Базилика Санта-Кроче, традиционно приписываемая Арнольфо ди Камбио, была построена в 1295 г. на месте, где около 1210 г. у первых монахов-францисканцев, прибывших во Флоренцию, была небольшая молельня.
1.
Церковь имеет форму латинского креста с трансептом, на который выходят часовни, обращенные на восток, по пять с каждой стороны от главной часовни. Три нефа разделены восьмиугольными колоннами, на которых возвышаются стрельчатые арки.
2.
Большой (115,43 м в длину, 38,23 м в ширину) центральный неф сливается с боковыми нефами, создавая ощущение единого огромного помещения, как в раннехристианских базиликах Рима, но ритмическое одушевление поверхностей, подчеркнутое контрастом материалов между пьетро серена, гипсом и терракотой, относится к новому вкусу, пришедшему из Франции. Как и в других итальянских зданиях, готический вертикализм за Альпами смягчается деревянной балочной крышей, которая заменяет своды, и галереями, которые проходят над арками центрального нефа.
3*.
Освещение возложено на витражи, которые являются неотъемлемой частью архитектурного проекта: Санта-Кроче — один из очень немногих итальянских памятников, в котором сохранились оригинальные витражи, датируемые XIV и XX в.
4*.
Перед смертью Арнольфо ди Камбио, которая произошла между 1302 и 1310 г., апсида была почти завершена. Покрытие трансепта расписными балками относится к 1314 г., а в 1318 г. уже использовался южный рукав; вскоре после этого началось разрушение старой церкви, остатки которой были найдены под нынешним центральным нефом.
5*.
Фундаментальной особенностью ранних францисканских церквей было расписанное фресками повествование в простых и ясных выражениях об историях Христа, св. Франциска и других святых. Несколько знатных флорентийских семей, включая Барди, Перуцци, Альберти, Барончелли и Ринуччини, приняли под свое покровительство часовни в Санта-Кроче, взяв на себя ответственность за их украшение и меблировку. Часть этого убранства XIV в. сохранилась до наших дней, в том числе роспись великого Джотто. К середине XIV в. стены проходов и ризницы были расписаны фресками Андреа Орканьи, Джованни да Милано, Никколо ди Пьетро Герини и Аньоло Гадди. Оформление XIV в. было завершено фресками Аньоло Гадди для часовни главного алтаря, иллюстрирующими историю Истинного Креста.
6*.
Когда трансепт был завершен, а некоторые часовни уже расписаны фресками, нефы продолжали строить, возможно, за временной стеной. Церковь была торжественно освящена лишь в 1443 г. папой Евгением IV, хотя достраивалась она еще около полувека. Между четвертой и пятой колоннами нефы были разделены каменной перегородкой, отделявшей духовенство от народа и снесенной вместе с пристроенными к ней часовнями в 1566 г. архитектором Джорджо Вазари. Великий герцог Козимо I Медичи повелел, чтобы эта и другие реконструкции приспособили церковь к традициям Контрреформации: многочисленные фрески, покрывавшие боковые стены, были побелены, возведены большие каменные алтари, в них установлены картины, сюжеты которых напоминают Страсти Христовы. Интерьер на протяжении веков претерпел многочисленные дальнейшие реконструкции, прежде всего с целью размещения надгробных памятников, которые сделали Санта-Кроче «храмом итальянской славы».
7.
Обманчиво «францисканский» потолок длиной 115 м и шириной 73 м с деревянными фермами, украшенными растительными и геометрическими узорами, требовал сложного конструктивного устройства, учитывая огромный свободный пролет и вес, который мог перегрузить относительно тонкие стены. Потолок создавался на протяжении практически всего XIV в.; различные этапы строительства зафиксированы в двух надписях на балках (1341, 1393). Окончательно крыша должна была быть завершена не позднее 1441 г., года освящения церкви.
8.
В терракотовом полу Санта-Кроче до сих пор находится около 250 (по другим данным — 276) захоронений — необычайное наследие истории, преданности и искусства. В Средние века не было кладбищ, как мы их понимаем сегодня, и, чтобы удовлетворить потребность в захоронении в освященной земле, тела упокоивались в помещениях церквей и монастырей, где лишь немногие могли позволить себе мемориальную доску, которая хранила бы их память.
9.
Первоначально гробницы в Санта-Кроче предназначались для францисканцев, игравших важную роль в Ордене, и для мирян, чья жизнь была посвящена служению городу. Впоследствии здесь все чаще хоронили членов самых могущественных и богатых семей окрестностей, которые на свои пожертвования сделали возможным строительство и отделку здания.
10.
Напольные надгробья сочетали в себе желание отметить место своего захоронения с декларацией смирения, согласующейся с мыслью нищенствующих Орденов: на самом деле они сознательно подвергали себя попранию и символизировали возвращение на землю, к которой все люди суждено.
11.
Надгробия в церкви могут быть иконными, то есть почти в натуральную величину барельефными фигурами усопших, обращенными в основном ликами к алтарю, или аниконными, украшенными только орнаментальными мотивами или гербами. «Крышки люков» представляют собой простейший тип земляных гробниц: небольшие плиты, часто без украшений или со скромными украшениями, которые можно открыть, чтобы получить доступ к нижележащему захоронению.
12.
В XV в. в церкви были похоронены Леонардо Бруни и Карло Марсуппини, два великих литератора, отличившихся в роли канцлеров Флорентийской республики. Из-за их неоспоримых социальных заслуг Синьория решила взять на себя расходы на великолепные монументальные гробницы. Таким образом, эти две работы знаменуют собой переход Санта-Кроче к хранителю флорентийской общественной славы. В 1564 г. Козимо де Медичи заказом гробницы Микеланджело дал новый импульс обычаю почитать память великих прославленных людей в церкви. Так началась культурная политика Великого герцогства Тосканского, которая прославляла таланты, сделавшие Флоренцию великой, посредством надгробных памятников в Санта-Кроче. Одним из основных интерпретаторов этого наследия является поэт Уго Фосколо, который в «культе гробницы» отождествляет образовательную функцию с коллективными ценностями, основополагающим элементом цивилизации, поскольку он способен создавать общую память. В своей поэме «Dei Sepolcri» поэт размышляет о гробницах Великих в Санта-Кроче. Опубликованная в 1807 г., она достигла чрезвычайно широкой аудитории, в том числе благодаря своим переводам на английский и французский языки, и вдохновила таких поэтов, как лорд Байрон, тем самым способствуя распространению их славы. Именно в этот период произошло существенное изменение в восприятии Санта-Кроче, который из места представления города возвышается до Пантеона итальянцев.
В ходе осмотра церкви мы увидим большинство этих погребальных памятников. Поможет в этом прилагаемый план церкви, на котором отмечены основные места.
13.
Запрестольные образы боковых алтарей описывают эпизоды из Страстей Христовых, начатые в правом проходе. Изменения, внесенные Вазари в церковь, чтобы сделать ее отвечающей соборным требованиям, потребовали разработки иконографической программы, которая была отражена в четырнадцати картинах, помещенных на новых алтарях в нефах. Иконография картин была разработана художественным советником Медичи монахом-бенедиктинцем Винченцо Боргини. Сюжет росписей следовал теме Таинств Страстей Христовых, которая обозначила первоначальное убранство церкви. Однако в отношении программы Джорджо Вазари произошло несколько изменений, вероятно, из-за затянувшейся на сорок лет работы, во время которой умерли главные инициаторы проекта Вазари и Козимо I Медичи. Цикл должен был начинаться в правом проходе, от первого алтаря к апсиде, с «Тайной вечери» и завершиться в противоположном проходе «Пятидесятницей». Запрестольные образы, оставшиеся незавершенными после смерти Вазари, действительно были исполнены, но установлены в шахматном порядке по эпизодам. В XIX в. были удалены два алтаря на контрфасаде и, соответственно, относящиеся к ним запрестольные образы: «Снятие с креста» Франческо Сальвиати и «Сошествие Христа в Лимб», написанном Аньоло Бронзино. Обход церкви осуществим в соответствии с иконографической программой Вазари, то есть с правого нефа, начиная от трансепта, по часовой стрелке.
Кенотаф Джованни Винченцо Альберти (Эмилио Сантарелли, 1836) [1]. Памятник изготовлен и установлен по заказу его сына Леона Баттисты Альберти.
14.
Монументальная гробница поэта и филолога Уго Фосколо (Антонио Берти, 1939) [2]. Фигура в нише возвышается на пьедестале из белого мрамора с вырезанным именем и тремя танцующими грациями. Фосколо изображен в виде молодого человека в дерзкой боевой позе, закутанного в плащ и в сапогах со шпорами и «базы греческой колонны», которая «ссылается на его далекое эллинское происхождение». Рубашка с широким воротником и фавориты хронологически контекстуализируют поэта, чье лицо вдохновлено самыми известными портретами.
15.
Алтарь Серристори [3]. Строительство алтаря было осуществлено за счет финансирования со стороны различных ветвей семьи Серристори и велось с 1559 по 1581 г.
16.
Алтарная картина «Вход в Иерусалим» (Лодовико Чиголи, 1604-1620) [3]. Эта картина была заказана Луиджи Серристори, сенатором Великого Герцогства в 1573, 1623 и 1636 гг. Работа над образом была начата Чиголи в 1604 г. во Флоренции и была прервана, когда художник уехал в Рим. Панно осталось незавершенным после смерти Чиголи в 1613 г. Завершил картину его ученик Джованни Биливерт между 1615 и 1620 гг.
17.
Захоронение композитора Джоаккино Россини (Джузеппе Кассиоли, 1900-1902). Гробница гуманиста и писателя Леонардо Бруни (Бернардо Росселлино, 1445-1450) [4]. Захоронение Джоаккино Россини планировалось поместить рядом с памятником Леонардо Бруни, фактическим прототипом гробницы эпохи Возрождения, но при этом не диссонировать или быть слишком похожим на «старшего соседа». Мелодраматичная театральность целого подчеркнута приоткрытыми занавесями, чтобы показать бюст Россини в наличнике на золотой мозаике, противопоставляя «Мадонне с младенцем» в памятнике Бруни. Гирлянда на постаменте объединяет три щита, надписи на которых увековечивают рождение в Пезаро 29 февраля 1792 г., прибытие останков во Флоренцию 3 мая 1887 г. и смерть в Париже 13 ноября 1868 г. Памятник был торжественно открыт 23 июня 1902 г.
Оформление памятника Леонардо Бруни характеризуется классическими элементами. Скульптор создал монумент, тщательно спланированный во всей его строгости, с особым вниманием к размерам и пропорциям. Таким образом, художник воплотил самую важную теорию гуманистической культуры, воплотив на практике идеальный синтез между архитектурой, скульптурой и живописью. Важно подчеркнуть, что каждый элемент декора имеет символическое значение: например, украшенная декором арка не только напоминает триумфальную романскую арку, но и является символическим изображением прекрасного Небесного свода, характерного для христианской веры.
18.
Орган над дверью в клуатр [5]. Фреска «Встреча св. Франциска и св. Доминика». Образ, аналогичный фреске в левом проходе с изображением св. Фомы и св. Бонавентуры, вероятно, был написан в конце внутренней перестройки церкви, которая включала строительство порталов. Стилистически картину можно отнести к концу XVI в. Тема, намекающая на примирение между двумя нищенствующими орденами францисканцев и доминиканцев, восходит к тридентским постсоборным реформам.
19.
Рельеф «Благовещение Кавальканти» (Донателло, ок. 1433-1435). Погребальный монумент историка искусства Луиджи Ланци (Джузеппе Белли, 1810) [6].
20.
Эдикула с «Благовещением Кавальканти» Донателло — шедевр из песчаника с позолотой, выполненный в необычной технике. Это горельефный набор в духе антиклассицизма, характерного для этого этапа творчества скульптора, с контрастом между простотой материала и богатством декора. Работа обязана своим названием тому факту, что она была создана для семьи Кавальканти, у которой в церкви была семейная гробница. Донателло вставляет священное изображение в большую скинию: Богородица, голова которой напоминает греческие скульптуры V в., отходит от коленопреклоненного ангела перед кафедрой и двустворчатой дверью. Фигуры почти по кругу вставлены в эдикулу, окруженную украшениями классического вкуса: рифленые пилястры с масками на капителях ограничивают сцену, гирлянда является отсылкой к Леону Баттисте Альберти и его «крылатому» глазу, а внизу на арочном фронтоне проходит молдинг с семяпочками и зубчиками.
21.
Луиджи Ланци — итальянский аббат, богослов, историк искусства, литератор и археолог. Исследователь и переводчик античной поэзии. Один из основоположников этрускологии и антиковедения в Италии. По мнению Лионелло Вентури, «первый официальный историк итальянской живописи». Фреска «Ангел с символами вечности и славы: кольцом Сатурна и короной из цветов» (1810-1825) была написана как венец мраморного памятника Луиджи Ланци, умершему в 1810 г. Нежный и изящный облик ангела помещает фреску в контекст тосканского художника неоклассицизма, близкого к тонко нюансированным работам Никколо Контестабиле.
22.
Алтарь Пацци (Франческо да Сангалло, 1574-1578) [7]. Алтарь Пацци был заказан Аманно Пацци в приложении к завещанию, составленному 21 февраля 1574 г. Отрывок из Послания к Евреям (V,7) высечен в украшении алтарного фронтисписа и отсылает к изображенной сцене: «EXAUDITUS EST PRO SUA REVERENTIA» («Он был услышан из-за своего благоговения»).
23.
Алтарная картина «Молитва Христа в Гефсиманском саду» (Андреа дель Минга, 1574-1578) [7]. Сцена показывает момент, следующий за Тайной вечерей, когда Иисус выходит на Елеонскую гору со своими учениками и оставляет их молиться своему Отцу. Согласно иконографической программе, запрестольный образ должен был изображать «Ecce Homo» и быть выполненным самим Вазари. Вместо этого исполнение было поручено Андреа дель Минга, который из-за того, что был исключен из Академии в 1572 г., безусловно, получил заказ уже после смерти Вазари.
24.
8
Портретный бюст ботаника и миколога Пьера Антонио Микели (Джироламо Тиччиати, Карло Соччи, 1737) [8]. Соччи выполнил памятник, используя портретный бюст, созданный в то же время Тиччати.
25.
Погребальный памятник историку, философу и политику Никколо Макиавелли (Инноченцо Спинацци, 1787) [8]. Никколо Макиавелли был похоронен в Санта-Кроче 22 июня 1527 г. в своей семейной усыпальнице. К сожалению, от этой могилы, которая когда-то располагалась рядом со входом в левый неф, не осталось никаких следов. Памятник был установлен два столетия спустя благодаря кампании по сбору средств, организованной английским пэром Джорджем Нассау-Клаверингом, графом Купер, покровителем итальянских и английских художников, а также поклонником и знатоком работ Макиавелли. На постаменте одного из лучших произведений флорентийского неоклассицизма мы можем прочитать знаменитую латинскую надпись «TANTO NOMINI NULLUM PAR ELOGIUM», которая означает «Никакая эпитафия не подходит такому великому имени».
26.
На саркофаге восседает Аллегория Политики с тонкой драпировкой и головой в «греческом стиле», держащая в правой руке медальон с портретом Макиавелли, а в левой — символы политики, истории и поэзии. На передней части саркофага изображен фамильный герб Макиавелли.
27.
Алтарь Корси (Франческо да Сангалло, 1571-1575) [9]. Часовня уже принадлежала семье Корси в 1571 г., о чем говорится в надписи на надгробной плите перед алтарем. Место, где сейчас находятся алтари Корси и Пацци, до реконструкции Вазари было занято фресками Андреа Орканьи, несколько фрагментов из которых, обнаруженных в 1911 и 1942 гг. за алтарями, хранятся в музее Санта-Кроче.
28.
Алтарная картина «Бичевание Христа» (Алессандро Фей, 1575) [9]. Алтарный образ очень высокого качества, возможно, является шедевром художника. Он основан на схеме фрески Себастьяно дель Пьомбо в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, которую Фей видел во время работы с Вазари в Ватикане в 1571 г.
29.
Надгробный памятник поэта и драматурга-классициста, «отца итальянской трагедии» Витторио Альфьери (Антонио Канова, 1804-1810) [10]. Главный герой произведения — величественная фигура плачущей Италии перед саркофагом, в центре которого находится медальон с бюстом Альфьери в профиль. Рог изобилия лежит перед грудью, маски по бокам отсылают к трагическому искусству, лавровые венки и лира — к поэзии.
30.
Кафедра с барельефами на тему жития св. Франциска (Бенедетто да Майано, 1481-1487) [11]. Работа, представляющая собой пятиугольное сооружение и опирающееся на три грани третьей восьмиугольной колонны, была заказана богатым флорентийским купцом Пьетро Меллини, чья семья жила недалеко от Санта-Кроче. Благодаря новаторскому решению большой смелости, лестница для доступа к кафедре была встроена внутрь колонны, основание которой пришлось конструктивно укрепить. Фактически, площадь, отведенная под покровительство Меллини, совпадала только с так называемым «рибаттименто»: проекцией на пол геометрических форм самой кафедры, отмеченной композицией из белого и цветного мрамора, в которой также находится надгробная плита донатора.
31.
Кафедра украшена пятью панелями с барельефами чрезвычайной изысканности и большого технического мастерства, представляющими истории из жизни св. Франциска: «Утверждение францисканского устава»; «Св. Франциск проповедует перед султаном» (Испытание огнем); «Св. Франциск получает стигматы»; «Похороны св. Франциска»; «Мученичество монахов-францисканцев в Марокко». Внизу, в небольших нишах, установлены аллегории восседающих на троне аллегорий Добродетелей: Веры, Надежды, Милосердия, Стойкости и Справедливости.
32*.
Балдахин кафедры (Бенедетто да Майано, 1474-1475).
33.
Алтарь Зати (Франческо да Сангалло, ок. 1571) [12]. Финансирование строительства этого алтаря в соответствии с завещанием отца должен был осуществить его сын Алессандро Зати, представитель знатной флорентийской семьи. Хотя оплата работ осуществлялась с большими трудностями, к 1571 г. алтарь был завершен. Впрочем, запрестольный образ был помещен на полагающееся место только в 1576 г.
34.
Алтарная картина «Се человек» (Ecce homo) (Якопо Коппи, 1576). Другое название полотна — «Пилат показывает Христа народу». Согласно Евангелию от Иоанна (гл. 19, ст. 5), прокуратор Иудеи Понтий Пилат показал народу Иерусалима после бичевания Иисуса Христа, одетого в багряницу и увенчанного терновым венцом, желая возбудить сострадание толпы.
35.
Кенотаф Данте Алигьери (Стефано Риччи, 1818-1829) [13]. Кенотаф Данте, первое официальное признание города Флоренции поэту, умершему в изгнании и погребенному в Равенне, был создан по указанию великого герцога Фердинандо III благодаря публичной подписке, подписанной некоторыми из самых видных представителей культуры флорентийского искусства того времени. Создание этого кенотафа вдохновило известного итальянского поэта XIX в. Джакомо Леопарди на сочинение в 1818 г. знаменитой песни «Над памятником Данте». Композиционная схема и позы персонажей цитируют произведения Антонио Канова: гробницы Климента XIV в римской базилике св. Апостолов и Климента XIII в соборе св. Петра в Ватикане для фигуры Италии.
36.
Памятник изображает Данте, одетым по старинке и с лавровым венком, сидящим на возвышении в центре композиции, в задумчивой позе, положив руку на книгу. На саркофаге выгравирована надпись «В честь самого возвышенного поэта».
37.
Саркофаг окружен двумя женскими фигурами: слева в короне с башнями стоит Италия, а справа плачет и возлежит на могиле Поэзия, держа в руках лавровый венок и книгу, на страницах которой выгравированы стихи «Божественной комедии» «Я ЕСТЬ ЦЕЛОЕ, КОГДА ЛЮБОВЬ ДЫШИТ КО МНЕ, Я ЗАМЕЧАЮ» (Чистилище XXIV).
38.
39.
Алтарь Буонаротти (Франческо да Сангалло, 1564-1572) [14]. Покровительство на этой часовней взяла семья Буонаротти, к которой принадлежал и великий Микеланджело. Работы по созданию этого алтаря начались вскоре после похорон Микеланджело, состоявшихся в 1564 г.; в 1568 году Вазари принял заказ на написание алтарного образа, который был завершен в 1572 г., а вместе с ним и вся часовня.
40.
Алтарная картина «Восхождение на Голгофу» (Джорджо Вазари, 1572). Встречается и другое название полотна: «Иисус встречает Веронику». Джорджо Вазари не только руководил всей иконографической программой боковых алтарей, но и сам написал несколько картин. Из переписки Вазари следует, что образ был завершен в июне 1572 г. и вместе с рамой помещен над алтарем 25 октября того же года.
41.
Погребальный памятник Микеланджело (Джорджо Вазари, 1564-1578) [15]. По приказу великого герцога Козимо I Медичи останки Микеланджело были перенесены сюда из базилики Сан-Лоренцо, чтобы художнику «было предоставлено почетное место в Санта-Кроче для его погребения, в какой церкви он намеревался быть погребенным здесь, как и его предки». Памятник Буонарроти, спроектированный Джорджо Вазари и представляющий собой смесь живописи, скульптуры и архитектуры, был завершен только в 1576 г. Результатом стал программный манифест Академии рисунка: все задействованные художники были академиками, а эмблема учреждения в виде трех переплетенных корон справа и слева от бюста также рассматривалась Вазари как личная эмблема Микеланджело в память о трех кругах, которыми он подписал блоки мрамора, отобранные в каменоломнях.
42.
Бюст Микеланджело и статуя аллегории Живописи (слева) были изготовлены Джованни Баттиста Лоренци (1568-1573); аллегория Скульптуры (в центре) — Валерио Чоли (1568-1574); аллегория Архитектуры (справа) — Джованни Бандини (1568-1573). Фрески, украшающие памятник, принадлежат кисти Джованни Баттиста Нальдини (1578), в том числе Путти, поддерживающие занавес и Пьета.
43.
Надгробный памятник банкиру Франческо Нори (Антонио Росселлино, 1478) [16], погибшего, чтобы спасти жизнь Лоренцо Великолепного во время так называемого заговора Пацци. Памятник состоит из скульптуры Мадонны дель Латте, чаши со святой водой и мемориальной плиты. Канделябры из кованого железа были изготовлены во флорентийской мастерской в 1478 г. по эскизу Антонио Росселино.
44.
Продолжение рассказа о церкви читайте в следующей части.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.