Комплекс Сан-Фиренце, расположенный на одноименной площади, является одним из редких образцов стиля барокко в центре Флоренции, самым значительным из позднего периода этого стиля [43.7697922N 11.2579608E]. Долгое время он был занят судом и судебными учреждениями, за исключением церкви Сан-Филиппо Нери, которая все время оставалась культовым учреждением. После переезда в 2012 г. судебных органов в Дворец правосудия, Сан-Фиренце вернулся в распоряжение муниципалитета, при этом некоторые помещения в ожидании глобальной реставрации использовались для нерегулярных мероприятий. С июля 2017 г. здесь разместился Международный центр исполнительских искусств Франко Дзеффирелли, в котором собрано художественное и культурное наследие мастера.
1.
В 1640 г. монахи из Конфедерации ораторианцев св. Филиппа Нери, прибывшие во Флоренцию из Рима, получили в дар от папы Урбана VIII территорию, прилегающую к площади Сан-Фиренце. Этот район включал, помимо домов-башен и палаццетти, также церковь Сан-Фиренце (название происходит от Сан-Фьоренцо), упоминавшуюся уже в 1174 г. Ораторианцы пожелали создать большой комплекс, включающий монастырь, церковь и молельню, посвященные одному из главных героев Контрреформации, основателю ордена флорентийцу св. Филиппо Нери, канонизированному в 1622 г.
2.
В 1645 г. монахи доверили проектирование и строительство комплекса Пьетро да Кортона, одному из протагонистов роскошного периода римского барокко, но вскоре они поняли, что проект, представленный великим художником, был слишком амбициозен для их экономических возможностей, даже несмотря на то, что они получили щедрое вознаграждение по завещанию Джулиано Серрагли, умершего в 1648 г. Таким образом, проект после различных попыток исправления и уменьшения размеров в 1667 г. был передан Пьеру Франческо Сильвани, который спроектировал церковь и руководил ее строительством.
3. Церковь Сан-Фиренце на карте Буонсиньори
После смерти Сильвани в 1715 г. фасад из типичного для Флоренции камня пьетрафорте создал Фердинандо Руджери, вдохновленный фасадом Сан-Гаэтано. Старая церковь Сан-Фиренце первое время использовалась в качестве оратория, который по обычаю ордена должен был быть отделен от церкви.
4. Праздник на площади Сан-Фиренце (Лоренцо Мариани, 1651)
Однако это здание было снесено в 1772 г., чтобы построить на его месте новую молельню под руководством Дзаноби дель Россо, завершенную в 1775 г. и соединенную с частью фасада всего комплекса, симметрично дополняя фасад Руджери. Церковь была освящена в честь основателя конфедерации св. Филиппа Нери. Между 1745 и 1749 гг. Джованни Филиппо Чокки в сотрудничестве с самим Дзаноби дель Россо построил монастырь, который, заняв весь квартал, соединил церковь и ораторий в единое целое.
5*.
В комплексе доминирует герб благодетеля флорентийских ораторианцев Джулиано Серрагли (копия, оригинал из соображений сохранности находится в лоджии комплекса Облате), выполненный Помпилио Тиччиати. Скульптурная группа изображает семейный герб между двумя ангелами с трубами, которые в народе назывались «трубами Бефаны».
6.
Над порталом церкви Сан Филиппо Нери установлены статуи олицетворений Веры и Надежды с путти, держащими Святейшее Сердце (Джоаккино Фортини, 1715). Симметрично над порталом оратория находятся олицетворения Речи и Смирения с путти, держащими звезду, изготовленные соответственно Помпилио Тиччати и Джованни Нобили ок. 1775 г.
7.
Элементы украшения фасада комплекса
8.
9.
Итак, зайдем в церковь и осмотрим ее.
10.
В плане храм однонефный, без трансепта. С каждой стороны нефа устроено по три алтаря. В торце нефа, в апсиде, устроен главный алтарь.
11*.
Церковь имеет богато украшенный интерьер, завершенный после смерти Пьера Франческо Сильвани под руководством Джоаккино Фортини в 1715 г. Архитектура апсиды и алтарей в стиле барокко, а также статуи пресвитерия, изображающие Милосердие и Чистоту, скульптуры, рельефы, фрески и полотна отвечают единому замыслу и делают церковь своего рода галереей флорентийского искусства XVII-XVIII в.
12*.
В 1668 г. в церкви был плоский потолок, который не удовлетворял по акустическим причинам. Таким образом, проект Сильвани был расширен в 1713-1714 гг. и выполнен плотниками Микеланджело Терцолли и Джованни Доменико Бонетти. В итоге получился роскошный кессонный потолок, окаймленный резной рамой с мотивами фитоморфных спиралей. В каждом многодольном квадрате чередуются символ ораторианцев и христологический символ — пылающее сердце и пальмовая ветвь мученичества. В центре кессонного потолка находится полотно «Слава св. Филиппа Нери» (Джованни Камилло Сагрестани, 1715).
13*.
В верхней части контрфасада установлен еще один герб Джулиано Серрагли, благодаря завещанию которого ораторианцы смогли построить церковь. Герб, оформленный в виде больших красно-белых клетчатых полей, вставлен в рамку из pietra serena, украшенную завитками, которая имеет типичную форму «кавалерийского» герба.
14.
В промежутках между боковыми алтарями над конфессионалами в резных рамах помещены рельефы, повествующие об историях из жизни св. Филиппа Нери: Экстаз св. Филиппа Нери (Антонио Монтаути, ок. 1715); Св. Филипп Нери воскрешает Паоло Массимо (Джоаккино Фортини, ок. 1715); Св. Филипп Нери исцеляет руки папы Климента VIII (Джоаккино Фортини, ок. 1715); Св. Филипп Нери продает свои книги и жертвует вырученные средства бедным (Антонио Монтаути, ок. 1715).
15*.
Первый алтарь слева. Все боковые алтари имеют одинаковую структуру и спроектированы Джоаккино Фортини. На алтаре в резной деревянной раме находится деревянная окрашенная скульптура «Мадонна с Младенцем», скорее всего, изготовленная в XIII-XIV в.
16.
Алтарный образ «Представление Девы Марии в храме» (Джованни Антонио Пуччи, 1714-1715).
17.
Между алтарями встроены резные деревянные конфессионалы, изготовленные по проекту Заноби дель Россо мастером Ринальдо Настри в конце XVIII — начале XIX в. Украшенные тонкой и изящной лепниной, исповедальни оформлены гофрированными линиями, очерчивающими контуры вершин, образуя завитки, небольшой тимпан и черепицу в верхней части.
18.
Второй алтарь слева находится в обрамлении гербов старинной патрицианской семьи Бини.
19.
Алтарный образ «Видение св. Филиппу Нери Богородицы с Младенцем» (Антон Доменико Габбиани, 1724).
20.
Под алтарем в витрине выставлены некоторые реликвии св. Филиппа Нери: стул, письма с автографами, реликварии святого.
21.
Третий алтарь слева. Установленная под алтарем урна, изготовленная во флорентийской мастерской в XVIII в., имеет раму, состоящую из череды завитков и кистей, органично переплетающихся с фитоморфными элементами: сильно выступающие головы херувимов украшают раму сбоку, а динамическая тяга собирается раковинным клапаном в верхней части и картушем внизу.
22.
Алтарный образ «Распятие Христа с Мадонной, св. Иоанном Богословом и св. Марией Магдалиной » (Джованни Камилло Сагрестани, 1729). На бронзовой табличке возле картины имя художника скорее всего ошибочно указано, как Джузеппе. По другим данным, автором картины является ученик Сагрестани Маттео Бонеки. Того же мнения придерживается и Википедия.
23.
Апсида с главным алтарем
Апсида церкви была спроектирована Джоаккино Фортини. Платформа, на которую опирается хор, имеет форму, придающую аналогичное движение всей конструкции, которая, к тому же, довольно линейна, поскольку единственная спинка разделена простыми лепными рамами жесткой четырехугольной формы: сиденье в точности повторяет шов платформы основания: четыре ножки, украшенные листьями аканта, служат опорами.
24*.
Алтарь (Заноби дель Россо, ок. 1775) представляет собой саркофаг из крапчатого зеленого мрамора с белыми прожилками, модулированными по бокам. Две опоры из желтого мрамора с каннелюрами и выпуклостями пересекают саркофаг в продольном направлении, заканчиваясь ногами льва. В центре стилизованный лавровый венок, монограмма XP. Возвышение жертвенника состоит из двух ступеней с киворием в центре, у основания которого две крылатые головы херувимов, по кругу. По обеим сторонам ступени из полихромного мрамора крылатая голова херувима опирается на завиток.
25.
Относительно недавно к алтарю добавлена скиния с двумя ангелами.
26.
Заалтарный образ в мое посещение был закрыт богатой драпировкой. Для полноты поста я начал искать фотографию алтарного образа в более-менее приемлемом качестве, и это на удивление оказалось очень непростой задачей. После почти часа поиска могу предложить такое фото картины «Непорочное зачатие и святые Карл Борромео, Филипп Нери, Игнатий ди Лойола, Франциск Сальский, Тереза Авильская и блаженная Умилиана де Черки» (Антонио Пульески, 1714).
27.
Немного позже попалась статья из итальянской газеты, рассказывающая о завершении реставрации этого полотна, откуда я позаимствовал две фотографии до и после реставрации.
28.
Джоаккино Фортини также завершил статуи в нишах пресвитерия, олицетворяющие Милосердия и Чистоту.
29.
Фреска в полусводе апсиды изображает «Св. Филиппа Нери во славе» (Никколо Франческо Лапи, 1714).
30.
Деревянное распятие в апсиде, судя по всему, изготовлено относительно недавно.
31.
Два неопознанных канделябра.
32.
Третий алтарь справа. Установленная под алтарем урна идентична такой же в третьем алтаре слева.
33.
Алтарный образ «Святое семейство» (Томмазо Реди, 1715). Классическая планировка сцены раскрывается прежде всего в нижней части, более натуралистичной, а графическое напряжение уже XVIII в. проясняется кружащимся водоворотом ангелов. В другом источнике картина названа «Бегство в Египет», что у меня вызывает сомнение, так как на картине нет обычно встречаемых атрибутов сюжета — пальмы, осла и др.
34.
Часовня Таинства
Вход в часовню, построенную Дзаноби дель Россо в 1776 г., устроен между третьим и вторым алтарем справа на месте конфессионала.
35.
В мое посещение внутри часовни был устроен рождественский вертеп, который несколько усложнил осмотр и фотографирование ее элементов.
36*.
Алтарный образ — небольшая картина «Дева Мария» (Карло Маратта, ок. 1700). Картина в богатой позолоченной раме с фестонными мотивами и монограммой Марии на верхнем поле на фото прикрыта бумажным кругом. Гипсовое обрамление картины разработано Улиссе Камби и исполнено Винченцо Маринелли. Два ангела поддерживают корону на Мадонной, третий, нижний, ангел держит два подсвечника.
37.
Фреска в куполе «Троица с Мадонной и святыми», написанная Луиджи Сабаттелли при помощи сыновей Джузеппе и Гаэтано, является классическим примером позднего тосканского искусства в период, когда уже проявлялись социальный роман и реализм. Изначально оформление купола было поручено в 1774 г. Томмазо Герардини, который изобразил только головы ангелов в фонаре. В сентябре 1840 г. заказ был передан бывшему брату-ораторианцу Луиджи Сабаттелли, который 26 июля 1841 г. подписал контракт стоимостью 1000 скуди. Работа над фреской была закончена в 1846 г. В парусах свода изображены четыре аллегорические фигуры добродетелей (по часовой стрелке, начиная с левого нижнего угла): Благоразумие, Мужество, Любовь и Чистота. Выполненные ок. 1846 г. Джузеппе Сабаттелли по проекту его отца Луиджи и, вероятно, законченные им после смерти сына, эти фрески представляют собой величайшую концепцию старого флорентийского художника на его пуристический вкус, в то время широко распространенный на общем уровне.
38.
На стене, противоположной алтарю, находится картина «Десять тысяч святых мучеников горы Арарат» (Ян Ван дер Страт, известный как Джованни Страдано, ок. 1557). В источниках XVIII и XIX в. полотно упоминается как происходящее из часовни Джентилизии семьи да Товаглиа в церкви Сан-Фиренце, снесенной в 1772 г.
39.
По случаю его переноса в новую церковь в 1777 г. в картине были дописаны верхние углы, преобразовав первоначальную овальную в верхней части форму в прямоугольную. К эпизоду распятия десяти тысяч христианских мучеников, происходившего, по-видимому, при империи Адриана, добавлено присутствие двух представителей семейства Медичи, из которых Козимо I показан уже в зрелом возрасте, как дань уважения великогерцогскому роду.
40.
Кенотаф одного из основателей конгрегации ораторианцев во Флоренции Пьетро Бини (флорентийская мастерская, 1775). Он имеет классическую форму саркофага с лепной крышкой. Основание опирается на ножки геометрической формы из желтого мрамора. Саркофаг стоит на плите из пестрого красного мрамора, на которой виден длинный эпиграф, посвященный отцу Бини. Левее кенотафа чаша для святой воды (флорентийская мастерская, XIX в.). Чаша украшена стилизованными листьями аканта по краю и различными орнаментальными мотивами, клапан-раковина особенно тонкая и рифленая.
41.
Картина «Папа Климент VIII и другие прелаты». Эпизод относится к утверждению устава Конгрегации ораторианцев, а время написания можно отнести к XVIII в.
42.
Резной деревянный конфессионал, установленный в часовне, отличается достаточно редко встречаемым наличием в центральной части статуэток.
43.
Картина «Св. Филип Нери во славе» очень похожа на фреску в центре свода церкви.
44.
Непознанное деревянное распятие.
45.
Второй алтарь справа аналогичен расположенному напротив. Только в этих двух алтарях в украшении использованы мраморные изображения херувимов, вырезанные Джоаккино Фортини в 1713-1714 гг.
46.
Заалтарный образ «Пьета» (Алессандро Герардини, 1715). Другое встречаемое название картины «Христос в благочестии между святыми и ангелами» принципиально не противоречит первому. Эта работа художника считается одним из лучших его творений, где сгущается и без того неуловимая, изношенная линия XVIII в. и патетика, совершенно типичная для предыдущего века.
47.
Под алтарем в витрине выставлены некоторые реликвии св. Филиппа Нери: табуретка, портрет святого, письма с автографами и реликварии XVIII в.
48.
Первый алтарь справа.
49.
Алтарный образ «Св. Петр общается со св. Франциской Римской» (Джузеппе Пинцани, ок. 1713). По другим данным, картина написана Томмазо Реди в 1715 г. На мой взгляд, сюжет картины скорее напоминает таинство Евхаристии, нежели просто беседу.
50.
В церкви периодически демонстрируется экран органа. Когда и кем написан — выяснить не удалось.
51.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.