Галерея Уффици — это одна из самых известных и важных художественных галерей в мире с несравненной коллекцией искусства флорентийского Возрождения и не только, включая, среди прочего, самую большую коллекцию картин Боттичелли. Галерея разделена на различные залы, организованные по школам и стилям. в хронологическом порядке. Рожденная из художественных коллекций, накопленных на протяжении веков семьей Медичи, она также обладает выдающейся коллекцией древних скульптур и экспонатов, среди которых шедевры Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Джамбаттисты Питтони, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Чимабуэ, Симоне Мартини и Пьеро делла Франческа.
1.
Необходимые примечания от автора.
1. Коллекция Уффици включает огромное количество экспонатов. Все их сфотографировать и описать практически нереально, поэтому неизбежны какие-то пропуски.
2. Около 2018 г. в Уффици проведена большая перестановка экспонатов. Существенная часть имеющейся в интернете информации была опубликована до этого «великого переселения». Я описывал выставленные экспонаты и залы галереи так, как их увидел в январе 2020 г., но некоторое количество, надеюсь, непринципиальных неточностей все-таки допускаю.
3. Для некоторых скульптур в Уффици были разработаны качественные трехмерные компьютерные модели. Ссылки на соответствующие страницы с моделями публикуются в виде [3D]. Кого заинтересует, рекомендую.
4. В соответствии с маршрутом посещения галереи, сначала выкладываю план 3 этажа. Нумерация помещений соответствует надписям в самих помещениях и большинству планов галереи, но не совпадает с приведенной в буклете, выложенном на официальном сайте. По мере возможности, я в квадратных скобках буду указывать оба варианта нумерации.
2.
Кабинет миниатюр [24, A22]
Зал представляет собой комнату эллипсоидного плана, в которой находится коллекция около 400 миниатюр разных эпох и школ, в основном изображающих портреты. Кабинет был украшен во времена великого герцога Фердинанда I, разместившего здесь коллекцию камней и камей, привезенную в качестве приданого его женой Кристиной Лотарингской. Нынешний вид зала является результатом перестройки в 1782 г. Дзаноби дель Россо по поручению великого герцога Пьетро Леопольдо. Во время моего посещения зал был закрыт.
Второй (южный) коридор (Коридор Арно) [A23]
Приведение в порядок Второго и Третьего коридоров, одновременно с реставрацией Первого, относится к 1996 г. Коридор Арно, впечатляющий своими видами на Понте Веккьо, реку Арно и холмы к югу от Флоренции, на протяжении веков был местом расположения лучших произведений древней скульптуры благодаря впечатляющему расположению и максимальной освещенности. Гротесковые фрески на потолке на религиозную тематику, за исключением первых двух пролетов XVI в. эпохи Франческо I, выполнены в 1696-1699 гг. Джузеппе Никола Назини и Джузеппе Тонелли по инициативе «очень католического» великого герцога Козимо III.
3. Справа и над мостом хорошо виден Коридор Вазари
Бюст Гомера (итальянский скульптор, XVI в.) [3D]. Серый мрамор. В этой работе, вырезанной из цельного куска камня, не хватает только части носа и нескольких прядей волос. Это псевдоклассическая работа, и, таким образом, ее можно считать полностью произведением эпохи Возрождения. Известны еще две ее копии, одна в Модене, а другая в Риме. Идентифицированный как Гомер, слепой поэт-сказитель, традиционно считающийся автором «Илиады» и «Одиссеи», бюст на самом деле далек от известных портретных изображений Гомера древнего мира.
4.
Спящий купидон (итальянский скульптор, XVI в.). Черный (возможно, азиатский) мрамор. Эта скульптура упоминается еще в XVI в. Джорджо Вазари, который писал, что в его время она была выставлена в Палаццо Питти. Сюжет — юный Купидон, бог любви, спящий на львиной шкуре. Маки и рог для питья намекают на способность бога даровать сон, а вместе с ним и забвение боли, что позволяет предположить, что статуя, возможно, служила погребальной цели. Ранее считавшаяся классическим римским произведением по греческому оригиналу, теперь скульптура произведением эпохи Возрождения, вдохновленным римской моделью.
5.
Портрет Антонии Младшей (Агриппины Старшей) (Рим, середина I в. н.э.). Греческий мрамор (голова). Идеализированные черты этого лица и огромные размеры идентифицируют бюст как официальный портрет, а прическа с волосами, разделенными мягкими волнами центральным пробором и собранными на затылке, образуя шиньон, позволяет датировать его династией Юлиев-Клавдиев. Изображенная здесь матрона, первоначально идентифицированная как Агриппина Старшая, племянница Августа и жена Германика, позднее была идентифицирована на основании некоторых физиогномических особенностей — удлиненного овала лица, оканчивающегося заостренным подбородком, небольшого рта и тонких губ — как Антония Младшая, дочь Марка Антония и Октавии, сестры Августа. Показанная здесь прическа совместима со вторым известным портретным типом этой матроны, созданным во времена княжества ее сына Клавдия, когда она получила почетный титул Августы. Он был дарован ей при жизни ее племянником Гаем Калигулой, и она была лишь второй матроной императорского дома, носившей его, следуя по стопам своей свекрови Ливии, жены Августа. Более того, Антония была в центре куртуазной жизни с юности, когда ее брак с сыном Ливии, Клавдием Друзом, в 16 г. до н.э. символизировал союз двух душ императорского дома, части Юлия и части Клавдия. В последующие годы, сначала как уважаемая невестка Тиберия и мать его наследника Германика, а затем как бабушка принца Гая, она была одной из ведущих женских фигур династии, но сумела сохранить идеальный баланс между древним идеалом матроны и новым положением власти, став образцом для подражания для последующих поколений. Портрет приписывается римской мастерской; голова была добавлена в ходе реставрации к оригинальному бюсту, состоящему из двух частей: бюста древней женщины из греческого мрамора и постантичной части, воспроизводящей мантию, из оникса.
6.
Портрет Траяна (Рим, I в. н.э.). Греческий мрамор (голова), каррарский (лунийский) мрамор (бюст). Этот портрет, превышающий натуральную величину, имеет чрезвычайно выразительные черты. Траян изображен в разгар старости, его лицо отмечено течением времени, но все еще полно энергии. Его напряженное, величественное выражение лица подчеркивается тем, как голова смотрит прямо перед собой, глаза сосредоточены и отстранены, губы тонкие и поджаты, как будто в легкой загадочной улыбке. Шея у него одновременно короткая и крепкая. Его волосы прилегают к голове, как компактная шапка, с длинными серповидными локонами, образующими бахрому. Голова одного из более поздних типов (из семи). Он был вставлен в современный бюст, покрыт нагрудником (лорика) и завернут в военный плащ (палудаментум) из разноцветного мрамора, закрепленный на правом плече. Портретов Траяна на известных статуях и бюстах (125 экземпляров) больше, чем у любого другого императора, за исключением Августа.
7.
Венера и Марс (Рим, II в. н.э.). Греческий мрамор. Скульптурная группа изображает божественную пару, состоящую из Венеры, богини любви и красоты, и Марса, бога войны. Речь идет о мифологическом повествовании о любви между двумя божествами, описанном в «Искусстве любви» латинского поэта Овидия. Если Венера напоминает модель Афродиты Капуанской (Национальный археологический музей Неаполя), то второй персонаж вдохновлен типом Ареса Боргезе (Лувр), разработанным в Афинах в V в. до н.э. Богиня, представленная в три четверти, обнажена в верхней части тела, в одеянии, закрывающем ее от пояса вниз: она руками обхватывает своего возлюбленного, касаясь его груди правой рукой. Марс в своей «героической наготе» носит на голове шлем с гребнем, на правом плече перевязь, на противоположном конце которого висит гладиус. Большой размер скульптурной группы предполагает установку в месте захоронения, возможно, для пары, желающей идентифицировать себя со знаменитыми любовниками. Фактически во II в. н.э. такая пара была популярна в качестве украшения римских рельефов и саркофагов, символизируя бессмертие любовной связи.
8.
Вакх и сатир (Рим, 130-150 гг. н.э.). Пентелийский мрамор. Вакх, бог винодлеия, изображен здесь в виде обнаженного юноши, опьяненного и увенчанного виноградными листьями, опирающегося на молодого сатира, одетого в мех дикой кошки, и держащего в правой руке маленькую чашу для вина. Сравнение стиля и техники позволяет предположить, что работа была вырезана незадолго до середины II в. н.э. Работу приобрел великий герцог Фердинанд I Медичи, а первые упоминания о ее наличии в Галерее относятся к 1704 г. Антиквары того периода отмечали выдающееся состояние находки, поэтому при восстановлении скульптуры потребовалось немного реставрационных вмешательств, ограничившихся объединением частей ног Вакха и правой руки сатира.
9.
Дорифор (Рим, I-II в. н.э.) [3D]. Пентелийский мрамор. Возможно, привезенная из Рима, эта работа впервые упоминается в описи галереи 1704 г. Статуя является точной копией Дорифора Поликлета, скульптуры, наиболее часто копировавшейся в римскую эпоху. Оригинал, вырезанный около 450 года до н.э., был частично изменен римским скульптором путем добавления плаща, обернутого вокруг левой руки, что полностью отсутствует в прототипе.
10.
Терпсихора (Рим, IV в.). Докимейский мрамор. Определенно являющаяся частью коллекции Уффици с XVIII в., статуя датируется IV в. нашей эры и является работой знаменитой скульптурной мастерской в Афродизиасе. Мраморные скульптуры из Афродизиады были известны во всём римском мире. На изображении изображена Терпсихора, муза танца, стоящая рядом с кифарой. На ней длинная мантия и плащ, который, собранный на талии, почти закрывает ее правую руку. Голова была восстановлена в наше время, и доказательством этого являются остатки прядей волос, падающих на плечи, которые не сочетаются органично с волосами на голове. Несомненно, элементом этой работы, сделавшим ее знаменитой, является подпись ее скульптора Аттициана, нанесенная на постамент.
11.
Деметра (Богиня-мать) (Рим, IV в. н.э.). Греческий мрамор. Деметра (Мать-земля) — в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. В римской культуре ее аналогом была Церера. Основным в мифологии о Деметре является миф о похищении Аидом её дочери Персефоны. В период скитаний Деметры в поисках дочери на земле прекратили всходить урожаи. Люди умирали от голода и не приносили жертвы богам. Зевс начал посылать к Деметре богов и богинь, чтобы уговорить вернуться на Олимп. Но она не замечала их. Тогда Зевс велел Аиду вернуть Персефону. Аид не посмел ослушаться брата, но дал ей зерна священного граната, чтобы в определённое время года она возвращалась к мужу в подземное царство.
12.
Сидящая нимфа (Рим, II век н.э.). Пентелийский мрамор. Эта статуя, которая, вероятно, украшала Палаццо Каффарелли в Риме в начале XVI в., как известно, уже в середине века находилась во Флоренции. Вдохновленная эллинистической бронзовой группой II в. до н.э., традиционно известной как «Приглашение на танец», она изображает нимфу, расшнуровывающую свою сандалию, чтобы она могла танцевать босиком с Сатиром.
13.
Статуя Сатира с ножной кастаньетой (крупезион) и кимвалом выставлена в Трибуне Уффици. В то же время исследователи не считают эти две скульптуры происходящими из одной пары.
14.
Леда и лебедь (Рим, II в. н.э.) Каррарский мрамор. Очень похожие скульптуры, явно копии с одного и того же оригинала, выставлены в Капитолийских музеях в Риме, в Музее Прадо в Мадриде и в Музее Гетти (Лос-Анджелес). Оригинал, вероятно, был создан в IV в. до н.э. греческим скульптором Тимофеем.
15.
Волчица (Рим, первая половина II в. н.э.) [3D]. Порфир. Когда Улиссе Альдрованди увидел эту статую в коллекции Валле-Капраника в Риме, ее недостающие части были восстановлены, и она была обставлена мраморными копиями. Справедливо интерпретируемая в современную эпоху как изображение капитолийской волчицы, легендарной кормилицы близнецов Ромула и Рема, она была вырезана из ценного красного порфира, добываемого в самом сердце восточной пустыни Египта, одного из самых дорогих и сложных с культурной точки зрения материалов, известных древнему миру.
16.
17. Вид из окна коридора на площадь Уффици
Купидон (Рим, I-II в. н.э.). Мрамор. Эта скульптура, созданная анонимным римским художником во времена расцвета империи, отражает суть счастья и радости, которые часто ассоциируются с Купидоном, мифологическим персонажем, олицетворяющим любовь и желание. С широко расправленными крыльями этот юный ребенок-божок излучает чувство блаженного веселья, превосходящего время. Вырезанная из цельного куска мрамора, нагота статуэтки отражает как ее языческое происхождение, так и древнеримские художественные традиции. Когда смотришь на статую, то переносишься в эпоху господства многобожия, когда религиозные верования были переплетены с повседневной жизнью. Замысловатые детали этого шедевра подчеркивают мастерство создателя. Гладкость мраморной поверхности добавляет ему неземной красоты и подчеркивает божественную природу Купидона, олицетворяющего саму любовь.
18.
Купидон и Психея (Рим, 150-200 гг. н.э.). Мрамор из Луни. Cкульптурная группа, изображающая Купидона, крылатого бога любви, обнимающего и целующего свою возлюбленную Психею, была обнаружена в саду на склонах холма Целий в Риме в 1666 г. В греческой и римской мифологии два молодых человека были высшим символом любовных отношений, видимых в их объятиях и поцелуе, которому они поддаются в скульптуре. «Держи, Психея, и пей до конца, чтобы ты могла стать бессмертной, и чтоб Купидон никогда не покинул тебя, но был твоим вечным мужем» (Апулей, «Метаморфозы»). Многочисленные дополнения, включая основание, ноги Купидона и часть ступней и крыльев Психеи, как полагают, были вырезаны учеником Джованни Лоренцо Бернини Джакомо Антонио Фанчелли. Работа, которую можно датировать второй половиной II в. н.э., представляет собой римскую интерпретацию эллинистического оригинала, разработанного в конце II в. до н.э.
19.
Статуя Венеры (Рим, I в. н.э.). Греческий мрамор. Венера, богиня любви и красоты, носит длинную тунику, которая облегает ее тело, создавая удивительно «мокрый» эффект, который должен был стать главной особенностью скульптурной традиции начиная с Фидия (конец V в. до н.э.). Эта модель часто копировалась в римскую эпоху и традиционно известна как тип «Лувр-Неаполь», получивший такое название в честь музеев, в которых сейчас хранятся лучшие копии. Возможно, этот архетип был вырезан Каллимахом, одним из самых новаторских и оригинальных скульпторов, обучавшихся у Фидия.
20.
Аполлон Савроктон (Рим, II век н.э.). Мрамор из Луни. Эта скульптура неизвестного происхождения, но документально подтвержденная в галерее с 1565 г., изображает юного Аполлона, бога песни и музыки, элегантно опирающегося на лиру. Статуя, какой мы ее видим, является результатом масштабной реставрации XVI в. с использованием оригинальных фрагментов (торс, бедра) римской копии знаменитого Аполлона Савроктона работы Праксителя, вырезанной около 350 г. до н.э. Уникальный сюжет, изображавший бога, убивающего ящерицу, взбирающуюся по стволу, вероятно, имел намек на роль Аполлона как защитника от зла. Поэтому музыкальный инструмент бога и его опора, украшенная грифоном, были интегрированы в 1586 г., вероятно, скульптором Джованни Баттиста Каччини, который, не распознав скульптурный тип, восполнил пробелы в скульптуре на основе вкуса своего времени с обильным использованием инкрустаций из цветного мрамора.
21.
Потос (Рим, I-II в. н.э.) [3D]. Греческий мрамор. В 1755 г. статуей восхищался и описал ее основоположник научного изучения античного искусства и археологии, так называемый «отец искусствознания» Иоганн Иоахим Винкельман в галерее виллы Медичи на склона холме Пинчо в Риме. Немецкий ученый утверждал, что на картине изображен юный Аполлон, увенчанный лавровым венком и сопровождаемый водоплавающей птицей. Однако в начале II в. фигура была идентифицирована как Потос, один из Эротов, персонификация любовных чувств к отсутствующему или умершему объекту влюблённости, покровитель любовной тоски, страстной неразделённой любви. Оригинал, по-видимому, был вырезан Скопасом Паросским, действующим в IV в. до н.э., для греческого святилища, возможно, в Мегаре или на эгейском острове Самофракия.
22.
Мучения Марсия (Красный Марсий) (Рим, II в. н.э. реставрация XV в.) [3D]. Мрамор павонаццетто. Эта работа была одной из первых, попавших в коллекции семьи Медичи, и попала во Флоренцию во времена Козимо Старшего. Тело, вырезанное из мрамора павонаццетто, является классическим, но голова была вырезана Мино да Фьезоле, который добавил недостающие части скульптуры и, таким образом, выполнил одну из первых реставраций классической работы в истории. Статуя изображает сатира Марсия, с которого за несколько мгновений до этого заживо содрали кожу за то, что он проиграл музыкальное состязание с Аполлоном. Мучения Марсия (Белый Марсий) (Рим, 100-140 гг. н.э.). Паросский мрамор. Статуя, первоначально находившаяся в коллекции Валле-Капраника в Риме, попала на виллу Медичи в конце XVI в. Скульптурная группа, к которой принадлежала модель статуи, была вырезана в мастерской в Пергаме в Малой Азии в конце III в. до н.э.
23.
Бюст богини, ранее считавшейся Кибелой (Рим, 100-150 г. н.э., реставрация XVI в.) [3D]. Греческий мрамор. Бюст был отреставрирован в XVI в. скульптором Инноченцо Спинацци. Античное искусство представляло богиню фригийского происхождения, Великую мать (Mater magna), богиню материнской силы, а также плодородия Кибелу в виде богато одетой матроны, с башенной короной на голове.
24.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.