Сиена. Музей произведений Дуомо. Часть 3

Музей произведений Дуомо — один из старейших частных музеев, созданных в Италии [43.3176884N 11.3295919E]. Он был основан в 1869 г. поблизости от Сиенского собора с согласия Министерства просвещения, в чрезвычайно плодотворный период великих свершений. Коллекция хранится в помещениях, образовавшихся в результате перекрытия первых трех пролетов правого нефа так называемого Нового Дуомо, строительство которого, начатое в 1339 г., было прекращено после эпидемии чумы 1348 г.
1.
Map_of_Siena

В галерее собраны работы из собора, среди которых выделяется большая часть художественных произведений Дуччо ди Буонинсенья, в том числе общепризнанный шедевр Маэсты, который когда-то украшал главный алтарь собора, и витраж, посвященный Успению Богородицы. Экспонируются скульптуры Джованни Пизано, Донателло, Якопо делла Кверча, Джованни Дюпре и др., которые ранее украшали фасад и были частью убранства собора. Среди живописных работ выделяются произведения Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Якопо делла Кверча, Франческо ди Вальдамбрино, Сано ди Пьетро, Маттео ди Джованни, Доменико Беккафуми и многих других художников.
2.
DSC_0275

При описании музея буду основываться на плане этажей музея. Нумерация помещений соответствует принятой в музее, но может не совпасть с маршрутом обхода залов.
3.
plan2

Сокровищница [5]
В Сокровищнице выставлено более двухсот предметов обстановки, связанных со священной литургией. Богат и важен раздел, посвященный чашам, красивый раздел с эмалями, созданными Горо ди сер Нероччо в XV в., и реликвариями.
4.
DSC_0213-1

Реликварий руки Крестителя (Франческо д’Антонио, 1466). Серебро. Папа Пий II заказал реликварий после того, как Фома Палеолог подарил мощи святого папе.
5.
DSC_0216

Святыня покоится на прямоугольном постаменте, украшенном рельефами из жития Крестителя. Вверху — Крещение Христа, Голова Крестителя и Усекновение главы святого. На оборотной стороне — Рождение св. Иоанна Крестителя, Проповедь св. Иоанна Крестителя и в центре медальон, украшенный эмалированными гербами Оперы дель Дуомо. Крышка имеет форму стрельчатой пирамиды и покрыта кристаллами, в центре находится изображение Мадонны с Младенцем.
6.
DSC_0217

Реликварий св. Климента мученика (сиенский ювелир, XVII в.) датируется XVII в. и выполнен из позолоченной бронзы с аппликациями из горного хрусталя.
7.
DSC_0214

Он великолепно украшен, с нежными золотыми цветами и жемчугом, вьющимися внутри и снаружи костей. На одном краю гроба видна печать, которая, возможно, должна гарантировать, что хранилище никогда не открывалось, и, таким образом, что кости внутри подлинные.
8.
DSC_0215

Двенадцать эскизов статуй апостолов (Джузеппе Маццуоли, 1681) были моделями для статуй в Кафедральном соборе, которые сегодня выставлены в Бромптонском оратории в Лондоне.
9.
apostol1

10.
apostol2

Золотая роза (Джованни Лоренцо Бернини, 1658). Позолоченная бронза, золото и сапфир. Золотая роза покоится на бронзовом позолоченном треугольном основании, увенчанном гербом семьи Киджи и поддерживаемом львиными лапами. Розовый куст поднимается и разветвляется; в развилку вставлена фамильная геральдическая эмблема в виде двенадцатиконечной звезды. У розового куста семь основных ветвей, три слева и четыре справа, на которых в общей сложности 19 натуралистически изображенных цветов и два бутона. Самая крупная роза, расположенная в центре, украшена кабошоном из сапфира. Все листья выполнены из чистого сусального золота. Золотая роза была подарена собору Сиены папой Александром VII в 1658 г. в знак уважения к своему родному городу. Роза, история которой уходит корнями в Средневековье, является очень важным и священным подарком, и ее может благословить только папа римский. Розу дарили в знак особой признательности церквям, городам, правителям или суверенам, заслужившим благодарность Святого Престола.
11.
DSC_0219

Мадонна-млекопитательница (Паоло ди Джованни Феи, ок. 1390). Темпера и золото по дереву. Перенесена из алтаря Пикколомини на левой стене нефа Кафедрального собора, в алтаре сейчас выставлена копия. Эта картина необычайной красоты сочетает в себе два различных иконографических типа Богородицы с Младенцем: Мадонну-млекопитательницу, дающую грудь Младенцу Иисусу, и Мадонну Смирение, смиренно восседающую на подушке, лежащей на полу. Однако этот образ смирения не обходится без обильного использования самых драгоценных материалов, в частности золота, а также без использования таких техник, как штамповка и насечка, стремящихся тем самым увеличить великолепие образа через орнамент, подобный изделиям, созданным самой драгоценной ювелирной работой.
12.
DSC_0213-2

В витринах сокровищницы выставлены различные предметы, в основном, связанные со священной литургией.

Интерес представляют три Посоха из слоновой кости, изготовленные в XV в. Слева внизу папская тиара, подаренная папой Александром VII.
13.
DSC_0218-3

Витрина с реликвариями. В бюсты нескольких святых, в том числе св. Петра, св. Павла и св. Лаврентия, привезены из Рима, вмонтированы мощи святых.
14.
DSC_0218

По центру витрины находятся фигуры Скорбящей Девы Марии и Скорбящего св. Иоанна Евангелиста (Джованни ди Паоло, ок. 1460). Темпера и золото по дереву. Предположительно, эти фигуры ранее были установлены возле основания расписного креста. Реликварий нижней челюсти св. Ансано, первого евангелиста Сиены, изготовленный около 1660 г. Справа в среднем ряду находятся бюсты св. Крескентия, св. Савина и св. Виктора (Франческо ди Вальдамбрино, 1409). Резное окрашенное дерево.
15.
DSC_0218-1

16.
DSC_0218-2

17.
DSC_0218-4

В небольшом прилегающем помещении устроена Сокровищница капеллы Обета, в которой хранится полный комплект литургических принадлежностей, подаренный папой Александром для алтаря часовни, которую он построил в 1660 г. для образа Мадонны дель Вото. Богослужебные предметы изготовлены из горного хрусталя, оправлены в серебро и украшены полупрозрачными эмалями. Изделия выполнили французские и немецко-фламандские ювелиры, работавшие в Риме в первой половине XVII в.
18.
DSC_0213

Комната Дуччо ди Буонинсенья [6]
На первом этаже находится Зал Дуччо, в котором доминирует «Маэста» Сиенского собора и панели, составляющие заднюю часть, пределлу и шпили алтарного образа, — шедевр, открывающий славный сезон сиенской живописи. В комнате находится еще один шедевр, «Рождество Богородицы» Пьетро Лоренцетти, также из алтаря собора, и «Мадонна Креволе», ранняя работа Дуччо.
19
DSC_0388-2

Маэста (Мадонна на троне с Младенцем, святыми и ангелами) (Дуччо ди Буонинсенья, 1308-1311). Темпера и золото по дереву. Полиптих иконографического типа «Маэста», созданный Мастером между 1308 и 1311 гг., виден с обеих сторон и является одним из крупнейших художественных произведений всех времен. Эта грандиозная алтарная картина размером 3,7×4,5 метра была расписана с двух сторон и вставлена в красиво оформленный алтарь, установленный под куполом, на пересечении трансепта сиенского собора. Лицевая сторона полиптиха была обращена к нефу, а задняя — к апсиде. Благодаря своему пространственному положению огромный алтарь был виден со всех сторон как духовенству, так и верующим. На этом месте образ простоял до 1505 г., когда из-за реконструкции в соборе его расположили позади алтаря св. Себастьяна (ныне это алтарь Распятия). Слава этой картины к тому времени давно прошла. Из-за изменившихся вкусов в сакральном искусстве в 1771 г. полиптих был перенесен в церковь Карцери-ди-Сант-Ансано в районе Кастельвеккьо, где был окончательно разобран в августе того же года. Желая отделить две живописные поверхности картины одну от другой, панель распилили на семь частей, причём, очень грубо: пила прошлась по лику Мадонны. В дальнейшем разделённые части были соединены вновь, но без пределлы и верхнего регистра. Сделано это было примитивно, с помощью клея и гвоздей, были видны следы распилов, и в таком виде «Маэста» в 1795 г. вновь была выставлена в сиенском соборе «в тихом и тёмном месте». В итоге всех перипетий некоторые панели пределлы и картин верхнего регистра были окончательно утеряны, а другие в дальнейшем «всплыли» в иностранных музеях. В передней части изображена Мадонна на троне, святые и ангелы, а в задней части, разделенной на двадцать шесть сцен, — Страсти Христовы.
20. Один из вариантов цифровой реконструкции лицевой части полиптиха с использованием изображений частей, хранящихся в сторонних музеях.
DSC_0388-1

На лицевой стороне основной панели в центре изображена Богоматерь с Младенцем. Мадонна сидит на мраморном троне с инкрустациями в стиле косматеско. На его подножии написаны две молитвы: её просят даровать мир городу Сиена и славу нарисовавшему её художнику Дуччо. У самого трона с обеих сторон — по два ангела. С левой стороны среди прочих стоят св. Иоанн Евангелист (изображён как старик с бородой и книгой), апостол св. Павел со своим мечом, а последняя в ряду — св. Екатерина Александрийская с пальмовой ветвью. С правой стороны — св. Иоанн Креститель, апостол св. Петр (с книгой), последняя — св. Агнесса (держит медальон с агнцем). В нижнем регистре изображены коленопреклонёнными 4 покровителя города: епископ св. Ансан, крестивший Сиену в IV в., епископ св. Савин (с левой стороны), мученик св. Крискентий, чьи останки покоятся в соборе с 1058 г., и св. Виктор, патрон Сиены с 1288 г. Вокруг Богородицы с жесткой симметрией изображен хор из двадцати крылатых ангелов. Выше находятся поясные фигуры остальных десяти апостолов, по некоторым данным, написанные помощниками художника (по контракту 1308 г. Дуччо Буонинсенья был обязан всю картину написать только самолично).
21*.
DSC_0388

В купсидах, венчающих образ Богоматери с Младенцем, изображены эпизоды Богородичного цикла: Ангел сообщает Марии о её грядущей кончине; Прощание со св. Иоанном; Прощание с апостолами; Успение Богоматери; Погребальная процессия; Погребение Богоматери. Эпизоды, которые должны были быть расположены непосредственно над Мадонной, утеряны. По одной из версий, не хватает Вознесения Марии и Коронования Марии. Представляется, что алтарь имел завершение по верху в виде вимпергов и, возможно, пинаклей. В вимпергах, как считается, располагались ещё 6 изображений ангелов, четыре из которых хранятся в Брюсселе, Филадельфии, Нидерландах и Массачусетсе. В пределе располагались следующие сцены: Благовещение (Лондон), Пророк Исайя (Вашингтон), Рождество (Вашингтон), Пророк Иезекииль (Вашингтон), Поклонение волхвов, Царь Соломон, Сретение, Пророк Малахия, Избиение младенцев, Пророк Иеремия, Бегство в Египет, Пророк Осия, Христос среди учителей.
22*.
DSC_0400

Оборотная сторона алтарного образа посвящена историям Иисуса Христа и в особенности Страстей Христовых. Так же, как и лицевая, прежде она состояла из трёх ярусов — центрального, верхнего, увенчанного ангелами, и пределлы. Реверс разделён на 26 отдельных клейм, которые вместе с нижним и верхним рядом составляют 43 евангельских эпизода. Хронологическая последовательность развёртывания рассказа идет от нижнего яруса к потолку собора.
23. Один из вариантов цифровой реконструкции оборотной части полиптиха с использованием изображений частей, хранящихся в сторонних музеях.
DSC_0395-1

Центральный ярус сохранил свою цельность. Он практически целиком посвящён Страстям Христовым за исключением 4 последних сцен, относящихся к Воскресению. Сами сцены расставлены весьма мудрёно, поэтому проще привести схему изучения эпизодов.
24.
DSC_0395-2

Перечень эпизодов среднего яруса: 1. Вход в Иерусалим. 2. Тайная вечеря. 3. Омовение ног. 4. Христос пророчествует о предательстве ученикам. 5 Иуда получает 30 сребреников. 6. Моление о чаше. 7. Поцелуй Иуды. 8. Иисус перед Понтием Пилатом. 9. Иисус обвиняется фарисеями. 10. Иисус перед Каифой. 11. Поругание. 12. Отречение апостола Петра. 13. Иисус перед Анной. 14. Иисус перед царём Иродом. 15. Вторая встреча Иисуса и Пилата. 16. Увенчание терновым венцом. 17. Бичевание. 18. Понтий Пилат умывает руки. 19. Крестный путь. 20. Распятие — центральный элемент композиции. 21. Снятие с креста. 22. Погребение. 23. Жёны-мироносицы у гробницы. 24. Дорога в Эммаус. 25. Noli me tangere. 26. Христос в лимбо.
25*.
DSC_0395

Нижний ярус (пределла) посвящён эпизодам до Входа в Иерусалим: Крещение (утерян), Искушение Иисуса с кровли храма (Сиена), Искушение Иисуса с вершины горы (Нью-Йорк), Призвание апостолов Петра и Андрея (Вашингтон), Брак в Кане Галилейской (Сиена), Иисус и самаритянка (Мадрид), Исцеление слепого (Лондон), Преображение (Лондон), Воскрешение Лазаря (США). Верхний ярус посвящён эпизодам, произошедшим после Воскресения: Явление Христа перед закрытыми дверьми, Уверение апостола Фомы, Явление Христа на озере Тиберия, Вознесение Иисуса (предположительно, утерян), Христос во славе (предположительно, утерян), Явление Христа на горе, Явление апостолам, Сошествие святого Духа.
26*.
DSC_0402

Маэста, как и все полиптихи этого периода, изначально имела роскошную готическую рамку. Нелегко уловить, кроме силы воображения, важную функцию, которую в этом великом зрительном устройстве выполняла богатая столярная работа рам. Если сегодня сохранились лишь тонкие фрагменты изысканной работы краснодеревщика, то оригинальная композиция сочетала в себе витые и ярусные колонны, яркие башенки, остроконечные и многодольные арки, рельефные капители, лепные карнизы и росписи, украшенные драгоценными материалами. К этим изыскам добавлялся блеск сусального золота, нанесенного вокруг фигур, а также впечатляющее повторение узоров, вырезанных пуансоном на поверхности металла, — процесс, который делал изображение еще более ослепительным.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Креволе) (Дуччо ди Буонинсенья, 1283-1284). Темпера и золото по дереву. Панель, вероятно, была создана для церкви Санти Пьетро и Паоло в Монтепескино, а затем перенесена в августинский скит Монтепескино. При упразднении скита и переселении монахов в XVII в. панно было перевезено в приходскую церковь Санта-Чечилия-ин-Креволе, куда переселились и монахи Монтепекино. На панно изображена Мадонна с наклоненной на три четверти головой и Младенец, протягивающий правую руку, чтобы нежно коснуться мафория матери. В верхних углах стола появляются два маленьких ангелочка. Сюжет картины — Мадонна Одигитрия византийской традиции с вариантом нежного жеста сына, ласкающего мать, печальное выражение которого обусловлено предчувствием судьбы Иисуса — жертвоприношения и смерти, символизируемых появлением ангелов. Панно по общему плану очень похоже на Мадонну Кастельфьорентино, приписываемую Чимабуэ. Это сходство подтверждает теорию, также сформулированную на основе других, гораздо более веских доказательств, о том, что молодой Дуччо в те годы был учеником старшего Чимабуэ.
27.
DSC_0389

Рождество Богородицы (Пьетро Лоренцетти, 1342). Темпера по дереву. Это последняя задокументированная работа художника. Панно входило в цикл на сюжеты о Деве Марии для алтарей Сиенского собора, выполненных в период 1430-1440-х гг., и украшало алтарь Сан-Савино. Работа представляет собой триптих, но живописная поверхность обработана необычайно оригинально для той эпохи, как если бы это была единая сцена, не прерывающаяся, происходящая в помещении, покрытом сводами, повторяющими форму алтаря, с двумя колоннами, которые являются ни чем иным, как разделяющими краями трех панелей. Таким образом, сцена разделена на три визуально смежных помещения, два из которых относятся к главной комнате и один слева, где с тревогой ожидает св. Иоаким, отец Марии, вместе с пожилым мужчиной и молодым человеком. Кроме того, наличие открытой арки и люнета позволяют увидеть двор с портиком огромного готического дворца. Домашний интерьер не сводится к холодному архитектурному сооружению; фигуры двигаются в нем непринужденно, а детали мебели и обстановки проработаны очень тщательно, от напольной плитки до звезд, нарисованных на крестовых сводах, от вышитых полотенец до украшений, нарисованных на предметах. Св. Анна лежит на типичной средневековой коробчатой кровати с белыми простынями и клетчатым одеялом, перед белой занавеской, в то время как две женщины помогают ей, а две другие моют маленькую девочку на переднем плане. Дама в красном, разделенная пополам фальшивой колонной, разговаривает с лежащей женщиной и держит в руке тонко сплетенный веер из черно-белой соломы. Изначально «Рождество Богородицы» представляло собой полиптих. Боковые крылья с изображениями св. Савино и св. Варфоломея утеряны. От пределы сохранился только один эпизод «Св. Савин и его диаконы Марцелл и Эксуперантий перед наместником Этрурии и Умбрии Венустианом» хранится в Национальной галерее в Лондоне.
28.
DSC_0391

Следующие два зала к своему огорчению я либо пропустил, либо они были в тот момент закрыты для посещения. В любом случае, я был вынужден для полноты описания экспозиции воспользоваться сторонними фотографиями.

Зал Якопо делла Кверсия [7]
В этом зале выставлено несколько работ сиенского скульптора переходной эпохи от Cредневековья к раннему Возрождению флорентийской школы Якопо делла Кверча. Все скульптуры были перенесены в музей из церкви Сан-Мартино в Сиене.
29.
DSC_0403-0

Св. Иоанн Креститель (Якопо делла Кверча, 1422-1428).
30.
DSC_0403-1

Св. Антоний аббат (Якопо делла Кверча, 1422-1428).
31.
DSC_0403-2

Св. Варфоломей (Якопо делла Кверча, 1422-1428).
32.
DSC_0403-3

Мадонна с Младенцем (Якопо делла Кверча, 1422-1428).
33.
DSC_0403-4

Св. Иоанн Креститель (Якопо делла Кверча, 1422-1428).
34.
DSC_0403-5

Св. Иоанн Евангелист (Якопо делла Кверча, 1422-1428).
35.
DSC_0403-6

Св. Николай (Якопо делла Кверча, 1422-1428).
36.
DSC_0403-7

Зал Распятия [8]
В этом зале выставлено несколько скульптурных работ различных авторов.
37.
DSC_0404-0

Св. Савин (Гвидо ди Джованни, 1393-1395). Резное полихромное дерево.
38.
DSC_0404-1

Св. Иоанн Креститель (Франческо ди Джорджо, 1464). Это первое произведение такого рода у скульптора. Исследователи считают, что оно создано под впечатлением от бронзовой статуи св. Иоанна Крестителя, которую Донателло отлил для того же собора семью годами ранее.
39.
DSC_0404-2

Распятие (сиенский скульптор, вторая половина XIV в.). Окрашенное резное ореховое дерево. Перенесено из Алтаря Распятия Дуомо. Вокруг распятия был организован сложный сценографический ансамбль. Он включал статуи скорбящих Марии и св. Иоанна Евангелиста.
40.
DSC_0404-3

Скорбящие Мария и св. Иоанн Евангелист (Доменико ди Никколо, 1414-1415). Согласно древней практике, характерной для деревянной скульптуры того времени, после завершения работы Доменико ди Никколо вмешался художник, чтобы придать цвета фигурам. В данном случае эту работу выполнил художник Мартино ди Бартоломео, которому удалось придать дереву ощутимую мягкость цвета лица каждой из двух плачущих фигур. Скульптуры представляют собой, по единодушному мнению критиков, шедевр Доменико ди Никколо. Их формы, как массивные, так и монументальные, пересечены стремительными волнообразными складками; кажущееся спокойствие тел уравновешивается напряженным, почти театральным пафосом лиц и особенно выразительной позицией рук, передающих чувство болезненного смирения. Некоторые особенности физиогномики, такие как небольшой размер рта или удлиненные глаза, а также склонность художника к натуралистическому исследованию мимики, являются типичными элементами репертуара Доменико и встречаются во многих других приписываемых ему работах.
41.
DSC_0404-4

Зал картонов [9]
Название этого зала связано с большими рисунками XIX в., выставленными в витринах. На них изображены рисунки (картоны) мраморных мозаик пола Сиенского собора, а также эскизы мозаик на фасаде Алессандро Франки и Луиджи Муссини. Также здесь можно изучить различные рисунки, относящиеся к проектам собора, в том числе пергамент с проектом Флорентийской колокольни, который некоторые считают нарисованным Джотто.
42.
DSC_0409-0

В центре комнаты, часть стен которой принадлежит тому, что должно было быть правым нефом Нового Дуомо, в витринах выставлены несколько иллюминированных антифонариев, украшенных великими сиенскими художниками XV в.

Сборник код (Бенвенуто ди Джованни, ок. 1500-1515). Градуал 18 (Липпо_Ванни, Джованни ди Паоло, Мастер Оссерванца, ок. 1430).
43.
DSC_0409-2

Псалтырь (Сано ди Пьетро). Градуал 97-3 (Сано ди Петро).
44.
DSC_0409-3

План инкрустаций Сиенского собора (Джованни Пачарелли, 1884).
45.
DSC_0412

Посвящение двух воинов в рыцари в соборе перед алтарем Мадонны делле Грацие (Антонио Грегори, I четверть XVII в.). Масло по холсту. До совсем недавнего времени картина приписывалась Бернарду ван Рантвику под гораздо более общим и менее красноречивым названием «Вид на интерьер Дуомо». Впрочем, в начале 2020 г. пояснительную табличку в музее еще не поменяли.
46.
DSC_0406

Воскресший Христос (Фульвио Синьорини, 1592). Бронза.
47.
DSC_0408

При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.