Флоренция. Галерея Уффици. Часть 19

Галерея Уффици — это одна из самых известных и важных художественных галерей в мире с несравненной коллекцией искусства флорентийского Возрождения и не только, включая, среди прочего, самую большую коллекцию картин Боттичелли. Галерея разделена на различные залы, организованные по школам и стилям. в хронологическом порядке. Рожденная из художественных коллекций, накопленных на протяжении веков семьей Медичи, она также обладает выдающейся коллекцией древних скульптур и экспонатов, среди которых шедевры Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Джамбаттисты Питтони, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Чимабуэ, Симоне Мартини и Пьеро делла Франческа.
1.
mappa_firenze1_uffizi

Необходимые примечания от автора.
1. Коллекция Уффици включает огромное количество экспонатов. Все их сфотографировать и описать практически нереально, поэтому неизбежны какие-то пропуски.
2. Около 2018 г. в Уффици проведена большая перестановка экспонатов. Существенная часть имеющейся в интернете информации была опубликована до этого «великого переселения». Я описывал выставленные экспонаты и залы галереи так, как их увидел в январе 2020 г., но некоторое количество, надеюсь, непринципиальных неточностей все-таки допускаю.
3. Для некоторых скульптур в Уффици были разработаны качественные трехмерные компьютерные модели. Ссылки на соответствующие страницы с моделями публикуются в виде [3D]. Кого заинтересует, рекомендую.
4. Выкладываю план 2 этажа. Нумерация помещений соответствует большинству планов галереи, но не совпадает с приведенным в буклете, выложенном на официальном сайте. Более того, в разных (по дате) официальных буклетах нумерация залов разная! Возможно, это связано с открывшейся в 2023 г. на постоянной основе на втором этаже галереи большой выставки автопортретов.
2.
II_floor

Благодаря страсти к искусству и покровительству семей Медичи и делла Ровере (связанных друг с другом браком в 1634 г. Фердинандо II Медичи и Виктории делла Ровере, привезшей огромную коллекцию произведений искусства герцогства Урбино), коллекция венецианской живописи XVI в. в Уффици является одной из самых важных в мире. Посвященные ей помещения были отреставрированы и открыты для посетителей в 2019 г. Описание колллекции будет сделано в этом и следующем постах.

Зал портретов или Зал династий [83]
Портрет Козимо Старшего Медичи (Понтормо, 1519-1520). Масло по дереву. Козимо изображен в профиль, что подтверждает, что это памятное изображение было создано на основе аналогичной посмертной медали. Сидящий — Козимо «Pater Patriae Public» (отец и основатель отечества), о чем мы можем судить по трем буквам «P», выгравированным на спинке стула после его имени. Патриарх представляет собой монументальную фигуру, закутанную в свою красную мантию, простую, но торжественную, как тога, подчеркивающую его политическую значимость. Красная бархатная накидка и шляпа похожи на те, которые обычно носят на изображениях свв. Косма и Дамиан, покровители семьи Медичи. Слева видна сломанная лавровая ветвь — растение, часто используемое как символ династии Медичи с тех пор, как ее довел до совершенства Лоренцо Великолепный (Лаврентий, Лавр), намекает на угасание основной линии семья, но новый побег дает надежду на жизнеспособность и обновление рода. На ветке сложно свернут свиток, на котором можно прочесть отрывок из Энеиды: «UNO AVULSE NON DEFICIT ALTER» (Когда первое сорвано, второе не подведет), чтобы еще раз подчеркнуть, что сломанная ветвь не ослабляет другую.
3.
DSC_6068

Портрет Алессандро Медичи (Джорджо Вазари, 1534). Масло по дереву. На портрете, заказанном Оттавиано Медичи вместе с портретом Лоренцо Великолепного, изображен герцог Алессандро, известный как Мавр, который, вероятно, был внебрачным сыном Джулио Медичи, впоследствии папы Климента VII. Алессандро изображен здесь на пике своего успеха в качестве первого герцога Флоренции, на заднем плане виднеется город. Молодой герцог изображен в полный рост в стиле, необычном для того периода, но в любом случае явно напоминающем портрет Джулиано Медичи, написанный Микеланджело в Новой сакристии базилики Сан-Лоренцо. Великолепные доспехи, которые он носит на картине, являются отражением его качеств, а красный плащ, накинутый на табурет, символизирует кровь его побежденных врагов. Круглый табурет указывает на то, что его царство будет вечным, потому что его противники, представленные гермами, вырезанными на его ножках, побеждены навсегда. На заднем плане пылающий город Флоренция напоминает об осаде 1530 г., а полный жизненной силы лавровый лист, прорастающий из спиленного ствола дерева, является отсылкой к портрету Козимо Старшего работы Понтормо и символизирует восстановленную во власти династию Медичи.
4.
DSC_6066

Портрет Лоренцо Медичи (известного как Лоренцо Великолепный) (Джорджо Вазари, 1534). Масло по дереву. Картина была заказана покровителем Вазари Оттавиано де Медичи и представляет собой посмертный портрет Лоренцо Медичи, правителя Флорентийской республики, умершего в 1492 г. Тщательное описание картины, оставленное самим Вазари, позволяет нам выявить все элементы ее аллегорического значения, а иконографическая основа этой картины, вероятно, была организована Паоло Джовио, советником и другом художника. Портрет по стилю похож на портрет Козимо Старшего, написанный Понтормо. Вазари выделяет правителя как покровителя искусств. Лоренцо изображен в той же одежде, которую он носил дома, но меховая подкладка на его рукавах указывает на высокое социальное положение субъекта. Он опирается на мраморный столб, украшенный рельефной маской. Латинская надпись раскрывает свой смысл: «Как мои предки поступили со мной, так и я своей добродетелью осветлю путь моим потомкам». На вершине колонны расположена масляная лампа в старинном стиле, состоящая из порфирового основания, увенчанного причудливой маской. Справа находится еще одно мраморное основание, на котором мы читаем «Добродетель побеждает пороки». Порок символизирует чудовищная маска, наложенная на вершину колонны и придавленная вазой тонкой скульптуры, обозначенной надписью как «ваза всех добродетелей». На носике вазы висит еще одна маска, которую Вазари определяет как «чистую и очень красивую награду за все добродетели».
5.
DSC_6070

Портрет Козимо I Медичи в доспехах (Бронзино, 1543). Масло по дереву. Вазари сообщает, что Бронзино изобразил Козимо «полностью облаченным в яркие доспехи и держащим одну руку на шлеме». Картина в Уффици, вероятно, оригинальная, но существует по меньшей мере двадцать пять последующих версий. Герцог, смотрящий вправо, чтобы скрыть тот факт, что у него было косоглазие, изображен без ордена Золотого руна, пожалованного ему императором Карлом V в 1545 г. Козимо изображен как Марс, несущий мир, в доспехах, подобных тем, что носил Карл V на портрете кисти Тициана (1530), ныне утраченном, но известном по гравюре того времени. Портрет ознаменовал собой достигнутый в 1543 г. большой дипломатический успех Козимо I. Когда-то Медичи вернулись к власти в Тоскане благодаря императору Священной Римской империи Карлу V, который, однако, оставил в тосканских городах свои гарнизоны, долгое время ограничивавшие власть великого герцога. Теперь же эти солдаты понадобились Карлу V для борьбы с протестантами в Северной Европе, и он отозвал их в обмен на значительную сумму денег.
6.
DSC_6072

Портрет Марии Медичи (Бронзино, 1550-1551). Масло по дереву. Мария, прелестный первый ребенок Козимо I и Элеоноры Толедской, одета в платье в испанском стиле из черного бархата, расшитого золотом, с квадратным вырезом и прозрачным воротником из плиссированной органзы, подчеркивающим цвет ее лица. Бронзино умело подбирает цвета, играя на черном цвете тканей и фона, чтобы подчеркнуть овал лица натурщицы, обрамленного жемчужной оправой. Позднее Мария была помолвлена с Альфонсо д’Эсте, но умерла от малярии до свадьбы в возрасте семнадцати лет, и в соответствии с брачной стратегией Козимо ее заменила сестра Лукреция.
7.
DSC_6074

Портрет Джованни Медичи (Бронзино, 1545). Масло по дереву. Джованни, четвертый ребенок Элеоноры Толедской и Козимо I, здесь едва ли больше младенца, радостно улыбается, показывая свои первые зубки, и сжимает в руке щегла. По традиции, существовавшей в те времена в семьях аристократов, родители предназначили второго сына для церковной карьеры, о чем намекает его красное атласное шелковое одеяние. Джованни Медичи станет кардиналом в 1560 г. и архиепископом Пизы в 1561 г., но вскоре после этого, в 1562 г., умрет от малярии в возрасте 19 лет. Несмотря на свое великолепие и ювелирный почерк, портрет обладает интимной непосредственностью, которая подчеркивает радостную индивидуальность ребенка.
8.
DSC_6077

Портрет Элеоноры Толедской и ее сына Джованни (Бронзино, 1545). Масло по дереву. Элеонора Толедская, испанская аристократка и дочь вице-короля Неаполя, на которой Козимо женился в 1539 г., изображена со своим сыном Джованни во время пребывания на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано летом 1545 г. Бронзино изображает мать и сына на пейзаже в нежной позе, не нарушая официального характера портрета. Он уделяет их чертам такое же скрупулезное внимание, как и драгоценным деталям тканей и драгоценностей. Платье герцогини из шелковой парчи, расшитое в испанском стиле гранатом (символом плодородия), напоминает о возрождении шелковой промышленности при Козимо I. Элеонора в роскошном платье эффектно оттеняется лазурным фоном картины. Фоновая синева становится несколько бледнее у головы Элеоноры и превращается в подобие светящегося нимба, который добавляет возвышенности ее благородному облику. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это не стена, а свинцовое небо с дальним видом на поместье, вероятно, Поджо-а-Кайано, к которому герцогская семья была особенно привязана. Возможно, именно для этой работы в 1545 г. Бронзино заказал у придворного дворецкого Пьера Франческо Риччио лазурь — очень дорогую синюю краску, о чем сохранились документы.
9.
DSC_6079

Портрет Биа де Медичи (Бронзино, ок. 1542). Масло по дереву. Бьянка, известная как Биа, внебрачная дочь Козимо I Медичи, одетая в белый атлас, выделяется, как жемчужина, на фоне драгоценного лазурита. Бронзино представил себе маленькую девочку в пояс, сидящую на стуле, по схеме портрета Лукреции Панчиатичи, написанного несколькими годами ранее. Синий фон загорается вокруг лица, подчеркивая его. Холодный свет и отсутствие сильных эффектов светотени подчеркивают гладкость цвета лица и делают портрет возвышенной идеализацией. Взгляд напряженно направлен на зрителя, а выражение стремится к отсутствию эмоций. У Биа волосы разделены пробором посередине головы и ниспадают в боб, а лицо обрамляют две тщательно завязанные косички. На ней жемчужные серьги, золотая цепочка со старомодным кулоном и роскошное платье из синего атласа с пышными рукавами, изделия флорентийской шелковой фабрики, которую Козимо в те годы перезапускал. Поясом служит золотая цепочка, конец которой, возможно, заканчивается кисточкой, которую держат в правой руке для игры. Поза — как на официальных портретах, жесткая, но облегченная намеками на движения рук, как будто главный герой собирается встать. Бронзино строит портрет с использованием чистых геометрических форм — овала детского лица, цилиндра ее бюста — чтобы создать торжественный, царственный образ, несмотря на ее юный возраст. В конце концов, она дочь герцога, чей профиль изображен в медальоне на ее ожерелье. Знатоки живописи оценивают «Портрет Бии» как одну из лучших работ Бронзино.
10.
DSC_6082

Портрет Франческо I Медичи мальчиком (Бронзино, 1551). Масло по дереву. На этом портрете Франческо, старшему сыну Козимо I, десять лет. В руках он держит открытое письмо, которое говорит о не по годам развитом интеллекте ребенка, ставшего великим герцогом в 1574 г. и умершего в 1587 г. Как и на многих портретах младшего Медичи, написанных в 1551 г., Бронзино изображает Франческо в позе полубюста на темном фоне, подчеркивая его ранг элегантностью камзола из темного бархата, украшенного драгоценной отделкой с деталями из золота. Никакой уступки жизненной силе детства: взгляд ребенка, без следа улыбки, теряется вдали.
11.
DSC_6083

Портрет Франческо Марии I делла Ровере (Тициан, ок. 1537). Масло по холсту. Франческо Мария I делла Ровере, герцог Урбино, носит немецкие доспехи и держит скипетр со львом Святого Марка в качестве генерал-капитана Венецианской республики. Позади него мы видим шлем с роскошным фигурным гребнем в виде дракона (намек на связи с Арагонским домом), а на противоположной стороне — маршальские жезлы, которыми отмечена его карьера военачальника: жезл с лилией напоминает о его командовании флорентийской армией, жезл с дубовой ветвью намекает на его усилия по возрождению состояния делла Ровере; позолоченный жезл со скрещенными ключами и папской тиарой указывает на его должность капитана папских войск. Несмотря на парадную позу, портрет герцога поражает своей человеческой напряженностью, по стилю, которого Тициан придерживался в те годы также в портретах папы и императора. На коже видны следы прошедшего времени, но вместо того, чтобы сделать главного героя уродливым, они усиливают такие характеристики, как доблесть, благородство души и мужество. Обрамленное бородой и темными волосами лицо сияет лучом света, тщательно исследующим его детали. Задуманная как пример «идеального капитана», картина является шедевром Тициана, таким же, как портрет его жены Элеоноры Гонзага. Она написана в 1530-х гг., когда он посвятил значительное время и энергию написанию портретов мужчин в доспехах.
12.
DSC_6088

Портрет Элеоноры Гонзага, герцогини Урбино (Тициан, ок. 1537). Масло по холсту. Возможно, портрет был написан, когда герцогиня была в Венеции зимой 1536-1537 гг., на несколько месяцев раньше портрета ее мужа, герцога Франческо Марии I делла Ровере, выставленного рядом. Тем не менее, эти два произведения дополняют друг друга. Герцог изображен как доблестный воин, в то время как Элеонора — живой пример верной жены (комнатная собачка — символ супружеской верности) и хранительницы женских добродетелей. Элеонора Гонзага делла Ровере изображена на поясном портрете в три четверти слева сидящей в кресле. Она носит головной убор с золотой вышивкой, напоминающий моду Изабеллы д’Эсте, очень популярную среди дворянок Северной Италии того времени. Платье выполнено из роскошного темного бархата, с золотыми бантами и вырезом, покрытым белым шелком и отделанным золотыми вставками с драгоценными камнями. Цвета напоминают цвета Монтефельтро, от которого семья делла Ровере унаследовала герцогство. Из рукавов выходят элегантно волнистые шелковые буфы. Пояс представляет собой золотой шнур с последней кисточкой, на которой свисает куница с головой, украшенной драгоценными камнями, из золота с жемчугом и рубинами; герцогиня гладит ее темный мех правой рукой. Женщина носит и другие украшения, в том числе цепочку на шее с подвеской из жемчуга (символ чистоты невесты), жемчужные серьги и кольца. Два сонета к этим картинам, написанные Пьетро Аретино, прославляют талант Тициана как портретиста и его исключительное умение передать моральные качества двух натурщиков, превосходящие даже способность к выражению самой поэзии.
13.
DSC_6085

Портрет Франческо Марии II делла Ровере (Федерико Бароччи, 1572). Масло по холсту. Франческо Мария II делла Ровере, сын Гвидобальдо и Виттории Фарнезе, был последним герцогом Урбино. Картина, посвященная его участию в битве при Лепанто, вдохновлена портретом Франческо Марии I, написанным Тицианом. Молодой человек показан на очень темном фоне, чтобы усилить эффект света, отраженного в парадном доспехе — прекрасной работе известной итальянской оружейной мастерской. Правая рука находится сбоку, а левая рука лежит на шлеме с перьями; поза завершается перчаткой с металлической пластиной, предназначенной для защиты руки владельца, и щитом. Наряду с тщательной проработкой декоративных деталей, в картине выделяется выраженная психологическая проницательность: лицо молодого человека мастерски демонстрирует сознание своей роли, амбиции и стремление к славе, а также его живой интеллект, который виден в его сверкающем и глубоком взгляде. Бароччи изучал лицо Франческо с натуры, подчеркивая живость его гордого взгляда, прежде чем сосредоточиться на доспехах. Черпая вдохновение у Корреджо, Рафаэля и венецианских живописцев, Бароччи исследовал использование цвета и света, прокладывая свой путь к великому портретисту эпохи барокко.
14.
DSC_6090

Портрет Федерико Убальдо делла Ровере в колыбели (Алессандро Витали, ок. 1605). Масло по холсту. Федерико Убальдо, сын Франческо Марии II делла Ровере, герцога Урбино, женился в 1621 г. на Клавдии Медичи, дочери великого герцога Фердинандо I. Федерико изображен здесь, когда ему было всего несколько месяцев, завернутым в драгоценные ткани: одеяло из красной с золотом атласной шелковой парчи, а пеленки и подушка расшиты желудями, символом семьи Делла Ровере. Франческо Мария регулярно заказывал Алессандро Витали, сначала ученику, а затем близкому помощнику Федерико Бароччи, портреты его детей. В этой зрелой работе Витали изображает декоративные детали с дотошной ясностью и точностью.
15.
DSC_6093

Портрет Виктории делла Ровере в детстве (Тиберио Тити, ок. 1625). Масло по холсту. На этом традиционном «придворном» портрете будущая великая герцогиня Виктория делла Ровере изображена стоящей в богатом красном платье, известном как » all’Ungherina», которое в то время обычно носили дети в возрасте до четырех лет, расшитом золотом, с кружевным воротником и длинными жемчужными ожерельями. Родившаяся в 1622 г., Виктория была помолвлена со своим двоюродным братом Фердинандо II Медичи в 1623 г. и вышла за него замуж в 1637 г. На этой картине мы видим ребенка, поглаживающего своего щенка, любящего его, что также являющегося символом супружеской верности и намеком на ее статус молодой невесты. Виктория делла Ровере привезла в 1631 г. в качестве приданого большинство венецианских картин, которые сейчас находятся в Уффици.
16.
DSC_6094

Зал Джорджоне [D19]
Портрет мальтийского рыцаря (Тициан, ок. 1515). Масло по холсту. Тициан изображает натурщика с сосредоточенным выражением лица, с тщательной проработкой деталей, превосходно передавая текстуру его бороды и длинных волос, а также драгоценную ткань его одежды. Его черный камзол из дамасской ткани расстегнут, открывая белую рубашку в складку с шейным платком в несколько рядов и подвеской в форме Мальтийского креста. На его камзоле выделяется еще один Мальтийский крест, что подтверждает принадлежность к ордену Мальтийских рыцарей. В правой руке он держит четки с крупными бусинами, на последней из которых стоит цифра XXXV, что может свидетельствовать о возрасте рыцаря.
17.
DSC_6097

Портрет воина и его оруженосца, известный как «Гаттамелата» (Джорджоне, 1501-1502). Масло по холсту. Гордый молодой рыцарь одной рукой держится за рукоять своего меча, а другой указывает на свой шлем, шпоры и булаву — части его доспехов, изображенные на парапете. Позади него оруженосец, одетый в ярко-красное одеяние, бувигер и белую шапку, из-под которой виднеются густые волосы, держит штандарт. Юноша обращается к своему хозяину, чтобы сообщить что-то устно; последний обращает на него внимание, но смотрит при этом на зрителя с меланхолически-хмурым выражением лица. Если традиционное мнение, что рыцарем является Гаттамелата, теперь представляется устаревшим, то альтернативно было выдвинуто предположение об отождествлении с Бартоломео д’Альвиано, лидером венецианских войск в победе над императором Максимилианом I в битве при Кадоре в 1508 г. Картина, по-видимому, относится к интенсивно экспериментальному периоду, ознаменовавшему начало современной живописи в Венеции, стимулированному пребыванием там Леонардо в 1500 г.
18.
DSC_6099

Портрет мужчины (Больной человек) (Тициан, 1514). Масло по холсту. На темном, оливковом фоне мужчина стоит в пояс, слегка повернув туловище вправо и повернув лицо на три четверти влево. Он носит черную шляпу, большой плащ с мехом и перчатки, руки опираются на гипотетический парапет на высоте нижнего края. Как это типично для моды XVI в., у него длинная борода и усы, обрамляющие лицо густыми черными волосами. Меланхоличное выражение лица и светлый цвет лица в сочетании с некоторым чувством беспокойства породили идеальное звание «больного человека», которое в действительности не имеет реального основания. Портрет с надписью, которая, вероятно, является более поздним дополнением, взят из коллекции кардинала Леопольдо Медичи, где он был ошибочно приписан Леонардо да Винчи.
19.
DSC_6101

Венецианская капелла [D20]
Св. Маргарита Антиохийская (Тициан, ок. 1565-1570). Масло по холсту. Маргарита, дочь патриарха Антиохийского, была заключена в тюрьму и замучена императором Диоклетианом за принятие христианства. На картине изображен последний момент в человеческом и духовном существовании святой, когда она прогоняет демона, который явился ей в образе дракона в ее тюремной камере, о чем свидетельствует устрашающая стена на заднем плане. Свет, энергичный мазок, стирающий очертания, мягкая светотень и трагическое напряжение на ее лице в муках мученичества — все это типичные черты последнего периода творчества Тициана.
20.
DSC_6103

Воскресший Христос (Тициан и мастерская, 1511-1512). Масло по дереву. Воскресший Христос сжимает в руках штандарт с красным крестом, символом его Страстей. Белый саван покрывает его плечи подобно королевской мантии и заканчивается развевающимся краем, свидетельствующим об энергии движения. Фигура, возникающая во всем великолепии на фоне облачного неба, смоделирована с педантичной точностью, отражающей принципы противовеса, характерные для классической скульптуры. Согласно ошибочной атрибуции Пальма Веккьо, картина принадлежала в 1659 г. коллекции эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского, губернатора Нидерландов.
21.
DSC_6105

Портрет епископа Людовико Беккаделли (Тициан, 1552). Масло по холсту. Шедевр среди портретов Тициана, он был написан в Венеции в 1552 г., о чем мы можем судить по бумаге в руках Беккаделли с его именем и титулом — среди прочего — апостольского нунция в Венето, присвоенным ему папой Юлием III двумя годами ранее. Среди прочего, Людовико Беккаделли помогал в образовании сына Козимо Фердинандо I Медичи. Пьетро Аретино прославил картину в сонете, восхваляющем сходство портрета с натурщицей, умение художника практически вдохнуть жизнь в свои модели и его способность передать в красках дисциплинированный, сильный и властный характер прелата.
22.
DSC_6107

Рождество Христово (Лоренцо Лотто, середина XV в.). Масло по дереву. На этой картине изображен эпизод, взятый из Золотой легенды и апокрифических Евангелий, согласно которому две женщины были свидетелями Непорочного зачатия: Зеломи (Зебель) и Саломея. Саломея отказалась верить в непорочность Девы, и в результате ее рука была парализована. Раскаявшись в своих дурных предчувствиях, она исцелилась, как только прикоснулась к Младенцу Христу. Картина представляет собой копию композиции XVII в., написанной Лоренцо Лотто в 1521 г., ранее находившейся в коллекции Спаннокки, а ныне в Национальной пинакотеке в Сиене. Она очень близка к оригиналу Лотто как в использовании яркой палитры, так и в простоватом и несколько подавленном выражении фигуры.
23.
DSC_6109

Суд Соломона (Джорджоне, 1496-1499). Масло по дереву. Соломон, царь Израиля, восседающий на своем троне, приказывает солдату разрубить надвое младенца, на которого претендуют две разные матери. Настоящая мать ребенка решает отказаться от своих притязаний, вставая на колени и глядя ему в лицо, в то время как другая женщина проявляет расчетливый эгоизм. Вокруг расположены различные фигуры в одеждах экзотического стиля, типичного для венецианского искусства, привыкшего к иностранному населению и обычаям. Чаще всего они представлены в изоцефалии, то есть с головами на одной высоте. На заднем плане разворачивается обширный пейзаж с высокими дубами и кипарисами в центре, а также с темной частью, отдаваемой скалистым отрогом справа, и открытой частью вдали на пейзаже, на которой можно увидеть замки и горы, которые теряются на горизонте. Испытуемый сравнивает мудрое и миролюбивое правосудие Соломона с жестоким правосудием египетского фараона. Как и сопутствующее произведение «Моисей, проходящий испытание огнем», картина является ранней работой Джорджоне.
24.
DSC_6111

Моисей, проходящий испытание огнем (Джорджоне, 1496-1499). Масло по дереву. Это парная к «Суду Соломона» картина. Фараон поворачивается к писцу, который приговорил к смерти младенца Моисея за то, что тот уронил корону с головы правителя, интерпретируя этот жест как предвестие ниспровержения его власти. Моисея подвергают испытанию и показывают два подноса, на одном из которых лежат золотые монеты, на другом — горячие угли. Он доказывает свою невиновность, выбирая тлеющий уголек и поднося его ко рту. Фараон сидит на высоком троне слева, окруженный различными персонажами; перед ним мы видим его дочь с усыновленным ею младенцем Моисеем на руках, склонившуюся к одному из двух контейнеров, которые несут два пажа. Позади — другие фигуры в одежде экзотического стиля, типичного для венецианского искусства, привыкшего к иностранному населению. Пейзаж в сельской местности Венеции является важным примером зарождения пейзажа как жанра на рубеже XV в.
25.
DSC_6114

Сусанна и старейшины (Лоренцо Лотто, 1517). Масло по дереву. Картина была написана во время первого пребывания художника в Бергамо. Эпизод, действие которого разворачивается на фоне огромного окруженного стеной пейзажа, взят из Ветхого Завета. За Сусанной, целомудренной и красивой невестой, во время купания подглядывают два старика. В попытке убедить ее уступить их желаниям, они шантажируют ее, угрожая обвинить в прелюбодеянии. Невиновность Сусанны доказана только вмешательством пророка Даниила, как явствует из двух свитков. Сцена показывает женщину, уже раздетую внутри ограждения, где находится ванна (ее одежда разбросана повсюду), в то время как двое стариков ворвались в дверь в сопровождении двух слуг, вызванных в качестве свидетелей. Картуши, передающие фразы диалога между персонажами, являются архаичным элементом, возможно, явно запрошенным заказчиком как дополнение к морализаторскому посланию эпизода. Картина, написанная в стиле, на который сильно повлиял Леонардо, является четким посланием, восхваляющим женскую добродетель и справедливость.
26.
DSC_6115

Святое семейство со св. Анной и св. Иеронимом (Лоренцо Лотто, 1534). Масло по холсту. Эта картина — важнейший фрагмент головоломки, помогающий нам реконструировать работу Лотто в Марке с 1532 по 1540 г. Это также отличный пример современной чувствительности художника в передаче психологической сложности его фигур. Как и в других произведениях того времени, выделяются яркие контрасты красок, беспокойная драпировка и патетическая выразительность персонажей, особенно св. Иосифа с восторженным лицом. Свет очень свободно задерживается на фигурах, выделяя правую группу и затемняя персонажей слева. В более поздней копии картины, которая сейчас находится в галерее Курто в Лондоне, св. Иероним заменен пейзажем, похожим на фон, который научные исследования обнаруживают под фигурой святого в этой версии.
27.
DSC_6118

Портрет молодого человека (Лоренцо Лотто, ок. 1505). Масло по дереву. Портрет молодого человека был приобретен кардиналом Леопольдо Медичи. Когда в XVII в. она экспонировалась на престижной Трибуне в Уффици, считалось, что это портрет Рафаэля кисти Леонардо. Голова юноши с очень узким разрезом изображена фронтально, на зеленом фоне. Он носит черную куртку и шляпу того же цвета, а рубашка белая. Волосы длинные, разделены пробором по центру, глаза и нос большие, рот полный, подбородок заостренный. Геометрические объемы лица, подчеркнутые скупым светом, и светотень, выделяющая ямочку на заостренном подбородке, делают эту картину одним из шедевров юношеского периода творчества Лотто, когда он жил в Тревизо (1503-1506).
28.
DSC_6119

Прихожая Децимы [D21]
Св. Иоанн Богослов и св. Франциск (Эль Греко, ок 1600). Масло по холсту. Оба святых изображены босиком на бесплодной, голой и каменистой земле. Св. Иоанн в сопровождении своего символа орла держит богатую золотую чашу, из которой выходит дракон, намек на яд, который дал выпить Иоанну жрец храма Дианы, но который на него никак не подействовал. Это также символизирует борьбу между Церковью (чаша) и сатаной (дракон). Истощенные, вытянутые и почти невесомые тела святых изображены здесь в облике чудесного явления на фоне опускающегося неба. В центре, над камнем, можно прочитать подпись автора греческими буквами «Dominicos Théotokopulos epoiese». В произведениях своего зрелого возраста Эль Греко преобразил анатомию человека, его фигуры становились все более высокими, тонкими и иератическими, делались почти бестелесными в одежде и вставлялись в лишенные деталей и вытянутые по вертикали композиции. Сильное духовное волнение сделало его самым представительным художником глубокой испанской религиозности в период Контрреформации.
29.
DSC_6122

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.