Флоренция. Церковь Орсанмикеле. Экстерьер

История здания восходит к временам Лангобардов. На этом месте [43.7706716N 11.2550211E] находился женский монастырь с обширными огородами, в котором примерно в середине VIII в. примитивная молельня была заменена небольшой церковью, посвященной архангелу Михаилу и называемой Сан-Микеле-ин-Орто. Отсюда и произошло название Orto di San Michele (Огородная церковь Сан-Микеле), затем преобразованное в Орсанмикеле.
1.

Впервые церковь была документально упомянута в 895 г. и разрушена в 1239 г. На этом месте около 1290 г. архитектор Арнольфо ди Камбио построил лоджию для торговли зерном как продолжение близлежащего рынка Меркато Веккьо. Из торгового центра лоджия вскоре превратилась в место поклонения: чудеса приписывались Пресвятой Богородице (Мадонна дель Пополо), изображенной на колонне.
2.

В 1304 г. лоджия и сам чудотворный образ были сильно повреждены пожаром, и в 1337 г. Гильдия шелка заказала архитекторам Нери ди Фиораванте, Бенчи ди Чоне и Франческо Таленти строительство новой лоджии, законченной в 1349 г.
3.

Изображение Богородицы было заменено картиной "Мадонна с младенцем" (Бернардо Дадди, 1346), известной как "Мадонна делле Грацие", перед которой приносились публичные и частные клятвы. Преданность образу постепенно росла, особенно после нескольких чудесных исцелений во время эпидемии чумы 1348 г. На следующий год после завершения эпидемии Андреа ди Чоне, известному как Орканья, для этой картины был заказан монументальный мраморный алтарь с рельефными изображениями добродетелей и сцен из жизни Пресвятой Богородицы.
4.

К тому времени лоджию уже нельзя было рассматривать как подходящее место для торговли, и рынок по крайней мере к 1357 г. был перенесен в другое место. В 1380 г. к зданию, которое выполняло как гражданскую, так и религиозную функцию, пристроили два верхних этажа, чтобы его можно было использовать как зернохранилище. Желоба для пшеницы все еще можно увидеть внутри опор.
5*. Вид на Орсанмикеле с башни Арнольфо Палаццо Веккьо.

Лоджия была закрыта по проекту Симоне ди Франческо Таленти с использованием элегантных многостворчатых окон в стиле поздней готики и витражей по эскизам Никколо ди Пьетро Герини, изображающих сцены из жизни и чудеса Пресвятой Богородицы (1395-1405).
6.

Тем временем, начиная с 1339 г., Гильдия шелка просила у муниципалитета разрешения на изготовление ряда табернаклей со статуями святых покровителей различным гильдиям Флоренции, которое было получено только в 1404 г., несмотря на то, что некоторые цеха уже подготовили несколько статуй. Было определено, какие гильдии получат право на создание четырнадцати скиний, украшение которых должно было произойти в течение десяти лет, иначе это право было бы утрачено в пользу другой гильдии. На самом деле сроки оформления часто были сильно затянуты. Те гильдии, которые не получили привилегию иметь внешнюю скинию, должны были довольствоваться одной внутри здания, с изображением их святого покровителя на фреске или на панно.
7.

Самый важный табернакль, расположенный в центре фасада, выходящего на Виа де Кальцайоли, был поручен сначала Партии гвельфов, а затем Трибуналу Мерканции. Когда этот табернакль перешел к трибуналу Мерканции, статуя св. Людовика Тулузского была заменена шедевром Верроккьо — скульптурной группой "Неверие св. Фомы".
8.

Все эти учреждения заказали скульптуры своих святых покровителей для дарохранительниц у выдающихся флорентийских художников XV и XVI в. Святые покровители отдельных гильдий, поставленные со всех четырех сторон здания, стали, таким образом, святыми покровителями самой церкви Орсанмикеле.
9.

В итоге необыкновенный скульптурный цикл величайших флорентийских художников представил необыкновенный переход от поздней готики к полностью ренессансным формам.
10.

Статуи в настоящее время после реставрации заменены на точные копии, а оригиналы в основном перемещены на верхний этаж бывшего зернохранилища, ныне Музея Орсанмикеле (попасть в музей можно по мосту из соседнего Палаццо дель Арте делла Лана). В то же время статуя св. Георгия работы Донателло в 1892 г. попала в Барджелло, а св. Людовик — в музей Санта-Кроче.
11.
veduta3

Обойдем здание Орсанмикеле против часовой стрелки, начиная от главного фасада, в соответствии с прилагаемым планом.
12.
Pianta

Св. Матфей [1]. Бронза. Гильдия банкиров (Лоренцо Гиберти, 1419-1422). Статуя изображает св. Матфея стоящим, прижав одну руку к груди, а в другой держащим открытую книгу. Он одет по старинке в широкую тогу. Работа пронизана сильным классицизмом, особенно в бородатой и кудрявой голове. Это свидетельствует об отказе Гиберти от интернациональной готики, принимая участие в мире флорентийского гуманизма, вдохновленного Донателло. Уменьшенная глубина табернакля давала большее освещение, чем воспользовался художник, обрамив произведение нишей, состоящей из двух изящных рифленых столбов и клапана с лучами, образующего своеобразный ореол святого. Ниша была построена по проекту Гиберти каменщиками Якопо ди Корсо и Джованни ди Никколо за плату в размере 75 флоринов. На скинии, на месте башен, стояли две статуэтки с Благовещением и Архангелом Гавриилом, приписываемые Пьеро ди Никколо Ламберти (1419).
13.
DSC_8378

Св. Стефан [2]. Бронза. Гильдия шерстяных дел мастеров (Лоренцо Гиберти, 1427-1428). Статуя изображает св. Стефана в соответствии с традиционными чертами юноши в далматике, закутанного в плащ со сложной драпировкой. В левой руке он держит закрытую книгу, а в правой — перо или пальмовую ветвь мученика (утеряно).
14.
DSC_8385

Св. Элигий [3]. Мрамор. Гильдия кузнецов (Нанни ди Банко, 1417-1421). Святой изображается юношей в митре и архиерейском облачении, держащим в левой руке закрытую книгу, а в правой посох. При реставрации были обнаружены следы старинной позолоты в волосах и в некоторых украшениях одежды, которая также была окрашена синим ультрамарином. Скиния украшена двумя рельефами в технике стиаччато: в основании ниши "Чудо исцеленной лошади", на котором изображена кузнечная мастерская, где нога, случайно отрезанная во время подковывания лошади, чудесным образом воссоединяется с телом животного; в куспиде — благословляющий Христос.
15.
DSC_8386

Св. Марк [4]. Мрамор. Гильдия строителей (Донателло, 1411-1413). Святой изображен с бородатым лицом, как у античного философа, и в тоге, завязанной на талии. В левой руке фигура держит раскрытую книгу — типичный атрибут евангелистов, обложкой обращенной к наблюдателю, а внутренней стороной опирающейся на мантию. При реставрации были обнаружены остатки позолоты на волосах, бороде, краях одежды, книге и подушке, на которой стоит святой.
16.
DSC_8412

Св. Иаков [5]. Мрамор. Гильдия скорняков (Никколо ди Пьетро Ламберти (?), 1410-1422). Св. Иаков изображен бородатым юношей, одетым по старинке, с особенно стройной фигурой и без объемно-пространственных прозрений, согласно стилистическим особенностям готики. Примечателен горельеф с обезглавливанием св. Иакова, где Никколо Ламберти, вероятно, помогал его сын Пьеро.
17.
DSC_8411

Мадонна с розой [6]. Мрамор. Гильдия врачей и аптекарей (Пьетро ди Джованни Тедеско (?), ок. 1399). Статуя представляет собой Мадонну с Младенцем на троне и обязана своим названием букету шиповника, который Младенец пытается взять из рук своей матери. На букете сохранились следы позолоты, а на воротнике детской одежды видны следы окраски, что свидетельствует об оригинальной полихромии скульптурной группы.
18.
DSC_8410

Св. Иоанн Богослов [7]. Бронза. Гильдия шелкопрядов (Баччо да Монтелупо, 1515). Статуя Баччо да Монтелупо заменила мраморную статую XIV в., созданную Симоне Таленти, которая сейчас хранится в галерее Оспедале дельи Инноченти и также была посвящена св. Иоанну Богослову. Св. Иоанн изображается лысым человеком с окладистой бородой, в позе слегка наклоненной вправо и с раскрытой книгой в левой руке.
19.
DSC_8409

Св. Иоанн Креститель [8]. Бронза. Гильдия торговцев тканями (Лоренцо Гиберти, 1412-1416). Статуя изображает взрослого св. Иоанна Крестителя, прикрытого плащом из козьей кожи. Решение изобразить святого взрослым было основано на традиции XIV в., которая была изменена в эпоху Возрождения предпочтением изображения мальчика или ребенка. В левой руке св. Иоанн держит свиток, а в правой — длинную палку с крестом, его типичный атрибут, ныне исчезнувший.
20.
DSC_8408

Неверие св. Фомы [9]. Бронза. Трибунал Меркации (торговый суд) (скульптура: Андреа дель Верроккьо, 1467-1483, скиния: Донателло и Микелоццо, ок. 1423). Примерно до 1460 г. в табернакле была установлена позолоченная бронзовая статуя св. Людовика Тулузского работы Донателло, затем перенесенная на фасад базилики Санта-Кроче и позже в трапезную музея Санта-Кроче. В скульптурной группе "Христос и св. Фома" показан евангельский эпизод, в котором апостол сомневается в воскресшем Христе, а за это Искупитель приглашает его прикоснуться рукой к ране в боку. Христос поднимает руку и раскрывает свою одежду, чтобы показать рану ученику, который недоверчиво смотрит и прикасается к ране.
21.
DSC_8407

Св. Лука [10]. Бронза. Гильдия судей и нотариусов (Джамболонья, 1597-1602). Скиния ранее была украшена мраморной статуей св. Луки работы Никколо ди Пьетро Ламберти, созданной в 1406 г. и ныне хранящейся в музее Барджелло. Св. Лука изображен бородатым мужчиной средних лет, одетым по старинке в тогу и плащ, правой рукой он держит раскрытую книгу, а левая покоится на плече (возможно, отсылка к Давиду Микеланджело.
22.
DSC_8405

Св. Петр [11]. Мрамор. Гильдия мясников (Филиппо Брунеллески и Донателло, 1408-1413). Св. Петр изображен как древний философ с бородатой головой, одетый в тогу и плащ с изящной драпировкой. В левой руке он держит книгу, а в правой — бронзовые ключи от рая (не оригинальные). Это единственная статуя, на которой не были обнаружены следы позолоты, поэтому считается, что ее никогда и не было с самого начала, хотя она комплектовалась такими металлическими элементами, как ключи и заклепки для книги.
23.
DSC_8397

Св. Филипп [12]. Мрамор. Гильдия сапожников (Нанни ди Банко, 1410-1412). Святой изображен в виде юноши, одетого в платье с поясом и плащ, края которого удерживаются руками, не держащими никаких предметов. Во время реставрации на плиссированном подоле одежды и на обуви были обнаружены явные следы позолоты.
24.
DSC_8396

Четыре венценосных святых [13]. Мрамор. Гильдия каменщиков и столяров (Нанни ди Банко, 1409-1417). Работа стала настоящим испытанием виртуозности из-за сложности размещения четырех фигур в нише, предназначенной для одной. Статуи были вырезаны всего из трех блоков мрамора, причем две фигуры справа изготовлены из одного куска мрамора. Композиция отличается большей изысканностью поз и более подчеркнутым натурализмом в жестах. На рельефе внизу ниши изображены четверо святых, работающих каменщиками.
25.
DSC_8395

Св. Георгий [14]. Мрамор. Гильдия оружейников и фехтовальщиков (Донателло, 1415-1417). По особой просьбе оружейников, желавших продемонстрировать свое искусство, св. Георгий изображен в виде рыцаря в доспехах и со щитом крестоносца. В основании ниши находится рельеф "Св. Георгий, освобождающий принцессу", являющийся старейшим известным образцом барельефа в революционном стиле стиаччато, где минимальная скульптурная глубина не мешает созданию иллюзорного и идеально неограниченного пространства за счет вариаций толщины в несколько миллиметров. Оригинальная скульптура находится в музее Барджелло.
26.
DSC_8394

Над каждой скинией были установлены большие медальоны, в которые покровитель нижележащей скинии вставил герб своей гильдии. Тондо с гербами были созданы в виде фресок или из глазурованной полихромной терракоты. К настоящему времени фрески практически неразборчивы, а терракоты очень хорошо сохранились и часто имеют большую ценность. Тондо с гербом Гильдии мясников было изготовлено в XIX в. в стиле Возрождения на средства мясников Флоренции в честь их собратьев-предков (фабрика Джинори, 1858). На тондо Гильдии врачей и аптекарей изображена Богородица с Младенцем (Лука дела Роббиа). Тондо Гильдии шелка (Андреа дела Роббиа). Тондо гильдии каменщиков и столяров (Лука дела Роббиа). На тондо Трибунала Меркации находится лилия Флоренции в гирлянде (Лука делла Роббиа, 1463).
27*.
tondo

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.