Окончание рассказа об интерьере собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Начало читать здесь.
0. Интерьер собора на картине Франко Борботтони с хором XVI в. до изменений, внесенных Гаэтано Баккани.
Обход церкви продолжим по часовой стрелке, руководствуясь планом собора. Нумерация фотографий сквозная.
00.
Южная стена нефа
Вид на секцию [V] южной стены нефа.
107.
Статуя апостола св. Матфея [42] (Винченцо ди Росси, ок. 1573-1580) (копия, оригинал в Музее Опера-дель-Дуомо).
108.
Бюст философа, гуманиста, астролога, основателя и главы флорентийской Платоновской академии Марсилио Фичино [43] (Андреа Феруччи, 1521).
109.
Вид на секцию [VI] южной стены нефа.
110.
Фреска с надгробным памятником епископу Флоренции с 1363 по 1370 г., декану Священной Коллегии Кардиналов с 1388 по 1405 г. Пьетро Корсини [44] (Биччи ди Лоренцо, 1422).
111.
В эдикуле установлена мраморная статуя пророка Исайи (Бернардо Чуффаньи, 1427) [45], первоначально созданная для кампанилы.
112.
Фреска с надгробным памятником итальянскому теологу, другу Петрарки и Боккаччо фра Луиджи Марсили [46] (Биччи ди Лоренцо, 1439).
113.
Вид на секцию [VII] южной стены нефа. В пределах этой секции находится спуск в археологическую зону церкви Санта-Репарата [48].
114.
Фреска «Св. Зенобий крестит флорентийский народ» (Бернардино Поччетти, 1589) [47]. Во многих описаниях указывается, что на этом месте (или где-то совсем рядом) находилась панель «Св. Варфоломей на троне» (Якопо ди Росселло Франки) в раме XVI в. На всякий случай выкладываю оба изображения.
115.
116.
Вид на секцию [VIII] южной стены нефа.
117.
3853
У ближайшей колонны ко входу установлена чаша для святой воды с ангелом [49] в готическом стиле, восходящая к XIV в. Панель из дерева с заостренным концом, на которой изображен св. Антонин Пьероцци, исполнена Франческо Морандини по прозвищу иль Поппи. В XIX в к панели была добавлена предела, созданная Антонио Марини.
118.
Бюст великого Джотто ди Бондоне [50] (Бенедетто да Майано, 1490) с эпиграфом, приписываемым Аньоло Полициано.
119.
В большой эдикуле XVI в., которая маскирует старый вход в кампанилу, находится статуя пророка Исайи (или Даниила) [51] (Нанни ди Банко, начало XV в.). По другим данным, авторство скульптуры приписывается Донателло. Первоначально она предназначалась для контрфорса северной трибуны.
120.
Бюст Филиппо Брунеллески [52] (Андреа Кавальканти, 1446).
121.
Деревянный макет Собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Баптистерия и Кампанилы Джотто.
122.
Контрфасад
Общий вид на контрфасад. Витражи были описаны немного раньше.
123.
Слева от центрального портала устроено захоронение [53], но информации о нем найти не удалось.
124.
В центре контрфасада под окном-розой выделяются необычные часы литургического назначения [54], созданные в 1443 г. и идущие по сей день. Они являются одними из последних, использующих так называемый циферблат «hora italica» (день, разделенный на 24 «часа» различной продолжительности в зависимости от времени года, который начинается при звуке вечерни).
125.
По углам часов имеются образы четырёх евангелистов — работа Паоло Уччелло, написанные в 1443 г. Портреты евангелистов идентифицируются не с помощью традиционной помощи символических животных, а по физиогномическим чертам, напоминающим символическое животное (или, в случае Матфея, ангела).
126.
В люнете над центральной дверью находится мозаика [55], вероятно перенесенная сюда из более раннего места, на которой изображен Христос, коронующий Марию. Авторство приписывается мифическому художнику Гаддо Гадди. По бокам портала в архаическом стиле изображены ангелы, возможно, написанные Санти ди Тито в конце XVI в.
127.
Справа от центрального портала находится гробница епископа Антонио д’Орсо [56] работы Тино ди Камайно (1343).
128.
От автора:
1. в соборе не были доступны к посещению порядка 70% площади собора. Я не хочу обсуждать причины этих ограничений, но для создания подробного описания был вынужден заимствовать существенное количество фотографий из Википедии, временами подвергнув их довольно сложной обработке. Огромное спасибо их авторам в первую очередь за то, что они как-то смогли попасть в «запретные зоны», сфотографировать их интерьер и выложить для общего доступа. Естественно, на этих фотографиях знак копирайта отсутствует.
2. В связи с тем, что информацию, порой противоречивую, по достопримечательностям собора пришлось собирать по крохам в самых различных источниках, в посте вполне вероятны некоторые неточности (надеюсь, что их немного). Если кто-то знает более точную или более подробную информацию, просьба не полениться и прислать мне любым доступным способом. Я с удовольствием подправлю пост.
3. Завершая описание собора Санта-Мария-дель-Фьоре, покажу, как поэтапно приходилось обрабатывать фотографии на примере одного кадра.
129.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.