Сиена. Кафедральный собор. Склеп

Сиенский собор — кафедральный собор (Дуомо), освящен в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии и является важным художественным и историческим памятником итальянской готики, средоточием средневековой и ренессансной культуры в истории Сиенской республики [43.3175284N 11.3286477E].
1.

Склеп (Крипта) Сиенского собора представляет собой комплекс средневековой археологии, расположенный под собором и вновь открытый только в 1999 г., когда во время ремонтных работ была обнаружена одна из подземных комнат, покрытая 180 кв. м хорошо сохранившихся фресок XIII в., заваленная обломками и запечатанная в XIV в. Доступ в Крипту собора организован на уровне начала лестницы Сан-Джованни (Джованни Сабателли, 1451) слева от фасада Баптистерия.
2.

Входная дверь, увенчанная люнетом с готическими мотивами, находится на площадке возле группы туристов.
3.

В 1999 г. Опера дель Дуомо заказала комплекс работ, направленных на восстановление оратория св. Иоанна и св. Януария под хором собора. Тогда было обнаружено герметизированное помещение, заполненное щебнем и построенное, вероятно, во второй половине XIV в., когда проблемы со статической нагрузкой окончательно заморозили проект расширения "нового собора". Название "крипта" чисто условное: исследователи считают, что под куполом находится еще один склеп собора, первоначальный, в помещениях, которые до сих пор недоступны из-за риска возникновения разрушений здания.
4.

5*.

Распятие (Марк Романо и помощники, ок. 1290-1310). Окрашенное резное дерево. Передано из церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Монтальчино.
6.

Образный цикл, разворачивающийся на стенах крипты, датируемой последней четвертью XIII в., включает в себя серию ветхозаветных эпизодов, изображенных в верхней части стен, которым соответствуют сцены, вдохновленные Новым Заветом, в нижней части. В нижнем регистре сюжеты начинаются с тех, что связаны с детством Иисуса, вдохновленные Евангелиями от Матфея и Луки, которые рассказывают об эпизодах, связанных с рождением и ранней жизнью Спасителя.
7*.

На правой стене изображено Благовещение (сиенский художник, ок. 1280): ангел-вестник обращается к Деве Марии, которая робко удаляется, выделяясь на фоне города.
8.

Затем следует Встреча Марии и Елизаветы (сиенский художник, ок. 1280).
9.

Рождество (сиенский художник, ок. 1280). В верхней части мы видим новорожденного Младенца в яслях с волом и ослом; в нижней части сцены Иисуса омывают подручные.
10.

В углу между правой стеной и контрфасадом находится Поклонение волхвов (сиенский художник, ок. 1280).
11.

Избиение младенцев (сиенский художник, ок. 1280).
12.

Крещение Христа (сиенский художник, ок. 1280).
13.

На контрфасаде, пройдя через пространство древнего входа, который сейчас заделан, мы видим фреску Иосиф с голубями (сиенский художник, ок. 1280), относящуюся к эпизоду Представления в храме: как написано в Евангелии от Луки, после Обрезания Иосиф и Мария отнесли Младенца в Иерусалим и принесли пару голубей в жертву, как предписывал Закон Господень.
14.

Сцена с Представлением Иисуса священнику Симеону и пророчице Анне (сиенский художник, ок. 1280) прерывается стальной конструкцией.
15.

В нижнем регистре контрфасада на одной панели изображен Сон Иосифа и Бегство в Египет (сиенский художник, ок. 1280). После смерти Ирода Иосифу во сне явился ангел и сообщил, что он может вернуться на родину вместе с Марией и ее сыном. Над ними вверху "Иаков отправляет Исава на охоту, прежде чем благословит его".
16.

Апокрифические Евангелия также передают различные эпизоды, повествующие о детстве Спасителя, два из которых изображены на центральных колоннах крипты. Это своего рода "углубление", которое посетитель может проследить, прежде чем перейти к фрескам, изображающим взрослого Христа. На колонне слева от себя, если смотреть от входа в эту комнату, можно увидеть Отдых во время бегства в Египет (сиенский художник, ок. 1280). Во время трудного путешествия пальма чудесным образом наклонилась, чтобы предложить свои финики Иисусу. Когда растение, по повелению Младенца, вновь поднялось, из ручья хлынула вода, необходимая для оставшегося пути. Художник использует разные оттенки фиолетового цвета в одеянии Богоматери, чтобы создать ощущение реального пространства и веса фигуры. Греческие буквы MP ΘΥ представляют собой аббревиатуру, в переводе с греческого означающую "Богородица" (Матерь Божья) — очевидный признак византийского влияния. Чернение внизу фрески вызвано копотью от свечей.
17.

Святое семейство поселилось в Назарете, ведя, согласно небиблейской истории, тихую жизнь. На противоположном столбе изображен Иисус в школе (сиенский художник, ок. 1280), изучающий арамейский алфавит. Согласно апокрифам, Иисуса обучал буквам старый наставник Левий.
18.

Еще одна, неопознанная, фреска на том же столбе. Возможно, что она написана на сюжет Noli me tangere (Не прикасайся ко Мне).
19.

На одной из стен склепа изображены эпизоды последних часов жизни Христа. Первая и сильно фрагментарная сцена изображает Тайную вечерю, за которой следует Омовение ног (сиенский художник, ок. 1280), на котором мы видим Христа, стоящего на коленях с большим тазом, чтобы омыть ноги св. Петру, смущенному смиренным жестом Спасителя.
20.

Затем следует Поцелуй Иуды (Диетисальви ди Спеме, ок. 1280). Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал его. Чтобы указать на Христа, он, подойдя со стражей, поцеловал Иисуса ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше после Тайной вечери. Далее находятся, фрагментированные конструкцией стены, фрески с эпизодами Бичевания Христа и Пути на Голгофу, на котором Христу связывают руки.
21.

На дальней стене главного зала изображены сцены Страстей Господних на трех фресках, которые представляют собой наивысшую стилистическую и драматическую вершину всей серии.
22*.

Распятие (сиенский художник, ок. 1280). Испустив дух, Христос, опустив голову на грудь, висит на кресте, закрепленном тремя гвоздями, его ноги покоятся на деревянной подставке, а тело изогнуто в форме буквы Y. Эта иконография вдохновлена моделью Распятия, которую несколькими десятилетиями ранее Никола Пизано изваял на кафедре Сиенского кафедрального собора. На одной стороне сцены, к сожалению, незавершенной, изображены три Марии (дева Мария, Мария Магдалина и Мария Клеопова), в то время как на другой стороне апостол св. Иоанн обращает внимание стражи и человека с покрытой головой и ореолом, вероятно св. Иосифа Аримафейского, на распятого Христа.
23.

Снятие с Креста (Ринальдо да Сиена (?), ок. 1280). Иосиф Аримафейский, член совета, получившего разрешение на погребение Иисуса, передает тело Христа в любящие руки девы Марии. Здесь мы очень хорошо видим еще одну важную тенденцию периода, ведущего к эпохе Возрождения, — использование мимики для рассказа истории, особенно заметной у женщин, оплакивающих Христа.
24.

Положение во гроб (сиенский художник, ок. 1280). В финальной сцене св. Мария изображена в сопровождении двух других Марий, св. Иоанна и св. Иосифа Аримафейского, когда она в последний раз целует своего сына перед тем, как положить его в гроб — саркофаг из красного камня, как это было принято в то время.
25.

Цикл рассказов о Христе заканчивается Сошествием Иисуса Христа в ад (сиенский художник, ок. 1280), как оно описано в апокрифическом Евангелии от Никодима. Иисус спускается в ад, чтобы спасти и освободить ветхозаветных праведников. На фрагменте фрески мы видим Христа в красном одеянии, отороченном золотом, когда он правой рукой поднимает Адама с длинной бородой и седыми волосами.
26.

В ходе раскопок были также обнаружены фундаменты древнейшей апсиды, проливающие свет на этапы строительства собора. В целом, помещения, которые можно посетить, относятся к XII, XIII и XIV вв.; например, каменные стены XIII в. того, что, должно быть, было хором и левым крылом трансепта; части XIV в. вместо камня созданы из кирпича.
27. Портал в крипте

28.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.