Музей произведений Дуомо — один из старейших частных музеев, созданных в Италии [43.3176884N 11.3295919E]. Он был основан в 1869 г. поблизости от Сиенского собора с согласия Министерства просвещения, в чрезвычайно плодотворный период великих свершений. Коллекция хранится в помещениях, образовавшихся в результате перекрытия первых трех пролетов правого нефа так называемого Нового Дуомо, строительство которого, начатое в 1339 г., было прекращено после эпидемии чумы 1348 г.
1.
В галерее собраны работы из собора, среди которых выделяется большая часть художественных произведений Дуччо ди Буонинсенья, в том числе общепризнанный шедевр Маэсты, который когда-то украшал главный алтарь собора, и витраж, посвященный Успению Богородицы. Экспонируются скульптуры Джованни Пизано, Донателло, Якопо делла Кверча, Джованни Дюпре и др., которые ранее украшали фасад и были частью убранства собора. Среди живописных работ выделяются произведения Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Якопо делла Кверча, Франческо ди Вальдамбрино, Сано ди Пьетро, Маттео ди Джованни, Доменико Беккафуми и многих других художников.
2.
При описании музея буду основываться на плане этажей музея. Нумерация помещений соответствует принятой в музее, но может не совпасть с маршрутом обхода залов.
3.
Зал Альфери (Салончино деи Конверсари) [2]
Во второй комнате, известной как зал Альфьери (Салон для бесед), в 1777 г. драматург, поэт и писатель Витторио Альфьери публично прочитал некоторые из своих трагедий. Сегодня эта комната украшена различными картинами на холсте и дереве. Среди картин развешены различные антепендиумы.
4.
Мадонна с Младенцем на троне, св. Иоанном Евангелистом, св. Николаем, св. Григорием, св. Иеронимом и двумя ангелами (Маттео ди Джованни, 1480). Темпера и золото по дереву. Перенесен из алтаря Челси собора. Относится к распространенному в Италии того времени типу «Маэста». В пределе в обрамлении двух гербов семьи Челси изображены пять сюжетов: Мученичество св. Иоанна Евангелиста, погруженного в кипящее масло; Чудо св. Николая, Воскресение Христа; св. Григорий Великий возглавляет процессию кардиналов во время чумы в Риме; Св. Иероним со львом.
5.
Слава ангелов-музыкантов (Концерт ангелов-музыкантов) (Марко Биджио, I половина XVI в.). Масло по холсту.
6.
Мадонна с младенцем на троне, св. Антонием, св. Бернардином и ангелами (Маттео ди Джованни, 1460). Передано из баптистерия св. Иоанна. Алтарный образ типа Маэста.
7.
Возвещающий ангел. Благовещение Марии (Доменико Беккафуми, ок. 1541). Окрашенная терракота. Две скульптурные фигуры, совместно образующие сцену Благовещения.
8.
Св. Павел на троне (Доменико Беккафуми, ок. 1516-1517). Масло по дереву. Перенесен из церкви Сан-Паоло. Сцена, необычная сама по себе, составлена очень оригинально. В центре св. Павел, легко узнаваемый по своему красному плащу, мечу и коричневой бороде с лысиной, изображен сидящим на темном каменном троне, который также образует центральную колонну невидимой лоджии. Мадонна над ним предстает в окружении маленьких ангелочков, которые, протягивая зеленую драпировку, образуют двойную симметричную арку. Эти крылатые херувимы в различных позах-контрапостах, иногда в перспективе, повторяют движения ангелов «Мадонны под балдахином» Рафаэля. По бокам изображены сцены Обращения св. Павла, с явлением Христа в облаках и Обезглавливания.
9.
Мадонна с Младенцем и св. Иоанном между св. Антонием Аббатом и св. Агатой (Кристофоро Ронкалли по прозванию «иль Помаранчо», 1576). Масло по холсту. Перенесено из алтаря Сан-Антонио сиенского Дуомо.
10.
Канделябр в форме эльфа (Доменико Беккафуми (аттр.), I половина XVI в.). Бронза.
11.
Христос перед Пилатом (Лука Джордано, ок. 1682). Масло по холсту. Получено в результате обмена в 1799 г. с галереей Уффици на триптих «Благовещение» (Симоне Мартини и Липпо Мемми).
12.
Св. Дамиан, поднятый из моря (Рафаэлло Ванни, 1640-1660). Перенесено из бывшей церкви Сан-Дезидерио в Сиене.
13.
Причастие апостолов (Джованни Баттиста Рамаччиотти, I половина XVII в.). Масло по холсту. Перенесена из бывшей церкви Санта-Кроче (Сиена).
14.
Св. Косма в огненной печи (Рафаэлло Ванни, 1640-1660). Масло по холсту. Перенесено из бывшей церкви Сан-Дезидерио.
15.
Снятие с Креста (Лука Джордано, ок. 1682).
16.
Преображение Господне (Джироламо Дженга, 1511). Темпера по холсту. Перенесено из кафедрального собора Сиены.
17.
Крещение Иисуса (Франческо Рустичи, ок. 1622). Масло по холсту. Перенесено из Компании св. Иоанна Крестителя и св. Януария.
18.
Проповедь св. Иоанна Крестителя (Рутилио Манетти, после 1616). Масло по холсту. Перенесено из Компании св. Иоанна Крестителя и св. Януария.
19.
Зал гобеленов (Зал облачений) [3]
Зал получил свое название благодаря драгоценным тканям XVII в. из бывшего монастыря св. Иеронима в Кампанси, которыми украшены стены помещения. В зале выставлены три больших эскиза мозаики с фронтонов фасада кафедрального собора, созданные в 1878 г. художниками Луиджи Муссини и Алессандро Франки.
20.
Введение Марии во храм (Алессандро Франки, 1878). Масло по холсту. Оригинал мозаики находится в левом фронтоне фасада собора.
21.
Коронование Богородицы (Луиджи Муссини, 1878). Масло по холсту. Оригинал мозаики находится в центральном фронтоне фасада собора.
22.
Рождество Иисуса (Алессандро Франки, 1878). Масло по холсту. Оригинал мозаики находится в правом фронтоне фасада собора.
23.
Вокруг стен, в витринах, хранится важная коллекция литургических облачений, датируемых периодом с XVI по XIX в., а в витрине в центре комнаты находится драгоценная Риза из луккской яшмы, созданная между XIII и XI вв.
24.
Слева, перед стрельчатым окном, украшенном полихромным мрамором, которое должно было освещать правый придел Нового собора, находится мраморная скульптура Спящий мальчик (Сон младенца) (Джованни Дюпре, 1844).
25.
Большой фасад (Il facciatone) [4]
Из зала гобеленов устроен выход на две смотровые площадки Большого фасада (в народе называемый «il Facciatone») так и не достроенного Большого собора, откуда открывается потрясающий вид на город и окрестности. Внешний вид фасада приведен в начале поста.
26. Вид на близлежащие крыши.
27.
28. Кафедральный собор
29*. Палаццо Реале, в котором сейчас располагаются префектура и администрация провинции Сиена.
Площадь дель Кампо, Палаццо Публико с башней Торре дель Манджа.
30.
31.
С Фаччатоне открывается великолепная панорама города. Это позволяет нам получить точное представление о гигантских размерах нового собора, о котором мечтало население, влюбленное в красоту и великолепие.
32*. Сектор с северо-востока по часовой стрелке до северо-запада.
33*. Сектор с запада по часовой стрелке до северо-востока
Несколько выделяющихся на общем фоне достопримечательностей, сфотографированных с использованием телескопического объектива.
35. Церковь Санта-Мария-ди Провенцано (слева) и Базилика св. Франциска и Ораторий Сан-Бернардина (справа)
36. Базилика Сан-Клементе-ин-Санта-Мария-деи-Серви
Спускаемся на второй этаж музея. На площадке лестницы на втором этаже в нише находится Бюст св. Антония Аббата (Франческо ди Джорджо, 1493). Терракота. Лохматый святой с длинной спутанной бородой и испуганным лицом изображен с открытым ртом, как будто он произносит слова, вдохновленные сторонним миром, на который он смотрит, если только эта деталь не выражает экстаз святого во время молитвы, охваченного созерцательным состоянием. На мраморной доске под бюстом вырезана надпись, которую можно перевести как «Помни, ты должен умереть. Для тебя есть только рай или ад. У тебя будет рай, если ты будешь вести себя хорошо, у тебя будет ад, если ты будешь вести себя плохо».
37.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.