Продолжение рассказа о посещении Палаццо Веккьо.
Палаццо Веккьо было построено в 1299-1314 гг. по проекту Арнольфо ди Камбио и является одним из наиболее известных строений города.
1.
Из Зала Чинквеченто [4] через неприметную дверь можно попасть в Студиоло Франческо I [5].
2.
Студиоло Франческо I [5]
Студиоло Франческо I — одна из самых известных комнат Палаццо Веккьо, являющаяся одним из самых лучших и оригинальных творений флорентийского маньеризма, результатом сотрудничества между интеллектуалом Винченцо Боргини и командой художников во главе с Джорджо Вазари.
Студиоло (Студия) — это небольшая комната без окон, которая сегодня сообщается с Салоном Чинквеченто, где страстный исследователь явлений и чудес, которые могли возникнуть в результате взаимодействия природы и искусства, великий герцог Франческо I Медичи любил уединяться, развивая свои научные и алхимические интересы. Студиоло, в частности, должна была стать частью личных апартаментов герцога и своего рода кунсткамерой, местом для каталогизации самых разнообразных материалов, собранных Франческо, тогда как на самом деле практические эксперименты проходили в лаборатории Казино ди Сан-Марко.
В августе 1570 г. Винченцо Боргини, ученый двора Медичи, предложил Джорджо Вазари программу оформления комнаты в Палаццо Веккьо, примыкающей к спальне Франческо I и сообщающейся со Студиоло Козимо I, также выполнявшей функцию маленького секретного помещения. Создание Студиоло было завершено между 1570 и 1572 гг. группой художников под руководством Джорджо Вазари и его ученика Джованни Баттиста Адриани. Вся иконографическая программа Студиоло посвящена прославлению отношений между искусством и природой в соответствии с интересами Франческо I, который запомнился не только политикой, но и страстью к науке и усердием, с которым он лично занимался алхимией, изучением «оккультных» явлений и другой экспериментальной деятельностью от сплавления стекла до поиска формулы фарфора.
3.
Согласно Винченцо Боргини, каждая сторона Студиоло была посвящена одному из четырех Элементов природы и группировала в соответствующих шкафах все предметы, которые считались принадлежащими к этой категории, такие как камни или кости, вырезанные для Земли, дистилляты, стекло и металлы, выкованные теплом для Огня, кристаллы для Воздуха или жемчуг для Воды. В 1590 г., вскоре после смерти великого герцога, убранство комнаты было демонтировано: картины, украшавшие ее, были переданы различным коллекциям произведений искусства в городе: Уффици, дворцу Питти и др. В 1920 г. было принято решение восстановить всю обстановку, воссоздав пол и деревянные панели, на которых размещены овальные картины, за которыми скрывались шкафы и двери. Картины были переставлены в соответствии с темами фресок на своде. К этому времени не были найдены две панели, причем неизвестно, были ли они утеряны или так и не были написаны. Таким образом, единственной оригинальной частью Студии является свод, однако и сегодня все помещение в целом выглядит весьма впечатляюще.
4. Номера отдельных элементов оформления в Студиоло в соответствии с прилагаемым планом помещения выделены синим цветом.
Точка опоры иконографической схемы совпадает с фресковым убранством цилиндрического свода (Франческо Морандини и Якопо Дзукки), на котором изображена космограмма, в центре которой олицетворение Природы протягивает Прометею драгоценный камень, представляющий Искусство как изобретателя драгоценных камней и колец, а вокруг — аллегории четырех Элементов природы (стихий): Земли, Воды, Воздуха и Огня, четырех качеств (холодный, влажный, горячий, сухой), четырех темпераментов человека (меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик) и четырех времен года (в люнетах, рядом с портретами родителей заказчика). На панелях рядом с Элементами природы фрески с парами обнимающихся детей, которые символизируют качества, возникающие в результате слияния попарно различных Элементов. На центральной оси, в стороны от центра подвиг Франческо I Медичи (Ласка) и Аллегория связей между четырьмя стихиями. По другим данным, в четырех угловых квадратах представлены не символы четырех темпераментов, а соответствующие им четыре человеческих жизненных сока: Флегма, холодная и влажная, как вода (флегматик); Кровь, теплая и влажная, как воздух (сангвиник); Черная желчь, холодная и сухая, как земля (меланхолик); Желтая желчь, горячая и сухая, как огонь (холерик).
5*.
Оформление дверей и верхнего регистра расписанными сланцевыми плитами, чередующимися с бронзовыми скульптурами в нишах, отражало содержание шкафов с библейскими, мифологическими, историческими, аллегорическими и жанровыми мотивами, намекающими на качества предметов, которые там хранились.
Люнет напротив входа в Студиоло посвящен Воздуху. В центре в тондо портрет матери Франческо I Элеоноры Толедской [23] (Алессандро Аллори). Ниже панель «Алмазные копи» [25] (Мазо да сан Фриано). Возле панели бронзовые статуи Юноны [24] (Джованни Бандини) и Борея [26] (Элиа Кандидо).
6.
Второй люнет посвящен Земле. В центре в тондо портрет самого Франческо I [1] (Алессандро Аллори). Ниже панель «Золотой рудник» [3] (Якопо Дзукки). Возле панели бронзовые статуи Плутона [2] (Доменико Поджини) и богини плодородия и посевов Опы [4] (Бартоломео Амманати).
7.
Верхний регистр, соответствующий Воде, включает две статуи и шесть панно: Амфитриты [8] (Джомболонья) (на этом фото, к сожалению, отсутствует); Персей освобождает Андромеду [9] (Джорджо Вазари); Пересечение Красного моря [10] (Санти ди Тито); Ловля кита [11] (Джованни Баттиста Нальдини); Метаморфозы сестер Фаэтона [12] (Санти ди Тито); Шерстяная мельница [13] (Мирабелло Кавалори); Ныряльщики за жемчугом [14] (Алессандро Аллори) и статуя Венеры [15] (Винченцо Данти).
8*.
Верхний регистр, соответствующий Огню, также включает две статуи и шесть панно: статуя Аполлона [29] (Джамболонья); Купальщицы, или Термы в Путеолах [30] (Джироламо Мачиетти); Изобретение пороха [31] (Якопо Коппи); Стеклодувная мастерская [32] (Джованни Мария Буттери); Ювелирная мастерская [33] (Алессандро Фей); Лаборатория алхимика [34] (Джованни Страдано); Мастерская по литью бронзы [35] (Франческо Морандини); статуя Вулкана [36] (Винченцо де Росси).
9*.
В нижнем регистре всех четырех стен панели (Диониджи Нигетти) с овальными картинами служат дверцами шкафов, устроенных в толще кладки. Эти картины на мифологические и языческие сюжеты, вероятно, предполагали хранение различных предметов и материалов, в соответствии с проектом Боргини, согласно которому каждая сторона Студиоло была посвящена одному элементу. Описание всех двадцати картин начнем по часовой стрелке со стены, соответствующей Огню.
«Поликрат Самосский находит перстень в рыбе» [37] (Джованни Федини, 1570-1572). В шкафу хранились перстни, кольца и драгоценные камни; «Медея возвращает молодость Эсону» [38] (Джироламо Мачиетти, 1570-1572). В шкафу Франческо должен был хранить лекарства и волшебные зелья; «Геракл убивает дракона Ладона» [39] (Лоренцо Вайани, 1570-1571); «Геракл и Иола, или «Геркулес и Омфала», или «Геракл открывает пурпур» [40] (Санти ди Тито, 1570-1571). Панно, возможно, намекает на интерес Франческо к редким и дорогим цветам тканей; «Разграбление Коринфа» [41] (Никколо Бетти, 1570). В шкафу, вероятно, хранились предметы, полученные в результате грабежей и перешедшие во владение Франческо I.
10*.
«Аполлон и Хиона» [42] (Доменико Бути, 1571). Вероятно, в шкафу за панелью хранились лекарства; «Александр Македонский принимает дань уважения от семьи Дария» или «Семья Дария перед Александром Великим» [43] (Якопо Коппи, 1570). Вероятно, в шкафу хранились предметы, связанные с Александром Македонским, такие как мрамор и медали; «Кузница Вулкана» [44] (Витторе Кассини, 1571). В шкафу за картиной наверняка находились ценные предметы из кованого железа; «Даная и золотой дождь» [5] (Бартоломео Трабалесси, 1570-1572); «Девкалион и Пирра» [6] (Андреа ди Мариотто дель Минга, 1570-1571). Вероятно, в шкафу хранились окаменелости или отдельные камни.
11*.
«Аталанта и Гиппомен» [7] (Себастьяно Марсили, 1570-1572). В шкафу, вероятно, хранилось золото; «Александр Македонский уступает Кампаспу Апеллесу» [16] (Франческо Морандини по прозвищу иль Поппи, 1570-1571). Скорее всего, в шкафу хранились медали и монеты; «Нептун и Амфитрита» [17] (Карло Портелли, 1570-1571). Возможно, что за этой панелью была винтовая лестница, а не шкаф; «Жертвоприношение Лавинии», или «Лавиния перед алтарем» [18] (Мирабелло Кавалори, 1570-1572); «Улисс, Меркурий и Цирцея» [19] (Джованни Страдано, 1570). Шкаф, закрытый этой панелью, несомненно, содержал предметы алхимии.
12*.
«Аллегория сна» [20] (Джованни Баттиста Нальдини, 1570-1572). В шкафу должны были храниться снотворные, такие как цветки мака; «Пир Клеопатры» [21] (Алессандро Аллори, 1570-1571). Возможно, что в шкафу хранился жемчуг; «Юнона просит у Венеры ее пояс» [22] (Франческо дель Косчиа, 1570-1573); «Открытие стекла» [27] (Джованни Мария Буттери, 1570-1572). За панелью, вероятно, хранилась стеклянная посуда; Падение Икара [28] (Мазо да Сан Фриано, 1570-1571). Картина намекает на страсть Франческо к птицам и перьям, также собранным его отцом Козимо, которые, должно быть, находились в шкафу.
13*.
Апартаменты Льва X
Палаццо Дукале нуждалось в соответствующих помещениях, предназначенных для жилья. С этой целью в 1550-х и 1560-х годах по проекту Джованни Баттиста дель Тассо для размещения членов семьи и знатных гостей были построены двое роскошных апартаментов, примыкающих к Большому залу. Когда Тассо умер в 1555 г., его место занял Джорджо Вазари, который одновременно работал как над этими комнатами, так и над оформлением апартаментов этажом выше в соответствии с единой, последовательной иконографической программой, разработанной ученым Козимо Бартоли. Апартаменты на нижнем уровне называются «Апартаментами Льва X», потому что центральная комната посвящена Льву X, первому папе из семьи Медичи и символу возрождения семейного состояния. Оформление каждой комнаты, по сути, сосредоточено на главных фигурах семьи Медичи, настоящих «божествах на земле»: таким образом, мы можем оценить комнаты, посвященные Козимо Старшему [7], Лоренцо Великолепному [8] и Льву X [9]. Другие помещения посетить невозможно, поскольку они обычно используются в качестве кабинетов мэрии Флоренции: это комнаты, названные в честь герцога Козимо I [10], его отца Джованни делле Банде Нере [11] и, наконец, папы Климента VII [13], второго понтифика из рода Медичи. В соответствии со специальной программой, разработанной для отождествления прихода к власти Дома Медичи, настоящих «божеств на земле», с происхождением «божеств на небесах» каждой из этих комнат соответствует комната такого же размера этажом выше в апартаментах Элементов, посвященная языческому божеству. Во всех комнатах применен единый и всеобъемлющий декор: картины, фрески, бюсты, рамы, лепнина и резьба по дереву задуманы как художественный уникум, способный создать компактную и гармоничную атмосферу, от пола до потолка, от стен до окон.
14.
Комната Козимо Старшего [7]
Козимо иль Веккьо, основатель главной ветви семьи Медичи, де-факто руководил политическим и экономическим подъемом города Флоренции, заложив основу для будущей власти Медичи и заслужив прозвище Pater Patriae (Отец отечества). На картинах в комнате (1556-1558) изображены некоторые из наиболее ярких моментов и аспектов его успеха, например, его триумфальное возвращение во Флоренцию всего через год после того, как его противники отправили Козимо в изгнание, или его роль покровителя художников и ученых, которым также заказали несколько крупных архитектурных проектов.
15.
Потолок расписан фресками Джорджо Вазари и Марко Маркетти да Фаэнца. Лепнина по эскизам Бартоломео Амманнати создана Леонардо Риччарелли, Джованни ди Томмазо Босколи и Мариотто ди Франческо.
Отдельные сюжеты, изображенные на своде: «Козимо в 1433 г. отправляется в изгнание» между аллегориями Благоразумия и Стойкости (по центру внизу). «Козимо и его окружение в 1434 г. возвращаются из изгнания, триумфально встреченные отцами города у ворот Сан-Галло» (в центре). «Архитектор Филиппо Брунеллески, стоящий на коленях, и скульптор Лоренцо Гиберти показывают Козимо модель строящейся церкви Сан-Лоренцо», между аллегориями Усердия и Религии (по центру вверху). «Козимо в 1445 г. открывает юному Санте, что он происходит от болонских лордов Бентивольо, в попытке помочь семье молодого человека вернуться к власти в Болонье» между аллегориями Хитрости и Враждебности (слева). «Козимо, окруженный художниками и учеными, между аллегориями Вечности и Славы (слева направо: Лука делла Роббиа, Лоренцо Гиберти, Андреа дель Кастаньо, Фра Джованни да Фьезоле, известный как Фра Анджелико, Песелло, Донателло, Паоло Уччелло, Фра Филиппо Липпи, Паоло дель Поццо Тосканелли, Филиппо Брунеллески, Джон Аргиропулос, Марсилио Фичино) (справа).
Также на потолке написаны портреты ближайших родственников Козимо Старшего: брата Лоренцо Медичи (справа); сына Пьеро Подагрика (внизу); отца Джованни, известного как Биччи де Медичи (слева) и сына Джованни Медичи (вверху).
16*.
Стены комнаты расписаны орнаментом гротеск. В овалах на стенах изображен «Козимо, наблюдающий за восстановлением церкви Сан-Марко во Флоренции (1437-1443)» и «Козимо, наблюдающий за строительством здания» (Джорджо Вазари).
17.
18.
19.
Зал Лоренцо Великолепного [8]
Цикл фресок, воспевающих семью Медичи, продолжается в комнате Лоренцо Великолепного (1556-1558). Сын Пьеро Подагрика и внук Козимо Старшего, Лоренцо Медичи продолжил дело, начатое его предками, монополизировав политический и экономический контроль над Флорентийской республикой. Полагая, что баланс между итальянскими государствами предотвратит иностранное вмешательство, он укрепил свою репутацию, продвигая мирные соглашения и союзы. Его называли Великолепным из-за его исключительных интеллектуальных способностей. Покровитель Платоновской академии, автор поэзии и прозы на вульгарном языке, утонченный коллекционер и покровитель художников уровня Микеланджело Буонарроти, он повлиял на вкусы своего времени, способствуя развитию и распространению гуманистической тенденции флорентийского Ренессанса.
20.
Потолок расписан фресками Джорджо Вазари и Марко Маркетти да Фаэнца. Лепнина по эскизам Бартоломео Амманнати (?) создана Леонардо Риччарелли, Джованни Босколи и Мариотто ди Франческо. Стены комнаты расписаны орнаментом гротеск. Флорентийский стол из орехового дерева XVI в. в центре зала был приобретен в 1914 г. на антикварном рынке.
Отдельные сюжеты, изображенные на своде: «Символическое изображение послов самых могущественных иностранных государств, отдающих дань уважения Лоренцо. Среди подарков, лежащих перед ним, — кардинальская шапка, которую папа подарил своему сыну Джованни, будущему папе Льву X» (в центре). «Лоренцо отправляется в Неаполь на встречу с королем Фердинандом в попытке положить конец войне против Флоренции (1479-1480)» между аллегориями Веры и Благочестия (справа). «Лоренцо встречается со своими союзниками на сейме в Кремоне во время войны между Венецией и Феррарой (1483)» между «Гераклом, убивающий Гидру» (аллегорией Мужества?) и аллегорией Счастья (сверху). «Жители Сарцаны неожиданно сдают свой город Лоренцо во время войны между Генуей и Флоренцией (1487)» между аллегориями Здравого смысла и Милосердия (слева). «Лоренцо, окруженный философами и учеными» между аллегориями Славы и Добродетели (гуманисты слева направо: Марулло Траканьотто, Джованни Ласкари, Леонардо Бруни, Леон Баттиста Альберти, Кристофано Ландино, Марсилио Фичино, Джентиле да Урбино, Деметрио Калькондила, Франческо Акколти, Пико делла Мирандола, Аньоло Полициано, Луиджи Пульчи). Также на потолке написаны портреты ближайших родственников Лоренцо Великолепного: брат Джулиано Медичи (внизу), сын Пьеро Медичи (справа), сын Джулиано Медичи (вверху) и сын Джованни Медичи (слева).
21*.
Зал Льва X [9]
В зале Льва X (1555-1563) прославляется видный представитель семьи Медичи, Джованни Медичи, сын Лоренцо Великолепного. Он стал кардиналом в возрасте всего тринадцати лет и взял имя Льва X, когда был избран на папский престол в 1513 г. и заложил фундамент будущего тосканского герцогства. Его экспансионистские устремления позволили Медичи приобрести такие новые территории, как герцогство Урбино. Воспитанный в утонченных культурных кругах своего отца, он наполнил папский двор пышностью и великолепием, продолжая политику покровительства своего предшественника Юлия II, направленную на превращение Рима в ведущий культурный и художественный центр первых десятилетий XVI в.
22.
Картины на потолке маслом по дереву написали Джорджо Вазари, Джованни Страдано и Марко да Фаэнца. Лепнина выполнена Леонардо Риччарелли и Джованни Босколи по проекту Бартоломео Амманнати (?). «Союзники Льва X отвоевывают Милан» (1521) (по центру). «Джованни Медичи попадает в плен к французам в битве при Равенне и становится свидетелем поражения Священной лиги» (1512) (слева). «Джованни де Медичи с триумфом возвращается во Флоренцию» (1512) (вверху). «Джованни де Медичи, избранный папой римским под именем Лев X, получает папскую тиару в Латеранском соборе» (1513) (справа). «Лев X отправляет своего двоюродного брата, кардинала Джулио Медичи, отвоевывать Ломбардию» (1521) (снизу).
23*.
«Джованни де Медичи бежит из французского плена» (1512) (левый верхний угол). «Лев X назначает своего племянника Лоренцо де Медичи герцогом Урбино» (1516) (правый верхний угол). «Лев X дарует римское гражданство своему брату Джулиано» (1513) (правый нижний угол). «Лев X встречается в Болонье с Франциском I, королем Франции» (1515) (левый нижний угол).
24*.
Фрески на стенах написаны Джорджо Вазари, Джованни Страдано и Марко да Фаэнца. «Лев X посещает Флоренцию впервые с момента своего возведения на папский престол, входя на площадь Синьории с папской свитой» (1515). Ниже «Лев X посылает папскую шляпу и меч в качестве подарков Флоренции».
25.
«Лев X избирает свою новую коллегию кардиналов в присутствии своего брата Джулиано, герцога Немурского, и своего племянника Лоренцо, герцога Урбино, изображенных на фоне замка Святого Ангела, с Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти по обе стороны» (1517). Мраморный камин изготовлен по проекту Бартоломео Амманнати.
26.
«Папские войска атакуют Сан-Лео, завоевав таким образом герцогство Урбино» (1517). Ниже «Архитектор Браманте показывает Льву X свой проект базилики Святого Петра, в то время как на заднем плане ведутся строительные работы» (1513). Терракотовый пол с гербами Медичи изготовил Санти Буглиони.
27.
Стена с окнами украшена портретами Медичи. Слева между окон портрет в доспехах Алессандро де Медичи, первого герцога Флоренции, над ним портрет его жены Маргариты Австрийской. Ниже «Алессандро начинает работу над крепостью Сан-Джованни во Флоренции (1533)». Справа между окон портрет в доспехах Козимо I Медичи, второго герцога Флоренции, над ним портрет его жены Элеоноры Толедской. Ниже «Козимо I приказывает построить крепость в Сиене (1561)». В откосах над окнами также находятся портреты представителей клана Медичи: кардинала Джованни Медичи, апостольского администратора Пизы; Екатерины Медичи, королевы Франции и кардинала Ипполито Медичи.
28.
В зале установлено четыре мраморных бюста представителей семейства Медичи. Бюст Джулиано де Медичи, герцога Немурского (Альфонсо Ломбарди и Антонио Лоренци). Бюст Лоренцо Медичи, герцога Урбино (Антонио Лоренци). Бюст папы Климента VII (Альфонсо Ломбарди). Бюст папы Льва X (Антонио Лоренци).
29*.
Поднимаемся со второго на третий этаж дворца по лестнице, спроектированной Джоджо Вазари.
30.
В начале лестницы экспонируется фреска «Фейерверк в день св. Иоанна на площади Синьории» (Ян ван дер Страт, известный как Джованни Страдано, ок. 1558). На фреске изображена площадь Синьории в 1558 г. во время фейерверка в честь праздника святого покровителя города. Позднее место проведения праздника перенесли на мост Понте алла Каррайя, а затем на площадь Микеланджело, где огненное мероприятие до сих пор проводится каждый год по вечерам 24 июня, в день св. Иоанна. Площадь на фреске имеет оригинальное мощение из кирпича, обрамленного камнем. Слева перед Палаццо Веккьо находится каменная платформа (аренгарио), которая была снесена в 1812-1813 гг. На переднем плане видна старейшая позолоченная версия Мардзокко, символа Флоренции. Фонтан Нептуна работы Амманнати (1565) в то время еще не был построен, а Юдифь Донателло находится в Лоджии Синьории. Между Лоджией и палаццо расчищена дорога, по обе стороны которой вскоре будет возведен Уффици (1560-1580). На противоположной стороне площади находится дворец Торре дельи Инфангати и укрытие с навесом, известное как Теттоя деи Пизани, построенные по приказу синьории заключенными, захваченными в ходе военных действий против Пизы в 1364 г. Оба эти здания были снесены в 1871 г.
31.
Своды лестницы украшены фресками, написанными Марко да Фаэнца с гротескными узорами и вставками, в которых в том числе изображены основные эмблемы, использовавшиеся Козимо I: два якоря, закреплявшие его власть, а именно союз с империей и укрепление герцогства; Козерог, его знак зодиака, и Черепаха, несущая на своем панцире наполненный ветром парус, его символ. личный знак, символ его способности сочетать мудрость мышления и быстроту действий; а также Золотое руно, императорская награда, которой он был удостоен в 1546 г.; фамильный герб; герцогская корона.
32.
Своды на верхней площадке лестницы.
33.
34.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.