Флоренция. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Часть 2

В этой части пойдет рассказ о фасаде собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

1. Исторический экскурс
Фасад собора Санта-Мария-дель-Фьоре был, пожалуй, самым выстраданным элементом в истории строительства флорентийского кафедрального собора. Строительство первого варианта фасада было начато до XV в. под руководством архитектора Арнольфо ди Камбио и остановилось, вероятно, на высоте около 10 м. Это творение было украшено разнообразными важными скульптурами.
1.

К сожалению, в архивах не сохранились подробные чертежи Арнольфо ди Камбио, поэтому исследователи вынуждены руководствоваться несколькими художественными изображениями фасада, из которых самым подробным является рисунок Бернардино Поччетти.
2.

К счастью, большинство скульптур сохранилось до наших дней. На основании имеющихся изображений фасада и сохранившихся скульптур был создан его макет по гипотетическому проекту Арнольфо ди Камбио.
3.

Сотрудники Музея произведений искусства Собора проделали гигантскую работу по возможно полному воссозданию старого фасада. В итоге посетители музея могут самым внимательным образом рассмотреть полноразмерный макет, украшенный оригинальными скульптурами того времени. Об этом макете я уже подробно рассказывал, поэтому не буду повторяться.
4*.

В 1587 г. великий герцог Тосканы Франческо I приказал придворному архитектору Бернардо Буонталенти разобрать фасад и построить его заново. Непонятно, зачем Франческо I принял такое решение: возможно, это было его намерение развить политику общественных работ, чтобы справиться с нищетой, последовавшей за голодом 1586 г. Другие приписывают влияние Буонталенти и Бенедетто Угуччони, желавших придать храму "современный" фасад.
5. Проект Бернардо Буоталенти

В том же году был объявлен конкурс, в котором приняли участие крупнейшие современные художники того времени, представившие модели из дерева и рисунки, которые сейчас выставлены в Музее Дуомо. Конкурсные работы, каждая из которых предлагала богатое декоративное оформление со статуями, рельефами и картинами, выполнили Джованни Антонио Досио, Джованни Медичи, Бернардо Буонталенти (два проекта), Чиголи и Джамболонья. Однако конкурс заглох сам по себе, так как уже 17 октября 1587 г. великий герцог умер то ли от малярии, то ли после отравления.
6. Проект Джованни Антонио Досио

В XVII в. Фердинандо II Медичи возобновил строительство, но не стал объявлять новый конкурс, а выбрал уже готовую модель, подготовленную в 1587 г. Джованни Антонио Дозио. Это волюнтаристическое решение вызвало широкие протесты профессионалов и граждан настолько, что в 1635 г. художниками Академии художеств была создана новая модель фасада, характеризующаяся тремя уровнями и богатым орнаментом. Реализация проекта была поручена архитектору Герардо Сильвани. Однако вскоре работы были прерваны из-за возникших вскоре конфликтов между Сильвани и президентом Академии Джованни Баттиста Пьератти. Окончательно строительство было прервано в 1639 г. Заметим, что ни один из этих проектов XVI-XVII в. не заботился о гармонизации фасада с готической структурой церкви и с ренессансным куполом, а также о его пространственной связи с окружающими зданиями.
7. Проект Академии художеств

Нельзя сказать, что все это время главный собор Флоренции стоял "голым". Несколько раз его украшали различными временными фальшфасадами, как правило, из дерева, расписанного холста и гипса, возводившимися по случаю торжественных мероприятий. Первый был создан в 1589 г. к свадьбе Фердинандо I Медичи с Кристиной Лотарингской и включал в себя полотна, лепнину, картины и статуи. Второй был подготовлен к прибытию в город Маргариты Луизы Орлеанской, которая в 1661 г. вышла замуж по доверенности за Козимо III Медичи. Третий фальшфасад был возведен в 1688 г. в честь брака принца Фердинанда с Виолантой Баварской. Последнее украшение, оштукатуренное и расписанное по проекту Эрколе Грациани младшего, просуществовало, все более выцветая, до XIX в.
8. Гравюра 1733 г. Бернардо Сансоне Сгрилли, на которой изображен третий вариант фальшфасада.

В первой половине XIX в. в очередной раз актуальным стал вопрос создания нового фасада. Свои проекты в инициативном порядке предлагали многие архитекторы, в том числе Джованни Баттиста Сильвестри, Гаэтано Баккани, Луиджи де Камбре Диньи, Никколо Матиас (автор фасада Санта-Кроче), Франческо Леони, Игнацио Вилла, Мариано Фальчини и Паскуале Поччанти. Более того, 22 апреля 1860 г. прошла символическая церемония, на которой король Виктор Эммануил II заложил первый камень нового фасада, хотя до начала работ пройдет еще много лет.

Первый конкурс на строительство был объявлен в 1861 г. Несмотря на большое количество рассмотренных работ, комиссия так и не определила ни одного победителя, ограничившись указанием лишь нескольких достойных проектов. В 1864 г. состоялся новый конкурс, на котором было рассмотрено 43 различных проекта различных стилей. После предварительного анализа из представленных рисунков достойными обсуждения были признаны только пятнадцать. В итоге победителем второго конкурса стал Эмилио де Фабрис с трехстворчатым проектом, вдохновленным готикой XIV в., но результат подвергся резкой критике и вызвал серьезные споры внутри комиссии в первую очередь по вопросу необходимости боковых створок, перекрывающих вид на купол Брунеллески.
9. Проект Эмилио де Фабриса.

После продолжительных споров в 1865 г. был объявлен третий конкурс, на который 39 участников предложили 45 проектов. Комиссия заседала два года, и в 1867 г. опять с небольшим перевесом голосов признала победу за Эмилио де Фабрисом. После этого еще три года шли бурные дискуссии и доработки проекта, и только 4 июля 1870 г. Эмилио де Фабрис был официально назначен "Архитектором фасада Санта-Мария-дель-Фьоре".
10. Два варианта проекта де Фабриса

Несмотря на вроде бы окончательное решение, споры по вопросу увенчания створками никак не утихали. Несмотря на неопределенность, связанную с типом коронки, строительные работы начались в 1876 г. по проекту победителя и были завершены Луиджи Дель Моро, взявшим на себя руководство на строительной площадке после смерти де Фабриса. Для решения вопроса о короне типа шпиля или базилики, обе версии были возведены одновременно, а затем окончательное решение флорентийцы приняли сами на всенародном референдуме.

Имеющиеся противоречия нельзя оправдать только эстетическими соображениями, ведь в этой области были и символические аспекты, делавшие ее национальной проблемой, тем более что Флоренция в те годы была столицей Италии. Позитивистская мысль, по существу светская, поддерживала форму базилики, в то время как более традиционные католики поддерживали трехстворчатый выбор отчетливо готической матрицы. Фактически это был конфликт между государством и церковью, кульминацией которых стало взятие Рима в 1870 г. Как и следовало ожидать, в том числе из-за развития политической ситуации, в итоге был выбран вариант с галереей.
11. Фаза "нерешительности".

В последующие годы строительство фасада продолжалось непрерывно, несмотря на периодические подписки, вызванные экономическими трудностями: гербы и имена, украшающие фасад, принадлежат многочисленным благотворителям компании.
12.

Большие средства на эти работы предоставил в том числе и русский промышленник и меценат П.П. Демидов, ставший почётным гражданином Флоренции. Де Фабрис не дожил полгода до 5 декабря 1883 г., когда фасад был представлен публике, однако официального открытия с властями пришлось ждать до 12 мая 1887 г.
13.

2. Описание фасада
Главный, западный фасад храма представляет собой своеобразную стилизацию XIX в. под готический стиль: три портала со стрельчатыми вимпергами, три окна-розы, большое и два малых. В рельефах тимпанов вимпергов представлены сюжеты из жизни Девы Марии: в центральном портале Мадонна во Славе (Магнификат); в люнетах порталов, слева направо, — мозаичные композиции: Милосердие с покровителями города и Вера с представителями гильдий. В верхней части фасада, под арочным карнизом наподобие машикулей в нишах расположены статуи апостолов, в центре — Мадонна с Младенцем. В квадратных кессонах над центральной розой расположены бюсты великих художников прошлого, а в центре тимпана центрального фронтона — тондо с изображением Бога-Отца работы Аугусто Пассальи. Многоцветная мраморная конструкция хроматически гармонирует с соседними постройками, колокольней и баптистерием, но выдает свою современность в подчеркнутом декоративном богатстве, характерном для XIX в. Кроме того, по сравнению с боковыми стенами собора, по патриотическим соображениям, связанным с триколором недавно воссоединившейся Италии, помимо белого каррарского и зеленого из Прато использовалась большая доля красного сиенского мрамора.
14*.

Скульптурное оформление и строительство бронзовых дверей заняли еще двадцать лет под руководством Луиджи Дель Моро. Доминирующей темой украшения является примитивный арнольфовский фасад как дань уважения Марии как посреднику Спасения, связанная с циклом колокольни Джотто или, скорее, с христианством как двигателем человеческой истории. Существенная часть скульптур изготовлена Аугусто Пассалья, второстепенным художником, который, возможно, при распределении заказов воспользовался влиянием на флорентийскую курию своего двоюродного брата Карло Пассальи, одного из наиболее известных богословов, поддерживавших объединение Италии в середине XIX в. На декоративном плане изображены святые и сюжеты Священного Писания, соединенные с настоящей галереей выдающихся людей (художников, писателей, ученых и политиков), отличившихся во имя веры.
15*.

Для дальнейшего описания отдельных деталей фасада предлагаю воспользоваться схемой, найденной в Википедии и подправленной после обнаружения нескольких ошибок. В квадратных скобках далее буду указывать номер, соответствующий этой схеме.
16.

Фасад можно разделить на три больших горизонтально разделенных участка-яруса: верхний, на венце и вокруг главного круглого окна-розы; средний, с серией статуй Мадонны и апостолов в нишах; и нижний, соответствующий порталам.

Фигура Вечного Отца [1] (Аугусто Пассалья) на фронтоне представляет собой кульминацию всего иконографического изображения фасада и в целом максимальное устремление верующих христиан. Бог представлен в треугольнике, символизирующем Троицу, с жестом милосердного благословения и держащим книгу с альфой и омегой, что указывает на то, что Вечное является первым началом и окончательным концом всего.
17.

Под ним находятся горельефные бюсты в четырехугольниках художников, которые благодаря религиозному вдохновению создали грандиозные произведения сакрального искусства в литературе, музыке, архитектуре, живописи и скульптуре. Почти все они флорентийцы или, по крайней мере, тяготеющие к флорентийской сцене (например, Рафаэль).
18.Слева направо изображены: Филиппо Брунеллески [2] (Джованни Джованнетти); Арнольфо ди Камбио [3] (Чезаре Зокки); Микеланджело Буонарроти [4] (Антонио Бортоне); Андреа Пизано [5] (Данте Содини); Франческо Петрарка [6] (Лот Торелли); Данте Алигьери [7] (Чезаре Фантаккиотти); Св. Амвросий [8] (Данте Содини); Гвидо д'Ареццо [9] (Рафаэлло Пальячетти); Джованни Пьерлуиджи Палестрина [10] (Рафаэлло Романелли); Фра Беато Анджелико [11] (Ринальдо Карниело); Леонардо да Винчи [12] (Чезаре Фантаккиотти); Рафаэль Санти [13] (Джованни Маджи); Джотто ди Бондоне [14] (Антонио Бортоне); Андреа Орканья [15] (Адольфо Галдуччи). К сожалению, барельефы под номерами 2, 3, 14 и 15 в кадр не поместились.

Вокруг главного круглого окна-розы установлены другие бюсты важных персонажей, преуспевших в различных науках.
19. Паоло Тосканелли (математика) [16] (Адольфо Галдуччи); Америго Веспуччи (география и история) [17] (Адольфо Галдуччи); Филиппо Сколари (военная наука) [18] (Аугусто Пассалья); Никколо Аччайоли (управление государством) [19] (Аугусто Пассалья); Галилео Галилей (физика и астрономия) [20] (Адольфо Галдуччи); Марсилио Фичино (философия) [21] (Адольфо Галдуччи).

Ниши соединительной полосы между нижним и верхним ярусами занят статуей Мадонны с младенцем в центре, с атрибутом Regina Apostolorum, и статуями двенадцати апостолов, выполненных разными скульпторами.
20. Св. Матфей [22] (Аугусто Пассалья); св. Варфоломей [23] (Чезаре Фантаккиотти); св. Филипп [24] (Луиджи Картей); св. Симон Канаит [32] (Ринальдо Карниело); св. Иуда Фаддей [33] (Урбано Луккези); св. Матфий [34] (Этторе Ксименес).

21. Св. Иоанн Богослов [25] (Пьетро Коста); св. Андрей [26] (Рафаэлло Пальячетти); св. Петр [27] (Эмилио Галлори); Мадонна с младенцем на троне со скипетром из цветов [28] (Тито Саррокки); св. Иоанн [29] (Чезаре Зокки); св. Фома [30] (Джованни Пагануччи); св. Иаков Алфеев [31] (Антонио Бортоне).

В нишах контрфорсов размещены сидящие статуи персонажей церкви, связанных с основанием или освящением собора. Они идентифицированы по именам под нишами и, помимо прославления истории собора и Флорентийской церкви, намекают на церковную иерархию, представляя папу, кардинала, архиепископа и епископа. Под ними, у основания ниш, Джованни Маджи изваял ангелов, держащих символы, намекающие на семь таинств.
22. Кардинал Пьетро Валериани [35] (Сальвино Сальвини) как легат папы Бонифация III участвовал в церемонии закладки первого камня в основание собора. Свадебный ангел с кольцом в левой руке [36]. Епископ Агостино Тиначчи [37] благословил закладку столбов собора в 1357 г. (Улисс Камби). Ангел рукоположения и крайнего помазания держит сосуд со святым маслом [38]. Папа Евгений IV [39] освятил собор в 1436 г. (Винченцо Консани). Ангел покаяния и Евхаристии [40] держит ключи св. Петра. Архиепископ св. Антонин [41] благословил купол и начало работы над лантерной (Антонио Бортоне). Ангел крещения и конфирмации [42] держит сосуд с миром.

В тимпане центрального выступа установлена "Слава Марии" [43] работы Аугусто Пассалья. Подобно Ноеву ковчегу, спасшему жизнь от потопа, Мадонна несла в себе Спасителя, став "соискупительницей". Выше голубь Святого Духа несет оливковую ветвь. Вокруг Марии гонфалоньеры и настоятели Флоренции во время возведения нового собора отдают ей дань уважения, а она восседает в мандорле среди ангелов. Слева — папа Калликст III, Христофор Колумб и отец Хуан Перес, монах, который был посредником между исследователем и королевой Кастилии Изабеллой (по этой причине они оба держат руку на глобусе). Справа св. Екатерина Сиенская и папа Пий V под алтарем с Агнцом Божьим на томе Апокалипсиса с семью печатями. По бокам алтаря бюсты Иуды и Иакова, вождей племен, от которых произошли Мария и Иисус. Слева и справа у фронтона группы еврейских священников [44] и [45] со священными трубами, разрушившими стены Иерихона.
23.

В люнете над главным порталом мозаика "Иисус на троне и святые" [B] (Николо Барабино). Оригинальный картон выставлен в Музее Оперы дель Дуомо. У ног Иисуса на троне на первой ступеньке преклоняют колени Дева Мария и св. Иоанн Креститель. Слева св. Юлиана Фальконьери, св. Умилиана-де-Черки, св. Лаврентий, папа Виктор I (покровитель короля Виктора Эмануила II); справа — св. Анна, епископ св. Бернардо дельи Уберти и св. Мария Магдалина де Пацци.
24.

В архивольте, обрамляющем люнет, барельефы с изображениями флорентийских святых, выполненных Аугусто Пассалья: св. Филиппо Бенизи [46]; бл. Ипполито Галантини [47]; св. Андрей Корсини [48]; св. Иоанн Гуальберт [49]; св. Филипп Нери [50].
25.

Большая бронзовая дверь центрального портала изготовлена Аугусто Пассалья в 1899-1903 гг. и украшена сценами из жизни Мадонны. Над дверью барельеф св. Иосифа [51], мужа Девы Марии, с лилией в руках.
26*.

В створках бронзовых дверей [D2] разворачиваются истории из жизни Девы Марии в дверях. Здесь представлены Вознесение Богородицы и Коронация Мадонны в окружении фигур пророков, сивилл, святых и поющих ангелов.
27.

На пилонах центрального портала находятся статуи св. Репараты [56] и св. Зинобия [63], изготовленные Амалией Дюпре. Над статуями барельефы св. Мина Флорентийского [55] и св. Ромула из Фьезоле [62], созданные Аугусто Пассалья.
28.

В украшении центрального портала участвуют еще несколько статуй и барельефов. Слева можно увидеть (сверху вниз): папа св. Григорий VII [52], поднявший рукой к небу, знаменуя постоянное противодействие симонии, с которой он боролся во время своего папства (Фортунато Галли); папа св. Каликст I [53], представленный свитком, потому что в катакомбах св. Каликста было найдено самое древнее изображение Девы Марии (Данте Содини); папа св. Целестин I [54], созвавший Эфесский собор, который боролся с ересями и прославлял культ Марии (Данте Содини); пророк Исайя [57] (Аугусто Пассалья) и царь Давид [58] (Аугусто Пассалья).
Справа расположены: папа св. Лев I Великий [59], представленный в акте остановки гуннов; он был выбран в общей теме, потому что он боролся с несторианской ересью (Рафаэлло Романелли); св. Бонавентура [60], написавший Псалтырь Марии (Данте Содини); св. Иероним [61], защищавший непорочность Марии (Данте Содини); пророк Моисей [64] (Аугусто Пассалья) и царь Соломон [65] (Аугусто Пассалья).
29*.

Тимпан левого портала увенчан статуей Аарона [66] (Джованни Баттиста Тассара). Присутствие Аарона и Самуила в верхней части боковых порталов связано с темой Мадонны как "Ковчега". Фактически Аарон управлял древним священством вокруг "Ковчега древнего Завета", то есть хранил скрижали Заповедей. Христос Страстей [67] (Аугусто Пассалья). Христос представляет после Аарона продолжение вечного священства. Ангелы в треугольниках фронтона выполнены Джованни Пагануччи и несут символы Страстей: стол INRI, три гвоздя и терновый венец.
30.

Центральным элементом в люнете левого портала является мозаика "Милосердие с представителями флорентийских учреждений социальной помощи" [A], созданная по картону Никколо Барабино. Олицетворение Милосердия восседает на троне, у основания которого изображены гербы основных флорентийских благочестивых учреждений, основанные персонажами по бокам. Слева священник Филиппо Франци (его лицо скрыто, потому что неизвестно), который основал приют Кварконии; Фолько Портинари (в красной шапочке), основатель больницы Санта-Мария-Нуова и фра Пьетро да Верона, который вдохновил основание Компания дель Бигалло; справа меценаты Бонифачо Лупи (в костюме мэра), который пожертвовавший на больницу Бонифачо; Симоне ди Пьеро Веспуччи (в красном одеянии) — на старую больницу Сан-Джованни-ди-Дио; Пьеро ди Лука Борси — на архибратство Милосердия и фра Бернардино да Фельтре (немного виден на заднем плане) — на Монте-ди-Пьета.

В архивольте, обрамляющем люнет, слева и справа барельефы ангелов, поющих Славу [68-70] и [72-74] (Джованни Пагануччи). Св. Захарий [71], держащий кадило, потому что в Храме ему было видение о рождении его сына Иоанна Крестителя, предтечи Иисуса (Джованни Пагануччи); св. Марк [75], который в своем Евангелии повествует о распятии и вознесении Иисуса (Аугусто Пассалья).

По бокам от люнета в пинаклях установлены статуи, изображающие Адама [76] и Еву [77], выполненные Лотом Торелли. Оригиналы статуй находятся в Музее Опера-дель-Дуомо, здесь же находятся копии, выполненные Марчелло дель Колле.
31.

В створках двери левого портала [D1] разворачиваются истории из жизни Девы Марии: "Представление младенца Марии в Храме" и "Брак с Иосифом" между четырьмя фигурами Добродетели: Умеренности, Смирения, Веры и Благоразумия. Дверь, также как в центральном портале, изготовил Аугусто Пассалья.
32*.

На пилонах левого портала можно увидеть восемь Ангелов, поющих Славу [78-85], созданные Джованни Пагануччи.
33.

34.

Тимпан правого портала увенчан статуей пророка Самуила [86] (Джованни Баттиста Тассара).Самуил принес Ковчег Завета обратно в землю Израиля. У него в руках кувшин с миром, и он хочет помазать лоб Давида, чтобы посвятить его в цари еврейского народа.
35.

Богоматерь скорбей [87] (Эмилио Галлори) является своего рода дополнением к аналогичному барельефу в левом портале "Ecce Homo". В треугольниках ангелы с цветами (марианскими розами), вылепленные Чезаре Зокки.
36.

Центральным элементом в люнете правого портала является мозаика "Вера среди представителей искусств Флоренции" [С], созданная по картону Никколо Барабино. Олицетворению Веры поклоняются представители гильдий Флоренции, которые своей деятельностью принесли городу богатство и способствовали строительству священных зданий, в том числе и собора. У основания трона помещены гербы некоторых основных гильдий: слева, на коленях, представитель Гильдии шерсти с тюком шерсти, за ним следуют представители Гильдии менял и ювелиров (с книгой), Гильдии врачей и аптекарей (в одеяниях из горностая), Гильдии оружейников и мечников; справа представители Гильдии Судей и Нотариусов и Гильдии Шелка (с тканью). По бокам от люнета в пинаклях установлены статуи, изображающие Авраама с бараном у ног [96] и Сару с молодым Исааком [97], выполненные Адриано Чечони.
37.

В архивольте, обрамляющем люнет, слева и справа барельефы ангелов, изготовленные Эмилио Галлори и Чезаре Зокки: Ангел апокалипсиса (с косой) [88]; Архангел Михаил (с мечом и нагрудником) [89]; Ангел, освободивший св. Петра (с ключами и цепями) [90]; Ангел Воскресения (с черепом и пальмовой ветвью мученичества) [92]; Архангел Рафаил (с рыбой, которой он излечил Товия, сына Товита) [93]; Архангел апокалипсиса (опрокидывающий чашу гнева, с которой начинается конец времен) [94]. По центру над мозаикой барельеф св. Елизаветы — матери св. Иоанна Крестителя, предтечи Христа [91] (Эмилио Галлори).
38.

В архитраве над правыми дверями установлен барельеф св. Луки, который вместе с Девой Марией написал Магнификат и ангельское приветствие Аве Мария [95]. В створках правой двери [D3], созданной Джузеппе Кассиоли, разворачиваются Истории из жизни Девы Марии, которые показывают независимый путь Спасения (сюжеты расставлены без какой-либо логической или временной привязки): Первородный грех (слева вверху), Успение Богородицы (слева посередине), Бегство в Египет (слева внизу), Встреча Марии и Елизаветы (справа вверху), Рождество Марии (справа посередине) и Благовещение (справа внизу). Рамы дверей украшены спиралями, фигурами добродетелей в полный рост и отдельными головами, наподобие дверей баптистерия Лоренцо Гиберти. Отдельно стоит обратить внимание на автопортрет Кассиоли, изобразивший себя задушенным змеей, что символизирует трудности и резкую критику, значительно усложнившие реализацию двери.
39*.

На пилонах правого портала можно увидеть восемь Падших ангелов (демонов) [98-105], созданных Эмилио Галлори и Чезаре Зокки.
40*.

Примечание: некоторые статуи на момент фотографирования на фасаде отсутствовали, скорее всего, они были переданы на реставрацию. Однако я все равно дал их описание в надежде, что они будут возвращены на место.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.