Первые документальные упоминания о церкви Сан-Феличе на площади датируются 1066 г. [43.765221N 11.2476075E] Здание несет на себе следы многих переделок.
1.
В 1153 г. храм перешел под управление бенедиктинцев из монастыря Сан-Сильвестро ди Нонантола, которые решили расширить его в середине XIV в.: на фасаде и внешней боковой стене можно увидеть пять стрельчатых окон, относящихся к этому периоду.
2.
В следующем столетии церковь перешла к камальдульским монахам (ок. 1413), которые перестроили ее, но сохранили почти без изменений планировку XIV в. и деревянную крышу.
3.
Более важной была реконструкция апсидальных часовен XV в., приписываемая Микелоццо ди Бартоломео и, особенно, главного алтаря с большой триумфальной аркой, очевидно, вдохновленной прототипами Брунеллески.
4.
Создание красивого фасада с гербом семьи Липпи, отражающим щедрость покровителя Мариотто Липпи, также приписывается Микелоццо (1457-1460).
5.
В 1557 г. доминиканские монахини монастыря св. Петра-мученика на Виа деи Серрагли переехали в Сан-Феличе, вынужденные покинуть свое прежнее место из-за строительства дополнительных городских укреплений в этом районе. Между 1557 и 1590 гг. вновь прибывшие монахини адаптировали церковь к своим потребностям, построив ризницу и, прежде всего, хор, поддерживаемый восемью колоннами с крестообразными сводами. Эта приподнятая трибуна вдоль первой половины церкви возникла из-за необходимости выделения личного пространства для монашек-доминиканок, в котором они могли бы без помех уединенно присутствовать на литургии. В XVIII в. монастырь стал приютом для проживания бедных девушек, а в 1780 г. здесь была открыта бесплатная школа для обездоленной молодежи района Ольтрарно, которая сохранила свою деятельность даже после наполеоновских репрессий 1808 г.
6.
Внутри церкви можно увидеть остатки фресок 1300-х гг., украшавших церковь (на правой стене, в частности, можно различить фрагмент крещения Христа). Боковые алтари были добавлены между XV и XVI вв. После пожара 1926 г. Сан-Феличе восстановили: заново построили стропильную крышу и вновь открыли окна хора XVI в., находящегося в первой половине нефа церкви.
7*.
В трапезной монастыря хорошо сохранилась Тайная вечеря (Маттео Росселли, 1610-1614). Вход в трапезную осуществляется через отдельную дверь слева от портала фасада.
8.
Совершим небольшой обход и осмотр достопримечательностей церкви. В этом поможет план, на котором отмечены точки осмотра. В дальнейшем, эта же нумерация будет приводиться в тексте в квадратных скобках.
9.
В правой части контрфасада устроено захоронение какого-то важного лица [1]. Подробностей о нем не нашел. В первом алтаре слева [2] находится триптих «Св. Антонин, св. Рох и св. Екатерина Александрийская» (Школа Боттичелли, 1480). Некоторые исследователи считают, что триптих написал «Мастер Апполона и Дафны» (1480).
10.
11.
Пределла триптиха, написанная тем же художником.
12*.
Скульптура «мертвый Христос в гробу» [3].
13.
Во второй алтаре слева [4] картина «Экстаз св. Феликса» (Якопо Кьявистелли, XVII в.)
14.
15.
Третий алтарь слева [5] отмечен картиной «Христос спасает св. Петра после кораблекрушения» (Сальватор Роза, ок. 1649).
16.
17.
Сюжет картины в следующем алтаре [6] определить не удалось (Валерио Маручелли, XVII в.).
18.
19.
Далее в очередном алтаре [7] полотно «Явление Богородицы св. Гиацинту и св. Петру мученику» (Якопо да Эмполи, 1595).
20.
Картина явно была заказана в честь канонизации св. Гиацинта в 1594 г. На столе небольшой портрет в память о св. папе Пие X.
21.
Предпоследний алтарь [8] слева имеет триптих «Св. Николай, св. Иоанн, св. Иулиан и св. Сигизмунд (Нери ди Бичи, 1467).
22.
23.
Фреска люнета «Мадонна с Младенцем и св. Яковом, папой св. Сильвестром и аббатом Нонантолы» (Мастер Барджелло, 1360-1367) относится к временам расширения церкви бенедиктинцами.
24.
Последний алтарь слева [9]. Правее алтаря деревянное распятие, вырезанное Бальтазаром Пермозером ок. 1675 г.
25.
На алтаре картина «Св. Феликс, приносящий помощь св. Максиму» (Джованни да Сан-Джованни и Бальдассарре Франческини по прозвищу иль Вольтеррано, ок. 1636).
26.
Левая от главного алтаря капелла [10] вроде бы ничем особенным не выделяется, каких-то фотографий в интернете не найдено. На момент моего посещения внутри часовни был устроен рождественский вертеп.
27.
Главная капелла XIV в. [11], реконструированная в XV в., обрамлена триумфальной аркой, увенчанной гербом семьи Липпи. Освещение осуществляется через большой бифорий. За алтарем устроен спуск в святилище.
28.
Главное украшение капеллы, да и, наверное, всей церкви — расписное деревянное распятие (мастерская Джотто, ок. 1308). Недавно распятие было полностью отреставрировано.
29.
Возле колонн ярки выставлены две скульптуры. Примечательна копия «Мадонны Брюгге» работы Микеланджело.
30.
Автора другой скульптуры идентифицировать не удалось.
31.
Мадонна с младенцем в часовне во главе правого придела [12] приписывается кисти Герардо Старнино (1409-1413).
32
Алтарь на правой стене [13] украшен фреской, выполненной Биччи ди Лоренцо ок. 1430 г. В разных источниках фреска имеет различные названия: «Мадонна колыбели со святыми», «Мадонна на троне со святыми» и «Успение Мадонны». На алтаре небольшая полихромная скульптура «Мадонна с Младенцем», изготовленная в мастерской Лоренцо Гиберти ок. 1430 г.
33
Следующий алтарь [14] оформлен картиной «Мадонна на троне со святыми» (Ридольфо дель Гирландайо, ок. 1515).
34.
Другое встречающееся название ккартины — «Святое собеседование». Некоторыми исследователями утверждается, что в написании картины помогал ученик Гирландайо Тото дель Нунциата.
35.
Далее на пятом алтаре справа [15] хорошо виден фрагмент фрески, вероятно, также времен реконструкции церкви в XV в. Возможно, авторство фрески принадлежит Мастеру Синьи.
36.
На алтаре обычно находится многоцветная скульптурная группа из терракоты «Снятие с креста», приписываемое фра Амброджо делла Роббиа (ок. 1510). Некоторые отдают авторство скульптуры Джованни Гоннелли, также известному как «Слепой из Гамбасси». В мое посещение скульптура отсутствовала.
37.
Над дверью бокового выхода из церкви [16] висит полотно «Св. Антонин Флорентийский исцеляет калеку» (Оттавио Ваннини, 1621).
38.
В четвертой капелле справа [17] находится картина анонимного флорентийского художника «Св. Зенобий воскрешает сына француженки», датируемая ок. 1650-1700 г.
39.
40.
В необычно оформленной третьей часовне справа [18] выставлена картина, о которой не нашел никакой информации.
41.
42.
Перед второй часовней справа [19] находится большая каменная крестильная купель.
43.
Терракотовая копия бронзовой скульптуры Донателло «Св. Иоанн Креститель» из Сиенского собора.
44.
На стене первой капеллы справа [20] сохранились остатки фрески, приписываемой Никколо ди Пьетро Джерини.
45.
Пьета (Герардо Старнина или Никколо ди Пьетро Джерини, ок. 1405-1410).
46.
Фресковое оформление церкви в ходе перестройки XV в. было доверено «Мастеру Синьи», ученику Биччи ди Лоренцо и отождествляемому, возможно, с Антонио ди Мазо. На фресках правого крыла контрфасада [21] изображены «Св. Бернардин с ангелами, бл. Жерар с пастухом, св. Антонин, св. Иво, св. Ансан из Сиены и донатор» (1470-1480). Правое захоронение, созданное скульптором Джироламо Тиччати, принадлежит флорентийскому живописцу Антону Доменико Габбиани.
47.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.