Флоренция. Галерея Уффици. Часть 15

Галерея Уффици — это одна из самых известных и важных художественных галерей в мире с несравненной коллекцией искусства флорентийского Возрождения и не только, включая, среди прочего, самую большую коллекцию картин Боттичелли. Галерея разделена на различные залы, организованные по школам и стилям. в хронологическом порядке. Рожденная из художественных коллекций, накопленных на протяжении веков семьей Медичи, она также обладает выдающейся коллекцией древних скульптур и экспонатов, среди которых шедевры Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Джамбаттисты Питтони, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Чимабуэ, Симоне Мартини и Пьеро делла Франческа.
1.
mappa_firenze1_uffizi

Необходимые примечания от автора.
1. Коллекция Уффици включает огромное количество экспонатов. Все их сфотографировать и описать практически нереально, поэтому неизбежны какие-то пропуски.
2. Около 2018 г. в Уффици проведена большая перестановка экспонатов. Существенная часть имеющейся в интернете информации была опубликована до этого «великого переселения». Я описывал выставленные экспонаты и залы галереи так, как их увидел в январе 2020 г., но некоторое количество, надеюсь, непринципиальных неточностей все-таки допускаю.
3. Для некоторых скульптур в Уффици были разработаны качественные трехмерные компьютерные модели. Ссылки на соответствующие страницы с моделями публикуются в виде [3D]. Кого заинтересует, рекомендую.
4. Выкладываю план 2 этажа. Нумерация помещений соответствует надписям в самих помещениях и большинству планов галереи, но не совпадает с приведенной в буклете, выложенном на официальном сайте. По мере возможности, я в квадратных скобках буду указывать оба варианта нумерации.
2.
II_floor

Коллекция Контини Бонакосси [47-55, B1-B9]
Коллекция Контини Бонакосси — это бесценная коллекция картин, скульптур и прикладного искусства, подаренная в 1969 г. галерее Уффици наследниками антиквара и коллекционера графа Алессандро Контини Бонакосси и его жены Виктории. Выделяются произведения Чимабуэ, Сассетты, Андреа дель Кастаньо, Джованни Беллини, Брамантино, Франсиско Гойи и Джованни Лоренцо Бернини. Кроме произведений живописи собрание также включает антикварную мебель и майолику. Флорентийская глазурованная терракота представлена гербами и статуями мастерской делла Роббиа. Один из главных шедевров коллекции — скульптура Бернини «Мученичество св. Лаврентия», созданная им в возрасте 15-16 лет. С 1 марта 2018 г. коллекция интегрирована в обычный музейный маршрут Уффици (бывшие «голубые» залы, или залы иностранцев). В настоящее время в коллекции представлено 38 предметов антикварной мебели, 48 старинных предметов из майолики, 11 больших глазурованных терракотовых тондо с изображением различных гербов и, прежде всего, выставлена примечательная серия скульптур (12) и живописи (35).

Герб семьи Пацци (Джованни делла Роббиа, ок. 1510-1520). Глазурованная терракота. Эмблема Медичи (Санти Буглиони, ок. 1520). Глазурованная терракота. Герб семьи Альдобрандини (Бенедетто Буглиони, ок. 1510-1520). Глазурованная терракота.
3.
gerb1

Герб семьи Лоттеринги делла Стуфа (Лука делла Роббиа и Андреа делла Роббиа, ок. 1460-1465). Глазурованная терракота. Герб семьи Каниджани (Андреа делла Роббиа и Джованни делла Роббиа, ок. 1520). Глазурованная терракота. Герб семьи Дель Монте и Таруги (Джованни делла Роббиа, ок. 1520). Глазурованная терракота.
4.
gerb2

Герб семьи Васселли (мастерская Джованни делла Роббиа, ок. 1520). Глазурованная терракота. Герб семьи Каттани да Диаччето (Лука делла Роббиа, известный как Лука «Младший», ок. 1520-1525). Глазурованная терракота. Герб семьи да Уззано (Бенедетто Буглиони, ок. 1515-1520). Глазурованная терракота.
5.
gerb3

Герб семьи Матерон (Андреа делла Роббиа и Джованни делла Роббиа, ок. 1520). Глазурованная терракота. Герб семьи Буонафеде (мастерская Джованни делла Роббиа, ок. 1500-1525). Глазурованная терракота.
6.
gerb4

Св. Франциск. Св. Екатерина. Аллегория Славы (Агостино Бусти по прозванию Бамбая, ок. 1516-1517). Мрамор. Бамбайя, скульптор, работавший на строительстве Миланского собора, был обязан своей репутацией погребальному памятнику Гастона де Фуа, которую он вырезал в 1515 г. Ученые датируют эти три статуи одним и тем же годом как часть гробницы, заказанной ему и Бернардино Даверио для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели Франческо Орсини и его женой Катериной Бираго, которые носят те же имена, что и два святых.
7.
DSC_5781

Бюст Людовико да Верраццано (Джироламо Тиччати, до 1737). Мрамор. Людовико да Верраццано, адмирала ливорнского флота и губернатора города с 1641 по 1647 г., можно легко опознать по надписи на основании и кресту на груди, символу ордена Святого Стефана, рыцарем-приором которого он был. Этот бюст, наряду с двумя другими бюстами, которые сейчас находятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, является частью серии бюстов выдающихся членов семьи да Верраццано, выполненных Джироламо Тиччиати, одним из ведущих флорентийских скульпторов XVIII в.
8.
DSC_5793

Бюст папы Бенедикта XIII (Пьетро Браччи, 1724-1730). Бронза. Художественное творчество Пьетро Браччи, одного из самых выдающихся скульпторов позднего барокко в Риме, находится на полпути между буйным стилем Джованни Лоренцо Бернини и классицизмом Антонио Кановы. Назначенный официальным художником папского двора, он создал множество портретов папы Бенедикта XIII. Этот бюст свидетельствует о его изготовлении в стиле барокко, смягченном изяществом и утонченностью рококо.
9.
DSC_5801

Св. Иоанн Креститель и истории из его жизни (Алтарь Святого Иоанна Крестителя) (Джованни дель Бьондо, ок. 1365-1370). Темпера по дереву, золотая основа. Алтарь монументальных размеров изображает в центре св. Иоанна Крестителя в полный рост согласно типологии, берущей свое начало в первых изображениях св. Франциска среди его рассказов, написанных в XIII в. Святитель представлен по образцу иконографии архангела Михаила, победившего дракона, то есть торжествующего над Иродом, находящимся под его ногами со свитком. Креститель также держит свиток с фразой из Книги Премудрости Соломона «EGO VOX CLAMANTIS IN DESERTO» (Я ГОЛОС ПЛАЧА В ПУСТЫНЕ). Одиннадцать сцен вокруг центрального изображения иллюстрируют жизнь святого с большим количеством деталей: (слева) Благовещение Захарии, Встреча Марии и Елизаветы, Рождение Иоанна Крестителя, наречение имени Иоанну Крестителю, юный Иоанн уходит в пустыню; (справа) Проповедь св. Иоанна Крестителя, Крещение Христа, Пир Ирода, усекновение главы св. Иоанна Крестителя, Саломея приносит Иродиаде голову св. Иоанна Крестителя; внизу в центре: Сошествие в Лимбо, что подчеркивает апофеоз св. Иоанна Крестителя как Предтечи Христа. Алтарь ранее украшал часовню Джинори в базилике Сан-Лоренцо во Флоренции.
10.
DSC_5807

Объявляющий ангел. Мадонна Благовещения (атр. Доменико ди Никколо «ди Кори», ок. 1425-1435). Дерево со следами полихромии. Работая мастером, а затем бригадиром на стройплощадке Сиенского собора в первые десятилетия XV в., Доменико изготовил инкрустацию для многочисленных деревянных стульев для хоров, откуда и пошло его прозвище. Эта скульптура в сочетании с парной статуей Богородицы раскрывает культуру поздней готики, к которой обращается художник, как мы можем видеть из его попытки перенести типичную стилизацию ранних работ в круглую форму, хотя никто никогда не ставил под сомнение их венское происхождение. Богородица и Ангел были приписаны Доменико только после долгих лет научной дискуссии.
11.
DSC_5810

Алтарь Снежной Мадонны (Стефано ди Джованни, по прозванию иль Сассетта, ок. 1430-1432). Темпера по дереву, золотой грунт. Полное название произведения: «Мадонна с младенцем и ангелами, св. Петр, св. Иоанн Креститель, св. Павел и св. Франциск; в пределле: История основания базилики Санта Мария Маджоре «. Эта картина представляет нам Деву Марию Снежную. На центральной панели изображена Богородица с Младенцем в Маэсте среди ангелов и святых. Трон в теперь уже привычной перспективе, начиная с Джотто, покрыт драгоценным мотивом павлиньего глаза, с двумя гербами по бокам подлокотников; декоративное богатство повторяется на полу, где находится анатолийский ковер со стилизованными зооморфными мотивами, полученными сложным процессом росписи по подстилающему золоту. Стройная Мария держит в руке пинающегося Младенца, а правой рукой удерживает плащ закрытым в аристократической позе. Позади нее два ангела совершают сложный поворот, поднимая руку на переднем плане, чтобы увенчать ее: им открывается вид снизу, демонстрирующий, несмотря на сложную декоративную машину, прогресс ранних перспективно-пространственных экспериментов даже в «готической» Сиене. По бокам изображены свв. Петр, Иоанн Креститель, Павел и Франциск Ассизский, а также два ангела, приносящие жертвы Марии. Справа на троне установлена плита со снегом, когда-то покрытому серебром, а сегодня трудночитаемому из-за почернения, — отсылка к легендарному основанию базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме. Алтарный образ, написанный для часовни св. Бонифация в Сиенском соборе и являющийся одним из самых значительных произведений сиенского ренессанса, подписан на пределле STEFANUS DE SENIS PINXIT. В древние времена алтарь был также оборудован боковыми панелями с возвещающим Ангелом и Богородицей Благовещения, сегодня хранящимися в разных коллекциях. В куспиде находилась центральная панель с изображением Христа-Искупителя, в настоящее время ее следов не обнаружено. Сильно поврежденная пределла иллюстрирует историю основания и строительства базилики Санта-Мария-Маджоре, начиная с чудесного снегопада 5 августа 358 г., который указал римскому патрицию Иоанну и папе Либерию путь, которому нужно было следовать при разработке плана базилики.
12.
DSC_5811

Мадонна дома Пацци (Андреа дель Кастаньо, ок. 1445-1448). Фреска. Полное название произведения: «Мадонна с младенцем на троне со св. Иоанном Крестителем, св. Иеронимом, ангелами и двумя молодыми членами семьи Пацци». Эта фреска происходит из часовни в замке Кастелло ди Треббио над Понтассьеве, принадлежащем флорентийской семье Пацци. Композиция Святого собеседования украшена полихромным мрамором на полу и тканью, которую держат два смело очерченных ангела за фигурой Богородицы. Двое детей, возможно, Ренато и Оретта Пацци, подносят Богородице и Младенцу вазу с цветами и венок. Поразителен фон: роскошная драпировка с золотыми арабесками, которую поддерживают два ангела, летящие почти вверх ногами. Богатство этого типа орнамента, безусловно, восходит к венецианской среде, которая в то время еще находилась под влиянием византийской традиции. Лик Богородицы напоминает работы фра Анджелико, особенно алтарь Сан-Марко.
13.
DSC_5816

Мадонна с Младенцем (Джованни ди Франко ди Пьеро, 1454-1459). Темпера по дереву, золотой грунт. Мадонна с Младенцем причисляется к поздним работам Джованни ди Франко, созданным между 1454 и 1459 гг. и представляющим собой пик деятельности ученика Андреа дель Кастаньо. Солидная композиция и монументальность форм демонстрируют явное влияние Кастаньо, а выразительность палитры, состоящей из ярких эмалевых красок, напоминает флорентийское движение, известное как «художники света», одним из которых был Джованни ди Франко. В элегантном использовании линий и декоративных мотивов, таких как фруктовые фестоны под головами ангелов над святой группой, было признано влияние Донателло, Франческо Скварчоне и феррарской школы конца XV в. Картина представляет собой центральную панель триптиха, который первоначально состоял из еще двух панелей, изображающих св. Иакова Великого (справа) и св. Антония Великого (слева). Богородица восседает на троне с аристократической небрежностью, держа на коленях Младенца Христа, когда Он произносит благословение; позади нее два херувима расположены среди гирлянд, украшенных фруктами, вместо более привычной золотой ткани. Хотя картина выполнена в типичном для готической живописи золотом цвете, это работа Джованни ди Франко, флорентийского художника эпохи Возрождения, который использовал сверкающую, как драгоценный камень, палитру.
14.
DSC_5818

Мадонна с младенцем, десятью ангелами и святыми (Аньоло Гадди, ок.1375-1385). Темпера по дереву, золотой грунт. Полное название произведения: «Мадонна с младенцем и десятью ангелами и св. Бенедиктом, св. Петром, св. Иоанном Крестителем и св. Миниасом». Этот алтарный образ является результатом современной сборки двух разных работ Аньоло Гадди. Фигуры святых взяты из полиптиха, написанного для монахов-оливетанцев в церкви Сан-Миниато, в то время как Мадонна с младенцем, увенчанная ангелами, была частью совершенно другого алтаря.
15.
DSC_5820

Рождение св. Николая. Дар св. Николая (Две истории св. Николая Барийского) (Паоло Венециано, ок. 1340-1347). Темпера по дереву, золотой грунт. Эти две панели, которые, возможно, заимствованы с алтаря, посвященного св. Николаю, повествуют о рождении святого и о его подарке золотых шаров трем девушкам без приданого. По одной версии, эти панно были частью алтарного образа капеллы св. Николая во Дворце дожей. Алтарь был уничтожен во время пожара в 1483 г., но, возможно, некоторые панели удалось сохранить. По другой версии, эти две картины могли быть частью «будничного» алтаря собора Сан-Марко, написанного в 1345 г., который использовался для закрытия Золотого алтаря в будние дни. Панно были написаны Паоло Венециано, самым выдающимся венецианским художником первой половины XIV в., которому в своем стиле удалось совместить византийскую традицию, отраженную в лицах фигур, с готическим вдохновением, найденным в просторной архитектурной обстановке, и живым повествованием, дополненным тщательным изображением костюмов и декора, использовавшихся в XIV в.
16.
DSC_5821

Мадонна с Младенцем на троне в окружении двух Ангелов, св. Франциска и св. Доминика (Маэста со св. Франциском и св. Домиником) (атр. Маэстро капеллы Веллути, 1295-1300). Темпера по дереву, золотой грунт. Эта картина, которая в прошлом также приписывалась Чимабуэ, на самом деле, вероятно, создана его учеником и помощником, который расписывал настенный декор в часовне Веллути в базилике Санта-Кроче. Алтарный образ изображает Мадонну на троне с Младенцем между двумя опирающимися на спинку ангелами (иконографический тип Маэста) рядом с двумя святыми — основателями главных нищенствующих орденов: св. Франциском и св. Домиником. Трон перекошен и изображен с так называемой обратной перспективой, где линии скорее расходятся, чем сходятся в бесконечности. Картина напоминает Маэста Лувра, но в целом выглядит фрагментарно: спинка кажется сосредоточенной на себе, и даже ступеньки у основания не имеют ракурса. Мадонна, чтобы поддержать Младенца, приподняла одну ногу и убедительно поставила ее на верхнюю ступеньку трона.
17.
DSC_5824

Мадонна с младенцем и свв. Петром и Павлом; в пинаклях — благословляющий Бог Отец, св. Стефан и св. Андрей (Триптих Мадонны с Младенцем и свв. Петром и Павлом) (Уголино ди Нерио и Бартоломео Булгарини, 1325-1330). Темпера по дереву, золотой грунт. Фрагментарные надписи на раме идентифицируют св. Петра и св. Павла. Триптих из церкви Сан-Пьетро-ин-Виллоре, расположенной недалеко от Сан-Джованни-д’Ассо в окрестностях Монтальчино, приписывается Уголино ди Нерио, верному последователю сиенского мастера Дуччо ди Буонинсенья, чей стиль он перенял. Уголино, вероятно, написал триптих совместно с молодым художником по имени Бартоломео Булгарини. Триптих состоит из трех панелей с таким же количеством пинаклей, в которых изображены полуфигурные персонажи. В центре мы видим Мадонну с Младенцем, увенчанную благословенным Вечным Отцом, слева — св. Павла с мечом, увенчанного, возможно, св. Стефаном с далматиком, а справа — св. Петра с ключами и белой бородой, увенчанного, вероятно, св. Иоанном Богословом с книгой. Младенец захвачен процессом натягивания вуали на свою мать, которая смотрит на него бесстрастным, но в целом милым взглядом.
18.
DSC_5826

Мадонна с Младенцем (Уголино ди Нерио, 1310). Темпера по дереву, золотой грунт. Обычная тема Мадонны с младенцем характеризуется здесь интимным диалогом матери и ребенка, подчеркиваемым позой Иисуса, который обеими руками сжимает покрывало под мантией Марии. Помимо того, что этот священный образ стал более естественным и прямым, жест Иисуса также истолковывается как предзнаменование его будущей жертвы. Покров Марии символизирует плащаницу, в которую будет завернуто тело Христа после его снятия с креста. Ранее считалось, что картина написана сиенским художником Дуччо ди Буонинсенья, но теперь ее приписывают его ученику и помощнику Уголино ди Нерио, утонченному художнику, который пересмотрел стиль своего мастера в более выразительной манере.
19.
DSC_5828

Мадонна с младенцем, св. епископом и св. папой Римским (атр. Липпо ди Бенивьени, ок. 1315). Темпера по дереву, золотой грунт. Отсутствие атрибутов не позволяет достоверно идентифицировать ни святого епископа, изображенного слева с пастырским посохом, ни святого папу Римского в тиаре справа. Рядом с фигурами можно различить лишь несколько фрагментов надписей с их именами. Их нимбы украшены насечками от руки — техника, вскоре замененная в течение XVI в. более сложными украшениями методом перфорации.
20.
DSC_5830

Св. Франциск (Франческо Франча, ок. 1490). Темпера по дереву. Св. Франциск Ассизский держит небольшой процессионный крест, предмет интерьера, часто связанный с личным благочестием, и подносит правую руку к груди, ясно демонстрируя свои руки со следами стигматов, чудесным образом полученных во время мистического видения. Сумерки и пейзаж на заднем плане помогают передать спокойное и умиротворенное настроение. Франческо Франча был ювелиром и художником из Болоньи, чьими покровителями были семьи Бентивольо из Болоньи и Гонзага из Мантуи.
21.
DSC_5832

Св. Иоанн Богослов. Св. Матфей (Боккаччо Боккаччино, ок. 1500-1510). Масло по дереву. Св. Иоанн одет в красный плащ поверх синего одеяния и держит в руках книгу и гусиное перо, относящиеся к Евангелию и Книге Откровений, которые он написал. Рядом с ним находится орел, символ тетраморфа, обычно связанного со святым. Личность святого справа, которого обычно считают евангелистом св. Матфеем, не вполне определена, поскольку вместо традиционной апостольской одежды, состоящей из хитона и плаща, он одет в священнические одежды. Это может быть намеком на мученическую смерть св. Матфея, произошедшую в Эфиопии, когда он служил мессу в храме. К святому приближается юноша, одетый в плащ поверх белой одежды и держащий скипетр: возможно, это ангел, соответствующий св. Матфею в тетраморфе, явившийся в видениях пророку Иезекиилю и св. Иоанну, или же это сын царя Эфиопии, воскрешенный Матфеем. Панели показывают цветовые переходы от света к темноте, подчеркивая утонченную чувствительность к свету, проявленную Боккаччо Боккаччино в первое десятилетие XVI в., период, который он провел в Венеции, где он смог познакомиться с картинами Джорджоне.
22.
DSC_5834

Мадонна, кормящая грудью Младенца Христа (Мадонна-млекопитательница) (Дефенденте Феррари, 1505-1511). Темпера и масло по дереву. Дефенденте написал многочисленные копии этой картины, в число которых, одной из самых ранних и успешных, входит и находящаяся в Уффици. Млекопитательница сидит перед красной занавеской, наверху которой едва видны несколько декоративных элементов. На руках она держит младенца Иисуса, который отодвигает белую ткань, на которой лежит, в поисках груди своей матери. На картине изображен спонтанный жест, возможно, вдохновленный работами немецкого художника Альбрехта Дюрера, который подчеркивает чувство близости между Мадонной и Младенцем. Вместо того, чтобы обратить взгляд на зрителя, он поднимает глаза на мать, и эта деталь подчеркивает интимное, личное настроение этого святого образа. Резкие складки драпировки и тщательная проработка таких деталей, как великолепная золотой тесьма на подоле одеяния Марии и жемчуг на мантии Богородицы, свидетельствуют о влиянии фламандской живописи.
23.
DSC_5838

Св. архангел Михаил. Св. монах и донатор (Бернардо Дзенале, ок. 1490). Темпера грасса по дереву. В галерее представлены две боковые панели из полиптиха Святой Анны. Св. Михаил Архангел изображен с весами, на которых он взвешивает души умерших, и с длинным мечом, которым он побеждает демона у его ног, гротескного вида, заимствованного из скандинавских гравюр. Неопределенность окружает идентификацию монаха, чье белое одеяние побудило ученых предположить, что он может быть цистерцианцем св. Бернардом Клервоским или, возможно, св. Баудолином Алессандрийским в хабите гумилиатов. Рядом с ним преклоняет колени монах того же ордена, который в знак уважения держит в руках шапку. На обеих картинах классическая архитектура на заднем плане свидетельствует о приверженности художника моделям эпохи Возрождения, популяризированным в Милане Донато Браманте. Центральная панель алтаря с изображением Мадонны, восседающей на троне среди святых, в настоящее время экспонируется в Художественном музее Спенсера.
24.
DSC_5840

Св. Иероним в пустыне (Джованни Беллини, ок. 1480-1485). Масло по дереву. Св. Иероним сидит на фоне скалистого пейзажа, читая и медитируя, перед тонким крестом в компании льва, из лапы которого он ранее вытащил колючку. На переднем плане ящерица, маленькое мудрое животное, согласно Библии, может символизировать веру, но по поводу ее истинного значения все еще существуют некоторые разногласия. Картина является замечательным примером нового вида пейзажа, в котором Беллини в то время создавал свои фигуры: широкий и гостеприимный, он определяется цветами, созданными последовательными слоями прозрачной, гармоничной лессировки для создания выдающейся естественной отделки. Город на заднем плане содержит реальные здания Равенны, Римини и Вероны.
25.
DSC_5844

Св. Иероним в пустыне (Чима да Конельяно, ок. 1510-1520). Масло по дереву. Пустыня, другими словами, непроходимая и необузданная дикая местность, в которую удалился кающийся св. Иероним, стала на этой картине идеализированным пейзажем из скал и растений у ручья. Центр композиции занимает череп, символизирующий покаяние и скоротечность жизни на земле. Священная фигура и пейзаж прекрасно дополняют друг друга в этой композиции Чимы, художника выдающегося качества, работавшего в Венецианской республике на рубеже XV и XVI вв.
26.
DSC_5846

Возвещающий Ангел. Благовещение Пресвятой Девы (Франческо Мороне, 1495-1496). Масло по холсту. Архангел Гавриил изображен подносящим Марии лилию, возвещающую о рождении сына Божьего. Движение ангела выражено волнистым узором полов его палантина — священнической одежды, часто используемой в изображениях ангельских облачений. Богородица стоит на коленях перед своего рода алтарем, на котором лежит книга. Она смиренно склонила голову и сложила руки, выражая свое согласие с божественной волей. Другие книги на заднем плане, эксклюзивные драгоценные предметы, принадлежащие богатым сословиям и духовенству, указывают на то, что Мария — образованная женщина. Действие происходит в лоджии, откуда открывается вид на город, большую часть которого занимает зубчатая городская стена. В верхней части здания, на архитраве, находится дароносица — литургический предмет, используемый для показа молящимся освященного воинства. Колонны украшены гирляндами растений, усыпанными фруктами, символом процветания, вдохновленным греческим и римским искусством, модным в эпоху Возрождения. Две картины, возможно, были дверями церковного органа, на что указывает перспективная конструкция, которая в данном случае явно спроектирована так, чтобы ее можно было видеть снизу.
27.
DSC_5848

Портрет знатного мужчины (Портрет Джироламо Касио) (Джованни Больтраффио, ок. 1500). Масло по дереву. Натурщика иногда идентифицируют как Джироламо Пандольфи, известного как Джироламо Касио, поэта, антиквара, гуманиста и покровителя Джованни Больтраффио, однако он может быть совершенно другой фигурой, возможно, сановником или представителем закона, учитывая его мрачную одежду. Как и на некоторых портретах Леонардо да Винчи, у которого учился Больтраффио и чьим помощником он был. Картина представляет собой бюст джентльмена в три четверти в темной шляпе, закрывающей лоб, и темной одежде, под которой виден тонкий край рубашки. На лацкане пиджака написано «CB», значение которого неизвестно. Задумчивое лицо мужчины выделяется из темной одежды и фона, очерченное светом и изображенное с реалистичными чертами и яркой психологической передачей.
28.
DSC_5851

Мадонна с Младенцем и восемью святыми (Брамантино, ок. 1510-1515). Масло по дереву. Полное название произведения: «Мадонна с младенцем на троне со св. Иоанном Крестителем, Джованни дель Конте (?), св. Иеронимом, св. Амвросием, св. Иосифом (?), св. Мартином Турским, нищим (?) и еще одним святым». Интерпретация святых затруднена из-за скудности атрибутов. Мария с Младенцем на коленях стоит в центре за невысокой лестницей в окружении восьми святых, расположенных полукругом, часто в симметричных и контрапостных позах. Композиция следует пирамидальной модели, заимствованной у Леонардо и Браманте, однако сдерживаемой горизонтальной схемой архитектуры, состоящей из портика на переднем плане, двух занавесей из прямых и симметричных колонн и огромного классического храма с ионической колоннадой, который замыкает авансцену в центре, позволяя увидеть некоторые другие здания и крепость по бокам. Все способствует созданию атмосферы отстраненности и интеллектуальной нереальности, начиная от упрощения анатомических форм до непрерывных отсылок между правой и левой половинами (в одежде, жестах и физических типах святых). Молодой бородатый мужчина в белой рубашке и просторной зеленой тунике, который смотрит на Младенца, может быть покровителем художника, возможно, Джованни дель Конте, членом семьи, тесно связанной с монастырем, в пользу которого он сделал завещание в 1513 г.
29.
DSC_5853

Ужин в Эммаусе (Винченцо Катена, ок. 1515-1520). Масло по холсту. На этой картине изображена встреча двух апостолов с воскресшим Христом — событие, о котором повествуется в Евангелии от Луки. Апостолы узнают своего Учителя, когда Христос благословляет и преломляет хлеб за столом, как на Тайной вечере перед распятием. Мужчина в черном за спиной апостола, вероятно, донатор, созерцает сцену справа, а молодой человек, одетый как паж, стоит слева. Композиция вдохновлена изобретением венецианского учителя Винченцо Катены Джованни Беллини.
30.
DSC_5856

Евангелист (Св. Иоанн (?)) (ломбардский скульптор, ок. 1475-1480). Мрамор. Эта скульптура изображает евангелиста, вероятно, св. Иоанна, держащего в руках книгу. Ее стилистические особенности схожи с творчеством многих ломбардских скульпторов, работавших в 1470-х годах, и поэтому его трудно атрибутировать с какой-либо определенностью, хотя он наверняка близок к кругу Джованни Антонио Амедео. Подчеркнутое выражение лица и напряженная драпировка туники, вне всякого сомнения, говорят нам о том, что Евангелист был вырезан ломбардским скульптором в период 1470-1480 гг.
31.
DSC_5859

В следующем зале выставлена антикварная мебель из коллекции Контини Бонакосси. В центре находится Стол (флорентийская мастерская, вторая половина XVI в.). Резное ореховое дерево с позолотой, частично инкрустированное различными видами мрамора. За столом стоит Двухярусный шкаф (римская мастерская, начало XVII в.). Резное ореховое дерево с позолотой. У боковых стен пара Шкафов для ризницы (мастерская центральной Италии, 1590). Резное ореховое дерево с позолотой. На левом шкафу Бюст Пьеро Содерини или Никколо ди Бернардо Содерини (Пьетро Торриджано (?), 1525-1550). Терракота. На правом шкафу — Бюст Бьянки Капелло (тосканский скульптор, XIX в.). Позолоченное дерево на терракотовом основании. У дальней стены справа рельеф Бичевание св. Екатерины (Альчео Доссена (?), XIX-XX в.). Белый мрамор. Комплект Кресел (тосканская мастерская, XVI в.). Резное, частично позолоченное ореховое дерево, тисненая позолоченная кожа. У входной стены два сундука (XVI в. и XIX в.). из резного орехового дерева с позолотой.
32.
DSC_5861

Афина и Арахна (Тинторетто и помощники, 1575-1585). Масло по холсту. Эта работа, которая находилась в палаццо Дона Далле Роуз, вместе с сопутствующим произведением, изображающим Венеру и Адониса, должно быть, когда-то была частью мифологического и аллегорического цикла картин. Овидий в своих «Метаморфозах» рассказал историю об Афине и Арахне. Возгордившись своим мастерством, молодая лидийская ткачиха Арахна заявила, что превзошла в ткачестве саму Афину, считавшуюся покровительницей этого ремесла. Когда Арахна решила вызвать богиню на состязание, та дала ей шанс одуматься. Под видом старухи Афина пришла к мастерице и стала отговаривать ее от безрассудного поступка, но Арахна настояла на своем. Состязание состоялось: Афина выткала на полотне сцену своей победы над Посейдоном. Арахна изобразила ироническое изображение соблазнения Зевсом женщин. Афина признала мастерство соперницы, но возмутилась вольнодумством сюжета и уничтожила творение Арахны. Афина порвала ткань и ударила Арахну в лоб челноком из киторского бука. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила Арахну из петли и сказала ей: «Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоем потомстве». Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее. Данте Алигьери в «Божественной комедии» поместил Арахну в один из кругов ада.
33.
DSC_5868

Венера и Адонис (Тинторетто и помощники, 1575-1585). Масло по холсту. Эта картина такого же размера, как и та, что экспонируется рядом с ней, также находилась в палаццо Дона Далле Роуз в Венеции. Первоначальная восьмиугольная форма картин и четкий ракурс позволяют предположить, что обе они когда-то украшали потолок в палаццо. История об Адонисе и Венере также описана Овидием в «Метаморфозах». Адонис прощается со своей возлюбленной Венерой (Афродитой) перед тем, как отправиться на охоту на вепря, во время которой он будет смертельно ранен на Идалийской горе ударом клыка зверя в бедро. Богиня с открытой грудью возлежит рядом с Купидоном с его луком и стрелами. На правом переднем плане два крылатых путти в полете держат венок из роз, что может быть отсылкой к фамилии знатной венецианской семьи.
34.
DSC_5884

Мадонна с младенцем и юным св. Иоанном Крестителем (Якопо Бассано, ок. 1541). Масло по холсту. Эта мадонна переплетается с гравюрой на дереве Франческо Сальвиати, изображающей мистическое обручение св. Екатерины, описанное в «Житие св. Екатерины» Пьетро Аретино, которое сейчас находится в Центральной национальной библиотеке во Флоренции. Стройные фигуры, созданные по мотивам работ Сальвиати, типичны для стиля Бассано 1540-х гг.
35.
DSC_5870

Св. Мария Магдалина (Джованни Джироламо Савольдо, ок. 1533). Масло по холсту. Известно по крайней мере о четырех версиях этой популярной композиции, выполненных по заказу венецианского аристократа Пьетро Контарини; прототипом считается версия, которая сейчас находится в музее Гетти. Копия в Уффици некоторыми искусствоведами считается лучшей. У невысокой стены, где она поставила свой сосуд с миром для помазания Иисуса, св. Мария Магдалина закутана в большой плащ из переливающегося шелка с серебристыми отблесками, отчего ее голова остается несколько в тени и частично прикрыта правой рукой. поднесенной к подбородку из-под плаща. Библейский эпизод относится к воскресному утру после Распятия, когда она пришла к гробнице Иисуса и нашла ее пустой. Озадаченная поза, таким образом, контрастирует с ее прошлой жизнью, ее взглядом на восприятие, после удивления от вида пустой гробницы и сверхъестественного присутствия Христа: ведь она была первой, кто увидел его воскресшим.
36.
DSC_5873

Слезы св. Петра (последователь Эль Греко, ок. 1650). Масло по холсту. На этом полотне, старейшая версия которого сейчас находится в музее Боуз, Эль Греко изображает покаяние св. Петра в троекратном отречении от Христа (перед Его распятием) рядом с обнаружением Марией Магдалиной пустой гробницы после Воскресения. Это первое изображение темы, любимой католиками в их стремлении подтвердить перед протестантами ценность исповеди и покаяния в достижении спасения. Известно минимум шестнадцать копий этого произведения, и ученые предполагают, что картина в Уффици, вероятно, является копией середины века, сделанной одним из последователей художника.
37.
DSC_5874

Мученичество св. Лаврентия (Джованни Лоренцо Бернини, 1613-1617). Белый каррарский мрамор; резное и частично позолоченное дерево (основание). Вырезанная Бернини в возрасте всего пятнадцати лет, эта скульптура демонстрирует его не по годам развитое мастерство в обращении с мрамором (огненные языки). Св. Лаврентий изображен во время своей мученической смерти, лежащим на решетке, пронзенным языками пламени. Устремленный к Богу свой взгляд мученика, лежащего на решетке, намекает на победу духовного спасения над физическими мучениями. Конечно, художник должен был обратиться к живописным моделям (например, к «Адаму» Микеланджело — за позой) и скульптурным (например, к различным репликам умирающего Галла — за лицом). Вероятно, он также изучал модели с натуры, о чем сообщает его сын Доменико в биографии отца: чтобы правдоподобно изобразить лицо, страдающее от боли, он положил свое обнаженное бедро рядом с горящими углями, набросав карандашом свое лицо, отраженное в зеркале. Скульптура предстает как потрясающий пример виртуозности, способной передать в мраморе даже самую бесплотную и нематериальную стихию — огонь. В основании скульптуры находится изысканная деревянная консоль из резного дерева в форме объятого пламенем дерева, вероятно, заказанная семьей Строцци выполненная по рисунку самого скульптора. Скульптура была завершена в тот же период, что и «Св. Себастьян» из коллекции музея Тиссена-Борнемисы,
38.
DSC_5876

Св. Антоний аббат (Св. Антоний Великий) (Франсиско де Сурбаран, 1636-1640). Масло по холсту. Сурбаран написал множество циклов изображений святых, апостолов и монахов для испанских монастырей и церквей. Здесь мы видим св. Антония аббата, одетого в черную рясу братьев-госпиталитов св. Иоанна Богослова, в сопровождении его символа — черной «Тантониевой свиньи». Низкая точка обзора подчеркивает внушительную осанку фигуры, а его напряженный, устремленный ввысь взгляд передает его мощную духовность. Сурбаран, глубоко религиозный человек, был наиболее чутким толкователем религиозного настроя контрреформации в испанской церкви XVII в.
39.
DSC_5878

Портрет тореадора (Франсиско Гойя, 1797). Масло по холсту. На портрете, первоначально овальном, изображен тореадор Хосе Ромеро, брат знаменитого Педро Ромеро, также тореадора. Портретная живопись Гойи раскрывает изощренную способность к психологическому анализу, которая позволила ему выявить противоречивые качества в своем натурщике. Здесь человек действия явно смущен тем, что его заставляют позировать, но в то же время его гордость за свое мужество, постоянно подвергающееся испытанию, смягчается меланхолическим осознанием смерти.
40.
DSC_5880

Севильский торговец водой (Диего Веласкес, 1618-1622). Масло по холсту. Эта картина ошибочно считалась точной копией той версии, которая сейчас находится в Эпсли-хаусе, но наличие определенных особенностей, более незрелый стиль по сравнению с картиной из Эпсли-хауса и высокое качество картины из коллекции Контини Бонакосси, выявленное в результате недавней реставрации, убедили критиков считать ее шедевром, чуть более ранним, но с автографом. Было высказано предположение, что на картине может быть изображен Диоген Лаэртский, предлагающий своим ученикам воду, символ мудрости и аскетизма.
41.
DSC_5882

Женщина, моющая посуду (Посудомойка) (Джузеппе Мария Креспи, ок. 1720-1725). Масло по холсту. Благодаря своему темпераменту, побудившему его отказаться от академических предписаний в пользу более прямой интерпретации реальности, Креспи вполне естественно обратился к жанровой живописи, хорошо известным и любимым примером которой является «Посудомойка», придав ей свежесть, вдохновленную североевропейской живописью XVII в., и прибегнув к обобщению быстрыми мазками кистью. Он был очарован световыми эффектами, которые также изучал с помощью оптической камеры.
42.
DSC_5886

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.