Интерьер собора
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре построен по образцу базилики, но у него нет традиционных осевых апсид, а нефы встроены в восточном конце в триконх, который в плане похож на клевер. Базилика состоит из трех нефов, разделенных большими композитными колоннами, от оснований которых отделяются архитектурные элементы, завершающиеся остроконечными сводами. Размеры собора огромны: наружная длина — 153 м, ширина трансепта — 90 м, ширина нефов — 38 м, высота сводов — 45 м, высота купола изнутри — 90 м, общая высота купола с крестом — 114,5 м, диаметр купола — 42,2 м. Общая площадь — 8300 кв.м. Северная и южная апсиды триконха отстоят друг от друга на 90 м.
1. Интерьер собора на картине Франко Борботтони с хором XVI в. до изменений, внесенных Гаэтано Баккани.
Интерьер, достаточно простой и строгий, производит сильное впечатление воздушной пустоты. Огромные пролеты (всего на три метра ниже сводов собора Бове, самого высокого во французской готике) должны были покрывать огромное пространство с очень небольшим количеством опор.
2*.
Таким образом, неф был задуман как помещение, в котором пустоты преобладали над замечательными архитектурными сооружениями. Ритм опор решительно отличается от "каменного леса", типичного для готического стиля за Альпами, или церквей, следующих этой модели, таких как Миланский собор.
3.
По периметру всей церкви на высоте импоста средокрестия проходит внутренняя галерея на консолях.
4.
Собор не имеет боковых капелл, поэтому внутреннее пространство храма воспринимается особенно обширным и светлым, в том числе из-за больших круглых окон верхнего яруса центрального нефа. Опорные пилоны собраны из раскрепованных пилястр. Тёмный тон известняка "пьетра серена" эффектно контрастирует с побелкой стен.
5*.
Некоторые работы собора вместе с памятниками, посвященными выдающимся людям и военачальникам Флоренции, отражают его общественную функцию. Фактически, в XV в. один из родоначальников итальянского гуманизма эпохи Возрождения флорентийский канцлер Колуччо Салютати хотел превратить его в своего рода Пантеон прославленных флорентийцев.
6.
Пол из полихромного мрамора был разработан Баччо д'Аньоло и завершен с 1526 по 1560 г. его сыном Джулиано, Франческо да Сангалло и другими мастерами.
7*. На фрагменте старинной гравюры художник тщательно изобразил всю схему узоров пола в нефе.
Во время реставрации, проведенной после наводнения 1966 г., было обнаружено, что при создании пола были использованы некоторые мраморные плиты, заимствованные с недостроенного фасада, снесенного в те годы, только перевернутые наоборот.
8. Попробуйте соотнести фотографии фрагментов пола с вышеприведенной схемой.
9.
10.
С точки зрения древности, количества, качества и размера витражей, комплекс фигурных окон является самым богатым в Италии, насчитывая не менее 44 окон.
Окна нефа и трансепта изображают святых и персонажей Ветхого и Нового Заветов. Боковые многостворчатые окна в нефе, самые старые в соборе, датируются концом XIV в.
11*.
Большие круглые окна на барабане купола изображают сцены из жизни Девы Марии. Картоны для этих окон нарисовали главные художники эпохи Возрождения: Донателло, Лоренцо Гиберти, Паоло Уччелло и Андреа дель Кастаньо.
Коронация Богородицы (Донателло, 1434-1437). После того, как началось строительство купола (он был открыт в 1436 г.), Опера дель Дуомо посвятила себя украшению окулюсов барабана циклом витражей на темы историй из жизни Богородицы. Первым был введен в эксплуатацию восточный окулус, лучше всего видимый из нефа над главным алтарем, для которого, как обычно, был объявлен конкурс, в котором участвовали Лоренцо Гиберти, который уже был автором трех окулюсов на контрфасаде, и Донателло, который недавно работал над Канторией дель Дуомо. Они представили проекты картонов, и победителем был выбран проект Донателло. Создание витража началось сразу после оплаты 25 августа 1434 г.; непосредственно по стеклу работали Доменико ди Пьеро да Пиза и Анджело Липпи, завершившие работу только в конце 1437 г. Этот витраж является единственным сохранившимся живописным свидетельством Донателло. К сожалению, витраж находится в очень плохой сохранности; уничтожена большая часть деталей, нанесенных поверх цветного стекла, поэтому сегодня можно судить только об общей композиции.
12.
Успение Богородицы (Лоренцо Гиберти, 1404-1405). Витраж установлен расположен в центральном окне фасада. Он был одним из первых витражей, созданных Гиберти для Флорентийского собора. Со стеклом работал мастер Никколо ди Пьеро. Заказ был завершен к июню 1405 г., когда кузнецу Камбио ди Пьеро заплатили за железные перегородки для витража. В окне изображена сцена Вознесения Марии на небеса, где Иисус ожидает ее среди ангелов с короной в руке. Богородица находится внутри мандорлы с иконической неподвижностью, ее руки соединены и она восходит в окружении ангелов и серафимов у tее ног.
13.
Св. Стефан в окружении четырех ангелов (слева), св. Лаврентий в окружении четырех ангелов (справа) (Лоренцо Гиберти, 1412-1415). Через десять лет после создания самого первого витража Успения Богородицы были заказаны боковые окна-розы фасада тому же художнику и тому же мастеру-стеклодуву. Картоны для обоих витражей были написаны Лоренцо Гиберти, а практическая работа выполнена Никколо ди Пьеро Тедеско. Св. Стефан, узнаваемый по камням на голове, изображен на троне по типичному в XIV в. образу маэсты с двумя симметричными парами ангелов по бокам. Трон имеет форму готической апсиды, с полукруглой формой и тонкими многостворчатыми окнами. Фигура святого более подвижна, чем симметрично расположенный св. Лаврентий, восседающий на троне между четырьмя ангелами, с большей настойчивостью в ритмических складках, расширяющих объем мантии, и в более выступающей форме платформы, которая выходит в нижнюю часть края. Справа святой держит пальмовую ветвь мученичества, а слева он держит знамя с Агнца Божьего, символом Гильдии шерсти и самой Оперы дель Дуомо. Св. Лаврентий узнается по решетке, которую держит ангел слева. Святой изображен без выразительных вытянутостей, с иератической твердостью смотрит прямо на зрителя и держит в правой руке раскрытую книгу.
14.
Вознесение, Молитва в саду и Представление в храме (Лоренцо Гиберти, 1443). Огромные (диаметр от 4,7 до 4,85 м) витражи установлены в барабане собора. Работы со стеклом выполнил мастер Бернардо ди Франческо. По сравнению с первыми окнами на фасаде, все еще сильно готическими по колориту, Гиберти продемонстрировал в окнах барабана достижение нового равновесия, более торжественного и монументального, с более основательной и выверенной структурой в стиле ренессанс. В своих воспоминаниях автор особо отмечает эти три окна: "Я спроектировал много стеклянных окон в той церкви. На галерее три окулюса, нарисованные моей рукой: в одном Христос идет на небо, в другом молится в саду, в третьем его ведут в храм". Украшение окон барабана началось в 1436 г. после завершения купола Брунеллески традиционно после победы в конкурсе: несколько художников представляли цветной картон в натуральную величину, а затем выбирался самый красивый. По результатам состязания Гиберти получил большую часть заказов, но один из них выиграл Донателло, а в 1440-х гг., когда Гиберти был в основном занят дверями баптистерия, он передал работы другим художникам, таким как Паоло Уччелло и Андреа дель Кастаньо.
15*.
Рождество и Воскресение (Паоло Уччелло, 1443). Снятие с креста (Андреа дель Кастаньо, 1444). Первые два витража были спроектированы Паоло Уччелло и изготовлены стеклодувом Анджело Липпи для барабана собора. Уччелло также разработал еще один окулюс на тему "Благовещения", но он, к сожалению, не сохранился. За каждый витраж художник получил плату в 40 флоринов, что лишь немногим меньше стоимости больших фресок художника в соборе. Сюжет "Рождества" традиционен: в центре Младенец, которому поклоняется Мария, пастухи слева, а справа стоит св. Иосиф. На заднем плане бык и осел, а вверху, над разрушенной крышей хижины, видна Вифлеемская звезда. В сюжете "Воскресения" Христос показан поднимающимся из открытого гроба с отодвинутой влево крышкой между двумя крыльями, состоящими из спящих воинов и некоторыми синтетическими обозначениями ландшафта: персиковым деревом и отколотым камнем. Христос выгнут вперед от движения, в белом одеянии с развевающимися на ветру цветами. Лучи исходят от его тела, одна рука поднята и показывает знак распятия, а другая опущена в сторону и держит знамя крестоносца. Перспективный ракурс саркофага — первый пример перспективы в витраже. При изображении "Снятия тела Иисуса с креста" художники домысливали участников, так как в Евангелиях сообщается только об Иосифе Аримафейском. Действующие лица обычно аналогичны участникам погребения Христа: Иосиф Аримафейский, Никодим, Иоанн Богослов, Богородица и жены-мироносицы.
16*.
Устроим обход церкви по часовой стрелке, начиная от контрфасада, руководствуясь планом собора. Римскими цифрами обозначены отдельные секции боковых стен нефа.
17.
Северная стена нефа
Вид на секцию [I] северной стены нефа
18.
Бюст Арнольфо ди Камбио [1] (Аристодемо Костоли, 1843) вместе с мраморной эпитафией является одним из нескольких однотипных памятников в нефе собора, посвященных известным людям Флоренции.
19.
Статуя Иисуса Навина [2] была начата Донателло (голова, предположительно, изображена Поджо Браччолини), в основном выполненная Нанни ди Бартоло в 1415 г. и завершенная Бернардо Чуффаньи.
20.
Бюст архитектора Эмилио де Фабриса [3] (Винченцо Консани, 1887), в 1876-1887 гг. создававшего фасад собора.
21.
На колонне между секциями I и II нефа установлена панель с золотым фоном [4], на которой изображен сидящий на троне св. Зенобий с преклонившими колени св. Кресценцием и св. Евгением, написанная Джованни дель Бьондо в конце XIV в. В другом источнике панель называется "Св. Зенобий попирает Гордость и Жестокость", но мне такое название кажется маловероятным.
22.
Вид на секцию [II] северной стены нефа. Особо стоит отметить две фрески, изображающие памятники героическим фигурам на триумфальных конях. Обе представляют собой неопределенную перспективу с двумя разными точками схода для пьедестала и конной статуи. Кроме того, изображенные лошади фактически не могли бы стоять, поскольку одновременно подняты обе ноги с одной стороны.
23.
Бюст известного соборного органиста Антонио Скварчалупи [5] (Бенедетто да Майано, 1490) с эпиграфом, приписываемым Аньоло Полициано.
24.
Конный памятник Никколо да Толентино [6] (Андреа дель Кастаньо, 1456) является аналогом близлежащего памятника Джованни Акуто. Кенотаф командующего армией Флорентийской республики во время битвы при Сан-Романо в 1432 г. в рамках проекта, посвященного общественной деятельности собора Санта-Мария-дель-Фьоре, с памятниками выдающимся личностям и военачальникам Флоренции. Монумент исполнен в монохромной палитре, имитирующей мраморную скульптуру. На классическом саркофаге-постаменте, окруженном двумя обнаженными юношами с геральдическими гербами по бокам, стоит грандиозный конный монумент, обособленный от фона резким очертанием. Он следует другой перспективе относительно саркофага. Животное огромного и неукротимого вида, вдохновленное древней головой коня Риккарди и памятником Гаттамелате Донателло.
25.
Вид на секцию [III] северной стены нефа
26.
Необычный стенописный памятник английскому кондотьеру Джону Хоквуду (Джованни Акуто), сражавшемуся на стороне Флоренции [7] (Паоло Уччелло, 1436). При работе над памятником Уччелло исходил из древних образцов, а также следовал за более ранней композицией, выполненной в соборе живописцами Аньоло Гадди и Джулиано д'Арриго. Он имитировал средствами почти монохромной росписи с эффектами кьяроскуро скульптуру "кавалло" — распространённых в Италии конных монументов-надгробий, восходящих к античным саркофагам и конной статуе Марка Аврелия на Кампидолио (Капитолийском холме в Риме). С помощью незадолго до этого разработанных, прежде всего самим Уччелло, приёмов прямой линейной перспективы художник попытался перенести на стену собора ощущение трёхмерности изображения. Уччелло свободно сочетал в своей композиции две разные перспективы: одну для коня и всадника (представленных в чистом профиле, как бы на уровне глаз зрителя), другую для постамента (при точке зрения снизу), вероятно, пытаясь, избегая перспективных искажений в изображении самой статуи, одновременно придать бóльшую монументальность целому. В 1524 г. Лоренцо ди Креди добавил к фреске пышную раму с канделябрами.
27.
Статуя короля Давида [8] (Бернардо Чуффаньи, 1434) ранее была установлена на античном фасаде собора.
28.
Вид на секцию [IV] северной стены нефа.
29.
"Данте с Божественной комедией" (полное название: "Данте с книгой Комедии, тремя королевствами и городом Флоренцией) [9] — картина темперой на холсте (232×292 см), написанная Доменико ди Микелино по картону Алессо Бальдовинетти и датированная 1465 г. Неоготическая рама, вероятно, восходит к XIX в. Оригинал хранится в Музее Дуомо.
В центре изображен Данте в длинной красной тунике, на голове у него шаперон с лавровым венком; в левой руке открыта Божественная комедия, а по правую сторону картины — потусторонние миры, описанные в поэме: внизу слева яма Ада, затем гора Чистилища и, наконец, концентрические небеса Рая. Справа вид Флоренции, окруженной ее стенами, в которой можно узнать Дуомо с куполом и колокольню, башню Барджелло и Палаццо деи Приори, колокольню Бадиа Фиорентина и кампанилу Санта-Мария-Новелла. Следует отметить, что на этом изображении уже изображена лантерна Дуомо, завершенная в 1461 г., и шар с золотым крестом, наверняка уже описанный в проекте, но поставленный на место Верроккьо лишь в 1468-1472 гг.
30.
В колоннах, поддерживающих купол, устроено восемь однотипных ниш, в которых находятся статуи апостолов, созданные в XVI в. Изначально серия из двенадцати скульптур была заказана Микеланджело, но до того, как папа Юлий II пригласил мастера в Рим, художник успел начать ваять только св. Матфея (сегодня выставлен в Галерее Академии). Долгое время напрасно дожидаясь возобновления выполнения заказа, Гильдия шерсти, курирующая строительство Дуомо, была вынуждена доверить изготовление цикла скульптур другим художникам.
Статуя апостола св. Иакова Зеведеева [10] (Якопо Сансовино, ок. 1511-1515) (копия, оригинал в Музее Опера-дель-Дуомо).
31.
От автора: в соборе не были доступны к осмотру порядка 70% площади собора. Я не хочу обсуждать причины этих ограничений, но для создания подробного описания был вынужден заимствовать существенное количество фотографий из Википедии, временами подвергнув их довольно сложной обработке. Огромное спасибо их авторам в первую очередь за то, что они как-то смогли попасть в "запретные зоны", сфотографировать их интерьер и выложить для общего доступа. Естественно, на этих фотографиях знак копирайта отсутствует.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.