Флоренция. Галерея Уффици. Часть 7

Галерея Уффици — это одна из самых известных и важных художественных галерей в мире с несравненной коллекцией искусства флорентийского Возрождения и не только, включая, среди прочего, самую большую коллекцию картин Боттичелли. Галерея разделена на различные залы, организованные по школам и стилям. в хронологическом порядке. Рожденная из художественных коллекций, накопленных на протяжении веков семьей Медичи, она также обладает выдающейся коллекцией древних скульптур и экспонатов, среди которых шедевры Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Джамбаттисты Питтони, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Чимабуэ, Симоне Мартини и Пьеро делла Франческа.
1.
mappa_firenze1_uffizi

Необходимые примечания от автора.
1. Коллекция Уффици включает огромное количество экспонатов. Все их сфотографировать и описать практически нереально, поэтому неизбежны какие-то пропуски.
2. Около 2018 г. в Уффици проведена большая перестановка экспонатов. Существенная часть имеющейся в интернете информации была опубликована до этого «великого переселения». Я описывал выставленные экспонаты и залы галереи так, как их увидел в январе 2020 г., но некоторое количество, надеюсь, непринципиальных неточностей все-таки допускаю.
3. Для некоторых скульптур в Уффици были разработаны качественные трехмерные компьютерные модели. Ссылки на соответствующие страницы с моделями публикуются в виде [3D]. Кого заинтересует, рекомендую.
4. В соответствии с маршрутом посещения галереи, сначала выкладываю план 3 этажа. Нумерация помещений соответствует надписям в самих помещениях и большинству планов галереи, но не совпадает с приведенной в буклете, выложенном на официальном сайте. По мере возможности, я в квадратных скобках буду указывать оба варианта нумерации.
2.
III_floor

Зал художников XV в. из Эмилия-Романья [22, A20]
Потолок зала расписан узорами в стиле гротеск.
3.
DSC_5480

Портрет Джованни Бентивольо (?) (Лоренцо Коста, 1490-1492). Темпера по дереву. Картина традиционно идентифицируется как портрет Джованни II Бентивольо, упомянутый в 1815 г. как часть коллекции Изолани в Болонье. Бентивольо изображен в пояс, на темном фоне, повернутым на три четверти влево, взгляд обращен к зрителю. На ней представительное черное платье с широкой цепочкой на плечах и красная шляпа, которая выделяет ее лицо. Физиогномические черты очерчены точно и резко: запавшие глаза, слегка красный нос, подбородок с признаками отрастания бороды. Идентификация этого человека как Бентивольо, болонского гонфалоньера юстиции, для которого Лоренцо Коста украсил семейный дворец и частные часовни в Сан-Джакомо Маджоре и Санта-Мария-делла-Мизерикордия в Болонье, на самом деле не является полностью достоверной.
4.
DSC_5468

Св. Себастьян (Лоренцо Коста, ок. 1490-1491). Темпера по дереву. Юный св. Себастьян изображен узким планом на темном фоне в пояс. Привязанный к колонне, он, кажется, терпеливо переносит мученическую смерть от стрел, избегая зрительного контакта со зрителем. Иконографическая модель отсчета — это модель Ecce Homo или Христа у колонны, разработанная Антонелло да Мессина во время его пребывания в Венеции. Картина принадлежит зрелому стилю Лоренцо Косты, первоначально находящегося под влиянием великих мастеров феррарской школы, особенно Эрколе де Роберти. Художник приобрел монументальный стиль и более натуралистичное использование цвета в период, проведенный в Болонье, начиная с 1483 г. Картина поступила в коллекцию Уффици в 1906 г., приобретенная из коллекции, принадлежавшей маркизу Каноничи из Феррары.
5.
DSC_5469

Св. Доминик (Козимо Тура, ок. 1480). Темпера по дереву. Панель в Уффици, определенно являющаяся частью расчлененного полиптиха, связана с пятью другими фрагментами аналогичного размера и стиля. Наиболее распространенные гипотезы относят Св. Доминика к полиптиху Сан-Джакомо-ин-Арджента или к полиптиху Сан-Лука в Ферраре. Вероятно, частью одного и того же ансамбля были другие аналогичные панели: Св. Иаков (Музей изящных искусств в Кане) и Св. Антоний Падуанский (Лувр). Св. Доминик на золотом фоне имеет изможденное лицо и освещен падающим светом, придающим всей фигуре металлические отблески, что типично для живописи Феррары. Черный плащ окутывает объект, придавая всему скульптурный рельеф и выступая фоном для частей рук, полностью освещенных (в отличие от лица) и обладающих большой виртуозностью. Выдающийся художник феррарского ренессанса Козимо Тура долгое время работал при дворе дома Эсте, герцогов Феррарских. Алтарь со св. Домиником, вероятно, был заказан членом этой семьи.
6.
DSC_5472

Св. Себастьян (Эрколе де Роберти, 1480-1490). Масло по дереву. Картина происходит из Палаццо Питти, где она в XIX в. числилась за авторством флорентийского художника Поллайоло. Сегодня считается, что это картина конца XV в. феррарской школы, тесно основанная на творчестве Эрколе де Роберти. Мощная, героическая фигура св. Себастьяна, драматический пафос которой подчеркивается тщательно детализированным и натуралистичным изображением его ран и орудий его мученической смерти, по-видимому, повторяет замысел великого мастера из Феррары.
7.
DSC_5474

Распятие (Марко Пальмеццано, ок. 1500-1505). Темпера по дереву. Высокий крест, обнимаемый св. Марией Магдалиной, делит картину на две области: слева мы видим Мадонну и Магдалину; справа св. Иоанн Богослов. Фигуры хорошо вписываются в ландшафтную среду, грандиозны и торжественны в общей арочной связи между скалами справа, деревом слева и центральной долиной. Обратите внимание на стаю птиц слева. Эта работа выполнена, как указано в небольшой надписи в нижней части креста, Марко Пальмеццано, представителя так называемой школы Форли. Первоначально она находилась в ризнице флорентийской церкви Монте-Оливето, а с 1844 г. — в Уффици.
8.
DSC_5475

Благовещение. Святой апостол и св. Просдоций (на обороте) (Мелоццо да Форли, ок. 1460-1465). Масло по дереву. Две панели, ныне находящиеся в фрагментарном состоянии, вероятно, были дверями дарохранительницы или органа — предмета церковной мебели, часто защищаемого подвижными расписными дверцами. С лицевой стороны сцена Благовещения.
9.
DSC_5478

Св. Просдоция, первого епископа Падуи, можно опознать по кувшину, который он использует для совершения крещения. Это наводит на мысль, что первоначально двери, возможно, были привезены из верховьев Адриатики, где Мелоццо, вероятно, учился на художника.
10.
DSC_5479

Портрет Беатриче д’Эсте (Портрет Барбары Паллавичино) (атр. Алессандро Аральди, ок. 1495). Масло по дереву. Картина, которую долгое время приписывали Пьеро делла Франческа, отсылает к портретам в профиль Бернардо Дзенале и Амброджо де Предис, которые сами находились под влиянием модели Леонардо да Винчи. Героиня картины изображена строго в профиль на темном фоне, богато одетая и с определенной свежестью тонов, что делает ее похожей на изображение камеи, как и портреты дворян на монетах и медалях. В портрете выделяются сложная прическа с хвостом, туго перевязанным лентами «коаззона», а также богатство драгоценностей, в том числе многочисленные жемчужины, такие как гигантская каплевидная жемчужина около уха. Типичной для миланского двора является лента на лбу, так называемая ленца, а также богатство платья со съемным рукавом, украшенном инкрустациями и вышивкой.
11.
DSC_5484

Относительно идентификации героини портрета существуют две версии, основанные на поразительном сходстве внешности двух дворянок, портреты которых сохранились. По первому варианту, которого придерживается Уффици, изображена Беатриче д’Эсте, жены Лодовико Марии Сфорца, герцогиня Миланская с 1494 г. В пользу этой версии говорит определенное сходство украшений на портрете с описанием ожерелья и грушевидной жемчужины, данным ее матерью. По второму варианту, изображена маркиза Барбара Паллавичино. Для самостоятельных размышлений предлагаю сравнить профили на коллаже (слева направо): Беатриче, портрет в Уффици, Барбара. При рассмотрении надо учитывать особое «видение» художников и желание немного приукрасить героинь.
12. В Википедии предпочтение отдается Барбаре Паллавичино
DSC_5484-1

Зал художников XV в. из Ломбардии [23, A21]
Портрет мужчины (Джованни Амброджо де Предис, 1490-1500). Масло по дереву. Портрет хранился в Палатинской галерее, где его ошибочно приписывали Альбрехту Дюреру, и с 1861 г. был передан в Уффици. Это работа известного ломбардского художника и иллюминатора, работавшего на семью Сфорца в Милане, сотрудничавшего с Леонардо да Винчи. Одним из его покровителей также был император Максимилиан II Габсбург. На темном фоне изображена богатая знатная личность в профиль, обращенным влево и слегка напряженным. Он носит черную шляпу и короткую стрижку, что типично для моды при дворе Сфорца. Платье богато украшено золотой вышивкой и отличается вниманием художника к описанию деталей, полученным в результате его обучения созданию миниатюр. Личность мужчины на портрете неизвестна.
13.
DSC_5487

Рождество (анонимный художник из Пьемонта, ок. 1510-1520). Масло по дереву. Этот большой алтарь входил в коллекцию Рубиначчи в Турине и был отправлен в Германию во время Второй мировой войны. Его вернули в Италию в 1954 г. благодаря усилиям Родольфо Сивьеро, а в 1988 г. передали в галерею Уффици. Запрестольный образ, по-видимому, был сделан для алтаря в семейной часовне Бертоне в ныне разрушенной церкви Сант-Агостино в Кьери. О личности анонимного художника ничего не известно, но это был мастер, на которого оказала большое влияние немецкая и фламандская живопись и который также считается автором «Оплакивания Христа» в церкви Сант-Агостино в Турине.
14.
DSC_5488

Портрет неизвестного мужчины (неизвестный ломбардский мастер, ок. 1500-1525). Масло по дереву. Сидя за столом, неизвестный мужчина указывает на неразборчивую надпись и череп, трагическое напоминание о бренности человеческой жизни. В прошлом натурщика ошибочно отождествляли с венецианским художником Лоренцо Луцци, известным как Морто да Фельтре.
15.
DSC_5490

Саломея, принимающая голову Иоанна Крестителя (Бернардино Луини, ок. 1527-1531). Яично-масляная темпера по дереву. Бернардино Луини — североитальянский художник, один из самых известных леонардесков — учеников и эпигонов Леонардо да Винчи. Многие его произведения в прошлом приписывались кисти Леонардо. Эта картина также не избежала участи неправильного атрибутирования. Существует по меньшей мере шесть вариантов этого изображения, все из которых характеризуются полуфигурными персонажами на темном фоне, подчеркивающем элегантную леонардовскую технику сфумато. Из всех них панно в Уффици, безусловно, самое леонардовское, отличающееся мягким цветом лица. Палач кладет отрубленную голову св. Иоанна Крестителя на подставку на ножках, стоящую на полке и которую поддерживает Саломея. Слева за этой сценой наблюдает пожилая женщина с покрытой головой, вероятно, служанка. Лицо палача описано с почти карикатурными чертами, усиливающими его уродство и злобу, в отличие от тонких черт безжизненного лица Крестителя. Особое внимание уделено роскошному платью Саломеи, характерному для моды начала XVI в., а также ее искусно заплетенным волосам. Влияние Леонардо особенно заметно в лице девушки, сравниваемом критиками со Скапильятой. Некоторые исследователи утверждают, что главный персонаж картины не Саломея, а ее мать Иродиада. Панель поступила в Уффици из Венской галереи в 1793 г.
16.
DSC_5493

Зингарелла (Цыганка) (Боккаччо Боккачино, 1504-1505). Темпера по дереву. Картина происходит из коллекции кардинала Леопольдо Медичи, находилась в Палаццо Питти и поступила в галерею Уффици в 1925 г. На картине изображена молодая девушка в платке, пристально смотрящая на зрителя. Тёмный фон подчёркивает специфическое освещение и эффект сфумато. Своё название картина получила благодаря таким необычным деталям, как ожерелье в виде простой нити с бусинками и платок, завязанный под подбородком, а также из-за характерных черт лица девушки и её больших и выразительных глаз. Влияние венецианской школы видно в тонких волосах, которым художник придал светлый колорит, и в умиротворённой и спокойной атмосфере картины, характерной также для работ Джованни Беллини.
17.
DSC_5494

Голова старика (Камилло Боккаччино, 1525-1530). Масло и темпера по бумаге, нанесенной на дерево. Эта небольшая картина представляет собой портретный этюд головы старца, изображенного по иконографическим меркам святых и философов. Лысая голова и длинная белая борода субъекта являются, по сути, типичными атрибутами этих персонажей, так же как и его изогнутые плечи и обращенные вниз глаза. Эти черты означают склонность к медитации, покаянию и духовному или интеллектуальному размышлению. Хранящаяся в галерее Уффици с 1880-1882 гг., эта картина, вероятно, является подготовительным наброском к фигуре в монументальной композиции, такой как алтарный образ. Она приписывается венецианскому художнику по образованию и родом из Кремоны Камилло Боккаччино, находившемуся под влиянием творчества Тициана, а затем Рафаэля и Корреджо. Вернувшись в Кремону, писал свои картины в русле местной художественной традиции — Джан Франческо Бембо и Альтобелло Мелони. Рама изготовлена в XIX в.
18.
DSC_5497

Нарцисс у фонтана (атр. Джованни Антонио Больтраффио, 1500-1510). Масло по дереву. Молодой человек в профиль, интерпретируемый как Нарцисс из-за того, что он смотрит вниз, оказывается в пейзаже, очень напоминающем пейзаж Мадонны в скалах. Меланхолическая красота, техника сфумато и двусмысленность лиц — все это леонардовские элементы, трактованные, однако, как это бывает в произведениях школы, довольно поверхностно, настолько, что заговорили даже о некоем академизме леонардесков. Панно является фрагментом более крупной композиции. В прошлом ее относили к юному Леонардо, но позже посчитали близкой к Больтраффио, художнику, работавшему в мастерской Леонардо в Милане. Картина находится в Уффици с 1894 г.
19.
DSC_5498

Портрет мужчины (Бернардино дей Конти, 1500-1510). Масло по дереву. Панно находится в Уффици с 1753 г. Оно приписывается Бернардино дей Конти, ломбардскому последователю Леонардо да Винчи, обучавшемуся у Винченцо Фоппы. На портрете изображен молодой человек, одетый в характерном для того времени стиле, в костюм и черную шляпу, в профиль, в соответствии с ломбардской традицией портретной живописи. Стрижка типична для двора Сфорца того времени. Первоначально панно было восьмиугольным, затем уменьшено до прямоугольного формата с добавлением крыльев.
20.
DSC_5500

Св. Екатерина Александрийская (Джампетрино, ок. 1520-1530). Масло по дереву. Панно находилось в коллекции кардинала Леопольдо Медичи и поступило в галерею Уффици в 1925 г. из Палатинской галереи. Святая мученица изображена в ракурсе в три четверти рядом со сломанным пыточным колесом, символом ее мученичества, на правом переднем плане. Черный дым и пламя, обрамляющие св. Екатерину, подчеркивают белизну ее кожи и придают некоторую эротическую коннотацию сюжета. Картина, выполненная миланским художником Джампьетрино, написана под влиянием Леонардо в мягкой светотени; стилистически она похожа на «Магдалину» того же художника, находящуюся в Пинакотеке в Брере.
21.
DSC_5502

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.