Сан-Панкрацио — церковь на одноименной площади [43.7718376N 11.2500268E], за Палаццо Ручеллаи.
1.
За исключением Капеллы Ручеллаи, церковь не была освящена и сейчас является площадкой для музея, посвященного скульптору Марино Марини.
2. Фасад Сан-Панкрацио
Капелла Ручеллаи содержит гробницу семьи Ручеллаи, или Темпьетто-дель-Санто-Сеполькро. Джованни ди Паоло Ручеллаи был главой богатой семьи торговцев шерстью во Флоренции эпохи Возрождения.
3. Герб Ручеллаи неоднократно встречается в капелле
Он занимал политические посты при Козимо и Лоренцо Медичи, но в основном мецената помнят за строительство Палаццо Ручеллаи и Гробницы Ручеллаи, а также за его покровительство при создании мраморного фасада церкви Санта-Мария-Новелла.
4. Фасад палаццо Ручеллаи
Джованни ди Паоло Ручеллаи поручил Леону Баттиста Альберти построить ему гробницу в семейной часовне церкви. Джорджо Вазари писал об этом в 1568 г.: «Для той же семьи Ручеллаи Леон Баттиста [Альберти] сделал таким же образом [то есть с наличниками, поддерживаемыми колоннами] в Сан-Панкрацио часовню, поддерживаемую большими наличниками, поставленными на две колонны и две пилястры, прорезающими стену церкви, конструкция сложная, но безопасная. Таким образом, эта работа является одной из лучших, что сделал этот архитектор. Посредине этой часовни находится гробница из мрамора, очень хорошо сделанная, овальной и продолговатой формы, похожая, как можно прочитать на ней, на гробницу Иисуса Христа в Иерусалиме«.
5.
Работа Альберти над часовней Ручеллаи и гробницей в ней, вероятно, началась примерно в 1458 г. Истоки часовни относятся к 1417 г., когда были построены стены нефа церкви Сан-Панкрацио. Согласно надписи над дверью, гробница была завершена в 1467 г. Гробница создана в подражание Гробу Господню в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Снаружи украшена мраморными интарсиями.
6.
Гробница Ручеллаи известна под разными именами, в том числе Сацеллум Гроба Господня, Часовня Гроба Господня, Tempietto del Santo Sepolcro, Sacello del Santo Sepolcro и Tempietto Rucellai.
7.
Форма маленького храма вдохновлена масштабом Гроба Господня в Иерусалиме, переосмысленным в строго классической структуре на формах Святой гробницы (Sepulcrum Domini). На прямоугольном плане, установленном в соответствии с золотым сечением, возвышаются стены, отмеченные рифлеными коринфскими пилястрами и покрытые квадратными панелями, украшенными мраморными вставками. На антаблементе изящными римскими лапидарными буквами, взятыми из древних памятников, высечена надпись стиха из Евангелия от Марка (16:6).
8.
Карниз сацеллума состоит из резных флорентийских лилий (вероятно, в честь Сантиссимы Аннунциаты, которой была посвящена часовня) и деревянной лантерны, выполненной в виде небольшого храма с круглым основанием. Изначально фонарь был установлен в центре, но во время реставрации XIX в. был сдвинут вперед из центра, чтобы улучшить его видимость.
9.
Вокруг вершины здания проходит надпись, которая можно перевести как «Иисуса Назарянина ищете распятого; Он воскрес, Его нет здесь; это место, куда Его положили«. Высота букв надписи составляет 16,8 см и соответствует высоте надписей классической римской гробницы Цецилии Метеллы.
10.
На месте двух плит, сравнявших бы число облицовочных квадратов с количеством прожитых Христом лет, помещен очень низкий проход внутрь сацеллума. Его высота, формально обусловленная масштабным уменьшением для сохранения пропорций, словно указывает желающему проникнуть внутрь посетителю на подобающие святому месту позы низкого поклона или коленопреклонения.
11.
Надпись на квадратной панели над дверью гласит (в примерном переводе): «Джованни ди Паоло Ручеллаи, чтобы о его спасении можно было молиться оттуда, где через Христа было достигнуто воскресение всех, построил этот храм в форме гробницы в Иерусалиме [в] 1467 году«.
12.
Интерьер сацеллума, образованного параллелепипедом с полукруглым выступом апсиды, представляет собой прямоугольное в плане пространство, перекрытое цилиндрическим сводом, который расписан в виде звездного неба. В каменном саркофаге захоронены Джованни Ручеллаи и члены его семьи.
13.
Внутренние стены украшены фресками Джованни да Пьямонте («Оплакивание Христа » и «Воскресение Христа»), учеником Пьеро делла Франческа. В прилежащем ко входу люнете художник написал «Снятие с креста Иисуса», поддерживаемого, по всей видимости, самим заказчиком, а один из сыновей которого (скорее всего, Бернардо) показан рыдающим у ног Христа. Отметим, что ряд исследователей отдает авторство фресок Алессио Бальдовинетти. На саркофаге работы Джованни ди Бертино находится статуя лежащего Христа.
14. Фотография создана на основе снимков 2013 г. В 2020 г. статуя лежащего Христа отсутствовала.
Фриз установлен на коринфских пилястрах, завершающихся резными капителями, украшенными стилизованными листьями аканта.
15.
Внешний вид сацеллума украшен 30 различными неповторяющимися интарсиями из мрамора, расположенными внутри квадратов в рамке и вдохновленными растительными элементами, такими как лавровые и дубовые листья, а также цветы. Некоторые узоры изображают геометрические формы, такие как восьми- или шестиконечная звезда. Все узоры разработаны Леоном Баттиста Альберти. Облицовка мрамором выполнена Джованни ди Бертино.
16. Средний узор изображает бриллиантовое кольцо с двумя перьями — эмблему Пьеро ди Козимо Медичи.
Среди панелей с каждой стороны в центре находится геральдическая эмблема, принадлежащая важнейшим личностям того времени.
17*. В середине изображен надутый парус с развевающимися вантами — эмблема Джованни Ручеллаи.
Мраморные инкрустации внешней отделки относятся к флорентийской романской традиции. Яркими примерами подобного оформления являются флорентийский баптистерий, Сан-Миниато-аль-Монте и Бадия Фьесолана. Альберти опирался на традицию, чтобы упорядочить и модернизировать ее, однако не делая явного разрыва, а укрепляя ее наследие.
18*. Венец с тремя перьями — эмблема Козимо Старшего.
Стиль плитки сдержанный, но очень элегантный, с декоративными мотивами из белого и зеленого мрамора. Украшения представляют собой геометрические схемы с центральной основой, вдохновленные кругом и другими геометрическими фигурами, повторяющимися в симметричных и правильных схемах. Геометрия, согласно Альберти, привела к размышлению о тайнах веры.
19*. Три переплетенных кольца — символ Лоренцо Медичи Великолепного.
В капелле Ручеллаи, естественно, есть и алтарь. Информации о нем практически нет, что косвенно говорит о его невысокой культурной ценности.
20.
Распятие.
21.
Скиния
22.
Заалтарный образ
23.
На правой от алтаря стене имитация окна с витражом.
24.
Перед алтарем в полу устроено одно из захоронений членов семьи Ручеллаи. В окружающей круглую плиту надписи можно прочесть дату — 1485 г. В центре — герб семьи.
25.
У стены напротив входа в сацеллум создано захоронение Бенедетто Ручеллаи.
26.
Погребальный памятник украшен бюстом усопшего.
27.
Мраморный резной герб семьи Ручеллаи.
28.
Правее этого захоронения справа от отдельного входа в капеллу находится чаша для святой воды. Чаша из резного мрамора, украшенная цветами, листьями и лепниной. Изображение эмблемы в виде кольца с бриллиантом, схожей с эмблемами Лоренцо Великолепного и Пьеро Подагрика на стенах храма Гроба Господня, позволяет считать чашу современной остальной части здания и, следовательно, датируется второй половиной XV в. Внутри кольца вырезана монограмма Джованни ди Паоло Ручеллаи (буквы G и R).
29.
У боковых стен капеллы в полу можно рассмотреть два захоронения, закрытых прямоугольными мраморными плитами с инкрустированным гербом семьи Ручеллаи в центре.
30.
Возле этих захоронений у стены стоят две внешне схожих старинные скамейки.
31.
Изготовлены скамейки в 1727 г. На спинках скамеек вырезаны два герба, один из которых принадлежит семье Ручеллаи. Второй герб идентифицировать не удалось.
32.
Еще одно семейное захоронение было установлено Орацио Ручеллаи вероятно в 1583 г., о чем свидетельствует надпись в верхней части погребальной плиты. В центральной части также вырезана дата 1808 г., соответствующая времени перестройки часовни. В углах эмблемы с изображением колец с бриллиантами.
33.
В 1471 г. свидетельством признания сакральной значимости флорентийской модели Гроба Господня (при том, что сама капелла была освящена только в 1485 г.) стала булла папы Павла II, согласно которой посещение капеллы в Великую Пятницу и на Пасху давало верующим семь лет полного отпущения грехов (полной индульгенции). Об этом документе напоминает специальная памятный знак на стене капеллы.
34.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.