Пьяцца Санта-Кроче — одна из главных площадей в историческом центре Флоренции [43.7689284N 11.2614423E], над которой возвышается одноименная базилика Санта-Кроче.
1.
В древности эта местность была настоящим островом, образованным двумя рукавами Арно, которые разделялись возле нынешней площади Беккариа, чтобы воссоединиться перед стенами, прошедшими вдоль улиц виа Верди и виа де Бенчи. Не случайно топоним рва остался в названии древней близлежащей церкви Сан Якопо тра и Фосси.
2.
Эту изолированную местность выбрали для своего поселения монахи-францисканцы, прибывшие во Флоренцию в 1226-1228 гг.
3.
Подобно площади Санта-Мария-Новелла, где проповедовали доминиканцы, площадь Санта-Кроче была построена примерно столетие спустя, чтобы вместить толпы верующих, слушавших проповеди монахов из величественной церкви, которая возникла в то время на месте бывшего острова дель Арно.
4.
С самого начала большая площадь была ареной вечеринок, встреч и городских праздников. В частности, здесь уже в XIV в. и, прежде всего, в XV в., проводились рыцарские поединки и турниры на лошадях: самые известные из них — это турнир 1469 г., посвященный помолвке Лоренцо Медичи с Клариче Орсини, и рыцарский турнир 1475 г. Джулиано Медичи в честь Симонетты Веспуччи, воспетой Полициано в поэме Stanze per la giostra.
5.
С конца XV в. площадь была выбрана для игры в костюмированный футбол, турниры по которому до сих пор проводится здесь каждый год в июне по случаю ежегодного празднования святого покровителя. Игра напоминает регби с примесью из рукопашных схваток из бокса и борьбы.
6.
Два мраморных диска, вмурованные в 1565 г. в фасад Палаццо дель Антелла и здания напротив, обозначают середину игрового поля. Матч начинался, когда мяч, брошенный рефери, или «паллайо», в один из этих дисков (известных как «отбивающие мяч»), отскочил в поле.
7.
Здесь же состоялась знаменитая игра 17 февраля 1530 г., во время осады города в ходе войны Коньякской лиги. Измученные нехваткой еды, флорентийцы решили не отказываться от празднования карнавала и даже, в знак неповиновения осаждающим, устроили футбольный матч на этой площади, которая благодаря своему местоположению была хорошо видна войскам Карла V, стоявшим лагерем на окрестных холмах.
8.
С целью еще больше высмеять противника, группа музыкантов заиграла на крыше церкви, чтобы осаждающие получили более четкое представление о происходящем. Внезапно в сторону площади было выпущено пушечное ядро осаждающих батарей, но оно пролетело над головами музыкантов и упало за церковью, не причинив практически никакого вреда и вызвав насмешки толпы и звуки флорентийских труб.
9.
По окончании турнира, пока музыканты флорентийского исторического футбола исполняют гимн победы, Маэстро ди Кампо символически передает победившей команде главный приз — теленка кианской породы с позолоченными рогами и копытами. Кстати, из мяса быков именно этой породы делают знаменитые флорентийские бифштексы весом от 450 до 1500 грамм.
10.
Площадь была огорожена деревянными барьерами, которые на постоянной основе ограничивали поле для игры в футбол, но в конце XVIII в., при великом герцоге Пьетро Леопольдо I, они были сняты в пользу каменных столбов из пьетра серена и скамеек, которые можно увидеть и сегодня.
11.
С 1865 по 1968 г. игра в футбол не проводилась, потому что в центр площади была помещена статуя Данте Алигьери, которая изменила свое местоположение на нынешнее только после наводнения 1966 г. После этого площадь снова стала полем для любимой игры флорентийцев из районов исторического центра, а также до сих пор используется для проведения различных публичных мероприятий, особенно концертов, таких как Фестивальбар.
12.
На площади находится множество примечательных зданий, таких как: дом Кьяваччи, дворец Кокки-Серристори, дом Потопа, дворец Маффео Барберини, дом Галилея, Каса Бенвенути Галлетти, дворец Гарджолли, Дворец Герарди Боргини, палаццо Антелла, палаццо Бартолини Бальделли.
13*.
Особо стоит отметить здание, которое обычно называют «дом Потопа» из-за наличия мемориальной таблички, показывающей уровень, достигнутый водой во время наводнения 13 сентября 1557 г., когда Арно вышла из берегов и затопила центр города на 3,62 м. Древняя надпись, вырезанная по гипсу, в 1839 г. была восстановлена в мраморе и до сих пор находится на своем месте. Над этим указателем имеется другая отметка, отмечающая гораздо более высокий уровень, достигнутый водой во время наводнения 4 ноября 1966 г.
14. Указатели находятся чуть правее угла здания, выше арочного портала.
На площади, напротив базилики, с древних времен работает фонтан. Уже идентифицируемый в 1584 г. (хоть и в нечетких формах) в плане Стефано Бонсиньори, фонтан был предметом заказа 1609 г. скульптору Пьетро Такко, предусматривающего повышение значимости сооружения, однако работы не были завершены. В 1639 г. он был перестроен с повторным использованием имеющихся материалов, а в 1673 г. был переделан по проекту архитектора Пьера Марии Бальди, который придал ему его нынешнюю форму, используя в качестве материала камень пьетро серена. И только в 1816 г. архитектор Джузеппе дель Россо, сохранив облик XVII в., в соответствии с традициями того времени перестроил фонтан с использованием более прочного полихромного мрамора. Конструкция состоит из восьмиугольного основания, на двух длинных сторонах которого расположены раковины. Вода течет из бассейна через львиные головы, куда она попадает из небольшого бассейна, расположенного еще выше, и питается струями, исходящими из вершины сооружения, увенчанного моделью трехлепестковой флорентийской лилии, увенчанной изящной короной великих герцогов.
15.
Левее главного входа в базилику Санта-Кроче установлен памятник Данте Алигьери, созданный скульптором Энрико Пацци в 1865 г., когда Флоренция стала столицей Королевства Италия. Городской совет в 1857 г. объявил публичную подписку на строительство памятника, как «искупление изгнания, данного великому поэту его гражданами». Флорентийская ратуша сама взяла на себя расходы, связанные с пьедесталом, построенным по проекту Эмилио де Фабриса в сотрудничестве с архитектором Луиджи дель Сарто.
16.
Скульптура была открыта при большой толпе и в присутствии короля Виктора Эммануила II 14 мая 1865 г., по случаю шестисотлетия со дня рождения поэта и в рамках насыщенной программы мероприятий, посвященных великому Данте.
17.
Скульптура из белого каррарского мрамора изображает стоящего Данте Алигьери с суровым выражением лица; его голова увенчана лавровым венком, в правой руке он держит «Божественную комедию». У ног поэта орел с полуопущенными крыльями. Основание с панелями из красного веронского мрамора и надписью посвящения, датированной 1865 г., включает четырех флорентийских львов марцокко по углам, поддерживающих лапами щиты, на которых выгравированы названия других произведений поэта. Основание постамента из мрамора бардильо по периметру окружено барельефами, изображающими гербы сорока городов Италии.
18.
Первоначально фасад базилики Санта-Кроче был незавершенным, как и во многих флорентийских базиликах. Открытая стена из пьетрафорте очень напоминала ту, которую все еще можно увидеть в Сан-Лоренцо, хотя и отличалась формой и пропорциями. В XV в. семья Куаратези выступила с предложением финансирования строительства фасада, доверив его Симоне дель Поллайоло, известному как иль Кронака. Обязательным условием семьи было то, что герб Куаратези должен быть хорошо виден в центре главного фасада. Эта просьба отбила у францисканских монахов желание принять предложение, и поэтому богатая семья решила посвятить себя украшению другой францисканской церкви Сан-Сальваторе на горе. О внешнем виде старого недостроенного фасада свидетельствуют многочисленные гравюры и росписи: помимо герба Христа над окном-розеткой, поставленным в 1437 г. во время чумы, в нише в центре простого центрального портала единственным украшением была позолоченная бронзовая статуя св. Людовика из Тулузы работы Донателло, перенесенная сюда из ниши в Орсанмикеле и которой сегодня можно любоваться в трапезной монастыря.
19*.
Сегодняшний фасад был спроектирован в 1837 г. и введен в эксплуатацию между 1853 и 1863 гг. по проекту архитектора Никколо Матаса, который был вдохновлен такими великими готическими сооружениями, как Сиенский собор и собор Орвието, переработанными в свете своей эпохи. Строительство в значительной степени финансировалось богатым английским протестантом сэром Фрэнсисом Джозефом Слоаном.
20. Церемония закладки фундамента фасада Санта-Кроче с участием папы Пия IX и короля Виктора Эммануила II. Фреска находится во дворце Компаньи, которым некоторое время владел сэр Фрэнсис Джозеф Слоан.
Среди произведений искусства на фасаде выделяются три люнета порталов, напоминающие легенду об Истинном Кресте, которому посвящена церковь. Люнеты были заказаны Джованни Дюпре и его ученикам в 1861 году, завершены в июле 1864 г. и выставлены во дворе Академии художеств. Работы были размещены на фасаде Санта-Кроче 14 мая 1865 г., в день шестисотлетия Данте.
21.
Центральный портал фасада
Верхний тимпан (Никколо Матас, 1862). Ангелы, держащие крест (Медичи Ульдериго, 1861). Звезда Давида, вставленная в тимпан фасада, хотя и известна как христианский символ, обычно воспринимается как намек на еврейскую религиозную веру архитектора Матаса.
22.
В верхнем уровне фиала статуи святых (Сальвини Сальвино, 1862). Левая опознана как св. Иоанн Богослов. В нижнем уровне — статуи ангелов (Луиджи Фабруччи, 1862).
23.
Богоматерь скорбей (Джованни Дюпре, 1861). Статуя была закончена и установлена в нише крестоцвета в декабре 1861 г. Ниша (Никколо Матас, 1861) заканчивается наверху куполом с двумя небольшими статуями, одной женской и одной мужской, возможно, изображающими Благовещение. Ниша была сделана вопреки совету Джованни Дюпре, чью скульптуру «Богоматерь скорбей» планировалось поставить внутрь. На самом деле статуя втиснута в слишком узкое и затененное пространство. Эмблема ордена францисканцев (скрещенные руки Христа и св. Франциска на фоне латинского креста) (Франческо Джованноцци, 1862).
24.
Люнет «Триумф Креста» (Джованни Дюпре, 1864).
25.
Окно-роза (Никколо Матас, 1862).
26*.
Портал обрамлен изображениями двенадцати апостолов и Благословляющего Христа.
27.
28.
Резные деревянные двери центрального портала размером 408×780 см были изготовлены в флорентийской мастерской в 1903 г. На воротах изображены св. мученик, св. епископ, Агнец Божий и различные религиозные символы. Перед порталом находится захоронение Никколо Матаса.
29*.
Правый портал фасада
Верхние боковые тимпаны и пинакли созданы Никколо Матасом в 1862 г. Справа и слева от креста инкрустированные древнегреческие прописные буквы альфа и омега.
30.
Ангел с символом Страстей: платом Вероники. Ангел с чашей. Ангел с орудиями Страстей: гвоздями и игральными костями (Луиджи Фаббруччи, 1862). Растительные рельефы боковых тимпанов были завершены в конце 1860 г. братьями Франческо и Луиджи Джованноцци, которые работали над другими декоративными частями фасада, такими как растительный орнамент вокруг францисканского герба на верхнем тимпане портала.
31.
Люнет «Видение креста Константину во время битвы у Мильвийского моста» (Эмилио Дзокки, 1864).
32.
Портал обрамлен изображениями двенадцати библейских патриархов и по центру Моисея со скрижалями.
33.
34.
Левый портал фасада
Ангел с надписью INRI (Иисус Назарянин, Царь Иудейский). Первоначально фраза была написана на табличке Понтием Пилатом и прикреплена к кресту, на котором распяли Христа. Ангел с орудием Страстей: терновым венцом. Ангел с орудием Страстей: копьем и клещами (Луиджи Фаббруччи, 1862).
35.
Люнет «Обретение Креста» (Тито Саррокки, 1864).
36.
Портал обрамлен изображениями двенадцати библейских патриархов и по центру Ноя.
37.
38.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.