Комплекс Сан-Фиренце, расположенный на одноименной площади, является одним из редких образцов стиля барокко в центре Флоренции, самым значительным из позднего периода этого стиля [43.7697922N 11.2579608E]. Долгое время он был занят судом и судебными учреждениями, за исключением церкви Сан-Филиппо Нери, которая все время оставалась культовым учреждением. После переезда в 2012 г. судебных органов в Дворец правосудия, Сан-Фиренце вернулся в распоряжение муниципалитета, при этом некоторые помещения использовались для нерегулярных мероприятий в ожидании глобальной реставрации. С июля 2017 г. здесь разместился Международный центр исполнительских искусств Франко Дзеффирелли, в котором собрано художественное и культурное наследие мастера.
1.
Музей Франко Дзеффирелли открыт для публики с 1 октября 2017 г. в монументальном комплексе Сан-Фиренце, наконец возвращенном городу. Коллекция Дзеффирелли насчитывает более 250 работ маэстро Дзеффирелли, в основном сценические эскизы, рисунки и фигурки костюмов, а также масштабные модели, наряды и фотографии, созданные художником за семьдесят лет карьеры в театральной и кинематографической сфере.
2.
Маршрут выставки проходит в хронологическом порядке через драму, оперу и кино. Программа выставки, разделенная в хронологическом порядке на разделы «Драматический театр», «Опера в музыке» и «Кино», иллюстрирует развитие театральных и кинопостановок по темам и авторам, которые в сопровождении сценических фотографий иллюстрируют основные этапы художественной притчи Франко Дзеффирелли.
3.
Первые залы посвящены наставнику Дзеффирелли Лукино Висконти и великой Марии Каллас. Также на выставке представлены знаменитые художники и исполнители, которые сопровождали маэстро и повлияли на него, такие как Туллио Серафин, Карло Мария Джулини, Карлос Кляйбер, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Мирелла Френи. В музее не забыты и великие театры, которые принимали Дзеффирелли: Опера Далласа, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Королевский оперный театр и театр Олд Вик в Лондоне, Венская государственная опера, театр Ла Скала в Милане и Арена ди Верона.
4.
В вестибюле, сразу после входа в здание, установлены гипсовые эскизы барельефов из церкви Сан-Филиппо Нери:, повествующие об историях из жизни св. Филиппа Нери: Св. Филипп Нери исцеляет руки папы Климента VIII (Джоаккино Фортини, ок. 1715); Экстаз св. Филиппа Нери (Антонио Монтаути, ок. 1715); Св. Филипп Нери воскрешает Паоло Массимо (Джоаккино Фортини, ок. 1715); Св. Филипп Нери продает свои книги и жертвует вырученные средства бедным (Антонио Монтаути, ок. 1715).
5*.
Первый зал, куда попадают посетители, — бывший ораторий Конфедерации ораторианцев св. Филиппа Нери. До 2012 г. в этом зале проводились заседания городского суда Флоренции.
6. Слева видна клетка для подсудимых
В настоящее время помещение называется «Музыкальным залом», что вполне соответствует его назначению со времен ораторианцев. Здесь проводятся различные музыкальные концерты.
7.
В мое посещение зал был превращен в выставку бальных платьев. И ко всему этому включили совершенно жуткую, на мой взгляд, подсветку. Фотографировать, скорее даже обрабатывать фото, было очень непросто. И, несмотря на потраченное время, результат получился далеко не идеальный.
8*.
Фрагменты экспозиции.
11.
12.
Если довести свод до более-менее натурального оттенка, стены становятся какими-то кислотно-желтыми.
13.
Потолок оратория, спроектированный Пьером Франческо Сильвани, в центре имеет полотно Джованни Камилло Сагрестани с изображением «Славы св. Филиппа».
14.
Два ангела, держащие венок из цветов.
16.
Сопутствующим специфическим моментом оказалось то, что в интернете я не нашел практически никакой информации о фресках в бывшем оратории. Во времена суда, я так понимаю, было не до этого, а после передачи помещения Музею Дзеффирелли описывать арендатору «посторонние» достопримечательности как-то даже неловко. Поэтому я просто выкладываю свои фотографии, на которых, как мог, я сгладил сильные цветовые неравномерности, чтобы можно было понять сюжет.
Центральная фреска — два ангела, держащие корону над картиной. Что за картина — непонятно, синяя засветка на ней полностью не убирается.
17.
Фрески слева и справа.
18.
19.
Фрески на балконе оратория.
20.
21.
Запечатлевать все эскизы, рисунки и т.п. я не стал. Но некоторые, на мой взгляд, наиболее интересные моменты, покажу.
Первые комнаты музея посвящены двум фигурам, которые больше всего повлияли на обучение и начало карьеры Франко Дзеффирелли. Наставник и учитель Лукино Висконти открывает путь к коллекции, за которой следует комната, посвященная Марии Каллас.
Сценический костюм для Фиориллы из комической оперы Джоаккино Россини «Турок в Италии», разработанный Франко Дзеффирелли, изготовленный в театральной мастерской театра Ла Скала специально для Марии Каллас в апреле 1955 г.
22.
Модель сцены оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Флоренция, февраль 2009 г. Режиссер и сценарист — Франко Дзеффиррелли.
23.
Сценические костюмы Коломбины и Таддео для этой же оперы.
24.
Сценический костюм Арлекино для этой же оперы.
25.
Сценический костюм для мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан) в опере Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Арена ди Верона, июнь 2004 г. Режиссер и сценарист — Франко Дзеффиррелли.
27.
Модель 3 акта II сцены оперы Джакомо Пуччини «Турандот». Королевский оперный театр в Лондоне, октябрь 2011 г. Режиссер и сценарист — Франко Дзеффиррелли. Дирижер — Пласидо Доминго.
26.
Сценический костюм охранника для той же оперы.
27.
Сценический костюм великого повара Понг для той же оперы, поставленной на Арене ди Верона в июне 2010 г.
28.
Сценический костюм великого прорицателя Панг для той же оперы, поставленной на Арене ди Верона в июне 2010 г.
29.
Сценический костюм великого советника Пинг для той же оперы, поставленной на Арене ди Верона в июне 2010 г.
30.
Костюм фараона из серебра, золота и ткани красного цвета оперы Джузеппе Верди «Аида». Верона, 2002 г.
31.
Костюм Шер из художественного автобиографического фильма 1999 г. «Чай с Муссолини». Автор сценария и режиссер Франко Дзеффирелли.
32.
Костюмы королевы Изабеллы Валуа и короля Филиппа II из оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос». Ла Скала, 1992 г.
33.
Сценический костюм Турандот II акта оперы Джакомо Пуччини «Турандот». Королевский оперный театр в Лондоне, октябрь 2011 г. Режиссер и сценарист — Франко Дзеффиррелли. Исполнительница роли — Мартина Серафин.
34.
Посещение музея заканчивается в Sala dell’Inferno (Зал ада), посвященном проекту экранизации Dante’s Inferno, так и не реализованному Дзеффирелли, где демонстрируется короткометражный фильм в формате Full HD, созданный путем анимации рисунков, которые художник создал, чтобы воплотить в жизнь свое личное видение ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Здесь также выставлено 55 эскизов, эффектно проецируемых на потолок и стены. Панели охватывают первые восемнадцать песен поэмы Данте и предоставляют нам ценную документацию о методе работы Маэстро, который делился таким материалом со своими сотрудниками, чтобы они знали о визуальных решениях, которые он воображал.
35.
Посмотреть промо-ролик фильма можно по этой ссылке. Там же можно купить фильм навсегда или взять его в прокат на сутки.
Напоследок замечу, что этот музей очень молодой. Его экспозиция постоянно расширяется и видоизменяется. Например, в сентябре 2020 г. выполнена точная реконструкция студии Франко Дзеффирелли, где показаны оригинальные мебель, безделушки, сувенирные фотографии и предметы, которые Мастер использовал при оформлении своих работ. Также в экспозицию добавляются сценические костюмы, передаваемые в музей различными театрами.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.