Группа монахов-кармелитов из Пизы в 1268 г. основала церковь Санта-Мария-дель-Кармине (церковь Богоматери на горе Кармель). Строительство началось при финансовой поддержке коммуны и самых богатых семей Флоренции и продолжалось значительно позже даты освящения в 1422 г., завершившись только в 1475 г. Западный фасад церкви так и не был достроен, и по сей день представляет собой грубую кладку из камня и кирпича. По мере того, как община постепенно начала приобретать прилегающую к церкви землю, комплекс начал расти вместе со строительством собственно монастыря.
1.
Строительные работы над первым клуатром, дормиторием, домом капитула и лазаретом начались в конце XIII в. Отделка новых помещений продолжалась быстрыми темпами в период с XIV по XV в., о чем свидетельствует серия сохранившихся фресок. По мере того, как значение монастыря росло, ряд братств-мирян сделали его своей резиденцией. В XIV в. монастырь был поднят до уровня Studium Generale, или университета, имеющего право присуждать ученые степени. Здесь принял свои монашеские обеты св. Андрей Корсини. Церковь была перестроена в XVI в., когда, как и другие церкви Флоренции, ее капитально отремонтировали, чтобы привести в соответствие с предписаниями Тридентского собора.
2.
Первый клуатр был отремонтирован между 1597 и 1612 гг., что привело к утрате знаменитой фрески Мазаччо под названием «Ла Сагра», созданной в ознаменование освящения церкви, которое произошло в воскресенье, 19 апреля 1422 г., более чем через сто пятьдесят лет после закладки первого камня. Источники сообщают, что фреска, первоначально расположенная «над дверью, ведущей в клуатр, внутри монастыря», была написана в технике terra verde, или монохромной зеленой земли, которая, возможно, была использована для придания налета древности современной сцене, в которой наблюдатель мог бы распознать не только представителей городских властей, но и таких великих художников того времени, как Брунеллески, Донателло, Мазолино и сам Мазаччо. Зеленая земля была популярна благодаря своей способности имитировать бронзовые или мраморные барельефы в классическом стиле, потому что, как говорит Джорджо Вазари, «те вещи, которые должны изображать камень, не могут и не должны быть окрашены в какой-либо другой цвет». Сагра, которой восхищались как за ее перспективу, так и за ее превосходное сходство, была взята за образец последующими поколениями художников, как мы можем видеть из существования частичных копий XVI в., одна из которых приписывается Микеланджело. Уничтожение фрески вызвало возмущение знатоков и сожаление будущих поколений. Несмотря на многочисленные поиски, проводимые с XIX в., до сих пор не обнаружено никаких следов этого шедевра раннего Возрождения. Сегодня мы можем представить фреску благодаря сохранившимся рисункам XVI в. и описанию Джорджо Вазари: «и он изобразил бесконечное количество горожан в плащах и капюшонах, идущих за процессией, среди которых Филиппо Брунеллески в башмаках, Донателло, Мазолино да Паникале…».
3.
Комнаты, выходящие на клуатр, включают в себя не только зал Колонны и зал Ванни, но также зал Капитула (ведущий к часовне Бранкаччи) и Зал Тайной вечери, названный в честь великолепной фрески «Тайная вечерь», которую Алессандро Аллори написал для нее в 1582 г.
4.
В монастырь можно попасть через дверь справа от фасада церкви. В вестибюле, покрытом бочкообразным сводом, над аркой клуатра находится тондо, изображающее Богородицу, вручающую хабит св. Симону Стоку (Джузеппе Ромеи).
5.
Клуатр
Клуатр, квадратный в плане, с круглыми арками, покоящимися на каменных колоннах, датируется 1597-1612 гг.
6.
На втором этаже находится круговая лоджия.
7.
Люнеты в клуатре содержат цикл фресок XVII-XVIII в. с эпизодами из истории пророков Илии и Елисея и кармелитов, написанных совместно такими флорентийскими художниками, как Галеаццо Гидони и его сын Джованни Баттиста, Доменико Беттини, Козимо Уливелли и Антонио Никола Пиллори. Некоторые из фресок, отреставрированные, выставлены в доме капитула XIII в., где сегодня расположены касса и магазин часовни Бранкаччи.
8.
«Ангел показывает Илии жителей Сабака» (Пьер Антонио Мичи, ок. 1650); «Вороны кормят Илию» (Галеаццо и Джованни Баттиста Гидони, 1633); «Илия воскрешает отрока сарептской вдовы» (Доменико Беттини, 1666-1670)
9*.
«Илия построил храм на месте жертвоприношения Авраама» (Доменико Беттини, ок. 1666-1670); «Илия накрывает Елисея своим плащом» (Доменико Беттини, ок. 1666-1670); «Сцена инвеституры» (Галеаццо и Джованни Баттиста Гидони, 1633)
10*.
«Прощание Илии с Елисеем» (Козимо Уливелли, 1682); «Илия разделил воды Иордана, ударив своим плащом» (Пьер Антонио Мичи, ок. 1650); «Елисей очищает воду Иерихона» (Доменико Беттини)
11*.
«Путешествие Елисея из Иерихона в Вефиль» (Антонио Никола Пиллори, 1733); «Нападение медведицы на детей» (Доменико Беттини, 1666-1770); «Подчинение идумеев» (Козимо Уливелли, ок. 1682)
12*.
«Прибытие кармелитов в Сиену» (Козимо Уливелли, ок. 1682); «Кармелиты прибывают во Францию, их приветствует св. Людовик» (Козимо Уливелли, ок. 1682); «Сцена мученичества кармелитов» (Козимо Уливелли, ок. 1682)
13*.
«Кармелиты строят церковь девы Марии во Флоренции» (Козимо Уливелли, ок. 1682); «Провозглашение девы Марии Богородицей на Эфесском соборе» (Козимо Уливелли, ок. 1682); «Вручение Устава кармелитов» (Козимо Уливелли, ок. 1682)
14*.
Стены клуатра украшают многочисленные гербы средневековых семей из района Ольтрарно и содержат захоронения некоторых выдающихся личностей.
15.
Погребальный памятник Анны Ипполиты де ла Пьер де Фово (Фелиция де Фово, 1859). Фелиция де Фово, скульптор, получившая образование во Франции, приезжает во Флоренцию в 1835 г. С 1852 г. у нее работала своя мастерская на улице Виа деи Серрагли. Перед нами памятник матери скульптора, умершей в 1858 г. и похороненной во флорентийской церкви Сан-Бартоломео-а-Монте-Оливето. Эдикула образована выступающим выступом, небольшими колоннами, украшенными буквами и лентами, увенчанными составными капителями, арочным и лепным архитравом. Внутри устроено скульптурное тондо с портретом покойной.
16.
Погребальный памятник скульптору Джованни Баттиста Фоджини, выполненный его сыном Винченцо в 1725 г. В захоронении, помимо тела архитектора и скульптора Джована Баттисты Фоджини, также находятся тела двух его сыновей: Винченцо, также скульптора, и Джулио, инженера.
17.
Памятник родителям оперной певицы Каролины Унгер, разработанный Лоренцо Бартолини в 1838 г. и завершенный Паскуале Романелли.
18.
Фрагмент погребального памятника теолога, математика и астролога, монаха-кармелита фра Джулиано Ристори да Прато (неизв. скульптор, XVI в.).
19.
Захоронение музыканта Себастьяно Чекки в стиле барокко (неизв. скульптор, I полов. XVIII в.)
20.
Надгробие с лежащим монахом-кармелитом (неизв. скульптор, XIV в.)
21.
Зал Тайной вечери
Зал Тайной вечери обязан своим названием монументальной фреске Алессандро Аллори, датированной 1582 г.
22.
На фреске с распространенным сюжетом Тайной вечери, можно увидеть автопортрет самого Алессандро Аллори (слева) и портрет патрона, отца Луки да Венеции (справа). Обращают внимание две кошки, лежащие под столом.
23*.
В этом зале, бывшем рефектории, также размещены отдельные фрагменты монохромных фресок с историями о Страстях, Благовещении и Святых, написанных неизвестным флорентийским художником конца XIV в.
24. Благовещение
25. Бракосочетание Девы Марии
26. Святые
27. Св. Франциск Ассизский
28. Фигуры с пейзажем
29. Мытье ног
30. Фигуры, сидящие за столом
31. Христос в саду
32. Христос среди воинов и апостолов
33. Восхождение Христа на Голгофу
34. Распятие Христа с Мадонной и св. Иоанном Крестителем
Зал Колонна
В Зале Колонна находится фреска из мастерской Паоло Скьяво «Распятие и кармелиты», а также коллекция отдельных фрагментарных фресок XIV и XV в., происходящих из монастыря и из древней церкви, среди которых «Истории из жизни св. Иеронима» (Герардо Старнина, 1401-1404) (фрагменты из капеллы Дель Пульезе), «Мадонна на троне со святыми» (прип. Пьетро Нелли, ок. 1385) и «Дарование устава кармелитов», ранняя работа Филиппо Липпи.
35. «Мадонна на троне со святыми» (прип. Пьетро Нелли, ок. 1385)
Вскоре после создания фрески «Ла Сагра» (не позднее января 1431 г.) в клуатре также состоялся художественный дебют Филиппо Липпи, который написал фреску «Утверждение правила кармелитов», от которой сейчас сохранились лишь два фрагмента, выставленные в зале Колонны. Второе название фрески — «Эпизод отшельнической жизни (Фиваида)». В сохранившейся части работы изображен ряд монахов-кармелитов, узнаваемых по их белым плащам с коричневыми полосами, и некармелитов, которые живут в скитах в горах и занимаются различными видами деятельности. Фрагмент фрески справа мог изображать сцену дарования Устава иерусалимским патриархом, происшедшего в 1204-1206 гг.
36.
Зал Ванни
Вторая трапезная, также называемая Зал Ванни, сейчас используется для проведения различных концертов. Стены зала украшены фресками Джованни Баттиста Ванни, написанными ок. 1645 г., в том числе изображением «Ужина в доме фарисея Симона».
37.
Здесь также собраны отдельные фрески из часовни Нерли, изображающие Истории Страстей Господних (Липпо д’Андреа, 1402): синопия Распятия, фрагменты фрески, изображающей Бичевание и неполная «Тайная вечеря со святыми». В зале также находятся портреты св. Вивальдо (неизв. художник, конец XIV в.) и св. Кирилла Александрийского (Спинелло Аретино).
38.
39. «Ужин в доме Симона Фарисея» (Джованни Баттиста Ванни, ок. 1645)
40. «Распятие Христа и евангелисты» (Липпо д’Андреа, 1402)
Чтобы посетить капеллу Бранкаччи, нужно пройти через пару небольших комнат, соединяющих капеллу с трансептом церкви. В центре одной из них, вестибюле, хранится мраморная Мадонна с младенцем, приписываемая молодому Микелоццо ди Бартоломео.
41.
42. «Мадонна передает св. Симону скапулярий кармелитов»
Доступ в монастырский комплекс возможен только за плату при посещении капеллы Бранкаччи. Часы работы на редкость нелогичны. Кроме того, в стоимость билета не входит посещение Зала Колонны и Зала Ванни.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.