Музей произведений Дуомо — один из старейших частных музеев, созданных в Италии [43.3176884N 11.3295919E]. Он был основан в 1869 г. поблизости от Сиенского собора с согласия Министерства просвещения, в чрезвычайно плодотворный период великих свершений. Коллекция хранится в помещениях, образовавшихся в результате перекрытия первых трех пролетов правого нефа так называемого Нового Дуомо, строительство которого, начатое в 1339 г., было прекращено после эпидемии чумы 1348 г.
1.
В галерее собраны работы из собора, среди которых выделяется большая часть художественных произведений Дуччо ди Буонинсенья, в том числе общепризнанный шедевр Маэсты, который когда-то украшал главный алтарь собора, и витраж, посвященный Успению Богородицы. Экспонируются скульптуры Джованни Пизано, Донателло, Якопо делла Кверча, Джованни Дюпре и др., которые ранее украшали фасад и были частью убранства собора. Среди живописных работ выделяются произведения Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Якопо делла Кверча, Франческо ди Вальдамбрино, Сано ди Пьетро, Маттео ди Джованни, Доменико Беккафуми и многих других художников.
2.
При описании музея буду основываться на плане этажей музея. Нумерация помещений соответствует принятой в музее, но может не совпасть с маршрутом обхода залов.
3.
Галерея статуй [10]
Большинство статуй, выставленных в этом зале, происходят с фасада собора, где их заменили копиями. Менее важную часть составляют фрагменты архитектуры и скульптуры с боковых стен собора, а также интерьера здания, в частности, из разрушенной в XVII в. капеллы Мадонны делле Грацие. Большие кованые ворота, датируемые XV в. и опирающиеся на плутеи (школа Никола Пизано, XIV в.) из пресвитерия Дуомо, делят этот зал на две части. В связи с большим количеством выставленных работ в этом зале, я даю описания только тех, которые мне по тем или иным причинам приглянулись.
4.
I часть галереи статуй
Мадонна с Младенцем, св. Антонием и кардиналом Антонио Касини (Якопо дела Кверча, ок. 1437-1438). Мрамор. Перенесена из капеллы Сан-Себастьяно в соборе.
5.
Мадонна с Младенцем между четырех херувимов (Мадонна Пердоно, Мадонна Прощения) (Донателло, 1457-1459). Мрамор. Перенесена из бокового портала Пердоно Дуомо. Работа выполнена в плоском стиле: Мадонна величественно стоит с Младенцем на руках, а херувимы на заднем плане едва различимы из-за очень низкого рельефа. Оптические исправления, связанные с ракурсом, типичным для творчества Донателло, образцовы: верхний край обрамления имеет стеклянные вставки, как будто он был разбит, и этот эффект иллюзорной трехмерности прекрасно ощутим с точки зрения любого человека, входящего в портал. Даже в музее, чтобы добиться этого эффекта, работу выставляют наклоненной. У Мадонны милое и меланхоличное лицо, которое, как и в других произведениях мастера, кажется, предвещает болезненную судьбу ее сына. Рука Иисуса, полускрытая, покоится на шее матери с большой естественностью и нежностью. Более схематичные херувимы, вероятно, являются работой соавтора.
6.
Благовещение. Рождество. Путешествие волхвов. Поклонение волхвов (школа Никколо Пизано, ок. 1260-1265). Мрамор. Четыре барельефа, изображающие эпизоды из жизни Девы Марии, вероятно, перенесены с кафедры церкви Сан-Джованни Баттиста в Понте-алло-Спино.
7*.
Передняя стенка саркофага с Тритонами и Нереидами (римский скульптор, конец II — начало III в. н.э.). Мрамор. Перенесена из ризницы Сиенского собора.
8.
Крылатый лев евангелиста Марка (ок. 1300-1310). Мрамор. Перенесен с фасада Дуомо, вероятно, из ниши северного столба рядом с окном-розой. Присевший лев держит между передними лапами свиток, содержащий надпись, повторяющую первые два стиха Евангелия от Марка. Статуя евангелиста Марка, связанная с Крылатым львом, утеряна или не поддается опознанию. Поэтому искать ее в зале бесполезно.
9.
Персонификация Церкви среди символов евангелистов (мастерская Джованни Пизано, ок. 1260). Мрамор. Этот прекрасный фрагмент, вероятно, происходит от прежнего главного алтаря собора, найденного под полом здания в 1870 г. во время реставрации мраморного литострата (мозаичного пола) апсиды. Скульптурные мотивы изображают в центре панели, буквально "погруженную в чеканный растительный декор", завуалированную женскую фигуру, олицетворяющую Экклесию в клипее, которая окружена символами четырех евангелистов (фигура Тетраморфа): ангел, крылатый бык, орел и крылатый лев.
10.
Св. Петр (Антонио Федериги, 1457). Мрамор. Перенесен из Лоджии делла Мерканциа в Сиене.
11.
Символ евангелиста Матфея (Урбано да Кортона, 1452). Мрамор. Перенесено из капеллы делла Мадонна делле Грацие.
12.
Предки Христа (Джованни ди Чекко (атр.), ок. 1377). Мрамор. Перенесено с фасада собора.
13.
Св. Бернардин во славе (Урбано да Кортона (атр.), ок. 1452). Мрамор. Растительные мотивы с элегантностью, напоминающей инициалы иллюминированных манускриптов, организуют композицию, используя изгибы для разграничения пространства, отведенного для каждой фигуры. Центральная фигура — св. Бернардин Сиенский, стоящий со сцепленными руками, одетый во францисканский хабит, скрепленный традиционным шнуром, на котором художник изобразил четыре узла вместо традиционных трех. Ангел над ним собирается возложить на голову святого корону. Два ангела обходят его с флангов, их руки лежат на его груди. В верхней части панели изображены символические атрибуты апостолов Луки (бык) и Иоанна (орел). Отсутствие Матфея (ангел) и Марка (лев) позволяет предположить, что этот барельеф был задуман как аналог другой фигуры (св. Екатерины Сиенской?), сопровождаемой их символами.
14.
Св. Виктор (или св. Ансан) (сиенский скульптор, ок. 1320-1330). Мрамор. Перенесено с фасада Дуомо. Скульптура изображает безбородого молодого святого, одетого в тунику, узкую в талии, длиной до колен и покрытую плащом. Левая рука, которая была утрачена, первоначально была вытянута вперед, и, возможно, держала атрибут святого.
15.
Мадонна с Младенцем (Урбано да Кортона, ок. 1451-1459). Мрамор. Работа, выполненная рукой Урбано да Кортона, недавно была признана Мадонной, которая была установлена на фронтоне алтаря Мадонны делле Грацие.
16.
II часть галереи статуй
Джованни Пизано, спроектировавший фасад Сиенского собора, также является автором серии монументальных фигур, которые словно ведут диалог на протяжении всего времени. Вероятно, руководствуясь тем, что после завершения строительства они будут располагаться на определенной высоте, скульптор создал эти различные фигуры, значительно превышающие человеческий рост, с поразительной смелостью, создав ансамбль, который является настоящей вехой в мировой истории скульптуры. Эти статуи, выполненные с такой свободой, что неоднократно давали повод для ссылок на работы Микеланджело, обладают героическим духом, человеческой правдой и беспрецедентной "ужасностью".
17.
Значение сиенских статуй тем более велико, что фасад Дуомо — уникальный в Италии пример монументальной готической скульптуры, интегрированной в единое архитектурное целое. Хотя источником вдохновения для них послужила Франция, статуи, украсившие фасад в период с 1284 по 1295 г., являются одними из самых личных и трогательных работ. Все статуи, за которые полностью или частично отвечал Джованни Пизано, были сгруппированы в первом регистре фасада. Они представляют пророков, пророчиц и философов, все они держат свитки с надписями, связанными с Богородицей, которой посвящен собор.
18.
Волчица, кормящая близнецов (Урбано да Кортона (?), II половина XVII в.). Мрамор. Перенесена с вершины одной из колонн перед фасадом Кафедрального собора.
19.
Ангел благовещения (Ангел с кадилом) (сиенская школа, ок. 1300-1305). Мрамор. Решительно готическая поза ангела, стоящего фронтально, слегка наклонив туловище назад, образуя заостренную арку, элегантна и напоминает силуэты статуэток из слоновой кости, чьи вытянутые изгибы сдерживаются скульптурным материалом. Его руки, лишенные теперь предплечий, не позволяют с уверенностью определить характер жеста и действия, в котором он участвует. На него надета элегантно украшенная далматика. Голова, которая не является оригиналом и плохо сочленяется с телом, приписывается Тино да Камаино. Как и у большинства скульптур на фасаде, которые считаются независимыми от архитектуры и фактически выполнены для кругового обзора, задняя часть ангела также полностью проработана.
20.
Предки Христа (Джованни ди Чекко, ок. 1377). Мрамор.
21.
22.
23.
Моисей (Джованни Пизано, 1285-1296). Мрамор.
24.
Богородица Благовещения (сиенская школа, 1320-1329). Мрамор. Мрамор. Дева Мария, слегка наклоненная влево, держит в левой руке книгу и закутана в плотно облегающий плащ, тонко украшенный цветочными мотивами. Три пальца правой руки сломаны; у основания платья, чуть выше подола, проходит углубленная трещина; вся поверхность изъедена коррозией от долгого воздействия погодных условий. Стилистически это Благовещение соответствует голове Ангела благовещения, также хранящейся в музее. Крылатый бык евангелиста Луки (сиенская школа, ок. 1300). Скульптура быка сильно повреждена: морда животного в основном отвалилась, сохранился лишь фрагмент левого крыла, видны многочисленные следы и дополнения. Для придания фигуре большей устойчивости в крепление крыла и в левое копыто вставлены металлические штыри. Между передними копытами крылатый бык, символический атрибут евангелиста Луки, держит картуш с надписью.
25.
Мария, сестра Моисея (Мириам) (Джованни Пизано, 1285-1296). Мрамор. Перенесена с южной стороны правой башни. Хотя произведение иногда до сих пор считают сивиллой, исследователи обычно идентифицируют в этой скульптуре фигуру Марии (Мириам), пророчицы, сестры Моисея и Аарона и прообраза Богородицы.
26.
Благословляющая фигура (сиенский художник, начало XIV в.). Мрамор.
27.
Св. Савин, епископ (сиенский художник, ок. 1300). Мрамор. Безбородая фигура св. епископа Савина, защитника Сиены, одета в мантию и митру; правой рукой он совершает знак благословения, о котором мы скорее догадываемся, чем видим, поскольку кончики его пальцев теперь отломаны. Его левая рука, увенчанная манипулой, вероятно, первоначально держала посох (кисть теперь также утрачена). Два больших перелома, плохо вписанных в гипс, проходят горизонтально через всю фигуру: один чуть ниже плеч, второй — ниже бедер.
28.
Симеон (Джованни Пизано, 1300-1310). Мрамор.
29.
Сивилла (Джованни Пизано, 1285-1296). Мрамор. Надпись восходит к традиции XIII в., возникшей в кругах, связанных с пророчеством Иоахима Флорского и связанных с Эрифрейской сивиллой: "Но в последний век Бог будет смирен, и божественное потомство очеловечится, божественность соединится с человечеством, ягненок будет лежать в сене, а Бог и человек будут воспитаны к долгу девочки".
30.
Телец (Джованни Пизано, 1285-1296). Мрамор. Оригинальная полуфигура быка, символа Жертвы Христа, является одной из шести аллегорических фигур животных, которые украшают карниз на высоте фронтонов фасада собора, включая двух лошадей на обоих концах, символизирующих Церковь, двух львов, обрамляющих центральный портал, Воскресение и Величие Христа в центре, и грифона, символизирующего его Бдение. Этот бык — хороший пример необычайной правдивости, которой добивается Джованни Пизано, даже в относительно второстепенной, но наполненной смыслом фигуре. Пророк (сиенский скульптор, ок. 1310-1320). Мрамор. Наличие короны, украшенной диадемой, обозначает скульптуру как изображение пророка. В левой руке он держит закрытую книгу.
31.
Витраж собора (Дуччо ди Буонинсенья, 1287-1288). Цветное стекло, гризайль. Созданный для закрытия большого окулюса диаметром 5,6 м, расположенного высоко в апсиде Сиенского собора, витраж в 1995 г. был недавно отреставрирован и размещен в Музее Дуомо (копия была помещена в соборе). За столетия в ходе реставраций было заменено только 4-6% стекла. Витраж изображает Смерть Богородицы (внизу), Ее Успение (в центре) и Коронацию (вверху). Эти сцены отвечают посвящению Сиенского собора Мадонне Ассунте. По обе стороны от Успения Богородицы изображены четыре святых покровителя города Сиены: св. Варфоломей и св. Ансан слева и св. Крискентий и св. Савин справа. В четырех углах окна изображены 4 евангелиста, сидящие на престолах, и их символы (орел для св. Иоанна, крылатый бык для св. Луки, крылатый лев для св. Марка и ангел для св. Матфея).
32*.
В сцене "Смерти Богородицы", где все еще видны первоначальные контуры, очевидна работа Дуччо в технике гризайль кончиком кисти, подчеркивающая такие детали, как отдельные пучки бороды или волос. В той же сцене проявляется драма и эмоциональность персонажей, драма, возможно, повторяющаяся и менее выразительная, чем та, которую выразили Джотто и Симоне Мартини в следующем столетии, но которая, тем не менее, интенсивна для художника этого времени. Хотя создание фигур в витраже не позволило Дуччо выразить весь свой репертуар готических деталей, таких как хроматические вариации и трепет золотого края Богородицы, которыми мы можем восхищаться в Мадонне Ручеллаи, здесь нет недостатка в виртуозности готического происхождения, как, например, в кадрах четырех святых покровителей Сиены и линейности силуэтов в сцене коронации.
33. По клику каждая сцена витража откроется в большем размере.
Надгробие Томмазо Печчи (XIV в.). Мрамор.
34.
Пророк или Апостол (сиенский скульптор, 1320-1330). Мрамор. Скульптура, установленная в нише, характеризуется только наличием книги, поэтому ее можно идентифицировать как святого, так и апостола.
35.
Св. Иоанн Богослов (?) (анонимный скульптор, начало XIV в.). Мрамор. Иоанн, бородатый и драпированный в римском стиле, держит в левой руке книгу, верхний край которой поврежден. Спина святого слегка вогнутая; вся поверхность имеет значительный износ и признаки ухудшения состояния. Работа происходит из южной ниши южного столба, рядом с окном-розой на фасаде собора.
36.
Царь Давид (Джованни Пизано, 1285-1296). Мрамор.
37.
Прорицатель Валаам (Джованни Пизано, 1285-1296). Мрамор.
39.
Пророк Исайя (Джованни Пизано, 1285-1296). Мрамор.
40.
Пророк Аввакум (Джованни Пизано, 1285-1296). Мрамор.
41.
Св. Лука Евангелист (сиенский скульптор, ок. 1300). Мрамор.
42.
Аристотель (Джованни Пизано, 1285-1296). Мрамор.
43.
Платон (Джованни Пизано, 1285-1296). Мрамор. Самая левая фигура в нижнем ярусе, традиционно считающаяся олицетворением Платона, открывает серию монументальных скульптур.
44.
Иисус, сын Сирахова (Джованни Пизано, 1285-1296). Мрамор.
45.
Царь Соломон (Джованни Пизано, 1285-1296). Мрамор.
46.
Ангел, несущий свиток с надписями, символ апостола Матфея (ученик Джованни Пизано). Мрамор. Ангел, лишенный головы, изображен стоящим на коленях и одетым в узкую в талии тунику, закрытую остроконечным воротником. Он изображен разворачивающим картуш. На нем была надпись, левая половина которой утрачена, как и рука, поддерживавшая ее. Крупная трещина проходит по диагонали через всю фигуру, рассекая ее на две половины, которые были воссоединены. Крылья также утрачены. Первоначально ангел был помещен на фасаде собора, у подножия образа евангелиста Матфея, откуда его убрали в 1869 г. и заменили копией.
47.
Св. Матфей Евангелист (сиенский скульптор, ок. 1300). Мрамор. Статуя евангелиста, бородатого и драпированного по старому стилю, держит в левой руке книгу; правая рука утрачена. Наблюдаются многочисленные комплексные переломы. Скульптура происходит из северной ниши южной колонны, рядом с окном-розой на фасаде собора.
48.
Волчица, кормящая близнецов (Джованни Пизано, 1285-1296). Мрамор. Скульптура установлена на одной из двух колонн на площади перед собором Сиены.
49.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.