Музей произведений Дуомо — один из старейших частных музеев, созданных в Италии [43.3176884N 11.3295919E]. Он был основан в 1869 г. поблизости от Сиенского собора с согласия Министерства просвещения, в чрезвычайно плодотворный период великих свершений. Коллекция хранится в помещениях, образовавшихся в результате перекрытия первых трех пролетов правого нефа так называемого Нового Дуомо, строительство которого, начатое в 1339 г., было прекращено после эпидемии чумы 1348 г.
1.
В галерее собраны работы из собора, среди которых выделяется большая часть художественных произведений Дуччо ди Буонинсенья, в том числе общепризнанный шедевр Маэсты, который когда-то украшал главный алтарь собора, и витраж, посвященный Успению Богородицы. Экспонируются скульптуры Джованни Пизано, Донателло, Якопо делла Кверча, Джованни Дюпре и др., которые ранее украшали фасад и были частью убранства собора. Среди живописных работ выделяются произведения Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Якопо делла Кверча, Франческо ди Вальдамбрино, Сано ди Пьетро, Маттео ди Джованни, Доменико Беккафуми и многих других художников.
2.
При описании музея буду основываться на плане этажей музея. Нумерация помещений соответствует принятой в музее, но может не совпасть с маршрутом обхода залов.
3.
Зал Центрального портала Дуомо [11]
В соответствии с названием в этом небольшом зале выставлены отдельные элементы, ранее находившиеся в центральном портале собора.
4.
Львы из центрального портала собора (Джованни Пизано, 1285-1296). Мрамор. Эти две протомы, две фигуры львов, были размещены на карнизах главного портала собора. В музейной картотеке оба льва по-прежнему представлены как работы Джованни Пизано. Однако на основании подробного стилистического анализа некоторые исследователи отдают авторство Марко Романо.
5.
Колонна и капитель. Гранит, мрамор.
6.
Колонны портала. Мрамор.
7.
8.
Зал апостолов [12]
Двенадцать мраморных статуй апостолов (школа Джованни Пизано, ок. 1270), собранные в этом зале, заимствованы c колонн центрального нефа кафедрального собора, откуда они были сняты и помещены сначала снаружи, на высоте крыши, а потом были передан на хранение в музей. Большей частью у исследователей опознать персонажей скульптур не получается.
9*. Апостол Петр (3), Апостол Павел (5)
Христос-Искупитель и два поклоняющихся ангела (Джованни д’Агостино, ок. 1345). Мрамор. Группа Искупителя и двух поклоняющихся ангелов происходит из портала Валлепиаты, который должен был обеспечить доступ к Дуомо Нуово через правый неф собора, поднявшись по мраморной лестнице с площади Баптистерия.
10.
11*. Пророк Аггей или Иеремия (4), Св. Иоанн Креститель (5)
По современной лестнице из зала Статуй спускаемся к выходу из музея.
12. Гаргульи
13. Барельеф с ангелом.
14. Барельефы
Церковь Сан-Никколо-ин-Сассо [13]
Церковь Сан-Никколо-ин-Сассо обязана своим происхождением Монна Аньезе ди Орландо Малавольти, когда около 1280 г. она использовала одно из своих владений для строительства небольшой больницы и пристроенной к ней церкви для приема молодых вдов и девочек, беременных и родивших, которых нужно было дать убежище, а также детей, которых нужно было передать в приюты.
15.
В 1565 г. сооружение перешло в ведение больницы Санта-Мария-делла-Скала, а вскоре после этого церковь была полностью отреставрирована и приняла свой нынешний вид. В конце XVIII в. больница окончательно влилась в Санта-Мария-делла-Скала, а ее помещения были преобразованы в учебное заведение для женщин. Расконсервированная церковь с тех пор использовалась в гражданских целях и лишь в 1995 г. стала частью музея работ Дуомо. Церковь — замечательный образец искусства барокко с аутентичной обстановкой полотен, лепных рельефов и фресок, прекрасно иллюстрирующая эпоху сиенского барокко (I половина XVII в.).
16.
Свод нефа и пресвитерия расписан Историями девы Марии (Джованни Баттиста Джустимиани по прозванию «иль Франчезино», 1642). Изысканную лепнину на сводах выполнил Людовико Казини.
17.
18.
Осмотр церкви совершим против часовой стрелки, начиная от входа (он же выход из музея).
У входа в нише стоит неопознанная скульптура воина в древнеримском стиле.
19.
Рождество (Астольфо Петрацци, после 1629). Масло по холсту.
20.
Распятие (Никколо Торниоли, 1631-1632). Масло по холсту.
21.
Воскресение (Рутилио Манетти, 1631). Масло по холсту.
22.
На главном алтаре установлен алтарный образ Богоматерь с младенцем и поклоняющимися св. Лаврентием, св. Григорием, св. Николаем и св. Агнессой (Франческо Ванни, 1608-1609). Масло по холсту.
23.
Над алтарем находится эмблема св. Бернардина.
24.
Вознесение (Астольфо Петрацци, ок. 1640). Масло по холсту.
25.
Пятидесятница (Рутилио Манетти, 1631). Масло по холсту.
26.
Страшный суд (Рафаэлло Ванни, после 1629). Масло по холсту.
27.
У входа в церковь в нише статуя женщины в древнеримском стиле.
28.
В центре устроено напольное надгробие настоятелей церкви (Асканио Кавони Кортонезе).
29.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.