Церковь Орсанмикеле, ранее известная как церковь Сан-Микеле-ин-Орто, представляет собой историческое здание в центре Флоренции, расположенное на улицах Виа Кальцайуоли, Виа Орсанмикеле, Виа дель Арте делла Лана и Виа дей Ламберти [43.7706716N 11.2550211E]. Первоначально это была лоджия, построенная для хранения и продажи зерна, позже преобразованная в церковь древних флорентийских гильдий.
1.
Церковь Орсанмикеле сохранила свой позднеготический облик почти в первозданном виде. Интерьер имеет два нефа с двумя большими квадратными колоннами в центре, которые вместе с полуколоннами, прислоненными к стенам, поддерживают шесть нервюрных сводов.
2.
Такая планировка помещения, когда помещение визуально разделено опорами на 6 квадратов, объясняет необычное расположение табернакля Мадонны делле Грацие — не в центре, а правее [II].
3*.
Левее от центра [I] находится вотивный алтарь св. Анны, построенный по заказу Синьории в 1379 г.
4*.
В качестве напоминания о торговле в прошлом зерном, в боковой опоре между квадратами I и III сохранилась одна из двух зерновых горловин, в которые сбрасывали мешки с купленным зерном. Авторами такой конструкции в разных источниках считаются Нери Ди Фьораванте, Бенчи Чионе Дами и Франческо Таленти.
5.
Также можно полюбоваться превосходным резным бадалоне, изготовленным в тосканской мануфактуре в конце XVI — начале XVII в. Бадалоне с четырехугольным основанием, с корпусом в виде параллелепипеда, фигурным стеблем, кафедрой с фигурным держателем коды и стержнем держателя фонаря. Рельефный кронштейн в виде сфинкса опирается на львиные лапы. Боковые поверхности резные, по краям украшения из ракушек и фестонов, имитирующих ткань. Вверху аналой заканчивается прерванным в центре тимпаном, из которого выходит голова путти.
6.
Мраморный табернакль (Андреа Орканья, 1349) [1]. В 1348 г., когда Европу охватила эпидемия чумы, приходу церкви Орсанмикеле пожертвовали в покаяние и за искупление вины (ставшей по убеждению флорентийцев причиной эпидемии) в общей сложности 350 тысяч флоринов, что превысило годовой бюджет города и позволило церкви заказать большой табернакль из мрамора. Его выполнил в 1349-1359 гг. флорентийский живописец, скульптор и архитектор Андреа Орканья.
7.
Огромный табернакль выполнен из белого резного мрамора с инкрустацией цветной смальтой в стиле «пламенеющей готики».
8*.
Скиния представляет собой роскошный балдахин с цветными мраморными вставками, позолотой и мелкими геометрическими украшениями. Эдикула поддерживается четырьмя столбами с витыми колоннами, на которых установлены круглые арки, треугольные выступы и вершины.
9.
Основание украшено горельефными панелями с Добродетелями и Историями из жизни Марии.
10.
Задняя часть табернакля украшена одним большим барельефом с изображением Собора и Успения Пресвятой Богородицы, где также есть подпись художника, который квалифицируется как «архимагистр», и дата 1359 г.
11.
На столбах и на верхней горизонтальной полосе установлены рельефные статуэтки и полуфигуры с ангелами, пророками, сивиллами, добродетелями и апостолами.
12.
Табернакль включает алтарную картину «Мадонна с Младенцем» [2] (Бернардо Дадди, 1346-1347). В золотом фоне и в ласковом жесте, с которым Мария обращается к ребенку, видно, что художник очень точно придерживался оригинала чудотворного образа, который был разрушен в пожаре 1304 г. Благодаря работе Бернардо Дадди произошло возрождение преданности образу Мадонне дель Пиластро, что дало экономическую возможность также завершить реконструкцию всего здания Орсанмикеле. В следующем после создания образа году свирепствовавшая чума дала возможность сделать Мадонну Дадди самым важным Образом Флоренции. Мраморные архангелы, окружающие панель Мадонны, поддерживают искусно обработанную фальшивую драпировку, имитирующую дамасскую ткань. Они составляют нетипичное обрамление для алтаря XIV в. и, кажется, вдохновлены фигурами, нарисованными Бернардо Дадди на самой картине.
13.
Яйцевидный купол табернакля украшен вверху рельефом Спасителя.
14.
Мраморная ограда с бронзовыми решетками, витыми колоннами по углам и ангелами, держащими свечи, выполнена Пьетро Мильоре в 1366 г. Базовая ступенька, мраморная сетчатая структура с решетками из бронзы; колонны со статуями по углам, бронзовая дверь с южной стороны; дверь состоит из двух зеркал с бронзовыми шпалерами в виде розеток; зеркала соединены богатой бронзовой рамой, которая включает в себя украшение мраморных карнизов ворот Скинии в меньших формах.
15.
Алтарь Св. Анны [3] (Франческо да Сангалло, ок. 1526) находится в левом дальнем от входа квадрате [II].
16.
В алтаре представлена мраморная группа Св. Анны и Мадонны с младенцем, ставшая самой старой скульптурой автора, выполненной в манере, более ориентированной на титанизм Микеланджело.
17.
Скульптура заменила нарисованное изображение, заказанное Синьорией в благодарность за изгнание в 1343 г. из Флоренции Готье VI де Бриенн, недолгое время занимавшего должность подеста города.
18.
Внутри церкви множество фресок конца XIV в., покрытых побелкой в 1770 г. и вновь открытых во время реставрации 1864 г., украшают колонны, некоторые стены и сегменты сводов. Периметр стен и столбов украшен множеством фигур святых, как правило, являющихся покровителями тех или иных гильдий Флоренции. Почти все фигуры, которые можно увидеть на фресках, относятся ко второй фазе украшения колонн. Цикл был выполнен многочисленными художниками, включая Амброджо ди Бальдезе, Смеральдо ди Джованни и Никколо ди Пьетро Герини.
На левой стене место некоторых фресок занимают четыре красочных панели.
Св. Иулиан (Якопо дель Селлайо (?) или Франческо Боттичини (?), конец XV в.). Темпера по доскам из тополя. Св. Варфоломей (Лоренцо ди Креди, ок. 1485). Темпера по доске из тополя. Неоригинальное обрамление XVIII в. Св. Стефан (Франческо Морандини по прозвищу «иль Поппи» или Алессандро Фей по прозвищу «иль Барбьере», ок. 1570). Масло по доске из тополя. Неоригинальное обрамление XVIII в. Начиная с XVII в., работа традиционно приписывается в основном иль Поппи. Св. Мартин (Антонио Сольяни, 1515-1520). Масло по доске из тополя. Неоригинальное обрамление XVIII в.
19.
Св. Иоанн Креститель (атр. Никколо ди Пьетро Герини, ок. 1402-1410). Мария Магдалина (Джованни даль Понте, 1400-1410). Св. Варфоломей (Джованни Бонси, 1360-1375). Св. Лаврентий (школа Таддео Гадди, ок. 1349). Св. Иоанн Богослов (Никколо ди Пьетро Герини, 1402-1410). Св. Иулиан (1402-1410). Св. Михаил Архангел (XIV в.).
20*.
Св. Стефан (1398-1410). Св. Занобий (Якопо дель Казентино (?), 1402-1410). Четыре венценосных святых (Амброджо ди Бальдезе (?), ок. 1403). Св. Мартин (Никколо ди Пьетро Герини, 1402-1409). Благовещение (Никколо ди Пьетро Герини, 1402-1409). Святая Троица (Никколо ди Пьетро Герини, 1402-1409). Св. Занобий (Никколо ди Пьетро Герини, 1402-1409).
21*.
Св. Августин (Никколо ди Пьетро Герини, 1400-1410). Св. Матфей (атр. Никколо ди Пьетро Герини, 1402-1409). Св. Иоанн Богослов (1402-1410). Св. Георгий (1402-1410). Св. Николай Толентинский (1425-1450). Св. Иоанн Креститель (школа Никколо ди Пьетро Герини, 1402-1410). Св. Матфей (Никколо ди Пьетро Герини, 1408-1409).
22*.
Св. Петр (Никколо ди Пьетро Герини, 1402-1410). Св. Маргарита Антиохийская (1402-1410). Св. Екатерина Александрийская (1402-1410).
23.
Св. Франциск Ассизский принимает стигматы (Мариотто ди Нардо ди Чионе, 1380-1399). Св. апостол Филипп (Якопо дель Казентино, 1380-1399).
24.
Живописный цикл сводов, выполненный в 1398-1399 гг., представляет персонажей из Ветхого и Нового Заветов, согласно иконографической программе, задуманной Франко Саккетти.
Персонажи Нового завета: Дева Мария, св. Мария Магдалина, св. Анна и св. Екатерина Александрийская [I] (Мариотто ди Нардо ди Чионе, 1398-1399).
25.
Персонажи Ветхого завета: Ева, Рахиль, Ревекка и Сара [II] (Биччи ди Лоренцо, 1402-1409).
26.
Персонажи Ветхого завета: Мариам, Эсфирь, Юдифь и Руфь [III] (школа Лоренцо ди Биччи, 1398-1399).
27.
Персонажи Ветхого завета: Давид и Иуда Маккавей (Амброджо ди Бальдезе, 1398-1399). Моисей и Иисус Навин [IV] (Спинелло Аретино, 1398-1399).
28.
Персонажи Ветхого завета: Адам, Ной, Авраам и Иаков [V] (Спинелло Аретино, 1398-1399).
29.
Персонажи Нового завета: св. Иоаким, Благословляющий Христос, св. Иоанн Богослов и св. Иоанн Креститель [VI] (Мариотто ди Нардо ди Чионе, 1398-1399).
30.
Витражи в люнетах трехстворчатых окон составляют цикл с Историями и чудесами Богородицы и чудотворного образа Мадонны Орсанмикеле. Витражи были изготовлены в два этапа: первую часть изготовил мастер-стеклодув Леонардо ди Симоне (ок. 1380-1400) по рисункам Аньоло Гадди, Никколо Герини и Джованни дель Биондо. Сразу за этими мастером-стеклодувом Никколо ди Пьеро Тедеско были созданы витражи по проекту Лоренцо Монако. Второй этап выполнили Франческо ди Джованни Ластра и Бернардо ди Франческо по эскизам Лоренцо Гиберти (1429-1432). Витражи Орсанмикеле, в отличие от других аналогичных важных флорентийских циклов, таких как цикл Санта-Кроче, подверглись относительно неинвазивным реставрациям, так что можно сказать, что они в основном оригинальные. В качестве примера выложу несколько фото.
Чудеса Мадонны Орсанмикеле: Чудо грешной игумении. Чудо утонувшего пономаря. Последнее причастие умирающей женщины [I]
(Леонардо ди Симоне, 1386-1400). Эскизы Никколо Герини.
31.
Чудеса Мадонны Орсанмикеле: Отречение от земных благ. Чудо несправедливо обвиненного вора Эббо. Испытание огнем на зерновом рынке [II]
(Леонардо ди Симоне, 1386-1400). Эскизы Джованни дель Биондо.
32.
Чудеса Мадонны Орсанмикеле: Чудо ребенка, рожденного черным. Чудо ампутированной руки «папы Льва». Чудо утонувшего ребенка [I]
(Леонардо ди Симоне, 1386-1400). Эскизы Аньоло Гадди.
33.
Небольшое видео о церкви Орсанмикеле.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.