Продолжение рассказа об интерьере собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Начало читать здесь.
0. Интерьер собора на картине Франко Борботтони с хором XVI в. до изменений, внесенных Гаэтано Баккани.
Обход церкви продолжим по часовой стрелке, руководствуясь планом собора. Нумерация фотографий сквозная.
00.
Апсида Непорочного Зачатия
Правая (южная) трибуна также известна как апсида Непорочного зачатия. В большинстве часовен можно увидеть фрески с изображением святых апостолов.
71. Вид на апсиду с балкона купола Брунеллески.
Статуя апостола св. Иакова Алфеева [29] (Джованни Бандини, ок. 1573-1576) (копия, оригинал в Музее Опера-дель-Дуомо).
72.
Капелла св. Фомы [30].
73.
Икона Чудотворной Мадонны с Младенцем ок. 1390 г.
74.
Фреска "Неверие св. Фомы" (Александро Нани, 1672). На фреске сохранился оригинальный фрагмент Биччи ди Лоренцо 1440 г.
75.
В капелле св. Матфея [31] фреска "Св. Матфей евангелист и св. Себастьян" (Биччи ди Лоренцо, 1435-1440). Видны следы более поздней перерисовки.
76.
В этой часовне установлен еще один двухклавиатурный орган.
77.
Капелла Непорочного зачатия [32] с алтарем, очень похожим на алтарь капеллы Реликвий [14]. Внури также установлены реликварии. Скорее всего, этот алтарь также изготовлен Андреа Кавальканти по прозвищу Буджиано. Бронзовую решетку изготовил Микелоццо.
78.
В капелле св. Симона и св. Фаддея [33] установлена фреска с изображением св. Симона и св. Фаддея, написанная Биччи ди Лоренцо в 1440 г. (по другим данным — Липпо д'Андреа в 1435-1440 гг.).
79.
Капелла св. Виктора и св. Варнавы [34] с алтарным образом Священного сердца Иисуса.
80.
Фреска "Св. Виктор и св. Варнава", написанная Биччи ди Лоренцо в 1440 г.
81.
Статуя апостола св. Филиппа [35] (Джованни Бандини, ок. 1573-1577).
82.
Хор и Главный алтарь
Хор собора Санта-Мария-дель-Фьоре, также часто называемый восьмиугольником, расположен под куполом Брунеллески и составляет пресвитеральную часть храма, в которой находится главный алтарь и кресло архиепископа.
83.
Вид на купол Брунеллески со стороны хора.
84*.
На протяжении веков хор претерпевал различные модификации и изменения, которые привели его к его нынешнему облику. Первый, временный, хор был устроен в 1379 г. Главный алтарь был увенчан доссалем св. Зенобия, написанным для церкви Санта-Репарата в 1240-х годах мастером Бигалло. Сейчас этот доссаль выставлен в Музее Оперы-дель-Дуомо.
85.
В марте 1436 г. по причине освящения собора первый вариант хора был снесен. Была заказана модель главного алтаря в натуральную величину, которая использовалась во время литургий. Хор Брунеллески датируется 1437-1439 гг. и был полностью сделан из необработанных еловых досок и имел восьмиугольную форму. Он был ограничен барьером, украшенным лепниной, и сплошным архитравом, увенчанным подсвечниками или статуями ангелов, которые, опираясь на колонны, образовывали своего рода центрическую беседку. Рядом с центром восьмиугольника, у подножия ступеней алтаря, был расположен бадалоне, в то время как главный алтарь был приподнят и помещен ближе к восточной стороне. Хор Брунеллески (который впоследствии был окрашен в зеленый цвет, чтобы скрыть реальный материал, из которого он был сделан) с годами обогатился многочисленной мебелью: балдахином над алтарем (1454), мраморным пьедесталом для распятия, скоординированным с канделябрами (1463), новое и более достойное епископское кресло (1471), полотнище с нарисованными звездами, свисающее с архитрава за креслами каноников (1491). В 1456 г. внутри алтаря в скинии, специально построенной на средства архиепископа Антонино Пьероцци, был помещен крест-мощевик, содержащий многочисленные реликвии, в том числе фрагменты инструментов Страстей Христовых и Животворящего Креста, которые хранились там до 1476 г., когда они были перенесены в Капеллу Реликвий апсиды Креста.
86. Деревянная модель хора Брунеллески работы Франко Гиздулича (2009), выставленная в Музее Оперы-дель-Дуомо.
Поскольку хор Брунеллески находился в плохом состоянии, в 1519 г. было решено снести его и построить новый хор. Работа была поручена Доменико ди Франческо Бачелли под общим руководством Нанни Унгеро и Баччо д'Аньоло, главного строителя собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Новый хор, завершенный в октябре 1520 г., был сделан из белого тополя, окрашенного под мрамор, и имел характеристики, подобные хору XV в.: восьмиугольный в плане, он был ограничен парапетом, по которому шел архитрав, поддерживаемый ионическими колоннами. Пресвитерий был поднят на три ступени выше остальной части хора (который вместо этого был помещен на уровне нефа). Алтарь, в свою очередь, был выше еще на три ступени; на нем было шесть подсвечников и медное распятие. Также был построен новый ореховый бадалон, украшенный инкрустацией и увенчанный скульптурой Agnus Dei.
В 1537 г. великий герцог Козимо I Медичи поручил Баччо Бандинелли создание нового хора. Проект, представленный в виде модели, был составлен Бандинелли вместе с Джулиано ди Баччо д'Аньоло. Вероятно, Баччо Бандинелли сыграл более решающую роль в дизайне, а Джулиано ди Баччо д'Аньоло больше занимался архитектурным проектированием и реализацией деревянных моделей. Строительные работы начались в 1547 г., продолжались после смерти скульптора в 1560 г. и завершились в 1572 г. Однако главный алтарь не был освящен до 8 октября 1604 г., поскольку его стол был поврежден упавшими кусками мрамора с купола после удара молнии в ночь с 26 на 27 января 1601 г.
87. Модель хора Бандинелли работы Франко Гиздулича, выставленная в Музее Оперы-дель-Дуомо.
Хор Баччо Бандинелли и Джулиано ди Баччо д'Аньоло взял за образец хор Филиппо Брунеллески, обогатив его архитектурными элементами и скульптурами классического происхождения. Каждая из восьми сторон была разделена на три части вертикальными секциями ионическими желобчатыми колоннами, помещенными между гладкими колоннами. Архитрав с гладким фризом и карнизом опирался на колоннаду, увенчанную балюстрадным аттиком, и прерывался в соответствии с центральными полями четырех главных сторон, где были построены круглые арки в подражание хору 1520 г. Вдоль всей балюстрады была установлена "решетка из подсвечников, чтобы увенчать хоры огнями".
88.
В проекте Бандинелли был предусмотрен обширное скульптурное офомление хора: вдоль барьеров должен был чередоваться цикл бронзовых барельефов со сценами из Ветхого Завета (первоначально заказанные Бандинелли, затем Бенвенуто Челлини в 1556 г., но фактически так и не выполненные) и мраморные барельефы с Пророками, Апостолами и Святыми, размещенными в основании колонн и столбов.
89.
За главным алтарем лицом наружу (к часовне св. Зенобия) должна была находиться скульптурная группа с Адамом и Евой и деревом греха из каррарского мрамора. На алтаре несколько барельефов со сценами из Страстей Христовых, на столе мертвый Христос, поддерживаемый ангелом (изготовлен в 1551-1552 гг.) и Бог-благословляющий Отец (1556), а также ангелы-подсвечники, изготовленные из терракоты. Стол состоял из двух уровней, расположенных на двух немного разных уровнях, из которых передний (расположенный ниже) использовался для совершения мессы и опирался на четыре пары амфорообразных балюстрад, а задний (расположен выше) включал статую мертвого Христа. На вершине восточной арки, за главным алтарем, размещалось Распятие, выполненное Бенедетто ди Майано.
90. Восточная сторона хора (по модели Франко Гиздулича) со статуями мертвого Христа и Бога-Отца.
Изготовленные скульптуры со временем частично были изъяты из хора и переделаны в другие, например Адам — в Вакха а Ева — в Цереру. В последующие века хор XVI в. не претерпел существенных изменений, за исключением скульптурной группы Адама и Евы и дерева греха, удаленных в 1722 г. по приказу великого герцога Козимо III Медичи из-за полной наготы фигур и позднее замененных на "Пьету Бандини" Микеланджело Буонарроти.
91. Восточная сторона хора (по модели Франко Гиздулича) со скульптурной группой прародителей под сводом.
Начиная с 1838 г. собор Санта-Мария-дель-Фьоре подвергся радикальной внутренней реставрации, которую провел Гаэтано Баккани. Работы были выполнены не на основе историко-филологических критериев, а с чисто эстетическим подходом, с целью стандартизации всех украшений к готической структуре церкви и соответствующей ей жесткой симметрии. В марте 1842 г. был завершен и представлен публике первый этап реструктуризации, а в октябре 1843 г. Баккани представил проект реконструкции хора XVI в., который считался посторонним и загроможденным во вновь открытой чистоте форм готического собора. Работы начались еще до официального одобрения великим герцогом со сноса архитрава с колоннами и завершились 4 февраля 1843 г., когда Леопольд II посетил собор и высоко оценил проделанную работу. Демонтированные элементы были частично проданы, частично утеряны.
92.
Последнее изменение проекта XVI в. было совершено в начале 1850-х годов сносом выступов колонн, перпендикулярных центральным колоннам с каждой стороны (у которых барьер выступал наружу) и последующим удалением двадцати четырех из восьмидесяти восьми барельефов. Евгений Чеккони, архиепископ Флоренции с 1874 по 1888 г., во время своего служения снова освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы , положив внутрь стола мощи Мадонны и святых и мучениц Кристины, Фелиситы и Репараты.
93*. Удаленные барельефы сейчас выставлены в Музее Опера-дель-Дуомо.
Зона хора ограничена мраморным ограждением, построенным Баччо Бандинелли и Джулиано ди Баччо д'Аньоло в XVI в. (которые задумали его как подиум к архитектурному каркасу наверху) и значительно модифицированным Гаэтано Баккани. Ограждение имеет около 1,5 м, а длина каждой из его сторон составляет приблизительно 9,3 м.
94*.
На одной оси с главным алтарем, но в существенно смещенном назад положении, находится ретабло [36] алтаря Бандинелли. Оно изготовлено из мрамора и характеризуется двухцветным эффектом, полученным путем сочетания каррарского мрамора с мрамором Серавецца. Ретабло было установленов 1569 г. на месте запланированных барельефов со сценами из Страстей Иисуса и украшено горельефами с разной тематикой: каждый из шести на лицевой стороне имеет по два бюста молящихся херувимов с фестонами (угловые балюстрады), Покров Вероники (внешние боковые балюстрады) и чашу с воинством (внутренние боковые балюстрады), с отсылкой к Страстям Христовым. На шести горельефах тыльной стороны, помимо фестонов, изображены символы зла, такие как бюсты гарпий и грифонов, которые, возможно, были фоном для Древа Греха. Передняя панель, спроектированная Джулиано ди Баччо д'Аньоло, увенчана шестью латунными канделябрами со свечами. Седьмая свеча расположена на специальном резном деревянном плече, выступающем из лицевой стороны распятия.
95.
В центре доссаля на пьедестале из искусственного мрамора находится Распятие работы Бенедетто да Майано [36], который создал его около 1495 г. Скульптура была выкуплена в 1509 г. у его сына Джованни и помещена на архитрав ограды хора Брунеллески.
96.
В 1510 г. Распятие было расписано в полихромии Лоренцо ди Креди и в том же году было украшено терновым венцом и диадемой из позолоченной меди мастера Микеланджело ди Гульельмо. Скульптура с распятым телом Иисуса размером 190 см в высоту и 170 см в ширину была покрыта патиной под бронзу в 1867 г. Джованни Дюпре. Распятие вернуло свои первоначальные цвета после реставрации, проведенной между 2010 и 2014 гг.
97.
Архиерейское кресло (кафедра) [37] расположено перед доссалем на четырех ступенях, из которых две нижние мраморные, а две верхние расписаны под мрамор. Кресло было создано в XV в. и использовалось до 1918 г., а в 1990 г. было возвращено в собор. Оно состоит из простого сиденья из темного дерева с высокой спинкой и закругленным арочным окончанием, с фигурными снаружи подлокотниками. Кресло лишено особых украшений, так как изначально было обтянуто тканью литургического цвета соответствующего дня. Согласно легендам, кресло также использовалось св. Антонином Пьероцци, архиепископом Флоренции с 1446 по 1459 г., папами Пием VII и Пием IX. По случаю визита папы Франциска в 2015 г. оно было установлено на флорентийском стадионе Артемио Франки для празднования мессы с участием папы.
98.
Главный престол [38] возвышается в центре восьмиугольника и находится на две ступени выше по отношению к пресвитерию; из них верхняя ступень — перемещаемая деревянная, поскольку рядом с северной стороной стола находится южная вершина солнечного гномона работы Паоло даль Поццо Тосканелли, видимая почти целиком в апсиде Святого Креста.
99.
Мраморный алтарь, изготовленный с использованием элементов стола Бандинелли и освященный в 1973 г., состоит из прямоугольного стола, построенного в 1970-х гг., поддерживаемого восемью оригинальными скульптурными вазами. Вазы имеют форму строгой амфоры без особых украшений и относятся к двум типам: четыре боковые характеризуются коротким расклешенным основанием, расширенным туловом, напоминающим лагинос, отчетливым плечом, длинным горлышком с закругленным краем и ленточными ручками с завитками; четыре центральных, напротив, имеют яйцевидное тело, высокую горловину, утолщенный фигурный край и ленточные ручки, оканчивающиеся завитками.
100.
На краю передней стороны пресвитерия слева находится съемный амвон [39], выполненный в 2015 г. скульптором Эцуро Сотоо из смолы с имитацией мраморной патины. Сооружение поставлено на высокую платформу, имеющую форму пяти сторон правильного восьмиугольника, что ставит его на один уровень с пресвитерием, компенсируя разницу в высоте трех ступеней. В нижней части парапета расположены барельефы с изображением символов четырех евангелистов (справа налево): Орел св. Иоанна, Бык св. Луки, Лев св. Марка и Ангел св. Матфея. На переднем плане статуя Ангела Воскресения, увенчанная Флорентийской лилией, поставленной на аналой.
101.
Позади амвона у подножия ступеней пресвитерия стоит канделябр пасхальной свечи [40], который был заказан Гильдией шерсти в 1477 г. Канделябр изготовлен из дерева и первоначально имел ныне утраченную корону из позолоченной меди, состоящую из лилий.
102.
Основание канделябра выполнено из белого мрамора и может быть приписано художнику из мастерской Андреа дель Верроккьо, работавшего в те годы в соборе. Основание имеет форму усеченной пирамиды, опирается на четыре львиные ноги и украшено барельефом с листьями аканта по краям и гирляндами из лавра или оливы. На четырех сторонах соответственно высечены герб Гильдии шерсти, изображающий Агнца Божьего (с запада и юга), крест флорентийского народа (с востока) и лилия Флоренции (с севера).
103*.
Основным звуковым инструментом собора является орган Mascioni opus 805 [41], изготовленный в 1961 г. В период между 1959 и 1962 гг. было принято решение заменить два старинных инструмента новым большим органом с электрической трансмиссией, который был заказан компании Mascioni. Первый элемент для нового органа собора, состоящего из тела внутри корпуса хора и консоли в часовне св. Иакова, был открыт 8 сентября 1961 г. Орган был сильно поврежден во время наводнения 1966 г. и подвергся реставрации и реконструкции, проведенной тем же производителем и завершившейся в 1967 г. После реконструкции инструмент получил 79 регистров и 5033 трубы, распределенных по четырем корпусам и был подключен к двум консолям: основной с четырьмя клавиатурами, расположенной в хоре, и одной вспомогательной с двумя для капеллы св. Иакова.
104.
Орган был еще раз реконструирован и расширен компанией Mascioni в 1991 г., при этом были установлены электронная трансмиссия и новая консоль с четырьмя мануалами, расположенная за пределами корпуса хора. В 2000 г. были добавлены три новых регистра. По окончании этих изменений инструмент получил 6740 труб.
105.
Сиденья, нынешняя структура которых восходит к реконструкции XIX в., разделены на три ряда: верхний состоит из первоначально предназначенных для каноников кресел XVI в. (перестроенных в середине XIX в., чтобы приспособить их к изменившемуся плану хора), а два нижних ряда скамеек предназначались для остальных священнослужителей. Сорок шесть кресел (двадцать пять в северном секторе, двадцать одно в южном) скромной высоты, не превышающей мраморную ограду сзади, и лишены какого-то особого убранства.
106.
От автора: в соборе не были доступны к посещению порядка 70% площади собора. Я не хочу обсуждать причины этих ограничений, но для создания подробного описания был вынужден заимствовать существенное количество фотографий из Википедии, временами подвергнув их довольно сложной обработке. Огромное спасибо их авторам в первую очередь за то, что они как-то смогли попасть в "запретные зоны", сфотографировать их интерьер и выложить для общего доступа. Естественно, на этих фотографиях знак копирайта отсутствует.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.
grigova says:
Юбилейный, 400-й, пост.