигур. Христос на кресте меньше, чем три фигуры, скорбящие о его смерти. Точно так же две фигуры в боковых панелях больше, чем в центральной. Роль, которую обычно отводят масштабу фигур в изображении, здесь кажется перевернутой, придавая непропорционально большое значение боковым фигурам за счет их размера. Этот необычный и неожиданный прием, хотя и создает поразительный эффект, трудно объяснить в данном контексте. В боковых отделениях Распятия изображены два неизвестных пророка. Между арками в трифолиях два полуростовых пророка, также не идентифицированные.
7.

Христос на кресте с оплакивающими, в смирении, Богородицей и св. Иоанном Богословом (Паоло ди Джованни Феи, ок. 1398-1399). Темпера и золото по дереву. Происхождение неизвестно. В 2003 г. в запасниках Гражданского музея Сиены было обнаружено панно, датируемое, по-видимому, концом XVII или началом XVIII в. Некачественно выполненная и находящаяся в плохом состоянии сохранности, панель изображала Христа на кресте в окружении св. Франциска и св. Екатерины Сиенской. В ходе реставрации после деликатного удаления живописного слоя XVII в. и последующей терпеливой очистки тонкой цветной пленки, относящейся к XIV в., вновь появилось произведение, которое является одной из вершин творчества Паоло ди Джованни Феи. Главная иконографическая особенность этой работы связана с тем, что два персонажа — Мария и св. Иоанн, которых мы привыкли видеть в сценах распятия стоящими у подножия креста, здесь изображены сидящими на земле Голгофы. Их позы и жесты вызывают раскаяние, даже большее, чем страдание и боль, которые обычно выражаются, когда они присутствуют в этом важнейшем эпизоде Страстей. Христос пригвожден к кресту, перекладина которого кажется выделенной особым образом благодаря композиции: представленный в верхней части изображения, параллельно поверхности живописной опоры, он лишен титла с традиционной надписью "INRI", поскольку он должен был находиться за пределами поля изображения. Бледный цвет плоти распятого человека, его закрытые глаза и общая дряблость отяжелевшего тела говорят о том, что жизнь покинула его, хотя кровь продолжает обильно сочиться из его ран. По обе стороны от креста мы видим двух ангелов, только что вырвавшихся из облака, о чем свидетельствуют два небольших облачка, видимые на нижней стороне их одеяний цвета бархатцев. Мы не можем не заметить темную полосу, которая, подчеркивая внешнюю форму крыльев, также является знаком траура, постигшего их, в соответствии с иконографией, хорошо укоренившейся в этот период.
8.

Св. Анна и Мадонна с младенцем (Лука ди Томме, 1367). Темпера и золото по дереву. Происходит из церкви капуцинов в Сан-Квирико-д'Орча. На центральной панели изображена сцена, напоминающая тип фигуры, называемый в Италии "Св. Анна Меттерца", что можно перевести как "Св. Анна втроем". Иконографически св. Анна доминирует над своей дочерью Марией (здесь она сидит на коленях матери и изображена в меньшем масштабе); Мария, в свою очередь, держит на коленях своего сына Иисуса. Созданная таким образом иерархия призвана подчеркнуть характер матери Марии, которая, таким образом, поставлена у истоков родства. На боковых панелях изображены: св. Екатерина Александрийская, несущая колесо с шипами, орудие ее пыток, и пальму мученичества; св. Иоанн Креститель: слова, начертанные на филактерии (свитке), которую он держит в левой руке, взяты из Евангелия от Иоанна, правой рукой он делает благословляющий жест в сторону Христа; св. Антоний Аббат, вечный отшельник, опирающийся на свой тау-образный посох, и св. Агнесса, которую не сопровождает ягненок, являющийся ее отличительным иконографическим знаком; в правой руке она держит цепочку, с конца которой свисает кольцо, похоже, в форме сердца. В центральном тимпане изображен св. Андрей, присутствие которого здесь удивляет (скорее можно было бы ожидать благословляющего Христа), и который, как оказалось, не является работой Луки ди Томме; возможно, замена произошла в конце XIX в. при передаче произведения в Пинакотеку. Известно также, что во время реконструкции полиптиха позолоченная деревянная отделка была существенно переработана. На четырех боковых тимпанах изображены евангелисты со своими символами: св. Марк со львом, св. Матфей с ангелом, св. Лука с быком и св. Иоанн с орлом.
9.

Скала делла Пиа. Недавно появилась возможность взглянуть на красивую старинную винтовую лестницу, построенную из кирпича и расположенную в одном из углов зала №8. Лестница имеет собственное название "делла Пиа" в честь Пиа де Толомеи, легендарной жены владельца дворца Нелло Панноччиески, которая на самом деле никогда не была замужем за ним. Пиа де Толомеи была сиенской дворянкой, отождествляемой, согласно традиции, с древними комментариями "Божественной комедии", с Пиа, упомянутой Данте в пятой песни "Чистилища". Согласно первым флорентийским комментаторам Данте, чтобы избавиться от своей первой жены Пиа де Толомеи и жениться на Маргарите Альдобрандески, Нелло Паннччиески совершил женоубийство, заставив Пиа выпасть из окна замка Пьетра. Сейчас на лестницу можно только взглянуть сверху, но не пройтись по ней.
10.

Зал 9. Лоджия третьего этажа
В лоджии, опоясывающей колодец внутреннего дворика, выставлено несколько старинных скульптур.
11.

Св. Фома Аквинский (сиенский скульптор начала XIV в., ок. 1323). Резное дерево. Происходит из церкви Сан-Доменико. Св. Фома Аквинский — систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель Церкви, основатель томизма; с 1879 г. признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога.
12.

Св. Бернардин Сиенский (Джованни ди Паоло). Витраж, цветное стекло. Св. Бернардин Сиенский — францисканский миссионер и итальянский священник, вместе со св. Иоанном Капистранским основавший бернардинскую ветвь францисканцев (обсервантов).
13.

Св. Франциск (Агостино ди Джованни). Мрамор. Происходит из городских ворот на площади Сан-Франческо. Св. Франциск Ассизский — богослов и философ, учредитель названного его именем нищенствующего ордена — ордена францисканцев. Знаменует собой перелом в истории аскетического идеала, а потому и новую эпоху в истории монашества.
14.

Мадонна с Младенцем (Джованни ди Агостино). Мрамор. Происходит из городских ворот на площади Сан-Франческо. Сын Агостино ди Джованни, Джованни ди Агостино в 1340 г. стал главным строителем Сиенского собора.
15.

Св. Елизавета Венгерская (Агостино ди Джованни). Мрамор. Происходит из городских ворот на площади Сан-Франческо. Св. Елизавета Венгерская — дочь венгерского короля Андраша II, католическая святая, францисканская терциарка, известная своей благотворительностью.
16.

Зал 10. Капелла (капеллина) дворца Буонсиньори
В коридоре между этими комнатами можно увидеть небольшую часовню в стиле барокко, ранее служившую обитателям древней дворянской резиденции. Поразительно, но информации об этой капелле в Интернете почти что нет.
17.

Образ "Мадонна с младенцем и св. Иоанном" (Якопо Алессандро Кальви (?), ок. 1774) встроен в лепную нишу над алтарем маленькой капеллы
18.

Свод капеллы украшен лепниной с изображением голубя Святого Духа в центре и херувимами по краям.
19.

Зал 11. Таддео и Андреа ди Бартоло
Зал №11 в основном посвящен произведениям Таддео ди Бартоло и Андреа ди Бартоло, работавшим на границе XIV и XV вв.
20.

Мадонна на троне с Младенцем и св. Филиппом и св. Иаковом (Андреа ди Бартоло, ок. 1391-1410). Темпера и золото по дереву. Происхождение неизвестно. Богородица в величии (Маэста), то есть восседающая на троне как Царица Небесная, держит на коленях своего благословляющего сына. В этот пограничный период между XIV и XV вв. соблюдается обычная иконография для такого рода сцен, хотя, на первый взгляд, никакие признаки, кроме лица Марии, не подтверждают аллюзию на драматическое событие Страстей Христовых. Однако при ближайшем рассмотрении этот внешне спокойный ребенок бросает перед собой взгляд, полный страдания, и прячет в левой руке щегла, символизирующего Страсти. На левой панели изображен апостол св. Филипп, чья личность не подтверждается никакими иконографическими признаками, кроме часто упоминаемого сходства с Христом. На правой панели, держа посох паломника, св. Иаков Зеведеев, в свою очередь, прекрасно узнаваем: хотя раковина морского гребешка, его наиболее частый атрибут, не изображена, св. Иаков несет посох паломника, еще один атрибут, по которому его часто идентифицируют. Некоторые критики называют эту раннюю работу сына Бартоло ди Фреди, несколько вульгарной из-за двух фигур апостолов с пустыми глазами и безыскусной расцветки их одежд.
21.

Богородица в Маэсте с Младенцем и св. Лаврентием, св. Варнавой, св. Августином и св. Ансано (Мартино ди Бартоломео, ок. 1400). Темпера и золото по дереву. Происхождение неизвестно. Судя по его ранним произведениям, Мартино ди Бартоломео прошёл обучение в мастерской Таддео ди Бартоло. На центральной панели полиптиха изображена Богородица с Младенцем, что неудивительно в контексте Сиены, города, который отдал себя под защиту Богородицы с момента победы в битве при Монтаперти 4 сентября 1260 г. Младенец бросает на зрителя задумчивый взгляд, в котором мы склонны прочесть определенную озабоченность. На боковых панелях изображены: св. Лаврентий с молодым лицом и решеткой, на которой он был приговорен к встрече с огнем (но не почувствовал боли!); св. Варнава, спутник св. Павла, в виде пожилого апостола с длинной тщательно расчесанной белой бородой и с оливковой ветвью в руке; св. Августин, одетый в епископскую мантию; св. Ансано, покровитель Сиены, несущий черно-белое двухцветное знамя Сиены, в облике юноши. Отметим, что порядок расположения боковых панелей не всегда соответствовал нынешнему представлению полиптиха.
22.

Поклонение пастухов (Таддео ди Бартоло, 1409). Темпера по дереву. Происходит из церкви Сан-Донато. В свете, нереальном из-за массы черных камней, обрамляющих грот Рождества Христова, два пастуха только что опустились на колени перед колыбелью, где лежит завернутый в пелену новорожденный Младенец. Вифлеемская звезда, которая привела их сюда, парит в воздухе, над животными, которые согревают Младенца свои дыханием. Мария приветствует их жестом руки, а св. Иосиф, чьи апокрифические тексты рассказывают о сомнениях, охвативших его, когда он узнал о чудесной беременности жены, все еще выглядит скептиком; его голова покоится на руке, обозначая неверие. Вдали, то есть здесь же, но в недалеком прошлом, слева от главной сцены, ангел, прилетевший сообщить радостную новость пастухам, только что разбудил их, и мы видим, как они тяжело пробуждаются со сна. Эта небольшая панель была частью пределлы, состоящей из четырех отделений. Описание Поклонения волхвов дано чуть ниже, а Мученичество св. Космы и св. Дамиана в последнее время не экспонируется. Отсутствующий четвертый отсек пределлы располагался в правом конце пределы и, вероятно, представлял обезглавливание двух святых.
23.

Поклонение волхвов (Таддео ди Бартоло, 1409). Темпера по дереву. Происходит из церкви Сан-Донато в Сиене. В этом Поклонении волхвов обстановка, с точки зрения логики, не изменилась с тех пор, как пастухи ушли, чтобы освободить место для царей. Мария, сидевшая на сундуке, теперь занимает возвышенное место и держит Младенца на коленях. Св. Иосиф, в свою очередь, изменил свое отношение и, кажется, гораздо больше заинтересован в волхвах, чем в пастухах из предыдущей сцены. Если в эпизоде с пастухами он спал, положив голову на правую руку, демонстративно не интересуясь происходящим, то теперь он наблюдает за зрелищем с особым вниманием, явно сомневаясь, а то и слегка раздражаясь. Волхвы один за другим приходят преклонить колени у ног Иисуса. Завернутый в пеленки, он, несмотря на свой возраст, уже способен благословить старшего из трех царей, которых мы видим распростертыми перед ним и стремящимися поцеловать его ногу.
24.

Евангелисты св. Марк, св. Иоанн, св. Матфей и св. Лука (Мартино ди Бартоломео, 1391-1410). Темпера по дереву. Венчающие тимпаны разделенного алтаря. Четыре евангелиста, сопровождаемые соответствующими своими символами, являются частью идентичной композиционной схемы. Хотя все они работают за столом (цель художника — представить каждого из них как автора Евангелия), они все видны в разных позах. Св. Марк застигнут за правкой пера с помощью лезвия остро заточенного инструмента, который также используется для внесения исправлений путем соскабливания пергамента. Св. Иоанн погружен в написание текста евангелия. Св. Матфей окунает перо в чернильницу, которую ему вручает Ангел, символически сопровождающий его. Св. Лука проверяет качество кончика своего пера, прежде чем продолжить работу. Таким образом, благодаря вариации деталей сюжета на одну и ту же тему, которое иначе могло бы быть скучным, в панели была внесена форма жизни.
25.

Расписной крест (Таддео ди Бартоло, ок. 1420). Темпера и золото по дереву. Происходит из канцелярии больницы Санта-Мария-делла-Скала. У Креста сохранились три панели в главе креста: две из них находятся по бокам поперечной балки (патибулума), третья — на вершине столба креста. Четвертая, расположенная у подножия креста, ныне отсутствует. На концах поперечной балки слева изображена Богородица Скорбящая, а справа — св. Иоанн, скрывающий свою боль, прикрыв плащом свое лицо. Символическая фигура пеликана, кормящего своего птенца, в верхней части креста, напоминает о жертве, принесенной Иисусом на кресте.
26.

Мадонна на троне со св. Андреем и св. Онуфрием (Бенедетто ди Биндо, 1400-1417). Темпера и золото по дереву. Вероятным первоначальным местоположением полиптиха была Компания оратория св. Онуфрия, пристроенная к церкви Сант-Андреа. Младенец Иисус стоит на коленях Матери, которая изображена как Царица Небесная, восседающая на троне. В одной руке Ребенок держит небольшой свиток, а другой поднимает часть покрывала, служащего головным убором его Матери. Этой же вуалью Мария воспользуется как набедренной повязкой, чтобы скрыть наготу своего сына на Голгофе. Таким образом, мы сталкиваемся с очередным повторением использования символики для обозначения судьбы, которой посвящен Христос на земле. Слева находится апостол св. Андрей с тонким крестом, который является его основным иконографическим символом. Справа св. Онуфрий, чьи изображения на картинах гораздо более редки, является объектом особого почитания в Сиене. Легко узнаваемый, он, однако, иногда может быть перепутан со св. Макарием, другим монахом-одиночкой. Св. Онуфрия обычно изображают в виде старика с бородой, доходящей почти до ног, опирающегося на палку, иногда с короной, положенной на землю перед ним в знак отречения от вещей этого мира. Над аркой центральной панели находятся два небольших медальона в форме клипеев, на которых едва различимы пророки Исайя и Иеремия. Их присутствие, как обычно в таких ситуациях, является своего рода комментарием к основной сцене, которая также является празднованием прихода Мессии: в Ветхом Завете Исайя является автором пророчества, возвещающего о приходе Мессии; Иеремия, в свою очередь, предсказал разрушение Иерусалима, а также изгнание еврейского населения в Вавилон из-за его недостаточной веры.
27.

Св. Матфей и св. Гальгано (Андреа ди Бартоло). Темпера и золото по дереву. Дата и происхождение неизвестны. По всей вероятности, эти две небольшие панели представляют собой два пинакля, венчающих разделенный полиптих. Св. Матфея сопровождает ангел, который является его обычным символическим атрибутом, и который вручает ему чернильницу, в которую апостол, явно находясь в полном вдохновении, рассеянно макает перо. По поводу идентификации второго святого есть принципиальные разногласия. Пояснительная табличка в Пинакотеке сообщает о св. Гальгано; в овале изображена лошадь, которая по легенде, сбросила рыцаря в пыль возле Сиены, а невидимый ангел поднял его на ноги и повел к Монте Сьепи, скалистому холму недалеко от его родного города Кьюздино. В видении он увидел круглый храм на холме, где стояли Иисус и Мария, окруженные апостолами. Впрочем, некоторые исследователи считают, что на правой панели изображена св. Агнесса, опознаваемая благодаря ягненку, которого она держит правой рукой внутри своего рода диска или блюда. На мой взгляд, животное больше похоже на лошадь, нежели на ягненка.
28.

Благовещение со св. Космой и св. Дамианом (Таддео ди Бартоло, 1409). Темпера и золото по дереву. Происходит из церкви аббатства Сан-Микеле-ин-Поджио-Сан-Донато, известная как Аббадия Сан-Донато. На центральной панели мы видим архангела Гавриила, стоящего на коленях перед Богородицей и приветствующего ее жестом правой руки, объявляя Марии о ее чудесном материнстве. В другой руке Гавриил держит оливковую ветвь, которая в данном контексте заменяет более традиционный атрибут — лилию (сиенцы не любили изображать этот цветок, поскольку он также был символом города Флоренции, давнего врага Сиены). Фигура Бога-Отца, окруженного серафимами, хотя и представлена его посланником, виднеющимся чуть ниже, обращается к Марии с жестом благословения, в то время как голубь Святого Духа пикирует на Деву. Это момент свершения мистерии, произносимой архангелом словами, которые мы можем прочесть в промежутке между двумя собеседниками. На боковых панелях изображены два врача — св. Косма и св. Дамиан, покровители хирургов и аптекарей, несущие атрибуты своей профессии. Мученически убитые вместе при Диоклетиане в начале IV в. Святые были названы "бессребрениками", поскольку не брали платы за свои услуги и тем самым привлекли большое количество людей к христианской вере. В верхней части алтарной композиции изображено Успение Богородицы, которую мы видим, согласно традиции, в окружении апостолов, которых она собрала вокруг себя после того, как во время второго посещения архангелом Гавриилом получила извещение о своей смерти. Пределла этого полиптиха включала в себя сцены "Поклонения пастухов", "Поклонения волхвов" (выставлены в этом зале) и "Распятия и побиения камнями свв. Космы и Дамиана" (находится в запасниках Пинакотеки). Четвертая панель, предположительно изображающая обезглавливание двух святых, утеряна.
29.

Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской, св. Иоанн Креститель и св. Антоний Аббат (Микелино да Безоццо, ок. 1420). Темпера и золото по дереву. Происхождение неизвестно. В этой необычной работе, внешний вид которой вызывает воспоминания о германской живописи, Младенец Иисус передает символическое кольцо св. Екатерине Александрийской под присмотром Матери, но последняя не видит этой сцены, отводя взгляд в сторону, который кажется пропитанным недоумением. Два внимательных свидетеля, напротив, с интересом наблюдают за происходящим: св. Иоанн Креститель, которого мы узнаем по его волосатому виду и звериной шкуре, и св. Антоний Аббат, отшельник, опирающийся своими руками на тау-образный посох и сопровождаемый, как это часто бывает, очень маленьким черным поросенком, изображенным не в масштабе. Изображение почти полностью двухмерное. Трон, на котором сидит Богородица, благодаря той же плоской обработке сливается с золотом фона, что вызывает некоторую неопределенность в организации различных плоскостей в пространстве, по которому перемещаются персонажи. Модуляции кьяроскуро (светотени) здесь не играют никакой роли, а лишь создают тонкие вибрации на поверхностях, которые больше заинтересованы в декоративном эффекте, чем в передаче глубины или пространства. Интерес художника больше сосредоточен на линейных ритмах, которые решаются в многочисленных волютах различной кривизны, и на цветовых сочетаниях золотых, красных, синих, черных и розовых телесных тонов.
30.

Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской, св. Иаков, св. Лючия, св. Варфоломей и два ангела (Паоло ди Джованни Феи, ок. 1390-1400). Темпера и золото по дереву. Происхождение неизвестно. На удивление, информации об этом произведении в интернете практически нет. Этот небольшой складной алтарный образ очень напоминает аналогичную работу того же автора, написанную в 1390-1400 гг. и хранящуюся в Академии Каррары. На основании этого можно предположить, что и работа в сиенской Пинакотеке была выполнена приблизительно в те же годы. В центральной панели мы видим сцену Мистического обручения св. Екатерины Александрийской. За передачей Младенцем обручального кольца св. Екатерине наблюдают св. Иаков (слева) и св. Лючия и св. Варфоломей (справа). В верхней части у трона, на котором восседает Мадонна, два ангела. Можно попытаться опознать святых в складных крыльях: по моему мнению, слева изображены св. Иоанн Креститель (козья шкура, картуш) и не определенный мной монах (книга), а справа — св. Антоний Аббат (черная одежда, посох) и св. Иоанн Богослов (старец, книга, ручка).
31.

При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.