Флоренция. Церковь Санта-Мария-дель-Кармине

Группа монахов-кармелитов из Пизы в 1268 г. основала церковь Санта-Мария-дель-Кармине (церковь Богоматери на горе Кармель). Строительство началось при финансовой поддержке коммуны и самых богатых семей Флоренции и продолжалось значительно позже даты освящения в 1422 г., завершившись только в 1475 г. Западный фасад церкви так и не был достроен, и по сей день представляет собой грубую кладку из камня и кирпича. По мере того, как община постепенно начала приобретать прилегающую к церкви землю, комплекс начал расти вместе со строительством собственно монастыря.
1.
mappa_firenze_carmine

Строительные работы над первым клуатром, дортуаром, братством, домом капитула и лазаретом начались в конце XIII в. Отделка новых помещений продолжалась быстрыми темпами в период с XIV по XV в., о чем свидетельствует серия сохранившихся фресок. По мере того, как значение монастыря росло, ряд братств-мирян сделали его своей резиденцией. В XIV в. монастырь был поднят до уровня Studium Generale, или университета, имеющего право присуждать ученые степени. Здесь принял свои монашеские обеты св. Андрей Корсини. Церковь была перестроена в XVI в., когда, как и другие церкви Флоренции, ее капитально отремонтировали, чтобы привести в соответствие с предписаниями Тридентского собора.
2.
DSC_3356

Работая по приказу герцога Козимо I, архитектор Джорджо Вазари убрал сводчатый экран, разместил хоры в главном алтаре и полностью обновил алтари. За этим последовала крупная программа модернизации в самом монастыре.
3.
DSC_3353

Первый клуатр был отремонтирован между 1597 и 1612 гг., что привело к утрате знаменитой фрески Мазаччо под названием «Ла Сагра», созданной в ознаменование освящения церкви, которое произошло в воскресенье, 19 апреля 1422 г., более чем через сто пятьдесят лет после закладки первого камня. Источники сообщают, что фреска, первоначально расположенная «над дверью, ведущей в клуатр, внутри монастыря», была написана в технике terra verde, или монохромной зеленой земли, которая, возможно, была использована для придания налета древности современной сцене, в которой наблюдатель мог бы распознать не только представителей городских властей, но и таких великих художников того времени, как Брунеллески, Донателло, Мазолино и сам Мазаччо. Зеленая земля была популярна благодаря своей способности имитировать бронзовые или мраморные барельефы в классическом стиле, потому что, как говорит Джорджо Вазари, «те вещи, которые должны изображать камень, не могут и не должны быть окрашены в какой-либо другой цвет». Сагра, которой восхищались как за ее перспективу, так и за ее превосходное сходство, была взята за образец последующими поколениями художников, как мы можем видеть из существования частичных копий XVI в., одна из которых приписывается Микеланджело. Уничтожение фрески вызвало возмущение знатоков и сожаление будущих поколений. Несмотря на многочисленные поиски, проводимые с XIX в., до сих пор не обнаружено никаких следов этого шедевра раннего Возрождения. Сегодня мы можем представить фреску благодаря сохранившимся рисункам XVI в. и описанию Джорджо Вазари: «и он изобразил бесконечное количество горожан в плащах и капюшонах, идущих за процессией, среди которых Филиппо Брунеллески в башмаках, Донателло, Мазолино да Паникале…».
4.
sagra

В 1771 г. в церкви произошел разрушительный пожар, приведший к потере большей части ее убранства. Сохранились только старая ризница с ее фресками ок. 1400 г., рассказывающими истории св. Цецилии, приписываемые Липпо д’Андреа, мраморным памятником Пьеро Содерини (Бенедетто да Ровезцано, 1511-1513), а также часовня Бранкаччи и часовня Корсини.
5*. Истории св. Цецилии в ризнице
cecilia

В течение нескольких последующих лет церковь была полностью реконструирована в стиле позднего барокко по проекту архитектора Джузеппе Руджиери при содействии художников Джузеппе Ромеи и Доменико Стаджи, подчеркивая тот эффект, который она имеет до сих пор. В июле 1954 г. папа Пий XII возвел церковь в ранг малой базилики.
6. Церковь на знаменитой карте Флоренции 1584 г. картографа Стефано Бонсиньори.
Plan

Доступ в монастырский комплекс осуществляется двумя путями: свободный осмотр самой церкви и посещение капеллы Бранкаччи и некоторых монастырских помещений за плату. Часы доступа не всегда совпадают (и вообще нелогичны); в частности, мне не удалось попасть внутрь церкви и запечатлеть ее интерьер. Более того, при посещении капеллы Бранкаччи в правом трансепте мне категорически не позволили сделать даже несколько шагов за перегородку для фотографировании интерьера с более удобной позиции. Поэтому для получения общей картины я был вынужден использовать несколько фотографий из Википедии.

Церковь Богоматери кармелитов в плане представляет латинский крест. Она имеет один неф длиной 82 м и шириной 15 м при том, что высота купола составляет 85 м. С двух сторон нефа находятся по пять капелл с алтарями, а между ними — исповедальни и двери из орехового дерева, через которые можно попасть в монастырь, в другие часовни и помещения монастыря.
7.
interior

Картины в капеллах левой стороны нефа (последовательность может не соответствовать реальной): Благовещение (Бернардино Поцетти, 1601); Рождество (Франческо Гамбаччини, ок. 1782); Поклонение волхвов (Грегорио Пагани, 1603); Сотник Капернаума умоляет Христа об исцелении своего сына (Джованни Мария Буттери, ок. 1585); Св. Мария Магдалина де Пацци под покрывалом Мадонны (Джузеппе Антонио Фабрини, ок. 1782).
8*.
nefleft

Картины в капеллах правой стороны нефа (последовательность может не соответствовать реальной): Похороны св. Алексия (Бернардино Мональди, ок. 1590); Встреча Марии и Елизаветы (Аурелио Ломи, ок. 1595); Распятие (Джорджо Вазари, 1560-1563); Оплакивание Христа (Антонио Гуидетти, XVIII в.); Товий исцеляет своего отца в присутствии архангела Рафаила.
9*.
nefright

Роспись потолка нефа в стиле тромплёй выполнена в 1771-1782 гг. Доменико Стаджи, в то время как центральная сцена фрески нефа «Вознесение Христа» написана Джузеппе Ромеи.
10.
ceiling

Роспись купола в средокрестии, изображающая Троицу и Богородицу во славе среди святых, выполнил Джузеппе Ромеи.
11.
DSC_3207

В люнетах вокруг купола изображены пророки Ветхого Завета. Мне удалось сфотографировать только пророков Иезекииля и Исаию. Вне кадра остались люнеты, изображающие пророков Даниила и Иеремию.
12.
lunet

Главный алтарь
В хорах установлен монументальный алтарь из цветного мрамора, бронзы и полудрагоценных камней. Под алтарем покоятся останки блаженного Анджело Маззинги.
13.
DSC_3260

Аналой позади алтаря изготовлен ок. 1594 г. Доменико Аттичиати и перенесен из картезианского монастыря Чертоза ди Галуццо. У задней стены, над канторией, находится орган Контуччи с монументальным деревянным корпусом, оформленным в стиле барокко.
14.
DSC_3244

Внутри хора находится один из немногих сохранившихся элементов церкви XVI в. — мраморный надгробный памятник Гонфалоньеру справедливости Пьеро Содерини работы Бенедетто да Ровезцано. Памятник изготовлен в 1512-1513 гг., еще до смерти Содерини в 1522 г.
15.
soderini

Капелла Бранкаччи
Капелла Бранкаччи находится в правом трансепте церкви и является одним из наиболее выдающихся художественных произведений эпохи раннего Ренессанса. По мнению многих искусствоведов, фрески в капелле Бранкаччи совершили революцию в европейском изобразительном искусстве и определили вектор его развития на несколько следующих веков столетий. Перед знаменитой иконой XIII в. «Мадонна дель Пополо», бывшей предметом общественного поклонения, были выставлены трофеи пизанской войны.
16.
DSC_3271

Своим знаменитым фресковым циклом это помещение обязано потомку основателя капеллы, сопернику Козимо Медичи ст. — влиятельному государственному деятелю Феличе Бранкаччи, который около 1422 г. отдал заказ Мазолино и Мазаччо на роспись капеллы фресками с рассказами о св. Петре, которому была посвящена часовня. Известно, что Феличе Бранкаччи вернулся из посольства в Каире 15 февраля 1423 г., и вскоре после этого нанял Мазолино. Тот выполнил первый этап росписи: написал ныне утраченные фрески люнетов и свода, а затем художник уехал в Венгрию. Когда начался второй этап росписи, точно неизвестно — Мазолино вернулся во Флоренцию лишь в июле 1427 г., но, возможно, напарник по работе Мазаччо принялся за работу ещё до его возвращения. Работы над фресками были прерваны в 1436 г. после возвращения Козимо ст. из ссылки. Феличе Бранкаччи был заключён им в 1435 г. на десять лет в тюрьму в Каподистрии, после чего в 1458 г. был вдобавок объявлен мятежником с конфискацией всего имущества. Семья Бранкаччи подверглась «проклятию памяти»; с фресок капеллы были выскоблены изображения Фелиппе Бранкаччи, его семьи и приверженцев. В 1460 г. капелла была посвящена Мадонне дель Пополо, поместив на алтаре почитаемую икону XIII в. Роспись капеллы, включая изображение новых фигур взамен выскобленных, была закончена в 1481-1483 гг. художником Филиппино Липпи, которому удалось сохранить стилистические особенности манеры своих предшественников.
17*.
DSC_3214-1

Капелла принадлежала семье Бранкаччи более четырехсот лет — до 18 августа 1780 г., когда маркизы Рикорди подписали договор о выкупе патронажа за 2000 скуди. В XVIII в. фрески несколько раз реставрировались, а в 1771 г. сильно пострадали от копоти большого пожара. Реставрации проводились в начале XX в. и в 1940-1950-х гг. В 1988 г. были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых были восстановлены чистые и яркие цвета фресок. В 2022 г. начался очередной этап реставрации, вследствие чего доступ посетителей в капеллу сейчас ограничен и требует предварительной записи за месяц.
18. Схема расположения фресок из буклета о капелле.
brancacchi

Реставрации XVIII в. коснулись не только живописи, но и архитектуры помещения: двустворчатое стрельчатое окно (бифорий), под которым находился алтарь и которое доходило до самого верха, было изменено на окно прямоугольной формы, входная арка в капеллу из стрельчатой была превращена в полукруглую, нервюрный свод и люнеты также подверглись переделке.
19.
DSC_3259

В центре капеллы находится картина темперой «Мадонна дель Пополо», приписываемая Мастеру Мадонны дель Кармине и датируемая примерно 1268 г. В то же время некоторые исследователи отдают авторство Коппо ди Марковальдо или Мастеру Сант-Агата. На алтаре изображена Мадонна с младенцем в полный рост, восседающая на троне между двумя ангелами, увенчанная выступом, изначально имевшим треугольную форму, на котором между двумя ангелами изображен Искупитель, увенчанный тернием, с надписью «IC/XC». Мария изображена на стилизованном и довольно плоском троне, составленном из нескольких слоев дерева, украшенном инкрустациями и зеленой подушкой, со спинкой, обтянутой красным сукном, окаймленным золотом, и площадкой, грубо укороченной в ракурсе. Позади нее два симметричных поясных ангела, которые выступают за пределы трона и чьи крылья очерчивают кривую, которая принимает форму ореола Марии.
20.
DSC_3224

Основной темой фресок является житие апостола Петра и первородный грех. Фрески расположены в два ряда по боковым и задней стенам капеллы (третий ряд люнетов утрачен). Внизу расположена панель, имитирующая мраморную облицовку. Всего сохранилось двенадцать сцен, шесть из которых полностью, или почти полностью, написаны Мазаччо.
21.
left-0

22.
right-0

Фрески капеллы посвящены истории жизни св. Петра, но не имеют хронологически последовательного изложения его жития, а представляют собой набор разновременных сюжетов. Вероятно, это связано с тем, что сами сюжеты были взяты из трёх источников — «Евангелий», «Деяний Апостолов» и «Золотой легенды» Иакова Ворагинского. Древний рассказ о жизни и чудесах св. Петра вставлен художниками в актуальный сюжет: улицы, по которым ходит св. Петр, исцеляя больных тенью или раздавая добро бедным, открывают городские очертания города и сельской местности XV в., построенной в перспективе: дома с выступами, дворянские дворцы из тесаного камня, мраморная церковь и небольшой замок на холмах.
23. Схема расположения фресок в капелле с указанием авторства (F — Филиппино Липпи, Mc — Мазаччо, Mi — Мазолино)
Brancacci

Рассмотрим подробнее все фрески. Начинаются они с первородного греха на правой стене.
24*.
right

В верхней части правого пилястра «Грехопадение» (Мазолино, 1424-1425). Работа изображает известную сцену из Ветхого Завета, то есть искушение Адама и Евы демоническим змеем. На фреске изображен Адам, стоящий рядом с Евой, которые взирают друг на друга размеренными жестами, в то время как она собирается откусить от запретного плода, который змей только что предложил ей с дерева, на котором она покоит свою руку. Змей обвивается вокруг дерева и наклоняется, чтобы убедиться, что женщина вгрызается в плод. У него голова с густыми идеализированными светлыми волосами. Ева искушает Адама, чтобы он тоже откусил плод, всегда под влиянием змея. Ниже на правом пилястре «Освобождение Петра из темницы» (Филиппино Липпи, 1482-1485). Ангел освобождает св. Петра из тюрьмы, а охранник спит благодаря божественному вмешательству. Обстановка точно воспроизводит обстановку противоположного пиллястра, где св. Петра посещает св. Павел в той же тюрьме.
25.
right-3

На верхней фреске правой стены в одном пространстве объединены две сцены. «Исцеление хромого» и «Воскрешение христианки Тавифы» (Мазолино и Мазаччо) — два чуда св. Петра, которые, согласно Деяниям апостолов, произошли соответственно в Лидде и Яффе и привлекли к вере многих жителей обоих городов. Слева мы видим св. Петра и св. Иоанна, исцеляющих калеку перед лоджией в перспективе. В евангельском рассказе они поднимались в храм на молитву, где человек, хромой от рождения, каждый день просил милостыню. Св. Петр велел ему взглянуть на него и «во имя Иисуса Христа Назорея» сказал ему «встань и ходи», исцеляя от болезни. Справа изображен св. Петр на пороге дома, совершающий чудо воскрешения. Благочестивая женщина по имени Тавифа заболела и умерла, но об этом был проинформирован св. Петр, который, находясь в Лидде, специально отправился к ней. Когда он прибыл в Яффу, его встретили плачущие вдовы и показали ему туники и плащи бедняжки. Войдя в ее комнату и попросив остаться наедине, Петр начал молиться, затем повернулся к ней, приказав ей встать, после чего она открыла глаза и ожила.
26*.
right-2

На нижней фреске правой стены также в одном пространстве объединены две сцены: «Распятие св. Петра» и «Диспут с Симоном Волхвом» (Филиппино Липпи, 1482-1485). За пределами римских городских стен мы видим справа спор между Симоном Волхвом и св. Петром и св. Павлом перед императором Нероном. Это связано с вызовом, который Петр предложил волхву: угадать его мысли в присутствии императора. Жест серьезного и красноречивого осуждения последнего, с поверженным к его ногам языческим идолом, свидетельствует о поражении Симона. Слева происходит распятие святого, которого вот-вот повесят вниз головой за отказ быть распятым, как Христос. Тело святого демонстрирует необычайную способность к анатомической передаче, приобретенную во времена Лоренцо Великолепного.
27.
right-1

Первоначально на центральной стене за алтарем, под окном, которое в древности было короче и выше сегодняшнего, должна была быть сцена «Распятия» Пьетро ди Мазаччо, где в конце должны были сойтись все перспективные линии фресок. Исчезающая точка, вероятно, должна была находиться за лицом св. Петра, распятого вниз головой. Сцена скорее всего была уничтожена в период между годом осуждения Феличе Бранкаччи (1435) и годом, когда он был объявлен мятежником (1458). Удаление фрески, вероятно, произошло, чтобы освободить место для размещения Мадонны дель Пополо, которой часовня была повторно посвящена около 1460 г. На самом деле во времена работы Филиппино Липпи эта сцена фактически была перерисована на правой стене.
28*.
front

В правой части центральной стены сверху на фреске «Крещение св. Петром неофитов» (Мазаччо) изображён апостол Пётр, совершающий обряд крещения. На втором плане расположились фигуры неофитов, готовых принять новую веру. Древние художники особенно восторгались естественностью позы обнажённого юноши, озябшего в ожидании обряда. Ниже изображена сцена «Раздача имущества и смерть Анании» (Мазаччо). Раннехристианская община собирала имущество в общее пользование, чтобы раздавать его в соответствии со справедливыми принципами. Однако некто Анания, продав своё имение, при вступлении в общину утаил часть вырученных денег. После укоризненных слов апостола Петра Ананию обуял такой страх, что он скончался на месте.
29.
front-2

В левой части центральной стены сверху сцена «Проповедь св. Петра трем тысячам» (Мазолино). Проповедь описана в «Деяниях апостолов» (2:14-41). Св. Петр начинает проповедовать толпе после Пятидесятницы, призывая людей креститься и приобретя одним часом Церкви Христовой до трех тысяч верующих душ. Ниже написана сцена «Св. Петр исцеляет больных своей тенью» (Мазаччо). Св. Петр, за ним св. Иоанн, идет по улице и, проходя тенью, исцеляет группу больных: двое уже стоят и благодарят его (у одного трость, у другого перевязана лодыжка), один встает, а четвертый, с уродливыми ногами, все еще сидит на земле и с трепетом смотрит на святого. Фигура в красном берете была признана портретом Мазолино, в то время как св. Иоанн может скрывать портрет брата Мазаччо, Ло Скеджа, за которым следует старый бородатый мужчина (возможно, Биччи ди Лоренцо); мужчина в красной шапке указан как возможный портрет Донателло.
30.
front-1

Левая стена капеллы
31*.
left

Сцена в нижней части левой стены изображает «Чудо со статиром» (Мазаччо). Иисус и апостолы, путешествуя с проповедями, пришли в город Капернаум. Для того, чтобы войти в город, надо было заплатить пошлину в один статир. Поскольку у них не было денег, Христос повелел Петру поймать рыбу в близлежащем озере и сотворить чудо, достав монету из её чрева. На фреске изображены сразу три эпизода. В центре — Христос в окружении апостолов указывает Петру то, что предстоит сделать; слева — Пётр, поймавший рыбу, достаёт монету из её чрева; справа — Пётр отдаёт монету сборщику налогов возле его дома.
32*.
left-2

Сцена в нижней части левой стены представляет два события из жизни св. Петра, происходившие в Антиохии и рассказанные не в Евангелиях, а в «Золотой легенде», описывает «Воскрешение сына Теофила» и «Апостол Пётр на кафедре» (Мазаччо, закончена Липпи). Когда Петр проповедовал в Антиохии, он был арестован и посажен на хлеб и воду правителем Феофилом. Св. Павел пошел умолять правителя освободить св. Петра, но св. Петр бросил Феофилу вызов, пообещав сделать это только при условии, что заключенный в тюрьму апостол продемонстрирует свои сверхъестественные способности, воскресив сына, умершего четырнадцатью годами ранее. Затем Петра отвели к могиле мальчика, где он чудесным образом воскресил его. Вслед за этим событием все население Антиохии обратилось в христианство и в честь этого чуда была воздвигнута великолепная церковь, на троне (кресле) которой впервые смог воссесть Петр и быть выслушанным всеми. В правой части фрески возле апостола Петра на кафедре стоят (справа налево) — Брунеллески, Леон Батиста Альберти, Мазаччо и Мазолино.
33*.
left-1

В верхней части левого пилястра изображено «Изгнание из Рая» (Мазаччо). Фреска расположена напротив аналогичного сюжета «Первородный грех», написанного Мазолино. Адам и Ева изображены обнаженными, с огромным реализмом. Герои представлены в выражениях трогательной боли и разделяют свою вину, не обвиняя друг друга. В 1642 г. фигуры предков были покрыты росписью из фиговых листьев. Фреска сильно почернела во время пожара 1771 г., уничтожившего большую часть базилики. Только во время реставрации 1983-1990 гг. удалось заново открыть для себя блестящую первоначальную цветовую гамму, и перекраска была устранена. «Св. Павел навещает св. Петра в темнице» (Филиппино Липпи). Святителя можно увидеть выглядывающим из зарешеченного окна, а посетитель стоит спиной к наблюдателю.
34.
left-3

16 июля 1251 г. св. Симон Сток, ставший впоследствии генеральным приором ордена кармелитов, сподобился видения Пресвятой Девы Марии, в котором она обещала своё покровительство ордену и подарила ему и всем кармелитам скапулярий, ношение которого с особым правилом даровало много милостей душе христианина после кончины. Этот сюжет изображен на фреске в куполе капеллы Бранкаччи, написанной Винченцо Меуччи в середине XVIII в.
35.
DSC_3229

Расписной потолок в стиле тромплёй в правой части трансепта перед капеллой Бранкаччи.
36.
DSC_3278

В конце левого трансепта находится капелла Корсини.
37.
DSC_3280

Капелла Корсини
В 1675 г. семейство Корсини построило часовню в левом трансепте церкви в честь своего предка св. Андрея Корсини, епископа Фьезоле в XIV в. и канонизированного в 1629 г. папой Урбаном VIII. Капелла Корcини — еще один шедевр искусства, построенный архитектором Пьером Франческо Сильвани в очень популярном в то время стиле римского барокко. Эта работа архитектора положила начало стилю барокко во Флоренции.
38.
DSC_3203

Капелла, богато украшенная мраморными деталями, практически не пострадала огня во время пожара в 1771 г.
39.
DSC_3279-1

Часовня обрамлена мраморной аркой, на которой находится герб Корсини (три красные полосы по диагонали, в серебряном поле, перекрытые синей полосой), изготовленный Джованни Нобили.
40.
DSC_3205

За балюстрадой выделяется алтарь часовни, инкрустированный полудрагоценными камнями, в том числе лазуритом. За алтарем на желто-зеленом мраморном основании находится надгробный памятник св. Андреа Корсини. Урна святого украшена полированным серебряным барельефом, выполненным в 1683-1686 гг. Джованни Баттиста Фоджини. Выше находится мраморный горельеф со «Св. Андреа Корсини во славе», также выполненный Джованни Баттиста Фоджини при содействии Бальтазара Пермозера.
41.
DSC_3256

Люнет над алтарем с изображением Вечного Отца изготовил Карло Марчеллини ок. 1683 г.
42.
DSC_3257

Купол капеллы был украшен в 1682 г. фресками работы Луки Джордано с изображением «Славы св. Андреа Корсини» и четырех добродетелей в парусах.
43.
DSC_3206

На боковых стенах капеллы вверху установлены горельефы «Явление Мадонны св. Андреа Корсини» (слева) и «Св. Андреа Корсини и битва при Ангиари» (справа), изготовленные Джованни Баттиста Фоджини в 1683-1691 и 1685-1687 гг. соответственно.
44.
Foggini

Капелла Распятия Провидения слева от главного алтаря была построена в 1772-1782 гг. по проекту архитектора Балуганти после пожара, уничтожившего церковь Кармине в 1771 г., на месте трех маленьких часовен. Капелла украшена лепниной работы Джулиано и Доменико Руски и фресками Агостино Рози. На алтаре в скинии, изготовленной Джузеппе Пьямонтини в 1740 г., находится чудотворное Распятие. На стенах часовни запрестольные изображения на тему Святого Креста: «Воздвижение Истинного Креста» Джезуальдо Ферри (слева) и «Обретение Креста», копия панели Грегорио Пагани (справа).
45.
provvidenza

В другой часовне в левом трансепте, перед часовней Распятия Провидения находится запрестольный образ Снятия с креста, написанный около 1758 г. Джованни Доменико Ферретти. Фрески на куполе — современная работа Джузеппе Ромеи, на которой царь Мельхидеш предлагает Аврааму хлеб и вино.
46.
deposizione

В правом трансепте, помимо капеллы Бранкаччи, находится капелла Нерли с лепниной 1782-1799 гг. и запрестольным образом » Мадонна с младенцем на троне со св. Андреа Корсини и св. Антонио Абате», написанной художником школы Андреа дель Сарто. Часовня была перестроена после перехода под покровительство семьи Аламанни в 1782 г., в меньших размерах, чем предыдущая часовня Нерли. Картина была помещена в алтарь вместо произведения Лоренцо Липпи с изображением мученичества св. Якопо, перенесенного в ризницу.
47.
DSC_3269

При реконструкции церкви после пожара 1771 г. в трансепте на месте ранее существовавших капелл Баузи, Ланфредини и Манетти была построена единая часовня под патронажем семьи Манетти. Часовня Манетти, расположенная справа от главной и посвященная св. Иоанну Крестителю, была отремонтирована 1781 г. Алтарь с лепным декором выполнил Доменико Руски по прозвищу иль Портогалло и его брат Джулиано. На алтаре находится полотно Франческо Гамбаччани, изображающее «Богородицу, дающую хабит Бонаджунте Манетти».
48.
DSC_3272

Фрески на боковых стенах, написанные Киприано Ленци в 1781 г., рассказывают истории из жизни св. Иоанна Крестителя. Слева находится «Св. Иоанн Креститель проповедует в пустыне».
49.
DSC_3276

Справа экспонируется «Саломея отдает Иродиаде голову Иоанна Крестителя».
50.
DSC_3277

Роспись плафона в капелле Манетти.
51.
DSC_3212

Напоследок могу предложить посмотреть небольшое видео о капелле Бранкаччи

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.