Сиена. Кафедральный собор. Часть 1

Сиенский собор (кафедральный собор Вознесения Пресвятой Девы Марии, собор Санта-Мария-Ассунта), возвышающийся на одноименной площади, является одним из самых ярких примеров итальянской готики [43.3175284N 11.3286477E]. Эту церковь обычно считают одной из самых красивых во всей Италии и, бесспорно, одним из самых значимых произведений искусства. Список скульпторов, работавших на создании храма, представляет собой практически учебник искусства скульптуры: Никола и Джованни Пизано, Якопо делла Кверча, Донателло, Лоренцо Гиберти, Микеланджело и Джованни Лоренцо Бернини. Здесь хранилась одна из величайших картин раннего Возрождения, знаменитая «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья, сейчас выставленная в музее собора. Расписанные фресками стены библиотеки Пикколомини, удивительная коллекция иллюминированных хоровых книг, являются одними из величайших работ Пинтуриккьо, важного соратника Рафаэля.
1.
Map_of_Siena

Нынешняя церковь заменяет предыдущую, посвященную Деве Марии, построенную около IX в. на месте храма Минервы. Здание было освящено в 1179 г. в присутствии местного уроженца папы Александра III. В память об этом событии до сих пор каждый год 18 ноября в пресвитерии выставляется папский штандарт. Однако работы к тому времени были далеки от завершения, и в 1196 г. была назначена специальная делегация граждан «Опера ди Санта-Мария», которой с 1238 по 1285 г. управляли цистерианцы из монастыря Сан-Гальгано.
2. Панно с изображением собора (сиенский художник, ок. 1375-1400).
Duomo_5

В XIII в. здание церкви было расширено до размеров и планировки сегодняшнего собора. Платежные документы показывают, что уже к 1263 г. были построены хор, центральный шестиугольник и купол нынешней базилики. Строительство нефа было завершено между 1280 и 1284 гг. С 1284 по 1297 г. главным строителем на строительстве церкви, включая нижнюю часть фасада, работал Джованни Пизано.
3.
Duomo_2

В XIV в., в период расцвета Сиены, горожане решили, что собор слишком мал для города. Соревнуясь с Флоренцией и ее новым гигантским кафедральным собором, муниципалитет принял решение об изменении проекта таким образом, чтобы нынешний неф стал только трансептом, а фасад выходил на юг, в гораздо более продвинутом положении по сравнению с древним зданием. В соответствии с постановлением Генерального совета от 23 августа 1339 г. разработка нового амбициозного проекта была поручена Ландо ди Пьетро. Работы начались уже в 1340 г. под руководством скульптора и архитектора Джованни ди Агостино.
4.
Duomo_1

Однако из-за эпидемии чумы 1348 г., которая выкосила население Сиены, а также опасений, что огромный вес сооружения приведет к обрушению холма, на котором оно расположено, в июне 1357 г. было решено прервать работы, сохранив следы строительства на нынешней площади Пьяцца Якопо делла Кверсия, где мы можем увидеть правый придел и высокую стену большого фасада (в народе называемый «il facciatone» — большой фасад).
5.
DSC_0275

6.
DSC_0276

В XV в. к церкви был пристроен ряд зданий (часовня св. Иоанна и библиотека Пикколомини) и в XVII в. (часовня Мадонны дель Вото).
7.
DSC_9742

По углам лестницы, ведущей к фасаду, на колоннах размещены две волчицы, кормящих Сения и Аския (копии), вырезанных Джованни Пизано и Урбано да Кортона соответственно. Оригиналы скульптур выставлены в соседнем Музее произведений Дуомо.
8.
DSC_9741

Слева от собора находится Дворец архиепископа, который начали строить с 1665 г. во времена архиепископа Асканио II Пикколомини. Около 1715 г. новый дворец был достроен и первым в него заселился архиепископАлессандро Киджи Зондадари. Фасад, отремонтированный во второй половине XVII — начале XVIII вв., в разгар эпохи барокко, не содержит элементов барокко, но был построен в стиле ранней неоготики, имитируя формы сиенской архитектуры XIV в. и окружающих зданий. Нижний ярус выполнен в черно-белых полосах, а верхний — из кирпича. Застекленные окна-бифории верхних этажей украшены знаками отличия архиепископа Джованни Пьераллини, отреставрировавшего фасад в 1877 г.
9.
DSC_9744

Сторону, противоположную фасаду собора, занимает бывшая больница Санта-Мария-делла-Скала, обязанная своим названием ступеням собора. Основанная самими канониками для оказания приюта паломникам, помощи бедным, больным и приема детей-сирот, она была одним из крупнейших и наиболее важных сооружений такого рода в Тоскане того времени. Престиж больницы сегодня отражается в богатом убранстве комплекса, который с 1990 г. стал музеем. Внутри размещена лишь небольшая часть произведений искусства, ранее принадлежащих больнице (многие находятся в Сиенской пинакотеке), но их вполне достаточно, чтобы получить представление о древнем великолепии. В подвале также находится Национальный археологический музей и оригинальные элементы Фонтана радости, работы как Якопо делла Кверча, так и римейка XIX в. Тито Саррокки.
10.
DSC_9740

На площади Дуомо также расположен Королевский дворец, построенный Бернардо Буонталенти в конце XVI в. для проживания губернатора города. Сегодня здесь находятся префектура и администрация провинции Сиена.
11.
DSC_9743

Колокольня высотой 77 м в романском стиле, как и самая старая часть собора, выполнена из полос белого и зеленого мрамора и имеет шесть рядов окон от монофоры с одним оконным проемом (внизу) до полифоры с шестью проемами (верхний ряд). Это единственная кампанила в Италии с постепенным увеличением количества проемов окон до шести. Сооружение кампанилы было начато после создания купола, датируемого 1264 г., и завершено в 1313 г., при этом были использованы некоторые конструкции ранее существовавшей башни Бисдомини, стены которой видны внутри собора. Башня венчана шпилем в форме восьмиугольной пирамиды.
12.
DSC_0195

В западном фасаде кампанилы устроена дверь, называемая «Porta del Perdono» (Дверь прощения). Две отлитые из бронзы створки дверей с панелями, напоминающими о посвящении города Мадонне, изготовлены в 1946 г. скульптором Вико Консорти в Художественном литейном цехе Фердинандо Маринелли.
13.
DSC_9788

Название двери происходит от установленного в 1677 г. в её люнете тондо с барельефом, изображающем Мадонну с младенцем и ангелами (Madonna del Perdono) (Донателло, 1457-1459). В настоящее время оригинал из мрамора с инкрустациями из синего стекла заменен копией и перенесен в музей собора.
14.
DSC_0198-1

Заостренный стрельчатый боковой портал в северной стене «Нового Дуомо» (Джованни д’Агостино, 1345) выходит на ступени лестницы, ведущей к площади Сан-Джованни и расположенному на ней Баптистерию.
15.
DSC_0574

В люнете портала рельеф «Благословенный Искупитель» (копия, оригинал выставлен в музее Дуомо).
16.
DSC_0521

17. Лестница Сан-Джованни (Джованни Сабателли, 1451) видна слева от фасада Баптистерия. Резной крест на одной из верхних ступенек напоминает о легенде, связанной со св. Екатериной Сиенской, которая упала здесь из-за толчка дьявола.
DSC_0688

На уровне начала лестницы в стене Дуомо устроен вход в Крипту собора.
18. Дверь находится на площадке возле группы туристов.
DSC_9734

Фасад Баптистерия (Камаино ди Кресчентино, 1325). Подробнее о Баптистерии, включая фасад, будет рассказано в соответствующем посте.
19*.
DSC_9729

Фасад Дуомо
Необычный фасад Дуомо визуально доминирует над одноименной площадью; Солнце освещает ее большую часть дня, не создавая теней от окружающих зданий, которые, тем не менее, расположены достаточно близко.
20.
DSC_0695

Ступени, ведущие к собору, заканчиваются пропорциональной платформой, служащей основанием памятника, на которой напротив порталов находятся мраморные инкрустации (копии), изображающие Церемонии рукоположения (Настаджио ди Гаспаре, 1450).
21.
DSC_0191

Фасад Сиенского собора изготовлен из белого каррарского мрамора, темно-зеленого из Прато и розового сиенского мрамора. Его можно разделить на две половины, нижнюю и верхнюю, соответствующие двум различным этапам строительства. Обильный декор, преимущественно скульптурный, скрывает неровности и асимметрии, возникшие в результате длительного этапа строительства, в котором участвовало несколько архитекторов.
22*. Фотографий фасада я сделал несколько в разных условиях освещенности.
DSC_0697

Нижняя часть фасада с тремя остроконечными порталами была выполнена скульптором Джованни Пизано в 1284-1297 гг., в период перехода от романского стиля к готике. К этому периоду относятся три входных портала и две боковые башни. Для украшения фасада мастерская Пизано также изготовила огромное количество статуй патриархов, пророков, философов и животных.
23*.
DSC_9750

Верхняя часть фасада в более ярком готическом стиле была создана в 1299 -1317 гг. архитектором Камаино ди Кресчентино, отцом выдающегося скульптора Тино ди Камаино.
24*.
DSC_9767

Центральный портал имеет круглую арку, а боковые, слегка стрельчатые, украшены стройными витыми колоннами со скульптурными капителями в виде листвы. Три гирлянды над арками украшены пышными листьями и имеют в центре бюсты, добавленные только в XVII в. Над порталами находятся статуи ангелов и статуя Богородицы, для которой большой окулюс кажется нимбом. Внешние боковые башни, приземистые и прочные, уравновешены тонкими окнами в нишах и остроконечной эдикулой с готическими статуями, горгульями и различными украшениями.
25*.
DSC_0699

В 1458-1459 гг. Донателло создал проект бронзовых дверей центрального портала. Однако, этот проект не был реализован. Существующие двери изготовлены в 1958 г. Энрико Манфрини.
26.
DSC_9783

Бронзовая триграмма имени Христа в люнете создана в 1730-е годы.
27.
DSC_9754

Архитрав с «Историями Мадонны», расположенный над центральным порталом под люнетом, предположительно является оригинальной работой Тино ди Камаино, выполненной в 1300-1320 гг.
28.
DSC_9787

В тимпанах вимпергов порталов установлены бюсты блаженных сиенцев Джованни Коломбини, Амброджо Санседони и Андреа Галлерани (Томмазо Реди, 1730-1739).
29.
DSC_9756

30.
DSC_9755

Джованни Пизано дополнил фасад удивительным циклом готических статуй. Четырнадцать скульптур, из которых восемь расположены в середине нижней части, три за углом на левой стене у фасада и три — на правой, изображают пророков, патриархов, языческих философов и пророчиц и представляют собой уникум в итальянской готической скульптуре, поскольку имеют точную иконографическую программу, в которой все фигуры, вольно или невольно, возвещают о Пришествии Христа. На фасаде над изображениями животных мы видим (слева направо) философа Платона, пророка Даниила, Сивиллу, царя Давида, царя Соломона, пророка Моисея, Иисуса бен-Сираха и, вероятно, пророка Аввакума. Выше, между Мадонной и ангелами, опирающимися на архитрав, мы видим изображения четырех Евангелистов и соответствующих им символов: Марка и Льва, Луку и Тельца, Матфея и Ангела, Иоанна и Орла. Все статуи являются копиями; оригиналы хранятся в Музее Дуомо.
31*.
DSC_9757

На левой стене мы видим неопознанную фигуру, пророка Исаию и прорицателя Валаама. Статуи в боковых башнях вплоть до самого верха также созданы Джованни Пизано и его мастерской.
32.
DSC_9748

На правой стене изображены Симеон, пророчица Мириам и философ Аристотель.
33.
DSC_9749

Готические скульптуры, украшающие верхнюю часть фасада, включая поясные статуи патриархов в нишах вокруг окна-розы, являются произведениями более поздних, неизвестных скульпторов.

В центре открывается красивое окно-роза, обрамленное готическими нишами, содержащими бюсты Апостолов и Пророков, воздающих дань уважения Мадонне с Младенцем (оригиналы находятся в музее Дуомо). Витраж, изображающий Тайную вечерю и видимый только изнутри собора, был выполнен по мотивам карикатуры Пасторино дей Пасторини (XVI в.).
34*.
DSC_9767-1

Мозаики на фронтонах изготовлены в Венеции.
35. Введение Марии во храм (Алессандро Франки, 1878)
DSC_9765

36. Коронование Богородицы (Луиджи Муссини, 1878)
DSC_9764

37. Рождество Иисуса (Алессандро Франки, 1878)
DSC_9766

Венчает весь фасад бронзовая статуя архангела Михаила.
38.
DSC_9768

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.