Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения. Он расположен в районе Ольтрарно недалеко от Понте Веккьо. Первоначальное ядро здания датируется 1458 г. и являлось городской резиденцией банкира Луки Питти, главного сторонника и близкого друга Козимо Медичи.
1.
Лука Питти пожелал возвести более эффектную резиденцию, чем та, что только что построил Микелоццо для Козимо Медичи Старого. Легенда, изложенная Джорджо Вазари (других доказательств этого не найдено), гласит, что Питти около 1440 г. обратился к Филиппо Брунеллески, выбрав его проект Палаццо Медичи, за излишнюю грандиозность отклоненный Козимо Медичи в пользу более скромного проекта Микелоццо. Официально архитектором считается Лука Фанчелли, ученик и помощник Брунеллески. Реальное воплощение здания, имеющее мало общего с трезвостью Брунеллески (он, кстати, умер двенадцатью годами ранее) и напоминающее скорее «Десять книг о зодчестве» Леона Баттисты Альберти, больше похоже на классическую римскую торжественность.
2. Виртуальная реконструкция фасада Палаццо Питти 1460 г.
На момент постройки палаццо должна была стать самой большой и богатой резиденцией во Флоренции. Однако, несмотря на впечатляющий вид, первоначальное палаццо не могло сравниться с резиденцией Медичи ни по размеру, ни по содержанию. Кем бы ни был архитектор Палаццо Питти, он действовал против современного течения моды. Рустованная каменная кладка придает палаццо суровую и мощную атмосферу, усиленную трижды повторяющейся серией из семи арочных проемов, напоминающих римский акведук. Но банкиру не хватило средств, чтобы превзойти дворец Медичи и завершить строительство. Работы были прерваны в 1465 г., когда после смерти годом раньше Козимо Медичи у Питти начались финансовые трудности. Семья, однако, проживала в недостроенном дворце с 1469 г., даже после смерти Луки Питти в 1472 г.
В 1549 г. здание дворца было продано Элеоноре Толедской, жене Козимо I Медичи, впоследствии великого герцога. Переехав во дворец, Козимо поручил Вазари расширить постройку по своему вкусу. В итоге дворец увеличился более чем вдвое за счет добавления нового блока строений в задней части. Земля на холме позади палаццо была приобретена для создания большого парка и садов, сегодня известных как Сады Боболи. Ландшафтным архитектором, нанятым для этого, был придворный художник Медичи Никколо Триболо, который умер в следующем году; его сменил Бартоломео Амманати. Первоначальный дизайн садов был сосредоточен на центральном амфитеатре, который был построен с использованием естественной формы холма, где часто ставились классические комедии и трагедии, некоторые из которых были написаны Джован Баттиста Чини, а декорации были созданы по проекту архитектора Бальдассара Ланчи.
3. Люнет, написанный в 1599 г. Джусто Утенсом, изображает палаццо перед его пристройками, с амфитеатром и садами Боболи позади.
В 1565 г. Джорджо Вазари построил знаменитый коридор, позднее названный его именем «Коридор Вазари», который соединил Палаццо Питти с Палаццо Веккьо проходя через церковь Санта-Феличита, мост Понте Веккьо и здание Уффици. Это сооружение позволяло герцогу и его семье легко и безопасно перемещаться из одного дворца в другой.
4.
Первоначально Палаццо Питти использовался в основном для размещения официальных гостей и для периодических придворных мероприятий, в то время как основной резиденцией семьи Медичи оставался Палаццо Веккьо. Лишь во время правления сына Элеоноры Франческо I и его жены Иоанны Австрийской палаццо было занято на постоянной основе и стало пристанищем для коллекции произведений искусства Медичи.
5.
В 1616 г. был объявлен конкурс на расширение главного городского фасада тремя пролетами с обеих сторон, в котором победил Джулио Париджи. Работы на северной стороне начались в 1618 г., а южное крыло фасада достроил в 1631 г. его сын Альфонсо Париджи.
6. Кабинет в форме дворца из резного орехового дерева (флорентийская мастерская, конец XVII в.).
В XVIII в. архитектор Джузеппе Руджери построил два перпендикулярных крыла, чтобы усилить и подчеркнуть расширение Виа Романа, в результате чего образовалась площадь с центром на фасаде по типу курдонёра, популярного во Франции.
7.
8.
Палаццо Питти оставался главной резиденцией Медичи до тех пор, пока в 1737 г. не умер последний мужчина Медичи — Джан Гастоне Медичи. Затем дворец недолго находился в руках его сестры Анны Марии; с её смертью в 1743 г. прямая линия рода Медичи угасла.
9.
По завершении правления рода Медичи палаццо перешло к новым великим герцогам Тосканы — австрийскому дому Габсбургов-Лотарингии в лице Франца I Стефана, императора Священной Римской империи, правящего в Тоскане под именем Франческо II.
10.
В начале XIX в. дворец использовал Наполеон Бонапарт в качестве резиденции во время своего правления в Италии.
11. Подъездной двор Палаццо Питти в начале XIX в.
Когда в 1860 г. Тоскана перешла от дома Габсбургов-Лотарингии к Савойскому дому, в состав его владений был включен и Палаццо Питти.
12.
После Рисорджименто, когда Флоренция ненадолго стала столицей Королевства Италии, и во дворце до 1871 г. проживал король Виктор Эммануил II.
13. Король Виктор Эммануил на балконе дворца перед жителями Флоренции
Его внук, Виктор Эммануил III, в 1919 г. передал палаццо в дар государству. С тех пор здание является государственным музеем. Фактически, в палаццо Питти находится целый комплекс музеев: Палатинская галерея, устроенная по канонам картинной галереи XVIII в., с шедеврами Рафаэля и Тициана; Королевские апартаменты, Галерея современного искусства и другие специализированные музеи: Сокровищница великих князей, посвященная прикладному искусству; Музей моды и костюма — крупнейший итальянский музей, посвященный моде; Музей фарфора и Музей карет. Дворец завершается садами Боболи, одним из лучших в мире образцов итальянского сада.
14.
Пьяцца Питти, пожалуй, самая известная из площадей района Ольтрарно; во главе которой находится одноименный дворец. Это одна из немногих площадей Флоренции, на которую не выходит фасадом ни одна церковь. Площадь была задумана в 1440 г., когда Лука Питти решил построить большой дворец и продемонстрировать всему городу богатство и могущество своей семьи. Амбициозный проект включал площадь перед дворцом: для ее строительства банкир купил и снес все дома, примыкающие к части улицы Борго ди Пьяцца (сегодня Виа Гвиччардини). Это открытое место вскоре получило название «Via del Palagio dei Pitti» (Улица дворца Питти), но строительство дворца и всей площади осталось незавершенным из-за его пугающей стоимости — даже для столь богатого Луки Питти такая авантюра вскоре оказалась слишком дорогой. На стороне площади, обращенной к дворцу, находятся несколько примечательных зданий, уцелевших от сноса; среди них второй (и гораздо меньший) Палаццо Питти, украшенный гербом семьи, и дворец, где большую часть своей жизни провел математик, картограф и астроном Паоло даль Поццо Тосканелли, автор карт, использованных Христофором Колумбом в его плавании «в Индию». В другом дворце русский писатель Федор Михайлович Достоевский закончил в 1868-1869 гг. свой роман «Идиот».
15*.
Двор Амманатти
Между 1558 и 1570 гг. Бартоломео Амманнати создал монументальную лестницу для пиано нобиле дворца и расширил задние крылья дворца в сторону сада, обхватив таким образом дворик и закрыв его с западной стороны террасой, на которую можно было попасть из дворянских покоев первого этажа.
16.
Внутренний двор имеет рустовку с толстыми полосами, которая широко использовалась в строительстве, особенно в Люксембургском дворце Марии Медичи в Париже.
17.
В аркаде у колонн со стороны входа установлены две древнеримские скульптуры гладиаторов (II в.), копии с древнегреческих оригиналов V в. до н.э. Голова левой статуи в XVI в. заимствована у другой римской статуи.
18.
Неподалеку выставлен фрагмент бюста древнеримского бога, завершенного в XVI в. и идентифицированного позднее как бюст полководца Пирра.
19.
Левая аркада двора.
20.
В торце аркады древнеримская статуя отдыхающего Геркулеса, вырезанная по образу одной из наиболее знаменитых скульптур античности Геркулеса Фарнезского. Геркулес изображен опирающимся на свою дубину, а в правой руке, заложенной за спиной, он держит яблоки сада Гесперид. Шкура нимейского льва и энергичные формы тела вместе с дубинкой являются атрибутами, которые позволяют без сомнений идентифицировать его как мифического героя. Под нишей, занятой Геркулесом, находится двухцветный барельеф, изображающий профиль так называемой «мулетты» (мастерская Бартоломео Амманатти, 1570-1575), знаменитой самки мула, которая, как гласит латинская надпись, «своей жертвой вытащила и транспортировала камень, мрамор, дерево и колонны», годами трудясь на стройке Палаццо Питти.
21.
Правая аркада двора.
22.
В торце аркады римская мраморная статуя начала II в. «Геркулес и Цербер». Работа выставлена в том виде, который воссоздал скульптор Джовансимоне Чоли, который смог узнать изображение Геракла в энергичной модели усеченной фигуры, прибывшей во Флоренцию в 1564 г. и состоящей только из туловища и верхних частей ног. Необходимость снабдить внушительную массу фигуры опорным элементом позволила скульптору-реставратору добавить элемент, который было невозможно реконструировать по интерпретации античного фрагмента, а именно фигуру страшного трехголового пса Цербера, который по мифу охранял вход в подземное царство.
23.
Под нишей установлен фонтан с маскароном. В архитектуре эпохи итальянского Возрождения маскароны часто использовали для украшения городских фонтанов.
24.
У стены на задней стене дворика находятся две древнеримские скульптуры, изображающие Геркулеса: «Геркулес и Антей» (слева) и «Геркулес на отдыхе» (справа). Козимо I часто использовал образ Геркулеса как средство пропаганды и героической самопрезентации. Левая скульптурная группа изображает борьбу Геракла с Антеем, сыном Геи, олицетворения Матери-Земли, и Посейдона, бога моря. Антей, царь Ливии, вызывал чужеземцев на борцовские поединки, результат которых был уже предрешен. Свою непобедимость великан черпал из знамения: прикосновение к Матери-Земле восстанавливало его силы и энергию. Геркулес преодолел это испытание, оторвав великана от земли и удержав его в воздухе смертельной хваткой.
25.
В центре стены, отграничивающей сады Боболи, находится Грот Моисея. В XVI в. в Тоскане мода на итальянские сады распространилась на величественные дворцы, и одним из незаменимых мест был грот, то есть творческая и сложная реконструкция естественных пещер со скульптурами, картинами и водными элементами из настоящего известняка, конкреций, которые часто были заимствованы из настоящих пещер и повторно использованы художниками. Грот во дворе Амманатти построили в первой половине XVI в. архитекторы Джулио Париджи и его сын Альфонсо Париджи младший.
26.
Свое название пещера получила от колоссальной статуи Моисея из восточного красного порфира, которая расположена за эллиптическим бассейном в центре стены. Статуя из древнего туловища, «пересаженного» на новое тело, создана Рафаэле Курради и Козимо Сальвестрини.
27.
Украшение пещеры относится к 1634-1635 гг.: шестнадцать колонн из пьетрафорте, эллиптический бассейн, статуя Моисея и четыре мраморные статуи, помещенные в ниши, украшенные известняковыми конкрециями. Эти фигуры представляют Добродетели Великого герцога согласно аллегорической программе, созданной ученым и библиотекарем великих герцогов Франческо Рондинелли: Милосердие (Агостино Убальдини, 1623), Империя (Доменико Пьератти, 1635-1536), Усердие (Доменико Пьератти, 1635-1636) и Справедливость (Антонио Новелли, 1635). Ангел-музыкант, изображенный на своде, имитирующем открытую к небу перголу из губчатого камня, намекает на Славу и завершает аллегорию (Филиппо Тарчиани, 1638). В бассейне плавают и играют два изящных мраморных путти (Помпео Ферруччи дель Тадда, 1589).
28.
По центру оси внутреннего двора, на террасе над гротом Моисея, на уровне окон пьяно-нобиле, Амманати построил фонтан Юноны. Немного позднее по заказу великого герцога Фердинандо II его заменил Фонтан артишока, спроектированный Джованни Франческо Сусини и Франческо дель Тадда (1639-1641) и созданный путем объединения других скульптурных элементов сада Боболи. Фрагменты старого фонтана можно увидеть в музее Барджелло.
29.
Со стороны двора фонтан представляет собой серию из трех небольших перекрывающихся чаш в форме ракушек с боковыми волютами, со скульптурами сатира и нимфы, держащих дельфина и рыбу, разбрызгивающую воду изо рта по бокам. Кроме того, на полу террасы расположены две раковины из ракушек по бокам ступенек и другие раковины из белого мрамора.
30.
В каждом углу восьмиугольной чаши внутри находится ряд пути из белого мрамора, которые, сидя на кубиках и ракушках или верхом на лебедях и черепахах, сражаются друг с другом, вооруженные луками, стрелами и колчанами. Из центра чаши возвышается скульптурное основание, поддерживающее две концентрические чаши, на вершину которых выбрасываются брызги воды, оживляющие фонтан. Основания этих чаш украшены различными фантастическими фигурами, среди которых можно узнать герм с гирляндами в верхней части и двух присевших тритонов в нижней.
31.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.