Сиена. Музей произведений Дуомо. Часть 5

Музей произведений Дуомо — один из старейших частных музеев, созданных в Италии [43.3176884N 11.3295919E]. Он был основан в 1869 г. поблизости от Сиенского собора с согласия Министерства просвещения, в чрезвычайно плодотворный период великих свершений. Коллекция хранится в помещениях, образовавшихся в результате перекрытия первых трех пролетов правого нефа так называемого Нового Дуомо, строительство которого, начатое в 1339 г., было прекращено после эпидемии чумы 1348 г.
1.
Map_of_Siena

В галерее собраны работы из собора, среди которых выделяется большая часть художественных произведений Дуччо ди Буонинсенья, в том числе общепризнанный шедевр Маэсты, который когда-то украшал главный алтарь собора, и витраж, посвященный Успению Богородицы. Экспонируются скульптуры Джованни Пизано, Донателло, Якопо делла Кверча, Джованни Дюпре и др., которые ранее украшали фасад и были частью убранства собора. Среди живописных работ выделяются произведения Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Якопо делла Кверча, Франческо ди Вальдамбрино, Сано ди Пьетро, Маттео ди Джованни, Доменико Беккафуми и многих других художников.
2.
DSC_0275

При описании музея буду основываться на плане этажей музея. Нумерация помещений соответствует принятой в музее, но может не совпасть с маршрутом обхода залов.
3.
plan1

Зал Центрального портала Дуомо [11]
В соответствии с названием в этом небольшом зале выставлены отдельные элементы, ранее находившиеся в центральном портале собора.
4.
DSC_0500-1

Львы из центрального портала собора (Джованни Пизано, 1285-1296). Мрамор. Эти две протомы, две фигуры львов, были размещены на карнизах главного портала собора. В музейной картотеке оба льва по-прежнему представлены как работы Джованни Пизано. Однако на основании подробного стилистического анализа некоторые исследователи отдают авторство Марко Романо.
5.
DSC_0500-2

Колонна и капитель. Гранит, мрамор.
6.
DSC_0500-3

Колонны портала. Мрамор.
7.
DSC_0500-4

8.
DSC_0500-5

Зал апостолов [12]
Двенадцать мраморных статуй апостолов (школа Джованни Пизано, ок. 1270), собранные в этом зале, заимствованы c колонн центрального нефа кафедрального собора, откуда они были сняты и помещены сначала снаружи, на высоте крыши, а потом были передан на хранение в музей. Большей частью у исследователей опознать персонажей скульптур не получается.

9*. Апостол Петр (3), Апостол Павел (5)
apostles1

Христос-Искупитель и два поклоняющихся ангела (Джованни д’Агостино, ок. 1345). Мрамор. Группа Искупителя и двух поклоняющихся ангелов происходит из портала Валлепиаты, который должен был обеспечить доступ к Дуомо Нуово через правый неф собора, поднявшись по мраморной лестнице с площади Баптистерия.
10.
DSC_0490

11*. Пророк Аггей или Иеремия (4), Св. Иоанн Креститель (5)
apostles2

По современной лестнице из зала Статуй спускаемся к выходу из музея.

12. Гаргульи
DSC_0502

13. Барельеф с ангелом.
DSC_0502-1

14. Барельефы
DSC_0502-2

Церковь Сан-Никколо-ин-Сассо [13]
Церковь Сан-Никколо-ин-Сассо обязана своим происхождением Монна Аньезе ди Орландо Малавольти, когда около 1280 г. она использовала одно из своих владений для строительства небольшой больницы и пристроенной к ней церкви для приема молодых вдов и девочек, беременных и родивших, которых нужно было дать убежище, а также детей, которых нужно было передать в приюты.
15.
DSC_0503

В 1565 г. сооружение перешло в ведение больницы Санта-Мария-делла-Скала, а вскоре после этого церковь была полностью отреставрирована и приняла свой нынешний вид. В конце XVIII в. больница окончательно влилась в Санта-Мария-делла-Скала, а ее помещения были преобразованы в учебное заведение для женщин. Расконсервированная церковь с тех пор использовалась в гражданских целях и лишь в 1995 г. стала частью музея работ Дуомо. Церковь — замечательный образец искусства барокко с аутентичной обстановкой полотен, лепных рельефов и фресок, прекрасно иллюстрирующая эпоху сиенского барокко (I половина XVII в.).
16.
DSC_0503-1

Свод нефа и пресвитерия расписан Историями девы Марии (Джованни Баттиста Джустимиани по прозванию «иль Франчезино», 1642). Изысканную лепнину на сводах выполнил Людовико Казини.
17.
DSC_0515

18.
DSC_0515-1

Осмотр церкви совершим против часовой стрелки, начиная от входа (он же выход из музея).

У входа в нише стоит неопознанная скульптура воина в древнеримском стиле.
19.
DSC_0520

Рождество (Астольфо Петрацци, после 1629). Масло по холсту.
20.
DSC_0519

Распятие (Никколо Торниоли, 1631-1632). Масло по холсту.
21.
DSC_0518

Воскресение (Рутилио Манетти, 1631). Масло по холсту.
22.
DSC_0516

На главном алтаре установлен алтарный образ Богоматерь с младенцем и поклоняющимися св. Лаврентием, св. Григорием, св. Николаем и св. Агнессой (Франческо Ванни, 1608-1609). Масло по холсту.
23.
DSC_0513

Над алтарем находится эмблема св. Бернардина.
24.
DSC_0514

Вознесение (Астольфо Петрацци, ок. 1640). Масло по холсту.
25.
DSC_0512

Пятидесятница (Рутилио Манетти, 1631). Масло по холсту.
26.
DSC_0511

Страшный суд (Рафаэлло Ванни, после 1629). Масло по холсту.
27.
DSC_0508

У входа в церковь в нише статуя женщины в древнеримском стиле.
28.
DSC_0507

В центре устроено напольное надгробие настоятелей церкви (Асканио Кавони Кортонезе).
29.
DSC_0509

При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.