Флоренция. Галерея Уффици. Часть 20

Галерея Уффици — это одна из самых известных и важных художественных галерей в мире с несравненной коллекцией искусства флорентийского Возрождения и не только, включая, среди прочего, самую большую коллекцию картин Боттичелли. Галерея разделена на различные залы, организованные по школам и стилям. в хронологическом порядке. Рожденная из художественных коллекций, накопленных на протяжении веков семьей Медичи, она также обладает выдающейся коллекцией древних скульптур и экспонатов, среди которых шедевры Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Джамбаттисты Питтони, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Чимабуэ, Симоне Мартини и Пьеро делла Франческа.
1.
mappa_firenze1_uffizi

Необходимые примечания от автора.
1. Коллекция Уффици включает огромное количество экспонатов. Все их сфотографировать и описать практически нереально, поэтому неизбежны какие-то пропуски.
2. Около 2018 г. в Уффици проведена большая перестановка экспонатов. Существенная часть имеющейся в интернете информации была опубликована до этого "великого переселения". Я описывал выставленные экспонаты и залы галереи так, как их увидел в январе 2020 г., но некоторое количество, надеюсь, непринципиальных неточностей все-таки допускаю.
3. Для некоторых скульптур в Уффици были разработаны качественные трехмерные компьютерные модели. Ссылки на соответствующие страницы с моделями публикуются в виде [3D]. Кого заинтересует, рекомендую.
4. Выкладываю план 2 этажа. Нумерация помещений соответствует большинству планов галереи, но не совпадает с приведенным в буклете, выложенном на официальном сайте. Более того, в разных (по дате) официальных буклетах нумерация залов разная! Возможно, это связано с открывшейся в 2023 г. на постоянной основе на втором этаже галереи большой выставки автопортретов.
2.
II_floor

Зал Веронезе [88]
Венера и Меркурий представляют Юпитеру Эроса и Антероса (Веронезе, ок. 1560). Масло по холсту. На картине изображены Меркурий и Венера в сопровождении Эрота, приближающиеся к Юпитеру, чтобы испросить его благословения для своего сына Антероса. Композиция, разработанная в горизонтальном плане, побуждает наблюдателя искать фигуру Юпитера, восседающего на троне вне поля его зрения: бог виден только с колен и символизируется фигурой орла. Здесь мы имеем дело с противоположными формами любви: Антерос представляет позитивную и законную супружескую любовь, в то время как Эрот обозначает любовь в форме чувственной или внебрачной страсти.
3.
DSC_6123

Благовещение (Веронезе, 1556). Масло по холсту. Декорация для сцены — торжественный портик с рифлеными колоннами — вдохновлен архитектурой Андреа Палладио. Триумфальная арка на центральном заднем плане выходит на мощеную дорожку, усаженную деревьями: hortus conclusus, символизирующий девственность Марии, изображен здесь в виде аристократического дворца с лоджией и садом. Картина разделена на три части: первая, где изображен ангел, вторая, изображающая архитектуру, и третья, где Мария театрально отворачивается от чтения на придье, скрещивая руки на груди в знак смирения. Связь между тремя частями возложена на светящееся облако херувимов, в центре которого появляется нисходящий голубь Святого Духа. Одежда ангела разметалась от только что совершенного полета, способного создавать изящные, переливающиеся отблески на ткани. Он стоит в асимметричной позе, удержанной в глубине, при этом поднимает правый палец, указывая на небо, в то время как левой рукой держит на груди белую лилию. В этой ранней работе Веронезе использует пространство в театральной манере. Он уравновешивает горизонтальное расширение холста сильным вертикальным выступом огромных колонн и почти телескопической передачей перспективы в центре.
4.
DSC_6125

Эсфирь и Артаксеркс (Веронезе, ок. 1560-1569). Масло по холсту. На картине изображен эпизод из библейской истории об Эсфири. Движимая желанием спасти народ Израиля от истребления, запланированного визирем Аманом, Эсфирь подвергает свою собственную жизнь опасности, появляясь перед своим мужем Артаксерксом, царем персов, без приглашения. Пораженный ее мужеством и красотой, король спасает ее и прикасается к ней своим скипетром. Картина примечательна своим сложным архитектурным оформлением и видом библиотеки Марчиана на заднем плане справа.
5.
DSC_6127

Портрет Джузеппе да Порто с сыном Адриано (Веронезе, ок. 1552-1555). Масло по холсту. Портрет относится к тем годам, когда Веронезе завершал свою работу над расписным убранством Палаццо Порто в Виченце по проекту Андреа Палладио. У этого портрета существует парный портрет жены натурщика Ливии Тьене да Порто и их дочери Порции, который сейчас выставлен в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе. Портрет в полный рост был типичен для среды Брешии, на которую опирался Веронезе, создавая эффект заметной изысканности. Из тенистой ниши две фигуры выходят в натуральную величину, наклонившись вперед. Джузеппе да Порто смотрит прямо на зрителя, а сын Адриано отвлекается, глядя влево, в идеале в сторону младшей сестры. В портрете жены эти соотношения взглядов матери и дочери перевернуты. Дворянин носит тяжелую черную тунику на меховой подкладке с высокой талией, открывающую ноги, — одежду, которая символизирует одновременно богатство и элегантность главного героя. На поясе у него меч и единственная перчатка, вторую он снял, чтобы положить руку на плечо своего сына Адриана, который прикасается к нему с милой покорностью. Мальчик также роскошно одет в куртку, подбитую горностаем и украшенную золотой вышивкой, а также носит с собой небольшой меч. Несколько необычное основание колонны внизу рисунка слева на самом деле идентично основанию колонн, украшающих фасад Палаццо Порто.
6.
DSC_6130

Св. Агата, увенчанная ангелами (Веронезе, ок. 1580). Масло по холсту. На этом небольшом подготовительном наброске, созданном для более масштабной работы, изображена св. Агата в тюрьме, получающая мученический венец от ангелов после пыток, когда ей отрезали грудь. В левой руке она сжимает тряпку, испачканную пролитой ею кровью, в то время как правой она листает книгу на аналое — намек на ее теологические познания. На картине изображен плавный, почти жидкий мазок и яркие краски, характерные для работ художника в последнее десятилетие его карьеры.
7.
DSC_6131

Выбор Геракла (Выбор между пороком и добродетелью) (Веронезе, ок. 1565). Масло по холсту. Это копия картины с автографом из коллекции Фрика в Нью-Йорке. Выбор Геракла — аллегорический сюжет, изображающий колебания античного героя между двумя жизненными судьбами — Добродетелью, путем трудным, но ведущим к славе, и Пороком, путем, на первый взгляд легким и полным привлекательности. Выражение "Геракл на распутье" применяется к человеку, затрудняющемуся в выборе между двумя решениями, одно из которых явно является правильным, зато второе — приятным. Молодой человек в белом вырывается из объятий чувственной женщины, которую видно сзади. На ткани, покрывающей сиденье, изображена гарпия с кинжалом, обозначающая смертельную опасность. Аллегорическая фигура Добродетели в лавровом венке приветствует беднягу защитным жестом. Девиз в надписи на кариатиде слева намекает на вечную честь, которая причитается всем добродетельным людям.
8.
DSC_6133

Зал Тинторетто [D25]
Сотворение Евы. Первородный грех (Карло Калиари, ок. 1585). Масло по холсту. Согласно Книге Бытия, Адам и Ева были прародителями человечества, созданными Богом для вечной жизни со всеми другими видами в Эдемском саду. Четыре картины иллюстрируют наиболее важные события в повествовании и их драматический эпилог. В первой сцене мы видим рождение Евы, созданной из ребра Адама, чтобы быть его спутницей на всю жизнь и рожать ему детей. Во второй сцене, ослушавшись Божьего повеления после того, как ее соблазнил дьявол, Ева убеждает Адама вкусить запретный плод с Древа познания, тем самым позволяя ему различать добро и зло.
9.
DSC_6136

10.
DSC_6135

Изгнание Адама и Евы из Эдемского сада. Тяжкий труд Адама и Евы (Карло Калиари, ок. 1585). Масло по холсту. Следующие два эпизода иллюстрируют последствия их греха. Адам и Ева осознают, что они наги, чувствуют стыд и прикрываются листьями, в то время как ангел преследует их своим мечом. Их ждет участь тяжелого труда и боли, и их земное существование закончится со смертью. Карло Калиари, талантливый сын Паоло Веронезе, унаследовал чувственное прикосновение своего отца и изощренное воображение, но воплотил их в более утонченный стиль живописи, часто посещая мастерскую Якопо Бассано, он приобрел вкус к роскошным пейзажам, наполненным деталями, как мы можем видеть на этих картинах. До недавнего времени эти четыре картины выставлялись на Трибуне Уффици.
11.
DSC_6143

12.
DSC_6142

Леда и лебедь (Тинторетто, ок. 1550). Масло по холсту. Этот весьма популярный у художников сюжет заимствован из "Метаморфоз" Овидия: Юпитер предстает перед Ледой в облике лебедя после того, как она отвергла его ухаживания. Пронизанная иронией версия мифа Тинторетто разворачивается в домашнем интерьере, включающем птичью клетку с попугаем, слугу, присматривающего за уткой в клетке, на которую с интересом смотрит кошка, и щенка, лающего на лебедя. Фигура Леды на переднем плане, оттененная красной драпировкой, принадлежит к популярной традиции изучения обнаженной женской натуры, которая была модна в Венеции с начала XVI в.
13.
DSC_6138

Жертвоприношение Исаака (Тинторетто и мастерская, 1550-1555). Масло по холсту. Диагональная композиция подчеркивает волнение сцены, где Исаак, кажется, падает с поленницы, в то время как его отец, готовый принести сына в жертву, в изумлении оборачивается к ангелу. Красная мантия Авраама, вероятно, намекает на кровь сына, которого Бог приказал принести в жертву, чтобы проверить его послушание. Облачное небо прорезают редкие проблески света, которые только усиливают ощущение драмы. Атрибуция спорна, возможно, с художником сотрудничал сын Доменико, и в этом случае дату следует перенести на более поздний период творчества художника, примерно на 1580 г.
14.
DSC_6140

Изгнание Адама и Евы из Эдемского сада (Тинторетто, ок. 1550). Масло по холсту. Картина была частью серии, заказанной Школой св. Троицы при церкви Санта-Мария-Формоза в Венеции сначала Франческо Торбидо, а затем Тинторетто. Фактически, Школа поручила Торбидо выполнить три картины в 1545 г., к которым в 1547 г. была добавлена четвертая. С 1550 г. Тинторетто взял на себя выполнение всего заказа и выполнил по крайней мере еще пять других картин, изображающих Сотворение мира. В настоящее время, помимо рассматриваемой картины, сохранилось три, выставленных в Галерее Академии: "Сотворение животных", "Первородный грех" и "Каин и Авель". Таким образом, работа в Уффици должна была быть третьей в серии, помещенной после "Первородного греха" и до "Каина и Авеля". Во всех произведениях этой серии Тинторетто использовал простые повествования, в которых участвовали только необходимые персонажи, и заполнял детали фона. Здесь на переднем плане изображены Адам и Ева, покрытые стыдом, в то время как Бог-Отец стоит за тем, что выглядит как Древо познания. Картина, вероятно, фрагментарна, поскольку ее размеры меньше, чем у других картин того же цикла.
15.
DSC_6161-5

Портрет венецианского адмирала (Тинторетто, 1570). Масло по холсту. Идентификация адмирала все еще неясна, хотя были предложены два имени венецианской знати, связанные с историческими морскими событиями, такими как битва при Лепанто: командующий флотом Венеции в новой войне против Османской империи Себастьяно Веньер и венецианский дож Агостино Барбариго, последний был предложен из-за сходства физиогномики. В творчестве Тинторетто часть моря сливается с фигурой под углом, создаваемым изгибом руки изображаемого субъекта. Этот прием становится триггером для диалога художников об эмоциональном подтексте, объединяющем человека и природу. Портрет находится в Уффици с 1794 г.
16.
DSC_6161-6

Портрет молодого человека с рыжими волосами (Тинторетто, ок. 1545). Масло по холсту. Личность персонажа неизвестна. Джентльмен лет тридцати, элегантно закутанный в черный камзол, подбитый мехом, под которым мы можем разглядеть золотую цепочку. Тинторетто помещает своего натурщика на переднем плане портрета, чтобы использовать свет и цвет для изучения его живого выражения. Портрет — юношеская работа художника, написанная, когда стиль Тинторетто был еще очень близок к стилю Тициана.
17.
DSC_6145

Юдифь с головой Олоферна (Пальма иль Веккьо, ок. 1525-1528). Масло по холсту. Юдифь, красивая и набожная жена, спасла народ Израиля от осады, устроенной ассирийским полководцем Олоферном, обезглавив его во сне. Картина является шедевром зрелости Пальмы Старшего, о чем мы можем судить по чрезвычайно деликатному обращению с платьем и фигуре героини, с удивительной простотой заполняющей все нарисованное пространство и с силой выделяющейся на фоне затененного пространства.
18.
DSC_6147

Зал венецианского натурализма [D24]
Посмертный портрет Катерины Корнаро в образе св. Екатерины Александрийской (Тициан, 1542). Масло по холсту. Дочь святого Марка Катерина Корнаро, последний монарх в истории Кипра, умершая в 1510 г., одета в красное шелковое платье и зеленую верхнюю одежду, вышитую желтым узором и стеганую золотом и жемчугом. На ней украшенная драгоценными камнями корона и тюрбан, с которого спускается длинная белая вуаль. Недавно было высказано предположение, что эта картина является результатом мастерской переработки светского портрета Тициана, преобразованного в религиозный предмет путем добавления колеса, атрибута св. Екатерины Александрийской. Картина передает абстрактное представление о реальности, сочетая светский портрет исторической личности с религиозным изображением благородного святого и мученика.
19.
DSC_6149

Две собаки (Якопо Бассано, ок. 1555). Масло по холсту. Две гончие изображены в пейзаже, на котором в первых лучах рассвета видны стены и башни Бассано и гора Монте Граппа вдалеке. Художник изображает двух зверей с заботой и нежностью, передавая их покладистый характер и намекая на их усталость и голод. Это не элегантные животные, принимающие позу, а две дворняжки, остановившиеся для отдыха и восстановления сил. Сюжет передан быстрой, свободной рукой и с удивительным и абсолютно новаторским для того времени натурализмом, предвосхищающим жанр, которому суждено было стать обычным явлением только в следующем столетии.
20.
DSC_6151

Обнаженная (Бернардино Личинио, ок. 1540). Масло по холсту. Родившийся в семье художников из Бергамо, переехавших в Венецию, Личинио учился у Джорджоне и Тициана, своих постоянных маяков. Популярная тема обнаженной Венеры, начатая Джорджоне, была возрождена Тицианом и его мастерской в 1540-х гг. Ничто в этой работе не идентифицирует натурщицу как Венеру, отсюда и ее название "Обнаженная". Некоторые ученые, однако, указали на пару голубей в левом нижнем углу как на доказательство того, что эта работа на самом деле является изображением Венеры. Пара голубей традиционно символизировала любовь, но это может быть просто ссылка на саму любовь, а не на богиню. Версия Личинио пронизана сильным эротическим зарядом, поскольку в ней нет фона или каких-либо других повествовательных элементов. Наше внимание полностью сосредоточено на теле женщины, изображенной в томной позе на белой простыне, призванной подчеркнуть сияние ее кожи.
21.
DSC_6153

Лукреция (Падованино, 1620-1625). Масло по холсту. Тит Ливий рассказывает, как жена Луция Тарквиния Коллатина Лукреция покончила с собой с помощью кинжала после того, как была изнасилована Секстом Тарквинием — сыном Тарквиния Гордого, последнего царя Рима, изображенным позади нее. Фигура Лукреции стала образцом целомудрия и супружеской верности в эпоху Возрождения. Лукреция изображена за момент до того, как она покончит с собой, а ее муж пытается удержать ее, схватив ее за левую руку (хотя некоторые ученые идентифицируют его как насильника Секста Тарквиния). Она, кажется, не замечает его, а вместо этого выглядит небесно в ожидании искупления (по крайней мере, так это интерпретировали бы представители эпохи Возрождения; для современного зрителя эта история пахнет стыдом жертвы). Однако в данном случае сюжет в первую очередь дает художнику возможность изобразить томную, роскошную красавицу в сорочке, соскальзывающей с ее пышной груди, — очень модная тема в Венеции с начала XVI в.
22.
DSC_6156

Зал Венеры Урбинской [D23]
Флора (Тициан, 1515-1520). Масло по холсту. На коричневом фоне картины изображена молодая женщина, держащая в руках букет весенних цветов, состоящий из фиалок, бутонов роз и жасмина. Она одета в старинном стиле, в ярко-белом одеянии, которое скользит по ее правому плечу, открывая вид на ее грудь, а ее голова мягко покоится на левом плече, когда она смотрит за пределы картины. Ее лицо с тонкими чертами отвечает всем канонам красоты эпохи Возрождения XVI в.: сияющая бледная кожа, розовые щеки и лицо, обрамленное распущенными длинными медно-светлыми волосами — типичный цвет волос женщин, написанных Тицианом (отсюда и термин "Тициан рыжий"). Молодая женщина идентифицируется как нимфа Флора, жена Зефира, богиня цветов, весны и полевых плодов и движущая сила флоралиев — распутных празднеств в ее честь в Древнем Риме. Картина представляет собой аллегорию супружеской любви, на которую намекают кольцо на указательном пальце и жест подношения цветов.
23.
DSC_6159

Венера Урбинская (Тициан, 1538). Масло по холсту. "Обнаженная женщина", как назвал картину будущий герцог Урбино Гвидобальдо делла Ровере, когда купил ее в 1538 г., является одной из самых знаменитых работ Тициана. На ней изображена молодая невеста, ожидающая, когда горничные оденут ее. На заднем плане служанки заняты выбором ее одежды для празднования домашнего ритуала, известного в Венеции как "il toccamano" (прикосновение рук). Это была церемония, проводимая дома, а не в церкви, во время которой молодая женщина, которую просили выйти замуж, касалась руки жениха, чтобы выразить свое согласие. Обнаженная девушка, лежащая на кровати со скомканными простынями, кокетливо и намекающе смотрит на зрителя, прикрывая левой рукой лобок и держа в правой руке букет роз, символ Богини, приятности и постоянства в любви. На заднем плане изображена элегантная комната, характерная для богатого аристократического дома в Венеции XVI в. Две горничные, одна из которых роется в расписном сундуке кассоне, из которого она только что вынула роскошное золото-голубое свадебное платье, которое можно увидеть на плече другой горничной, стоящей справа. На подоконнике стоит горшок с миртом, традиционным растением, связанным с Венерой, и еще одним намеком на постоянство в любви. Комнатная собачка в изножье кровати также является символом брака. Поза девушки перекликается с классической иконографией Венеры Целомудренной, и эта ассоциация подкрепляется красными розами, которые являются эмблемой богини. В течение многих лет картина экспонировалась на Трибуне Уффици рядом с Венерой Медичи, вероятно, как намеренное сравнение двух провокационных красот: классической идеализированной античной статуи и современной плотской картины Тициана.
24.
DSC_6160

Портрет дамы (Форнарина) (Себастьяно дель Пьомбо, 1512). Масло по дереву. Картина, ранее приписываемая Рафаэлю, считалась портретом его возлюбленной Маргариты Лути, известной как Форнарина. Портрет, безусловно, имеет рафаэлевскую основу, узнаваемую по позе, освещению и вниманию, уделяемому передаче материальных эффектов одежды, как, например, меховая мантия, которую женщина держит через плечо. Эффект, с которым женщина появляется на темном фоне, напоминает сфумато Леонардо. Однако густой и насыщенный цвет бесспорно венецианский, особенно проявляемый в цвете лица, что делает возможным написание портрета Себастьяно в первые годы его пребывания в Риме. Благодаря правильной атрибуции Себастьяно дель Пьомбо дальнейшие попытки идентификации больше не имеют смысла. Девушка одета в большую белую плиссированную рубашку, отороченную у выреза темно-зеленой лентой с золотой вышивкой и завязанную буфом на локте. Она носит мантию с подплечниками, доходящими до середины груди. Правой рукой она удерживает меховую накидку, изображенную грубыми мазками с большим мастерством. Драгоценности, которые она носит, неброские, подходящие среднему классу, но уж точно не правительнице: на мизинце у нее кольцо с драгоценным камнем, на ушах две жемчужные подвески, в вырезе золотая нить. Миртовый венок на голове — атрибут Венеры, что наводит на мысль, что натурщица могла быть венецианской девушкой, возлюбленной банкира и предпринимателя Агостино Киджи, заказавшего портрет.
25.
DSC_6161

Прихожая Венеры [D22]
Венера с Купидоном, собачкой и куропаткой (Тициан и мастерская, ок. 1550). Масло по холсту. Традиционно "Венера с Амуром" всегда приписывалась Тициану, но самая последняя критика склонна подчеркивать вмешательство мастерской, оставляя идею и некоторые приятные детали, такие как лицо Купидона, великому мастеру. Эту Венеру критики всегда отодвигали на второй план по сравнению с более знаменитой "Венерой Урбинской". Натурщица здесь четко идентифицируется как Венера по присутствию ее сына Купидона и роз, которые были атрибутом Венеры. По иконографическому смыслу жемчужное ожерелье и подвески указывают на то, что фигура, несмотря на свою наготу, не намекает на плотскую любовь, поскольку ношение жемчуга было запрещено не только простым женщинам, но и куртизанкам, а было предназначено только для замужних аристократических женщин. Пятнистая собака, часто появляющаяся на картинах Тициана, — символ верной любви; она лает на куропатку, которая указывает на плодородие, но также и на похоть. Общей темой, лежащей в основе композиции, могло стать предостережение верности от искушений похоти. В XVIII в. многие художники и скульпторы приняли тенденцию персонализировать изображаемый предмет, поэтому у некоторых критиков Венера стала "женой Тициана в образе Венеры". Другие ученые считают, что эта Венера была заказана для Франческо Мария делла Ровере, что определяет картину как портрет возлюбленной герцога Урбино.
26.
DSC_6161-1

Комната Веронезе [D27]
Мученичество св. Иустины (Веронезе, 1572-1573). Масло по холсту. Св. Иустина Падуанская на время написания картины переживала расцвет, потому что день ее памяти совпал с днем победы Священной лиги в битве при Лепанто. Св. Иустина была христианкой в Падуе в то время, когда Римская империя преследовала христиан. Она была знатного происхождения, и поэтому одним из ее атрибутов является корона, которую Веронезе изобразил в этой работе перед ее телом. По преданию, император Максимиан приказал убить ее за то, что она была непоколебима в своем обете целомудрия. Святая стоит на коленях в центре сцены, а черный мучитель, стоящий за ней, собирается нанести ей удар в грудь. Две пары персонажей с каждой стороны наблюдают за сценой несколько отстраненно, как персонажи театра. На заднем плане виден далекий пейзаж с очень низким горизонтом, из-за чего фигуры возвышаются еще выше. Девственная откровенность святой подчеркивается не только контрастом с кожей мавра, но и мраморной колоннадой того же цвета, которая находится почти в центре сцены и придает торжественный классический ритм. ко всей композиции: колонны столь же высоки, как и фигуры, создавая плотный ритм вертикальных масс. Два персонажа слева в турецких тюрбанах слегка наклоняются вперед, опираясь на две палки, создавая диагональное движение, напоминающее наклон мучителя и идеальные линии перспективного полета, избегая слишком жесткой и статичной композиционной схемы. Это произведение типично для Веронезе: театральное и скорее постановочное. Двое мужчин справа смотрят на сцену как на сторонних зрителей. А св. Иустина поднимает руки небу, принимая смерть и мученичество.
27.
DSC_6161-2

Мадонна с Младенцем со Св. Иоанном Крестителем, Св. Людовиком Тулузским и донаторами Джованни Бевилаква Лацизе и Лукрецией Маласпина (Веронезе, ок. 1548). Масло по холсту. Это произведение изначально было заказано для семейной часовни Бевилаква-Лацизе в веронской церкви Сан-Фермо-Маджоре как одна из самых ранних престижных работ Веронезе. Будучи одной из самых ранних его работ, она отражает прямое влияние на его стиль Тициана. Фактически, картина была основана на Мадонне Пезаро Тициана. Одни ученые считают, что полотно в Уффици является авторской копией алтаря Бевилаква-Лацизе, выставленного сейчас в музее Кастельвеккьо в Вероне, к сожалению, сильно поврежденной, поэтому различия между ними заметны. По другой версии, это был эскиз к алтарю. Веронезе расширил выступ, на котором восседает Богородица, полностью отделяя ее пространство от пространства святых и дарителей, ставя ее еще выше на пьедестал. Внешний вид донаторов в обоих нижних углах последнего алтаря отличается от внешнего вида оригинала. Изменение внешности донаторов, вероятно, произошло из-за того, что вторая пара пережила первоначальных покровителей, и они поручили другому художнику изменить лица после смерти первой пары. Святые, изображенные на работах Веронезе, — это св. Иоанн Креститель, которого можно узнать по власянице и процессионному кресту, и св. Людовик Тулузский, одетый в епископское облачение. Многие искусствоведы считают, что флорентийская картина демонстрирует довольно высокое живописное качество и большее соответствие, по сравнению с алтарем Веронезе, предварительному рисунку, хранящемуся в Чатсуорт-хаусе.
28.
DSC_6161-3

Святое семейство с юными св. Иоанном и св. Екатериной (Веронезе, ок. 1565). Масло по холсту. На нейтральном фоне, ограниченным краем стены, Мария справа отдает своему спящему сыну дань уважения, занимающего главенствующую позицию. Рядом стоят св. Екатерина с пальмой мученичества, одетая как принцесса и почти полностью повернутая спиной к зрителю, и св. Иоанн, который целует ножку Младенца, в то время как св. Иосиф склоняется над ним с отеческим жестом, положив руку ему на плечо. Что касается личности святой с ее скудными иконографическими атрибутами, то древние источники говорят о св. Екатерине Александрийской, принцессе, мученически погибшей в Египте, а современные исследования — о св. Варваре. Вторая гипотеза сейчас в основном отвергнута, в том числе из-за жеста, которым святая протягивает руку с кольцом на пальце, как будто только что состоялось мистическое обручение, характерное для иконографии св. Екатерины. Исключительно высокое качество этой работы подчеркивается великолепной резной рамой с ангелами-амурами, держащими орудия Страстей (терновый венец, клещи, колонна, кнут и копье), иконографическими отсылками к страданиям, ожидающим младенца. Выраженная пластика резьбы и общий дизайн рамы позволяют предположить, что она была изготовлена в Риме по эскизам Пьетро да Кортона, великого художника эпохи барокко, приглашенного во Флоренцию великими герцогами Медичи для работы над фресковым декором палаццо Питти.
29.
DSC_6161-4

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.