Здание Оспедале дельи Инноченти знаменито своей картинной галереей. Идея создания музея родилась в 1853 г.
1.
Открытие музея в трёх залах первого этажа на территории «Женского двора» документально подтверждено в 1890 г. На первой экспозиции было представлено шестьдесят семь работ. В последующие годы музей был расширен за счёт новых поступлений, таких как «Поклонение волхвов» Доменико Гирландайо. Обновлённая картинная галерея, включающая экспонаты, иллюстрирующие историю приюта, была открыта 24 июня 2016 г. после капитального ремонта.
2.
Главное место в галерее занимает «Мадонна невинных младенцев», относящаяся к иконографическому типу Мадонны Мизерикордии (Милосердной), или Мадонны с Плащом Милосердия. На картине показана Мадонна на фоне фасада здания Брунеллески. Она осеняет Своим покрывалом воспитанников, изображённых художником наивно и трогательно в трёх возрастных группах — от самых маленьких, спелёнутых бинтами, до почти взрослых, молитвенно сложивших руки. В галерее также можно увидеть «Коронование Девы» работы Нери ди Бичи, «Мадонну с Младенцем» Филиппо Липпи, «Мадонну с Младенцем» Сандро Боттичелли, «Мадонну с Младенцем» Пьеро ди Козимо, скульптуры Луки делла Роббиа и многие другие произведения.
3.
Галерея устроена в лоджии над клуатром и в бывшей детской комнате над главным портиком. Она состоит из прекрасных работ, которые представляют собой лишь небольшую часть богатых коллекций, собранных Приютом на протяжении веков благодаря дарам, завещаниям, ссудам и работам, заказанным самим учреждением.
4.
Св. Иоанн Богослов (Симоне ди Франческо Таленти, 1377). Мрамор. Вырезанная для табернакля Гильдии шелка в церкви Орсанмикеле, она была второй в серии статуй, вырезанных в соответствии с приказом синьории от 1339 г., предписывавшим каждой из гильдий украшать свой внешний табернакль статуей своего святого покровителя. Один только мрамор для статуи обошелся гильдии в 500 флоринов. В 1515 г., когда статуя уже вышла из моды, ее перенесли в сад Невинных, также принадлежавший гильдии.
5.
Голова молодого святого. Голова пожилого святого (Джоттино, 1350-1355). Фреска. Эти головы были частью фрески, украшавшей часовню Ридольфи в церкви Сан-Панкрацио, которая, как гласит надпись на обратной стороне каждого фрагмента, была отделена во время реставрации в 1719 г. Джорджо Вазари утверждал, что Джоттино написал для церкви «Христа, несущего Крест», и изображения нескольких святых. Считается, что эти фрагменты заимствованы из этой фрески. Выдающееся качество работ Джоттино выделяет его как одного из самых выдающихся флорентийских художников второй половины XIV в.
6.
7.
Распятие (флорентийский скульптор, ок. 1340-1350). Резная и раскрашенная деревянная скульптура. Это распятие изготовлено из двух деревянных брусков, склеенных продольно с вырезанной отдельно набедренной повязкой, является редким примером флорентийской расписной деревянной скульптуры XIV в. Во время недавней реставрации была удалена перекраска, чтобы показать сложную полихромию набедренной повязки.
8.
Мадонна, кормящая грудью (Млекопитательница) (Ченни ди Франческо ди сер Ченни, ок. 1395-1400). Фрагмент фрески. Этот фрагмент, отделенный от стены помещения, примыкающего к церкви Оспедале, приписывается Ченни ди Франческо, одному из самых важных представителей стиля поздней готики во Флоренции. Мадонна, кормящая грудью, изображает «человеческую» сторону божественности, а жест матери, когда она предлагает свою грудь Младенцу Христу, является совершенно естественным образом материнства. Эта тема очень подходит для приюта невинных в его роли учреждения, которое принимало брошенных детей и ухаживало за ними.
9.
Коронация Богородицы со св. Архангелом Михаилом и св. Марией Магдалиной (Мастер мадонны Штрауса, ок. 1405). Темпера по дереву. Первоначальное назначение этой картины, ныне находящейся в заново изготовленной раме, неизвестно. Она, конечно, не была заказана Приютом, потому что была написана до основания учреждения. На этом этапе карьеры все еще неизвестного художника его готические работы, перекликающиеся с французским вкусом к стройным, грациозным фигурам, также обнаруживают определенное испанское влияние благодаря Герардо Старнино, который только недавно вернулся домой с Пиренейского полуострова. Одним из примеров этого является использование им лака в красочном отвороте мантии св. Михаила. Некоторые исследователи отдают авторство картины Амброджо ди Бальдезе.
10.
Мадонна с младенцем во славе со св. Екатериной Александрийской (?), св. Иоанном Крестителем, св. Марией Магдалиной, св. Иоанном Евангелистом (?) и четырьмя ангелами (Мастер Франческо, конец XIV — начало XV в.). Темпера по дереву. Это небольшое панно, датируемое до основания Приюта, было добавлено к группе картин, связанных с именем «Мастер Франческо», которое фигурирует на свитке рисунка на панно, принадлежащем галерее Уффицци (ныне переданном в аренду Санта-Мария-а-Кварто), датированном 1391 г. Художник, работавший в конце XIV в., связан с художниками, близкими к Аньоло Гадди и мастером Сан-Мартино-а-Менсола.
11.
Благовещение со св. Николаем Чудотворцем и св. Антонием (Джованни дель Бьондо, 1372-1376). Темпера по дереву. Эта картина, читаемость которой улучшилась благодаря недавней реставрации, перенесена с главного алтаря церкви в хосписе Орбателло, основанном Никколо дельи Альберти в 1372 г. и посвященном Деве Благовещения. Выбор темы может быть объяснен как благотворительным призванием хосписа, так и посвящением церкви, в то время как изображенные святые являются покровителями основателя и его сына Антонио. Панель была перенесена в Приют после того, как больница взяла на себя управление хосписом Орбателло в 1775 г.
12.
Мадонна с младенцем со св. Иеронимом и св. Екатериной Александрийской. Сверху: Возвещающий ангел; Распятие со скорбящими; Благовествующая Дева. На обороте: Христос — Человек скорби и ангелы (Джованни ди Франческо Тоскани, ок. 1420). Темпера по дереву (спереди) и монохромная темпера по дереву (сзади). Возможно, первоначально этот триптих был написан для главного алтаря небольшой церкви, о чем свидетельствуют как его размеры, так и украшения на обороте. Она находилась, уже разобранная, в хосписе Орбателло в 1754 г. Позже боковые панели были перенесены в Приют, а центральную панель выставили в галерее Уффицци. Триптих был собран заново только в 1952 г.
13.
Мадонна с младенцем (последователь Бенедетто да Майано, после 1470). Гипс. В этой недавно отреставрированной аскетичной версии одной из самых популярных мадонн Флоренции эпохи Лоренцо Великолепного лепнина никогда не должна была быть многоцветной. Большое количество сохранившихся копий свидетельствует о его популярности, основанной, вероятно, на знаменитом оригинале. Обычай украшать покои новобрачных такими лепными или терракотовыми рельефами, производимыми массово и поэтому гораздо более доступными по цене, стал довольно распространенным во Флоренции к началу XV в.
14.
Мадонна с младенцем (последователь Антонио Росселлино, ок. 1462-1463). Полихромный и позолоченный гипс. Прототип этой, одной из самых знаменитых мадонн флорентийской скульптуры XV в., о чем свидетельствуют ее многочисленные копии из мрамора, бронзы, терракоты и гипса, приписывается Антонио Росселлино. Автор стилистически близок к Дезидерио да Сеттиньяно, так как оба скульптора, ученики Бернардо Росселлино, изготавливали рельефы для частного поклонения. Качество полихромирования, перекликающееся с техникой подсветки, натолкнуло на предположение, что это может быть работа мастера церкви Рождества в Кастелло.
15.
Мадонна с младенцем (Лука делла Роббиа, ок. 1445-1450). Глазурованная терракота. Эта Мадонна — одна из первых и наиболее успешных работ в великолепной технике глазурованной терракоты, изобретенной Лукой делла Роббиа. Горельеф, вероятно, единственный в своем роде, стоял на боковом алтаре внутренней церкви, используемой женским населением приюта, и, возможно, был одним из самых первых ее экспонатов, когда в 1445 г. сюда начали принимать подкидышей.
16.
Мадонна с младенцем и ангелом (Сандро Боттичелли, ок. 1465). Темпера по дереву. Эта картина, одна из самых значительных во всей коллекции, находится в музее с середины 19 века. Вдохновленная картиной Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем», которая сейчас находится в галерее Уффици, и являющаяся прекрасным примером популярности изображений набожности, основанных на знаменитых оригиналах. Эта юношеская работа была написана, когда Боттичелли все еще находился под влиянием своего мастера Филиппо Липпи, в мастерской которого он проходил обучение, прежде чем рисовать ближе к стилю Верроккьо.
17.
Мадонна с младенцем и двумя серафимами (окружение Доменико Гирландайо, последняя четверть XV в.). Благословение Христа херувимами и серафимами, св. Андреем и св. Дионисием (мастер Благословения Фьезоле, последняя четверть XV в.). Эта двойная работа, состоящая из фрески и деревянной панели, первоначально была предназначена для изображения Благочестия и заимствована из церкви хосписа Орбателло. Хотя эти две работы были собраны вместе позднее, на самом деле они ровесники. Одна из них приписывается мастерской Гирландайо (возможно, Давиду Гирландайо), в то время как другая принадлежит эклектичному и пока неизвестному художнику, который, вероятно, обучался у Козимо Росселли и который близок к Якопо дель Селлайо.
18.
Мадонна с младенцем и ангелом (окружение Мариотто Альбертинелли, конец XV — начало XVI в.). Темпера по дереву. Пресвятая Дева с нежной заботой держит сидящего Младенца Христа, когда Он предлагает гранат ангелу. Сцена могла бы показаться изображением беззаботного момента, если бы не тот факт, что гранат с его кроваво-красными семенами используется в христианской иконографии как прообраз страстей Христовых. На заднем плане, за лоджией, мы видим холмистый пейзаж с двумя тщательно изображенными фермерскими домами. Картина была занесена в исторические архивы Приюта еще в 1629 г.
19.
Кающаяся св. Мария Магдалина (Аньоло ди Поло, первая четверть XVI в.). Окрашенная терракота. Эта фигура, вдохновленная деревянной статуей Магдалины Донателло и приписываемая Аньоло ди Поло, моделисту, обучавшемуся в мастерской Верроккьо, примечательна своей строгой торжественностью, формальной простотой и общей сдержанностью. Ее ладони были воссозданы во время реставрации в 2015 г. по модели Джованни делла Роббиа. Вылепленные из смолы и закрепленные с помощью магнитов, они узнаваемы по цвету. Такая полностью обратимая операция позволяет посетителям наблюдать за работой так, как изначально предполагал художник.
20.
Коронация Богородицы со св. Домиником и св. Франциском (Бенедетто Бульони, 1520). Глазурованная терракота. Этот алтарный образ из часовни Бутильи в поместье Сан-Миниато-аль-Монтанино был перенесен в церковь Невинных в 1905 г. В надписи на панно в центре пределлы упоминается имя покровительницы, заказавшей ее, мадонны Франчески, жены Микеле, и дата, когда она была вырезана. Бенедетто Бульони, ученик Луки и Андреа делла Роббиа, который впоследствии открыл свою собственную мастерскую, демонстрирует определенное мастерство и утонченность в моделировании лиц и в элегантности общей композиции алтаря.
21.
Мадонна Невинных (Якопино дель Конте, ок. 1530-1535). Темпера на холсте. Приписывавшаяся в прошлом как Андреа дель Сарто, так и Понтормо, эта картина наконец была приписана ученику дель Сарто Якопино дель Конте. Формат и использование холста наводят на мысль, что это был баннер, под которым невинные дети маршировали в городских шествиях. Мадонна Милосердия (тема, часто изображаемая на знаменах и штандартах) защищает под своим плащом толпу детей в пеленках, идеализированных и изображаемых как счастливые, смеющиеся херувимы, играющие и едящие на облаках.
22.
Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Пьер Франческо ди Якопо Фоски, ок. 1530). Масло по дереву. Эта картина создана под сильным влиянием творчества Андреа дель Сарто. Голова скопирована с его «Мадонны с младенцем и молодым св. Иоанном Крестителем», которая сейчас находится в Вене, а жест перекликается с жестом из «Благотворительности» в Национальной галерее в Вашингтоне. Панно представляет собой зрелую работу, как мы можем видеть по ощущению глубокой абстракции, достигнутой за счет использования скудной палитры, за счет расположения в облаках, а не в пейзаже, и за счет плавной лепки фигур.
23.
Христос-Искупитель (Иль Поппи, ок. 1530). Масло по дереву. Решение заказать копию знаменитой картины Андреа дель Сарто «Христос-искупитель» в церкви Сантиссима Аннунциата, датируемой 1514-1517 гг., возможно, было принято Винченцо Боргини. Яркий мазок кисти в данном случае указывает на Поппи или на его ученика Винченцо Уливьери. Андреа дель Сарто был важным ориентиром для художников Академии рисунка, первым лейтенантом которой был Боргини.
24.
Св. Себастьян (флорентийский художник, последователь Андреа дель Сарто, вторая половина XVI в.). Масло по дереву. Андреа дель Сарто написал «Св. Себастьяна» в 1530 г. для одноименного братства, известного как «Compagnia del Freccione», которое собиралось в церкви Сантиссима Аннунциата, в двух шагах от церкви Невинных и дома художника. Эта работа, взимаемая вместо вступительного взноса, была последней, которую он выполнил перед своей смертью во время чумы в том же году. Оригинал, который уже в начале XVIII в. больше не украшал алтарь братства, по-видимому, впоследствии был утерян. Однако существует большое количество копий, традиционно воспроизводящих наиболее удачные изображения, и копия, хранящаяся в музее Инноченти, является одной из лучших, самой старой и самый важной. Великолепная рама картины также соответствует концу XVI в.
25.
Мадонна на троне с Младенцем и ангелами и поклоняющимися Невинными (Иль Поппи, 1565-1566). Масло по дереву. Работа была написана для церкви, расположенной в женской части Госпиталя. На этом панно изображены только женские фигуры у ног Богородицы: младенцы-девочки, молодые девушки, подростки и старухи, относящиеся к Приюту. Картина, первая работа Поппи, была заказана Винченцо Боргини, приором госпиталя с 1552 по 1580 г. Именно Боргини первым взял этого молодого человека из региона Казентино в госпиталь в 1563 г.
26.
Снятие с креста вместе с благочестивыми женщинами, св. Никодимом, св. Иосифом Аримафейским, св. Иеронимом и двумя святыми Невинными (Джованни Баттиста Нальдини, ок. 1566). Фреска по терракоте. Нальдини, воспитанник Приюта, был определен в мастерскую Понтормо благодаря протекции приора Винченцо Боргини, который заказал у него работу для комплекса Невинных и украшение часовни под патронажем Приюта в церкви Сан-Симоне. Фреска была частично уничтожена, но до наших дней дошли две «плитки», которые Боргини сохранил для себя: этот эскиз и та, что выставлена в разделе истории, которая, по-видимому, представляет собой собрание лучших голов на фреске и которая, вполне возможно, была написана после завершения фрески.
27.
Путти в пеленках (Андреа делла Роббиа, 1487). Глазурованная терракота. Работы Андреа делла Роббиа «Младенцы в пеленках» были размещены в десяти тондо на фасаде Лоджии Невинных в 1487 г. Красота и новизна тондо, разработанных делла Роббиа, мгновенно завоевали популярность у жителей Флоренции, вскоре став эмблемой заведения, и сегодня они продолжают представлять Оспедале дельи Инноченти в мире. В 2014- 2016 гг. все пути были отреставрированы в Мастерской обработки самоцветов и вновь размещены в лоджии Приюта, за исключением двух, чье состояние вынудило выставить их в помещении.
28.
Распятие со св. Марией Магдалиной, Мадонной, св. Иоанном, св. Франциском и св. Николаем Чудотворцем (Поппи и Винченцо Оливьери, 1580-1590). Масло по дереву. Вероятно, это одна из панелей, которые приор Винченцо Боргини заказал для двух новых алтарей, посвященных соответственно Святому Кресту и св. Агате, которые он построил в церкви Приюта. Это панно, подходящее для часовни Святого Креста, является результатом совместных усилий Поппи и его ученика Винченцо Оливьери, которые оба входили в число любимых художников и протеже Боргини. Сложная реставрация, завершенная в 2015 г., восстановила полную читаемость произведения.
29.
Оплакивание Христа (Винченцо Оливьери, 1586). Масло по дереву. Винченцо Оливьери получил плату 27 декабря 1586 г. за «панно с Оплакиванием, которое он изготовил и расписал в нашей церкви в капелле Ленци» — первом боковом алтаре справа в церкви Невинных — заказанное для замены ныне устаревшей картины Нери ди Биччи «Коронация Богородицы». Материал, использованный для позолоты рамы, также был оплачен в тот же день. Эта картина, в свою очередь, была удалена после ремонта церкви в 1786 г.
30.
Благовещение (Филиппо Латини, 1659). Холст, масло. Реставрация, завершенная в 2016 г., вернула читаемость этому полотну, написанному для часовни Пресвятого Благовещения в церкви Невинных. В 1646 г. было решено обновить алтарь на пожертвования Микеле ди Бенедетто Ваннелли, который сам воспитывался в Приюте, но картина была водружена на алтарь только 8 января 1660 г. Художник скончался через несколько дней после завершения работы над картиной. Алтарь был демонтирован, когда церковь была в очередной раз отремонтирована в 1785 г.
31.
Мадонна на троне с Младенцем Христом, со св. Петром, св. Иоанном Богословом, св. Елизаветой Венгерской (?), св. Екатериной Александрийской и ангелами (Пьеро ди Козимо, 1493). Темпера по дереву. Этот алтарный образ, заказанный Пьеро дель Пульезе в начале 1491 г. для его часовни в церкви Невинных, был установлен на алтаре в декабре 1493 г. Дель Пульезе, богатый купец, член как Гильдии шерсти, так и Гильдии шелка, а также меценат и спонсор Оспедале, выбрал для поручения друга приора Пьеро ди Козимо. Первоначально панно было увенчано работой Андреа делла Роббиа «Благовещение»; сейчас оно находится во внутреннем мужском дворике. Встречаются и другие названия этой картины: «Святое собеседование дель Пульезе» и «Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской. Мария с Младенцем, ангелы, св. Екатерина Александрийская, св. Роза из Витербо (?), св. Пётр и св. Иоанн Креститель».
32.
Поклонение волхвов (Доменико Гирландайо, Давид Гирландайо, 1488-1489). Темпера и масло по дереву. Этот запрестольный образ был заказан приором Франческо Тесори у Доменико Гирландайо для главного алтаря церкви Санта-Мария дельи Инноченти 23 октября 1485 г. В контракте оговаривалось, что он должен соответствовать «бумажному эскизу», переданному меценатом, что он «должен быть полностью выполнен рукой» самого Гирландайо, что он должен быть доставлен в течение тридцати месяцев и что цена должна составлять сто пятнадцать флоринов». Фактически картина была завершена после оговоренного срока и с помощью учеников художника. Свидетелем этой сцены является св. Иоанн Креститель, покровитель города Флоренции, и св. Иоанн Евангелист, покровитель Гильдии шелка, оба близки к невинно замученным, убитым во время Избиения младенцев. На заднем плане мы видим портреты Гирландайо и патрона, приора Франческо Тесори, одетых в черное.
33.
Мученичество св. Иоанна Богослова; Благовещение; Обручение Девы Марии; Снятие с Креста; Сретение в храме; Крещение Христа; Св. Антонин освящает церковь Невинных (Бартоломео ди Джованни, 1488). Темпера и масло по дереву. Когда приор Франческо Тесори обнаружил, что заставить Гирландайо написать семь историй для пределлы невозможно, он поручил Бартоломео ди Джованни написать их вместо него в июле 1488 г. Мы также можем обнаружить руку Бартоломео, молодого и плодовитого помощника в мастерской Гирландайо, в сцене, изображающей Избиение младенцев слева от главной панели. Одна из сцен показывает освящение церкви Санта-Мария дельи Инноченти св. Антонином 11 апреля 1451 г.
34**.
Коронация Богородицы со св. Люцией, св. Екатериной Александрийской, св. Варфоломеем и св. Филиппом (Нери ди Биччи, 1460-1461). Темпера по дереву. Торговец по имени Бартоломео Ленци заказал это панно у Нери ди Биччи для правого бокового алтаря в церкви Оспедале дельи Инноченти. Она была написана в период между 6 июня 1460 г. и 3 февраля 1461 г. Нери ди Биччи, наиболее известный своими алтарными работами, демонстрирует личный, несколько консервативный и набожный подход к новой ренессансной манере таких художников, как Доменико Венециано и Андреа дель Кастаньо. Иначе картина называется «Алтарь Ленци».
35.
Окно, спроектированное Брунеллески. План Брунеллески для Оспедале дельи Инноченти состоял в лоджии с квадратным аркадным внутренним двором за ней, окруженным двумя большими помещениями одинакового размера: церковью и жилыми помещениями для детей. По мере того, как больница расширялась, рядом с церковью были построены другие помещения, такие как комнаты для размещения части женского сообщества Невинных. Если мы посмотрим вниз на церковь через одно из старых окон в нефе, мы сможем увидеть стропильный потолок оригинального здания Брунеллески. Ниже мы можем видеть внешнюю часть деревянного каркаса, поддерживающего хрупкую обрешетку и гипсовый свод потолка, построенный архитектором Бернардо Фаллани в 1785 г., опустившим оригинальный потолок церкви XV в. в соответствии с меняющимися вкусами и модой того времени.
36.
История Невинных отображена и во фреске Бернардино Поччетти (1610), помещенной в девичьей трапезной: на произведении изображены «Избиение младенцев и сцены из жизни Невинных».
37*.
Напоследок можно посмотреть небольшое видео о музее.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.