Флоренция. Галерея Уффици. Часть 9

Галерея Уффици — это одна из самых известных и важных художественных галерей в мире с несравненной коллекцией искусства флорентийского Возрождения и не только, включая, среди прочего, самую большую коллекцию картин Боттичелли. Галерея разделена на различные залы, организованные по школам и стилям. в хронологическом порядке. Рожденная из художественных коллекций, накопленных на протяжении веков семьей Медичи, она также обладает выдающейся коллекцией древних скульптур и экспонатов, среди которых шедевры Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Джамбаттисты Питтони, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Чимабуэ, Симоне Мартини и Пьеро делла Франческа.
1.
mappa_firenze1_uffizi

Необходимые примечания от автора.
1. Коллекция Уффици включает огромное количество экспонатов. Все их сфотографировать и описать практически нереально, поэтому неизбежны какие-то пропуски.
2. Около 2018 г. в Уффици проведена большая перестановка экспонатов. Существенная часть имеющейся в интернете информации была опубликована до этого «великого переселения». Я описывал выставленные экспонаты и залы галереи так, как их увидел в январе 2020 г., но некоторое количество, надеюсь, непринципиальных неточностей все-таки допускаю.
3. Для некоторых скульптур в Уффици были разработаны качественные трехмерные компьютерные модели. Ссылки на соответствующие страницы с моделями публикуются в виде [3D]. Кого заинтересует, рекомендую.
4. В соответствии с маршрутом посещения галереи, сначала выкладываю план 3 этажа. Нумерация помещений соответствует надписям в самих помещениях и большинству планов галереи, но не совпадает с приведенной в буклете, выложенном на официальном сайте. По мере возможности, я в квадратных скобках буду указывать оба варианта нумерации.
2.
III_floor

Третий (Западный) коридор [A24]
Потолок Третьего коридора, также называемого Западным, был расписан гротесками примерно в 1658-1679 гг. художниками Якопо Кьявистелли, Анджело Гори и Козимо Уливелли и изображает некоторых великих флорентийцев и города, принадлежащие Великому герцогству Тосканскому. Некоторые части этого потолка были разрушены в 1762 г. из-за сильного пожара и поэтому были заново расписаны Джузеппе дель Моро, Джулиано Трабаллези и Джузеппе Террени.
3.
DSC_5525

В 1506 г. в Риме была найдена эллинистическая скульптурная группа Лаокоона. О глубоком влиянии этой группы на современных художников свидетельствует копия, выполненная Баччо Бандинелли между 1520-1525 гг. и установленная в самом конце коридора. Приведение в порядок Третьего коридора относится к 1996 г.
4.
DSC_5525-00

Статуя Эскулапа (Рим, II в. н.э.). Греческий мрамор. Части этой статуи, добавленные в XVI в., включают левую руку, сжимающую несколько листьев горечавки ластовневой (Gentiana asclepiadea), растения, которое, как считалось в средние века, обладало целебными свойствами и латинское название которого выбрано в честь божества. Выбор реставратора, хотя и произвольный, определенно не был случайным, потому что статуя изображает Эскулапа (Асклепия), бога медицины, бок о бок с его дочерью Гигиеей, богиней здоровья, часть руки которой до сих пор можно увидеть покоящейся на левом плече ее отца. Эскулап держит свой посох, обвитый змеей. Работа, которую можно датировать серединой II в. н.э., является точной копией греческого архетипа конца V в. до н.э.
5.
DSC_5634

Статуя Меркурия (Рим, 140-160 гг. н.э.). Греческий мрамор. Изображенную фигуру легко идентифицировать как Меркурия, посланника богов, из-за шляпы петас, которую обычно носили путешественники, потому что в древнем мире он был их божеством-покровителем, и крылатых сандалий таларий. На его левую руку, закутанную в плащ, реставратор эпохи Возрождения поместил кадуцей, типичный атрибут Меркурия, в то время как его правая рука сжимает мешочек с монетами, который является дополнением XVI в., намекая на его роль защитника торговцев.
6.
DSC_5636

Венера Небесная (Рим, 100-150 гг. н.э.). Мрамор из Луны. Венера занимала центральное место на многих религиозных праздниках и почиталась в римской религии под многочисленными культовыми титулами. Титул Венера Небесная (Венера Целестида) использовался со II в. н.э. для обозначения Венеры как аспекта синкретизированной верховной богини. Венера Небесная — самая ранняя известная римская получательница тавроболия (разновидности жертвоприношения быка). Статуя прибыла в Уффици из коллекции кардинала Леопольда Медичи. Сохранились видимые следы красной краски и позолоты, использованной на этот раз не для украшения волос, а диадемы богини.
7.
DSC_5525-01

Статуя Аттиса (Рим, II в. н.э.). Греческий мрамор. Эта статуя, отреставрированная Франческо Франки из Каррары, добавившего к фигуре голову варвара в 1712 г., изображает мужскую фигуру, одетую в своеобразную дырявую одежду, которая представляла собой мешковатые бриджи из легкого материала, обтягивающие ноги владельца. Восточное происхождение одежды предполагает, что статуя первоначально изображала Аттиса, мифологического пастуха необычайной красоты из Фригии, который после своей смерти был вознесен на небеса, чтобы стать спутником богини Кибелы.
8.
DSC_5640

Статуя Дафниса (Рим, I-II в. н.э.). Паросский мрамор. Эта работа, хранящаяся в коллекции Делла Валле в Риме в середине XVI в., была приобретена в 1584 г. кардиналом Фердинандо де Медичи, будущим великим герцогом. Статуя, вдохновленная мифом о Дафнисе и Хлое, изображает Дафниса, молодого пастуха, сидящего на скале и играющего на сиринксе (флейте Пана). Первоначально статуя, должно быть, составляла пару с Паном, козлоподобным богом дикой природы. Считается, что группа основана на древнегреческом оригинале, датируемом концом II в. до н.э.
9.
DSC_5638

Весталка с подношением (Рим, I-II вв. н.э.). Греческий мрамор. Копия древнегреческой скульптуры III в. до н.э.
10.
DSC_5525-02

Статуя Виктории (Победы) (Рим, эра Адриана). Белый мрамор. Статуя, подаренная кардиналом Пьердонато Чези великому герцогу Франческо I Медичи около 1584 г., имеет отреставрированные голову и шею, а также правую руку до плеча, левое предплечье с пальмовой ветвью, кончики обеих грудей и некоторые лоскуты одежды. Тело состоит из трех крупных фрагментов, собранных заново и заполненных пробелами. Женская фигура, покрытая длинным одеянием (хитоном) и с плащом на плечах, была интерпретирована как Виктория только на основании ряда атрибутов, интегрированных современным реставратором. Аномалия в виде отсутствующих крыльев объяснялось в прошлом ссылками на подобные произведения искусства, о которых свидетельствуют древние источники. Сегодня более склонны идентифицировать этот экспонат как статую танцовщицы, признавая в ней эклектическую переработку более старых эллинистических моделей мастерскими начала II века н.э.
11.
DSC_5525-03

Статуя Потоса (Рим, I-II в. н.э.). Пентелийский мрамор. Это римская копия с древнегреческого оригинала Скопаса, изготовленного ок. 340-330 гг. до н.э. Статуя представляет собой Потоса, одного из Эротов, второстепенное божество процессии Венеры, олицетворяющее любовное желание. В правой руке героя когда-то был тирс Диониса, то есть посох, увитый плющом и виноградными листьями. Голова маленькая, с хорошо выраженными волосами, имеет мечтательное выражение и смотрит вверх, символизируя стремление к далекой любви. Фигура наклонена влево и поддерживается ниспадающей с левого плеча мантией — точкой опоры, постоянно присутствующей в скульптурах Скопаса и Праксителя, часто представляемой растением или искусственной опорой.
12.
DSC_5525-04

Раненый воин (Греция, ок. 430-400 гг. до н.э.) [3D]. Парийский мрамор. Статуя раненого воина, входившая в коллекцию великих герцогов еще с 1676 г., представляет собой греческий оригинал, датированный серединой V в. до н.э. Она выделяется своим составным внешним видом, несомненно, благодаря соединению классического туловища, одетого в греческую военную форму (доспехи и короткий хитон), и головы варвара эллинистической эпохи. Положение головы соответствует иконографии раненого воина: в частности, субъект, кажется, выражает сопротивление, поскольку ему попали в бедро стрелой, от которой осталось мало следов. Руки подверглись двум отдельным реставрационным вмешательствам, но их положение более или менее соответствует положению оригинального оружия. Что касается головы, древней, но не оригинальной, то реставратору удалось восстановить ее исходное положение, обращенное влево.
13.
DSC_5525-05

Ганимед и орел (Рим, I-II в. н.э.). Мрамор из Луны. Скульптурная группа изображает юного троянского царевича Ганимеда в полной наготе в окружении Зевса в образе орла, прилетевшего похитить мальчика и взять с собой на Олимп, где он обретет бессмертие, служа богам виночерпием. Известная с XVI в., работа была перенесена из коллекции Капраника-Валле на виллу Медичи, где она оставалась до 1780 г., когда ее перевезли во Флоренцию. На скульптурном уровне, безусловно, интегрированы голова и шея Ганимеда, а также его плечо, левая рука и часть правого предплечья, ствол дерева, на который опирается юноша, а также голова и левое крыло орла. Основанный на позднеэллинистической модели (II-I в. до н.э.), сюжет был чрезвычайно популярен в императорском Риме. Точную копию, особенно близкую к версии Уффици, можно увидеть в Национальном археологическом музее в Неаполе.
14.
DSC_5681

Статуя сидящего Аполлона (Рим, I-II в. н.э.) [3D]. Греческий мрамор. Эта скульптура была восстановлена между концом XVI и началом XVII в. в попытке завершить то, что тогда было фрагментарной фигурой. Голова классическая, но не актуальная; туловище, прикрепленное к скале, тоже древнее. Реставраторы правильно идентифицировали предмет как Аполлона, пророчествующего, сидя на скале в Дельфийском святилище. У его ног лежит тело змея Пифона, которого молодой бог убивает, чтобы занять священное место для себя.
15.
DSC_5679

Гигиея (Рим, середина II в. н.э.). Греческий мрамор. Упомянутая в Риме в середине XVI в., эта работа была приобретена Фердинандо Медичи в 1584 г. и выставлена в галерее с конца XVIII в. Молодая женщина одета в длинный хитон, поверх которого она носит закрепленный на плечах дорический пеплос, ниспадающий на грудь заметной складкой. Статуя изображает дочь бога Эскулапа Гигиею (Гигею), богиню здоровья, в виде молодой женщины, кормящей змею из патеры (ритуальной чаши). Эти атрибуты (чаша и змея) составили современный символ медицины — сосуд Гигеи. Известных оригиналов, с которыми можно было бы идентифицировать статую, нет, поэтому ученые предпочитают считать ее эклектичным «вариантом» римской эпохи, созданным в 150 г. н.э. Главным вдохновителем для статуи, возможно, стали Эйрена и Плутос (олицетворения мира и богатства соответственно), вырезанные около 375 г. до н. э. Кифисодотом, отцом более знаменитого Праксителя, работавшего в IV в. до н.э., а также другими моделями позднего классического и эллинистического периодов.
16.
DSC_5684

Статуя женщины, восстановленная как Муза (Рим, середина I в. н.э.). Мрамор из Луны (туловище); греческий мрамор (голова). Эта статуя изображает одну из девяти муз, божеств, которые в древнегреческой и римской цивилизациях олицетворяли основные искусства (поэзию, танцы, музыку) и литературные дисциплины (историю, астрономию). Работа, вероятно, была собрана и отреставрирована к 1780 г. На самом деле, голова и тело сделаны из двух разных статуй, как можно увидеть по разным материалам. Идентификация как Эвтерпы, музы лирической поэзии и музыки, основана главным образом на ее атрибутах XVI в.: свитке папируса, намекающем на сочинение стихов, и флейте, инструменте, используемом для сопровождения чтения стихов.
17.
DSC_5683

Эскулап, восстановленный как Юпитер (Рим, I-II в. н.э.). Греческий мрамор. Римская копия с оригинала культовой статуи типа Джустини, созданной на основе позднеклассического архетипа, датируемого концом V в. до н.э., вырезанной скульптором из окружения Фидия. В ходе поздней реставрации туловище Асклепия соединено с головой от статуи Зевса.
18.
DSC_5525-06

Статуя Вакха (Рим, I-II в. н.э.) [3D]. Греческий мрамор. Фигура фавна со звериной шкурой на туловище и рукой на боку была описана в 1568 г. Джорджо Вазари среди старинных произведений, входивших в убранство Зала ниш Палаццо Питти. Древний торс сатира, украшенный пардалисом примечательного качества, был преобразован скульптором XVI в. (некоторые считают, что это был Андреа Сансовино) в особенно яркое и радостное изображение Вакха. Бог, еще молодой, изображен стоящим на левой ноге, слегка согнутой правой, а левая рука покоится на боку. Правой рукой он высоко поднимает гроздь винограда, крепко придерживая виноградный лист указательным пальцем правой руки. Красивое лицо Вакха, лоб и волосы которого связаны ремнем, на котором покоится корона из виноградных лоз и листьев, отличается особенно напряженным выражением, почти завуалированным меланхолией, в которой обнаруживается рука великого скульптора. Нагота героя отражает ее языческое происхождение и служит напоминанием об ассоциации Вакха с удовольствиями и весельем. Включение фруктов еще больше подчеркивает его роль бога вина и виноградарства.
19.
DSC_5525-07

Деметра (Рим, I-II в. н.э.). Греческий мрамор. Эта работа, которая была привезена во Флоренцию в качестве подарка Франческо I Медичи от папы Пия V в 1569 г., была тщательно отреставрирована: рука, левая кисть, шея и голова являются более поздними дополнениями. Женская фигура, вероятно, богиня матронного характера, слегка сгибает левую ногу, которая выступает под длинной легкой одеждой (хитоном), а на плечах она носит пеплос, прикрытый в свою очередь плащом. Левая рука, возможно, первоначально держала скипетр или факел. Хотя идентификация субъекта спорна (Гера, Гестия, Латона), сегодня основной версией считается изображение Деметры, богини плодородия, покровительницы земледелия, дочери Кроноса и Реи. Статуя имперской эпохи основана на греческом архетипе, датируемом периодом между 420 и 300 гг. до н.э.
20.
DSC_5713

Статуя отдыхающего Аполлона (Рим, I в. н.э.). Греческий мрамор. Эту статую можно идентифицировать как Аполлона, одного из самых важных богов греческого и римского мира. Скульптура, которая была серьезно незавершенной, когда ее обнаружили на Эсквилинском холме в Риме в 1553 г., была подарком Леоне Строцци великому герцогу Фердинандо I Медичи. Реставраторы XVI в. черпали вдохновение в типе «Отдыхающего Аполлона «, пытаясь вдохнуть новую жизнь в немногие сохранившиеся классические фрагменты статуи (туловище и часть ног), хотя точный классический прототип остается неизвестным.
21.
DSC_5712

Статуя женщины типа «Малый геркуланум» (Рим, начало II в. н.э.). Греческий мрамор с прожилками. Эта стоящая женская фигура, закутанная в мантию (гиматий), с согнутой правой ногой и шагом назад, отражает тип «Малый геркуланум», названный так потому, что первые образцы этого типа были обнаружены при раскопках театра в Геркулануме в XVIII в. Считается, что образец вдохновения статуи следует искать в произведениях, вышедших из мастерских Праксителя, действовавших в конце IV в. до н.э. Голова молодой женщины относится к эпохе Адриана благодаря ее прическе, напоминающей тюрбан.
22.
DSC_5719

Пан и Дафнис (Рим, I-II в. н.э.). Греческий мрамор. История происхождения этой скульптуры довольно неясна: неизвестно, где она была найдена, но с 1722 г. она находилась на вилле Медичи в Риме и была перенесена во Флоренцию в 1787 г. Фигуры изображают бога Пана с козлиными чертами лица, сидящего рядом с пастухом Дафнисом, который играет на сиринксе (флейте Пана). Бог левой рукой обнимает молодого пастуха, в то время как правой, по-видимому, помогает играть на инструменте. Эта группа, известная по нескольким копиям имперской эпохи, восходит к архетипу эпохи позднего эллинизма (II-I в. до н.э.).
23.
DSC_5717

Статуя Минервы (Рим, I век н.э.). Греческий мрамор. Эта статуя в исключительно хорошем состоянии поступила в галерею Уффици в первые несколько десятилетий XVIII в. Она изображает Минерву, богиню мудрости и войны, в так называемом стиле «Роспильози», названном в честь аристократической семьи, которой принадлежала лучшая ее копия. Модель была вырезана в эпоху поздней классики (конец IV в. до н.э.), возможно, скульптором Тимофеем.
24.
DSC_5768

Статуя женщины типа «Большой геркуланум» (Рим, I-II в. н.э.). Греческий мрамор. Статуя изображает стоящую женщину, закутанную в мантию, под которой она носит длинную тунику. Работа, которая может быть датирована периодом между I и II вв. н.э., может быть интерпретирована как римская реконструкция типа, известного как «Большой геркуланум» по названию места, где были обнаружены первые известные образцы. Считается, что архетип основан на греческом оригинале, датируемом не позднее 320 г. до н.э. Относительно грубая отделка задней части фигуры, которая явно не предназначалась для того, чтобы ее можно было увидеть, позволяет предположить, что статуя была вырезана для небольшого погребального храма.
25.
DSC_5766

Статуя женщины с идеальным портретом (Рим, ок. 150 г. н.э.) [3D]. Греческий мрамор. Эта женская статуя родом из сада виллы Пратолино, резиденции Медичи на севере Флоренции, была помещена в Галерею во второй половине XVIII в. В этой работе дополнениями эпохи Возрождения являются голова с окружающей ее частью плаща (гиматий), опущенная левая рука с патерой, а также некоторые части ступней и края одежды. На работе изображена стоящая женская фигура в натуральную величину. Лицо статуи, идеальный портрет, овальное и полное, раскрывает вневременную красоту. Ее волосы разделены центральным пробором; несколько волнистых прядей ниспадают по бокам лица, едва прикрывая уши. Вес ее тела приходится на правую ногу, а левая нога согнута и немного отведена назад. Девушка одета в тяжелый хитон, почти полностью покрытый длинным плащом, который накрывает голову и полностью обхватывает бюст и правую руку. Открытым остается только большой палец левой руки. Личность фигуры неизвестна, как и модель, из которой скульптор, возможно, черпал вдохновение, хотя вполне правдоподобно предположение о том, что она основана на погребальном прототипе эпохи поздней классики. Оригинал считается элементом греческих погребальных статуй IV в. до н.э. Покрытая вуалью голова, бюст, прикрытый плащом и патера являются атрибутами таких добродетелей, как chastitas (целомудрие), pudicitia (скромность) и pietas (преданность), которые очень хорошо сочетаются с погребальной тематикой.
26.
DSC_5770

Статуя Нереиды на морском коньке, так называемая Галатея (Рим, II в. н.э.). Греческий мрамор. В XVI в. была предпринята попытка идентифицировать изображенного персонажа как гомеровскую нимфу Кимофою, но позднее она была интерпретирована как нереида Галатея, возлюбленная циклопа Полифема. Статуя попала на виллу Медичи в Риме в 1731 г., а оттуда доставлена во Флоренцию в 1780 г., и может быть приписана римскому мастеру, который искал вдохновение в раннем эллинистическом оригинале (III в. до н.э.) с изображением сидящей Музы, чтобы создать фигуру морской нимфы (нереиды) на морском коне. Статуя, вероятно, предназначалась для украшения монументального фонтана.
27.
DSC_5772

Лаокоон (Баччо Бандинелли, 1520-1525) [3D]. Мрамор из Луни. В 1506 г. в Риме, во времена понтификата Юлия II, в винограднике на Эсквилинском холме случайно была найдена статуя высотой более 2 м. Это была скульптурная группа Лаокоона, персонажа, упомянутого Вергилием во второй книге «Энеид». Троянский жрец бога Аполлона Лаокоон и его сыновья Антифант и Фимбрей были задушены морскими змеями, посланными по одним источникам Посейдоном, по другим — Афиной, покровительницей греков, чтобы помешать Лаокоону раскрыть своим согражданам обман с конем, придуманный Одиссеем, и таким образом не дать греческой армии захватить город Трою. Считалось, что произведение первоначально было помещено во дворце императора Тита. Согласно древним источникам, его изготовили Агесандр, Афинодор и Полидор, родом из Родоса (I в. до н.э.). Лаокоон был помещен в восьмиугольном дворе музея Пио-Клементино. Французский король Франциск I хотел иметь копию скульптуры у себя. Папа Лев X Медичи в 1520 г. поручил флорентийскому скульптору Баччо Бандинелли сделать такую копию. Версия Бандинелли, которую в свою очередь часто копировали и распространяли в небольших бронзовых отливках, находится в галерее Уффици, поскольку по завершению работ папа Климент VII (Джулио де Медичи) решил, что она слишком хороша, чтобы отправлять ее во Францию. Сравнение с древней скульптурой предоставило Бандинелли уникальную возможность саморазвития, который считал ватиканского Лаокоона «совершенным». В своей версии флорентийский скульптор воссоздал отсутствующие в древнем оригинале правые верхние конечности жреца и двух его сыновей, а также внес небольшие изменения в изображение ребенка, видимого справа от наблюдателя. Скульптура всегда сохраняла свой первоначальный постамент, на котором имелись папский герб и надпись, разрушенные при пожаре в 1762 г.
28.
DSC_5774

Вепрь (Греция, II-I в. до н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор (?). Одна из самых любимых статуй галереи во многом обязана своей популярностью более известной бронзовой копии, известной как «Порчеллино» (Поросенок), отлитой Пьетро Такка в 1633 г. и сейчас выставленной в лоджии дель Меркато Нуово. Скульптура была обнаружена на склонах Эсквилинского холма в Риме в 1556 г. и после первоначальной реставрации доставлена во Флоренцию вместе с двумя статуями молоссских собак в качестве подарка от папы Пия IV герцогу Козимо I Медичи. Она сразу же была обозначена как «греческая» из-за превосходного качества ее изготовления, но на самом деле, скорее всего, является римской копией II-I в. до н.э., основанной на греческой модели ранней эллинистической эпохи (300-200 гг. до н.э.). Этой скульптурой художник показывает, что он не только прекрасно знаком с внешним видом взрослого кабана-самца (длинные клыки утеряны), но и прекрасно осознает его естественное поведение. Животное запечатлено в совершенно реалистичной позе: кабан проснулся от приближения охотника и испугался, привстал на передних ногах и принюхивается к воздуху.
29.
DSC_5776

Статуя мальчика, так называемого Нерона (скульптор эпохи Возрождения, XVI в.). Мрамор из Луни. Основание с головой кабана (Рим, 100-200 г. н.э.). Мрамор. Изображения героизированных мальчиков, представлявшихся полностью обнаженными и уподоблявшихся Купидону, использовались в римском мире в качестве надгробных памятников или для украшения садов и общественных бань. Черпая вдохновение в таких классических моделях, неизвестный художник эпохи Возрождения создал это оригинальное изображение Купидона, идентификация которого основана на колчане у ног ребенка, хотя в последующие века исследователи интерпретировали статую как изображение Нерона в образе маленького мальчика.
30.
DSC_5778

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.