Сиена. Кафедральный собор. Часть 2. Неф

Сиенский собор (кафедральный собор Вознесения Пресвятой Девы Марии, собор Санта-Мария-Ассунта), возвышающийся на одноименной площади, является одним из самых ярких примеров итальянской готики [43.3175284N 11.3286477E]. Эту церковь обычно считают одной из самых красивых во всей Италии и, бесспорно, одним из самых значимых произведений искусства. Список скульпторов, работавших на создании храма, представляет собой практически учебник искусства скульптуры: Никола и Джованни Пизано, Якопо делла Кверча, Донателло, Лоренцо Гиберти, Микеланджело и Джованни Лоренцо Бернини. Здесь хранилась одна из величайших картин раннего Возрождения, знаменитая "Маэста" Дуччо ди Буонинсенья, сейчас выставленная в музее собора. Расписанные фресками стены библиотеки Пикколомини, удивительная коллекция иллюминированных хоровых книг, являются одними из величайших работ Пинтуриккьо, важного соратника Рафаэля.
1.

Храм выстроен в форме трёхнефной базилики с глубоким прямоугольным хором и ступенчатым в плане трёх-четырёхнефным трансептом. Пятипролётный неф вытянут в направлении с юго-запада на северо-восток. Длина нефа составляет 89,40 м, ширина — 24,37 м, ширина трансепта — 54,48 м. При описании интерьера я буду опираться на план собора, на котором помечены основные достопримечательности.
2.

При отделке собора использовано сочетание белого каррарского мрамора, темно-зеленого из Прато и розового сиенского мрамора. Во всей внутренней структуре преобладает двухцветный черный и белый цвета, отсылка к цветам герба Сиены, создающие изысканный эффект светотени. Собор разделен на многочисленные пролеты, разделенные колоннами и перемежающиеся очень легкими круглыми арками.
3*.

Своды во всех нефах крестовые, украшенные звездной синевой. Клеристорий очень высокий, украшен остроконечными арками и оснащен изысканными и перфорированными трифориями, через которые происходит освещение всего интерьера. На контрфасаде и на хоре расположены два великолепных окна-розы.
4*.

Средокрестие отделено от нефа элегантной триумфальной аркой, в которой устроена открытая галерея. Два ангела (Джованни ди Стефано) изначально были белыми, позолота добавлена лишь в XVIII в. Над ангелами, прислоненными к сдвоенным колоннам, расположены пять небольших мраморных статуй, изображающих сиенских святых Ансана, Савиния, Крискентия и Варфоломея и олицетворение Милосердия (анонимные скульпторы, 1300-1310).
5.

В середине трансепта находится шестиугольник, увенчанный одним из крупнейших на момент постройки куполом с двенадцатигранным основанием. Купол опирается на шесть колонн и смещен к западу от центра средокрестия. Многочисленные монохромные изображения патриархов и пророков среди колонн были созданы около 1481 г. различными художниками, в том числе Гвидоччо Коццарелли, Бастиано ди Франческо, Бенвенуто ди Джованни и Пеллегрино ди Марьяно. В своде лантерны (Джованни Лоренцо Бернини, 1666) находится голубь Святого Духа (Корнелиус Тальбом), а большая золотая рамка с ангелами вокруг окулюса выполнена ломбардцами Андреа Феррари и Пьетро Кремони. Над четырьмя малыми арками, расположенными у основания купола, расположено столько же окон-трифор с полихромными окнами, изображающими апостолов (Улисс де Маттейс, 1886).
6*.

Шесть позолоченных лепных статуй под парусами купола изображают шесть сиенских святых — Ансана, Савиния, Крискентия, Виктора, Екатерину Сиенскую и Бернардина (Джованни ди Стефано, 1300-1310).
7*.

На контрфасаде находится мраморный комплекс, обрамляющий главный портал, который был установлен в XVII в. во время реконструкции, проведенной по заказу сиенского папы Александра VII. В комплексе повторно использовались отдельные элементы и материалы XV в., и только венец относится к XVII в.
8*.

Боковые колонны, вырезанные к 1483 г., происходят из алтаря демонтированной часовни Четырех коронованных святых, ранее расположенной в первом пролете левого нефа (Антонио Федериги и Джованни ди Стефано, 1480-1483). Колонны украшены богатым рельефным декором, который чередуется со спиралями аканта, животными и херувимами. Четыре панели над архитравом, изображающие сцены из жизни св. Ансана (анонимный скульптор из круга Антонио Федериги, 1477-1478), также использованы повторно из алтаря св. Ансана, ранее находившегося в одном из 4 углов нефа.
9.

Шесть скульптурных панелей в основаниях колонн (одна из них является копией) изображают сцены из жизни Мадонны (Урбано да. Кортона, 1450-1460) повторно использованы из демонтированной часовни Мадонны делле Грацие.
10*.

Окно-роза украшено большим витражом, изображающим Тайную вечерю, созданным в 1549 г. Пасторино де Пасторини, вероятно, по мотивам картона Перина дель Ваги.
11.

До 1506 г. апсида и хор были лишены фресок и деревянных скамеек, а главный алтарь занимала знаменитая Маэста (Дуччо ди Буонинсенья, 1308-1311), которая сегодня выставлена в Музее Дуомо.
12.

В 1506 г. Пандольфо Петруччи начал сложный процесс реконструкции оконечной части церкви; затем работу продолжил его преемник Франческо Толомеи. Деревянный хор был перенесен из-под купола на нынешнее место, а в 1532 г. на нынешнее место была поставлена кафедра Николы Пизано.
13*.

В 1535-1544 гг. была расписана фресками апсида, а в 1608-1611 гг. был расписан и весь хор. В 1930-е гг. был переделан и главный алтарь.
14*.

Восемь бронзовых статуй ангелов со свечами (по четыре с каждой стороны), украшающих колонны хора (Доменико Беккафуми, 1547-1551), являются последней, а также единственной достоверной скульптурной работой художника.
15.

Центральный неф и хор увенчаны выступающей рамой с серией из 171 бюста пап Римских, созданных неизвестными художниками в 1497-1502 гг. Хотя бюсты представляют собой не самые лучшие произведения, да и портретная точность вызывает большие сомнения, вся серия впечатляет своей длиной и полнотой. Список начинается со св. Петра, первого папы справа от бюста Христа в центре задней стены хора. Перечисление продолжается по часовой стрелке с хронологической преемственностью понтификов и заканчивается Луцием III, 171-м понтификом с 1181 по 1185 г., расположенным слева от бюста Христа. Отмечу, что, как то ни удивительно, но в список пап даже первого тысячелетия до сих пор периодически вносятся изменения, которые не отражены в скульптурных портретах церкви.
16.

Небольшие примечания от автора. 1. К сожалению, фотографируя бюсты, не всегда удавалось занять удачные точки съемки. 2. Перечисляя пап, я указал только их имена и в квадратных скобках номер в соответствии с официальным перечнем. В необходимых случаях добавил краткие примечания.

Евгений III [167], Анастасий IV [168], Адриан IV [169], Александр III [170], Луций III [171], Иисус Христос, Петр [1], Лин [2], Клет [3], Климент I [4], Анаклет [некоторые источники сообщают о двух разных папах: Анаклете и Клете, но в современном официальном папском списке Анаклет не значится]
17.

Еварист [5], Александр I [6], Сикст I [7], Телесфор [8], Гигин [9], Пий I [10], Аникет [11], Сотер [12]
18.

Елевферий [13], Виктор I [14], Зефирин [15], Каликст I [16], Урбан I [17], Понтиан [18], Антер [19], Фабиан [20], Корнелий [21]
19.

Луций I [22], Стефан I [23], Сикст II [24], Дионисий [25], Феликс I [26], Евтихий [27], Гай [28], Марцеллин [29], Марцелл I [30]
20.

Евсевий [31], Мильтиад [32], Сильвестр I [33], Марк [34], Юлий I [35], Либерий [36], Феликс II [некоторые источники считают Феликса II антипапой], Дамасий I [37]
21.

Сириций [38], Анастасий I [39], Иннокентий I [40], Зосима [41], Бонифаций I [42], Целестин I [43], Сикст III [44], Лев I [45], Гиларий [46]
22.

Симплиций [47], Феликс III [48], Геласий I [49], Анастасий II [50], Симмах [51], Гормизд [52], Иоанн I [53], Феликс IV (III) [54], Бонифаций II [55]
23.

Иоанн II [56], Агапит I [57], Сильверий [58], Вигилий [59], Пелагий I [60], Иоанн III [61], Бенедикт I [62], Пелагий II [63], Григорий I [64]
24.

Сабиниан [65], Бонифаций III [66], Бонифаций IV [67], Адеодат I (Деусдедит) [68], Бонифаций V [69], Гонорий I [70], Северин [71], Иоанн IV [72], Теодор I [73]
25.

Мартин I [74], Евгений I [75], Виталий (Виталиан) [76], Адеодат II [77], Домн [78], Агафон [79]
26.

Лев II [80], Бенедикт II [81], Иоанн V [82], Конон [83], Сергий I [84], Иоанн VI [85] (за гербом), Иоанн VII [86], Сизинний [87], Константин [88], Григорий II [89], Григорий III [90]
27.

Захарий [91], Стефан II (III) [92], Павел I [93], Стефан III (IV) [94], Адриан I [95], Лев III [96].
28.

Стефан IV (V) [97], Пасхалий I [98], Евгений II [99], Валентин [100], Григорий IV [101], Сергий II [102], Лев IV [103], Бенедикт II [104]
29.

Николай I [105], Адриан II [106], Иоанн VIII [107], Марин I [108], Адриан III [109], Стефан V (VI) [110], Формоз [111]
30.

Бонифаций VI [112], Стефан VI (VII) [113], Роман [114], Теодор II [115], Иоанн IX [116], Бенедикт IV [117], Лев V [118], Христофор [в начале XX в. признан антипапой и исключён из папских списков], Сергий III [119]
31.

Анастасий III [120], Ландон [121], Иоанн X [122], Лев VI [123], Стефан VII (VIII) [124], Иоанн XI [125], Лев VII [126], Стефан VIII (IX) [127], Марин II [128]
32.

Анапит II [129], Иоанн XII [130], Бенедикт V [132], Иоанн XIII [133], Бенедикт VI [134], Домн II [после 1947 г. признан антипапой и исключён из папских списков], Бенедикт VII [135], Иоанн XIV [136]
33.

Иоанн XV [137], Григорий V [138], Сильвестр II [139], Иоанн XVII [140], Иоанн XVIII [141], Сергий IV [142], Бенедикт VIII [143], Иоанн XIX [144], Бенедикт IX [147], Григорий VI [148]
34.

Климент II [149], Дамасий II [151], Лев IX [152], Виктор II [153], Стефан IX (X) [154], Николай II [155], Александр II [156], Григорий VII [157], Виктор III [158]
35.

Урбан II [159], Пасхалий II [160], Геласий II [161], Каликст II [162], Гонорий II [163], Иннокентий II [164], Целестин II [165], Луций II [166]
36.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.