Продолжение рассказа об интерьере собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Начало читать здесь.
0. Интерьер собора на картине Франко Борботтони с хором XVI в. до изменений, внесенных Гаэтано Баккани.
Обход церкви продолжим по часовой стрелке, руководствуясь планом собора. Нумерация фотографий сквозная.
00.
В каждой из трибун (апсид) триконха имеется пять боковых часовен, расположенных радиально, освещенных высокими окнами с витражами XV в., дизайн которых, в основном, разработан Лоренцо Гиберти. Под окнами многих часовен боковых трибун находятся фрески с изображением фигур святых, приписываемые Биччи ди Лоренцо (1440), за исключением часовен центральной трибуны, где фрески являются относительно современной работой Артуро Вилиджарди.
Апсида Святого Креста
Левая (северная) трибуна также известна как апсида Святого Креста.
32. Вид на апсиду с балкона купола Брунеллески.
Статуя св. Фомы [11] (Винченцо де Росси, ок. 1573-1590).
33.
В левой часовне [12] северной апсиды хранится панель с изображением св. Иосифа, созданная Лоренцо ди Креди и помощниками.
34.
Под алтарем часовни св. Иакова Зеведеева [13] похоронен кардинал Элиа далла Коста.
35.
Основное украшение капеллы — полиптих Массапагани, написанный Биччи ди Лоренцо в 1427 г. В полиптихе изображена Мадонна-млекопитательница с Младенцем, св. Иоанном Крестителем, св. Люцией, св. Репаратой, св. Зенобием и донатором.
36.
Также в капелле св. Иакова расположен пульт органа собора.
37.
В капелле Реликвий [14] находится мраморный алтарь, изготовленный Андреа Кавальканти по прозвищу Буджиано с бронзовой решеткой, изготовленной Микелоццо.
38.
Табернакль с реликварием.
39.
Вторая часовня справа посвящена Деве Марии Снежной [15].
40.
В этой капелле установлен полиптих из церкви Санта-Репарата, выполненный Джотто и помощниками из его мастерской ок. 1310 г.
41.
Бадалон [16] — большой аналой, на который устанавливаются большие книги (антифонарии, хоралы) для общего чтения во время богослужения.
42.
Левая трибуна содержит в полу солнечный гномон [17] флорентийского астронома и географа Паоло Тосканелли, построенный примерно в 1450 г. и дополненный в 1755 г. градуированной бронзовой линией астрономом Леонардо Хименесом.
43.
Каждый год 21 июня здесь собирается публика и происходит наблюдение летнего солнцестояния. При помощи гномона с точностью до полусекунды определялся полдень местного времени. Эти измерения потребовались Паоло Тосканелли для вычисления длины земного меридиана, а на основании этих вычислений была составлена карта мира в претендующих на достоверность пропорциях.
44.
Статуя апостола св. Андрея [18] (Андреа Ферруччи, 1512-1513) (копия, оригинал в Музее Опера-дель-Дуомо).
45.
Рельеф из глазурованной расписной керамики майолики «Воскресение Христово» [19], изготовленный Лука дела Роббиа ок. 1444 г. и установленный в люнете над дверями в Ризницу мессы.
46.
Ризница Мессы, или ризница служителей [20], знаменита тем, что именно в ней Лоренцо Медичи Великолепный нашел спасение от смерти во время заговора Пацци 26 апреля 1478 г.
Десять бронзовых панелей дверей этой ризницы с изображениями сцен с участием Богоматери с младенцем, св. Иоанна, евангелистов и учителей церкви среди ангелов были выполнены Лукой делла Роббиа (в сотрудничестве с Микелоццо и Мазо ди Бартоломео) в 1445-1477 гг.
47. Верхний ряд: Богоматерь с Младенцем и св. Иоанн Креститель; второй и третий ряд: св. Иоанн, св. Лука, св. Матфей, св. Марк; два нижних ряда: св. Амвросий, св. Григорий Великий, св. Иероним, св. Августин.
Внутри ризницы стоит обратить внимание на деревянные шкафы с инкрустациями, которые были разработаны Алессо Бальдовинетти, Масо Финигуэрра и Антонио дель Поллайоло и реализованы Джулиано и Бенедетто да Майано в 1436-1468 гг. Эти инкрустации являются одними из первых проявлений в Италии подобной техники, связанной с использованием перспективы. Главным образом украшены дверцы шкафов вдоль стены у окна на двух уровнях, увенчанных фризом с изображением херувимов и фестонов. На центральной панели внизу мы видим св. Зенобия и его учеников св. Евгения и св. Крещенцио среди персонажей из Ветхого Завета. Выше изображена сцена «Благовещения».
48.
Мраморный шкаф с деревянными створками (Мино да Фьезоле, 1463-1465).
49.
Мраморный умывальник с двумя путти, сидящими на бурдюке, изготовлен Буджиано в 1445 г. и является близнецом умывальника в ризнице каноников.
50.
Апсида св. Зенобия
Центральная апсида расположена позади главного алтаря и названа в честь св. Зенобия.
51.
Статуя св. Петра [21] (Баччо Бандинелли, ок. 1515) (копия, оригинал в Музее Опера-дель-Дуомо).
52.
Часовня святых апостолов Филиппа и Иакова [22] украшена фреской Артуро Виджиларжи с изображением св. апостола Иоанна Богослова.
53.
Здесь же стоит небольшая переносная консоль управления органом.
54.
Алтарь капеллы св. Петра [23] украшена фреской Артуро Виджиларжи с изображением св. апостола Петра.
55.
Скульптура, изображающая Мадонну с младенцем, приписывается Филиппо Брунеллески и датируется, вероятно, концом второго десятилетия XV в. Она была передана в дар собору в 2011 г. в первую очередь для литургического использования. Скульптура имеет сильное сходство с так называемой Мадонной Фьезоле, также выполненной Брунеллески и датируемой началом того же века. По случаю каких-то торжественных празднеств она выставляется на правой ступеньке пресвитерия.
56.
Часовня в центре, где хранятся мощи флорентийского епископа св. Зенобия, носит его имя [24]. На стене картина «Тайная вечеря», написанная Джованни Бальдуччи.
57.
Главная достопримечательность — бронзовый ковчег работы Лоренцо Гиберти, изготовленный в 1442 г. (по другим данным — в 1432-1435 гг.). Центральная панель изображает «Чудо воскрешения ребенка», которое произошло в городе Борго-Альбизи, где мемориальная доска на Палаццо деи Визаччи до сих пор этот увековечивает эпизод.
58.
На боковых панелях изображены еще два чуда св. Зенобия. Слева он встречает похоронную процессию, сопровождающую тело юноши в телеге и возвращает его к жизни. Справа святой возвращает зрение слепому нищему, пообещавшему в этом случае стать христианином.
59.
Эпиграф на обороте ковчега в честь св. Зенобия сочинен гуманистом и писателем Леонардо Бруни.
60.
Ангелов со свечами в глазурованной полихромной терракоте создал Лука делла Роббиа в 1448 г.
61.
Большой серебряный киворий изготовили Пьетро Такка и Горацио Ванни в 1622-1637 гг.
62.
Авторство дверки с сюжетом «Ужин в Эммаусе» принадлежит флорентийскому ювелиру Бернардо Хольцману.
63.
Верхняя часть кивория напоминает купол флорентийского собора.
64.
Капелла св. Павла [25] украшена фреской Артуро Виджиларжи с изображением св. апостола Филиппа.
65.
Статуя св. Иоанна евангелиста [26] (Бенедетто ди Ровеццано, ок. 1512-1513) (копия, оригинал в Музее Опера-дель-Дуомо).
66.
Рельеф из глазурованной расписной керамики майолики «Вознесение Христа» [27], изготовленный Лука дела Роббиа ок. 1450 г.
67.
В Ризнице каноников, или Старой ризнице [28], установлен мраморный умывальник с двумя путти, сидящими на бурдюке, изготовленный Буджиано в 1445 г. и являющийся почти полным близнецом умывальника в Ризнице месс.
68.
Ризница украшена несколькими картинами.
Архангел Рафаил, Товит и молодой человек-донатор (Франческо Боттичини, ок. 1480-1490). Сюжет картины взят из Книги Товита.
69.
Архангел Михаил (Лоренцо ди Креди и Джованни Чианфанини, 1523).
70.
Пишут, что на стенах ризницы выставлено еще несколько панелей, в том числе «Иисус-Искупитель» (Мариотто ди Нардо, 1404), «Святые и Учителя Церкви» (Мариотто ди Нардо, 1404) и «Три Евангелиста» (Лоренцо ди Биччи). Найти фотографий этих картин мне не удалось.
От автора:
1. в соборе не были доступны к посещению порядка 70% площади собора. Я не хочу обсуждать причины этих ограничений, но для создания подробного описания был вынужден заимствовать существенное количество фотографий из Википедии, временами подвергнув их довольно сложной обработке. Огромное спасибо их авторам в первую очередь за то, что они как-то смогли попасть в «запретные зоны», сфотографировать их интерьер и выложить для общего доступа. Естественно, на этих фотографиях знак копирайта отсутствует.
2. В связи с тем, что информацию, порой противоречивую, по достопримечательностям собора пришлось собирать по крохам в самых различных источниках, в посте вполне вероятны некоторые неточности (надеюсь, что их немного). Если кто-то знает более точную или более подробную информацию, просьба не полениться и прислать мне любым доступным способом. Я с удовольствием подправлю пост.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.