Аббатство Санта-Мария во Флоренции, более известное как Бадия Фиорентина, является важным католическим храмом, расположенным в самом сердце древнего города напротив Барджелло и посвященным Деве Марии. «Бадия» — это популярное в итальянском языке сокращение слова «аббатство». Во Флоренции и ее окрестностях было пять аббатств, расположенных по сторонам света: Бадия-Физолана на севере, Бадия-а-Сеттимо на западе, аббатство Сан-Миниато на юге, Бадия-а-Риполи на востоке и Бадия Фиорентино в центре.
1.
Изначально на этом месте существовала очень древняя церковь Санто-Стефано, известная как «дель-пополо», о чем упоминается уже в 960 г., когда она была продана частным лицом Вилле ди Тоскане, матери маркграфа Уго I, для постройки вокруг нее бенедиктинского аббатства, позже названное Бадия Фиорентина. Первобытная церковь расположена там, где сегодня стоит часовня Пандольфини, рядом с главной церковью, перестроенной в эпоху Возрождения по проекту Бенедетто да Ровеццано.
2.
Уго, ставший маркграфом Тосканы, щедро увеличил пожертвования своей матери, и память о нем была настолько увековечена на протяжении веков, что до сих пор каждое 21 декабря в церкви проводится месса в честь благородного благодетеля. С помощью других крупных пожертвований, а также привилегий, предоставленным папами и императорами, аббатство купило или унаследовало различные окружающие его владения, где монахи открыли свою деятельность в качестве иллюстраторов, переплетчиков и книготорговцев и прославили район производством, связанным с изготовлением книг и пергаментов.
3. Изображение церкви в Кодексе Рустичи
В 1285 г. церковь подверглась радикальной реконструкции в готическом стиле архитектором Арнольфо ди Камбио, который изменил ее ориентацию на запад в сторону Виа дель Проконсоло. Ориентация стала более традиционной: задние окна выходили на восток, чтобы каждое утро получать солнечный свет. С улицы Виа дель Проконсоло и сейчас хорошо видны профили готических окон, теперь слепых, и внешняя стена апсиды, на которой размещено строение нынешней церкви. В то время в церкви было три нефа, и ее внешний вид был очень красочным: пол из цветной керамики, некоторые следы которого были обнаружены во время раскопок, был более старым, чем у баптистерия. Потолок был оснащен фермами, также покрытыми орнаментальными мотивами, которые все еще сохранились за пределами сегодняшнего кессонного потолка. Кроме того, стены церкви стали украшать фресками.
4.
Церковь была тесно связана со знаменитым поэтом Данте Алигьери. Здесь, согласно Vita Nuova, Данте во время мессы впервые увидел Беатриче Портинари. Позже Боккаччо давал в этой церкви знаменитые чтения Божественной комедии.
5. Мемориальная табличка на монастыре со стороны виа Алигьери с цитатой из Данте
Колокольня, построенная в 1310-1330 гг., со шпилем и шестиугольным основанием является известной точкой городского профиля и выделяется между квадратными башнями Палаццо Веккьо и Барджелло. На протяжении веков ее колокола отмечали время по всему городу. В 1307 г. колокольня была наполовину снесена, чтобы наказать монахов, не желавших платить городской налог, но, тем не менее, в начале 1330 г. башня была восстановлена. Его высота составляет сейчас около 70 м.
6.
Фрески, украшавшие стены, в основном относятся к XIV в. Под белой штукатуркой XVII в. были обнаружены большие части живописи, особенно части изображения Фиваиды на сегодняшнем контрфасаде и в так называемой «часовне Сан-Бернардо», которая когда-то находилась во главе левого нефа. Скрытые фрески были обнаружены и в полости задней части церкви. Среди художников, украшавших Бадию, стоит упомянуть имена Нардо ди Чоне и Мазо ди Банко. На алтаре стоял полиптих Джотто, который сейчас находится в Уффици.
7.
В последующие века периоды упадка бенедиктинского аббатства чередовались с периодами нового расцвета. В XV в. это был центр гуманистической культуры, поддерживаемый португальским аббатом домом Гомесом Эанесом. К тому периоду относится строительство и украшение Клуатра апельсинов, созданного архитектором Бернардо Росселлино и украшенного фресками Джованни да Консальво. Церковь украшали многочисленные произведения искусства в стиле ренессанс: помимо скульптур Мино да Фьезоле и Бернардо Росселлино, гильдия судей и нотариусов, штаб-квартира которой располагалась в соседнем здании и иногда использовала аббатство для своих собраний и общественных мероприятий, поручила великому Мазаччо, кстати, сыну нотариуса, строительство перед главным алтарем колонны аббатства с фресками, изображающими покровителя гильдии св. Иво. Ныне колонна полностью утрачена.
8.
В начале XVI в. Джованни Баттиста Пандольфини поручил Бенедетто да Ровеццано перестроить часть монастыря на углу виа дель Проконсоло и виа Данте Алигьери: таким образом, были построены часовня Пандольфини, северная лоджия и портал напротив Барджелло, через которые сейчас осуществляется доступ в церковь,.
9.
Портал из pietra serena, датируемый 1495 г., состоит из двух рифленых колонн, которые поддерживают двойной архитрав, на котором расположена круглая арка с двойными лепными украшениями, внутри которых в конце XIX в. был помещен красивый люнет из глазурованной майолики «Мадонна с Младенцем в окружении ангелов», изготовленный Бенедетто Бульони, учеником Андреа делла Роббиа. Герб Пандольфини с тремя дельфинами повторяется на капителях, на архитраве и на внешних сторонах арки.
10.
Над порталом установлен большой герб монастыря в вертикальных параллельных полосах; другой такой же, меньшего размера, помещен рядом с табличкой со стихами, в которых Данте вспоминает маркграфа Уго ди Тоскана.
11.
Сиенец Серафино Казолани, ставший настоятелем в 1624 г., хотел полностью преобразовать церковь Арнольфо Камбио, предложив, вероятно, проект реконструкции архитектору Маттео Сегалони. Между 1627 и 1631 г. в соответствии с проектом ориентация церкви была изменена на юг в направлении реки Арно, создав храм, имеющий в плане греческий крест. На колоннах перед пресвитерием установлены две иконы в византийском стиле: св. Петр (слева) и св. Павел (справа) (Джованна Фаччинкани, май 2011).
12*.
Роскошный резной деревянный потолок с восьмиугольными и прямоугольными кессонами, расположенными внутри рамы, пересекаемой декоративными мотивами из листьев и поддерживаемой фальшивыми полками из аканта, выполнен между 1628 и 1631 гг. Феличе Гамбераи. Кессонная структура эпохи Возрождения обогащается игрой геометрических фигур, которые, расположенные вокруг центра, создают идеальный эффект движения, типичный для культурных и эстетических концепций маньеризма и до сих пор используемый во Флоренции в начале XVII в.
13*.
Резной деревянный потолок скрывает старинные готические фермы времен Арнольфо Камбио, поддерживающие всю конструкцию.
14.
Совершим обход церкви и клуатров, используя прилагаемый план церкви. В дальнейшем в квадратных скобках будут указываться позиции в соответствии с этим планом.
15.
Явление Богородицы св. Бернарду [1]
Слева возле входа в церковь установлен большой запрестольный образ «Явление Богородицы св. Бернарду» (Филиппино Липпи, 1486). Написанная по заказу политика и мецената Пьеро ди Франческо дель Пульезе, картина в 1530 г. была перенесена из своей семейной часовни в церкви Санта-Мария-дель-Санто-Сеполькро в Бадию, чтобы спасти ее во время осады Флоренции. Св. Бернард изображен в восторге от видения Марии. Любопытной деталью является изображение дьявола в скале с грозными клыками, грызущего свою цепь и покрытого мехом. Донатор, Пьетро ди Франческо дель Пульезе, изображен в правом нижнем углу в профиль, со скрещенными руками, наблюдающим за сценой Явления Богородицы св. Бернарду. Картина поражает остротой рисунка, великолепием красок, прекрасными пропорциями и искусной организацией композиции и глубины. Однако рисунок художника, беспокойный и извилистый, придает сцене новаторский психологический динамизм по сравнению с флорентийской художественной атмосферой, тяготевшей ко двору Лоренцо Великолепного, главным героем которого, несомненно, был Боттичелли.
16.
Капелла св. Бернарда [2]
Капелла известна циклом фресок с рассказами о Христе (аттр. Нардо ди Чионе, ок. 1301). Фрески характеризуются большой выразительностью, формальной ясностью и синтетическим реализмом.
Бичевание Христа
17.
Повешенный Иуда. Статуя св. Франциска изготовлена неизвестным скульптором в первой половине XIX в.
18.
Восхождение Иисуса на Голгофу
19.
Пилат в темнице
20.
Погребальный памятник Людовико Комити Фантонио (флорентийский мастер, 1725).
21.
Левый трансепт [3]
В верхней части трансепта в клиросе, аналогичном по оформлению установленному напротив органу, находится полотно «Успение Богородицы» (Джорджо Вазари, 1568).
22.
Картина, изображающая «Успение Девы Марии» со св. Бенедиктом, св. Николаем Барийским и св. Схоластикой (слева) и св. Лаврентием, св. Августином и св. Иустиной (справа), написана Джорджо Вазари, который поместил ее на главный алтарь церкви 2 февраля 1568 г. вместо античного полиптиха Джотто. Произведение Вазари, включавшее также пределлу, две части которой сохранились в палаццо Питти, было разделено на части по случаю перестройки церкви в XVII в. и вставлено в большой клирос, построенный Феличе Гамберай в 1628-1630 гг.
23.
Ниже размещено захоронение маркиза Уго I, маркграфа Тосканы (Мино да Фьезоле, 1481). Это произведение искусства, считающееся шедевром художника, является прекрасным образцом искусства флорентийского Возрождения, демонстрирующим стремление объединить «основные искусства» (архитектуру, скульптуру, живопись) в изображении великой композиционной гармонии, идеализированного реализма, понимания и переработки древнеримского искусства. Скульптор эпохи Возрождения создал этот памятник из белого каррарского мрамора с некоторыми вставками из темно-красного порфира. Мино да Фьезоле поместил гробницу на основание, украшенное двумя крылатыми ангелами, держащими надпись, на которой отмечен год завершения работы. Над основанием возвышается ренессансное архитектурное сооружение, окаймленное по концам двумя пилястрами с классическими капителями, на которых покоится круглая арка. В рамках этой архитектуры саркофаг вставлен в нижнюю прямоугольную часть с усопшим, лежащим на погребальном ложе над крышкой. В центре, на фоне, разделенном на три панели, аллегория Милосердия. Над архитравом, отделяющим прямоугольную часть от верхнего люнета, находится тондо с изображением «Мадонны с Младенцем». По бокам саркофага, внизу, за пределами архитектурного фасада, два путти с гербом маркграфа Тосканы в красных и белых вертикальных полосах.
24.
Капелла Св. Креста [4]
25.
Заалтарный образ — картина » Восхождение Христа на Голгофу» (Джованни Баттиста Нальдини, ок. 1566-1570). В исторических источниках картина упоминается как работа Джованни Баттиста Нальдини. Паатц и Гвидотти предлагают датировать картину примерно 1570 г., в то время как Барокки и Бандера, основываясь на переписке Вазари, опубликованной Фреем, датируют картину 1566 г.
26.
Главный алтарь [5]
На столбах у входа в хоры можно увидеть две иконы в византийском стиле с изображением «Богородицы с Младенцем» (слева) и «Св. Иоанна Крестителя» (справа) (Джованна Фаччинкани, 2008).
27*.
Своды апсиды и хора расписаны Джованни Доменико Ферретти в 1733-1734 гг. По бокам арки хора вы можете увидеть слева «Непорочное зачатие», справа «Благовещение», написанные неизвестным художником начала XVIII в.
28.
Фреска «Мученичество св. Стефана» (Джованни Доменико Ферретти). Над фреской — герб маркграфа Тосканы маркиза Уго I.
29.
Над главным алтарем помещен большой расписной крест, написанный по дереву в византийском стиле (Джованна Фаччинкани, 2001).
30.
Хор [6]
Деревянный хор, состоящий из тридцати двух кресел из резного и инкрустированного орехового дерева, создан мастерами-плотниками Франческо и Марко дель Тассо между 1501 и 1502 гг. Ряд сидений слева открывается быком (символ св. Луки) и заканчивается орлом (св. Иоанн); сидения справа начинаются со льва (св. Марк) и заканчиваются ангелом (св. Матфей). Крайние подлокотники прекрасны, скульптуры очень выразительны, инкрустации деревянных панелей заслуживают восхищения. Монохромные фрески на стенах хора в стиле квадратуры написаны Пьетро Андерлини в 1734 г. Этот стиль явился предшественником более известного стиля тромплёй.
31.
Заалтарный образ написан Франческо Курради в 1639 г. Франческо и Марко дель Тассо также вырезали колоссальный бадалоне XVI в.: на массивном основании шестиугольного сечения покоятся колонна, покрытая резьбой, и пирамидальный элемент с тремя наклонными плоскостями для нотных записей. Красивый деревянный канделябр XVI в. для пасхальной свечи приписывается анонимному мастеру того же периода.
32.
Вознесение Богородицы (Джованни Доменико Ферретти, 1734)
33.
Коронация Богородицы (Джованни Доменико Ферретти, 1734). Фигуры «Пророков» в люнетах внутри хора были написаны Пьетро Андерлини в 1734 г.
34.
Капелла Пятидесятницы [7]
Капелла расположена справа от главного алтаря.
35.
Заалтарный образ «Сошествие святого духа» (Пятидесятница) (Мирабелло Кавалори, ок. 1568-1572).
36.
Возле входа в капеллу установлена статуя «Мадонна с младенцем» (Амалия Дюпре, ок. 1870-1879). Дочь знаменитого скульптора Джованни Дюпре более известна своими статуями на фасаде Санта-Мария-дель-Фьоре.
37.
Правый трансепт [8]
На канторией правого трансепта установлен орган, построенный в 1558 г. Онофрио Дзеффирини из Кортоны и восстановленный в 1979-1981 гг. Пьером Паоло Донати. Это единственный орган знаменитого мастера-органостроителя, который остался практически нетронутым до наших дней. На самом деле этому прекрасному органу не хватает только древней клавиатуры и десятка маленьких трубочек! Древние источники напоминают о великой славе Дзеффирини, почти мифе, просуществовавшем до прошлого века в этой художественной специальности: реставрация, проведенная между 1978 и 1979 гг., полностью восстановившая особые звуки, даже маньеристические, инструмента и подтвердила славу своего производителя. Занавес органа расписан Пьеро Дандини. Музыкальный инструмент установлен в позолоченный деревянный футляр, расписанный и вырезанный Феличе Гамберай в 1628-1630 гг., в который вставлены картины художника Франческо Фурини, изображающие в полный рост св. Михаила (слева) и св. Иоанна крестителя (справа). Выше внутри тондо портрет св. Сецилии (Франческо Фурини, 1635) и портрет Давида (Баччо дель Бьянко, 1635). Под органом устроен вход в капеллу св. Мавра.
38.
Капелла св. Мавра [9]
Капелла св. Мавра была спроектирована архитектором Джованни Баттиста Балатри между 1660 и 1664 гг. по заказу семьи Ковони, которая пожелала, чтобы в часовне хранилась драгоценная реликвия этого святого. Эпиграф, помещенный под престолом и за ним, напоминает о том, что украшение капеллы было выполнено в 1737 г.
39.
Алтарный образ «Св. Мавр исцеляет хромых» (Онорио Маринари, 1737). Лицо святого является прижизненным портретом аббата Плачидо Пуччинелли, летописца этого монастыря.
40.
Свод капеллы расписан фреской «Св. Мавр во славе» (Винченцо Меуччи, 1717). Боковое оформление фрески в стиле квадратуры выполнил Пьетро Андерлини.
41.
По бокам от алтаря две картины, посвященные эпизодам из жизни св. Гертруды (Мауро Содерини, ок. 1737): «Св. Гертруда в экстазе» (слева) и «Св. Гертруда пишет в окружении ангелов» (справа). Вероятно, что на правой картине св. Гертруда пишет свою богословскую книгу «Откровения».
42.
Захоронение Бернардо Гуиньи [10]
Структура захоронения известного юриста и дипломата (Мино да Фьезоле, 1466-1469) очень похожая на ту, которую тот же скульптор создал для могилы маркиза Уго I в левом трансепте. Гробница покоится на низком постаменте: внутри большого ренессансного сооружения находится фигура лежащего усопшего на саркофаге с надписью и двумя крылатыми ангелами. Над саркофагом, что вполне ожидаемо, установлено скульптурное изображение аллегории Юстиции. Выше, над трехчастным зеркалом из красного порфира внутри большого люнета, опирающегося на архитрав с двумя гербами Гуиньи по бокам, находится барельеф с портретом канцлера Флорентийской республики.
43.
Доссаль Нерони [11]
Полурельефный мраморный алтарь с изображением Мадонны с младенцем в окружении св. Леонарда (слева) и св. Лаврентия (справа), выполненный Мино да Фьезоле в 1464 г., был заказан гонфалоньером справедливости в 1454-1458 гг. Диотисальви Нерони для своей часовни в Сан-Лоренцо. Эта работа не была завершена, как планировалось, потому что заказчик в 1466 г. был изгнан из Флоренции как участник заговора против Медичи. Доссаль был оставлен на хранение в Бадии, и в 1470 г. монахи оплатили художнику выполненную работу в том виде, в каком мы ее видим, и поместили в ризницу. Фигуры святых показаны спереди; стилизованная линейность драпировки, несоответствие масштаба между фигурами и сдвиги в глубине рельефа отражают влияние Исайи да Пиза и других скульпторов, работавших в Риме, в то время как формат и стиль основаны на раннехристианских изделиях из слоновой кости.
44.
Захоронение Джанноццо Пандольфини [12]
Гробница-аркосолий Джанноццо Пандольфини, приписываемая школе Бернардо Росселлино, построена сразу после 1456 г., года смерти этой важной фигуры в политической и дипломатической жизни Флоренции. Захоронение состоит из саркофага на основании, разделенном пилястрами, и установленном в люнете, обрамленном фестонами и поддерживаемом двумя дельфинами. Эпиграф на лицевой стороне саркофага поддерживается парой крылатых херувимов, а на крышке в венке герб Пандольфини. Захоронение не следует путать с могилой епископа Джанноццо Пандольфини, который умер в 1525 г. и был похоронен в семейной капелле Пандольфини в этой же церкви.
45.
Над захоронением на стене контрфасада видны остатки фресок конца XIV в. с фальшивыми гобеленами и историями из жизни св. Бернарда. Фрески позволяют угадать облик старой готической церкви.
46.
Атриум [13]
Доступ к церкви осуществляется с виа дель Проконсоло и виа Данте Алигьери через элегантный портик, заказанный семьей Пандольфини архитектору Бенедетто да Ровеццано, который выполнил его к 1511 г. Портик, составленный из пяти пролетов, окаймленных с запада изящными гладкими каменными колоннами с коринфскими капителями и с востока длинной стеной, выходит на небольшой прямоугольный дворик. Восточная сторона состоит из еще одного портика с шестью пролетами, крестовыми сводами, колоннами и составными капителями, вероятно, выполненными Джулиано да Сангалло. Южная сторона атриума представляет собой стену древнего здания монастыря.
47.
Северная сторона атриума представляет собой церковную стену, где до сих пор видна старинная дверь XIV в. и колокольня аббатства.
48.
Дом капитула [14]
Обычно дом капитула, или просто капитул, — это место, где несколько раз в течение дня собирается монашеская община. В капитуле каждый день читается «глава» устава и проходит большинство собраний монахов, связанных с функционированием монастыря и его общины.
49. Вход в Дом капитула из Клуатра апельсинов.
Клуатр апельсинов [15]
Клуатр апельсинов был построен в 1432-1438 гг. Бернардо Росселлино по заказу флорентийца Филиппо ди сер Уголино Пьеруцци. В 1439 г. представители патриархов Восточных церквей, прибывших с визитом на Флорентийский собор, подарили монахам редкое апельсиновое дерево, в то время экзотический для Тосканы цитрусовый фрукт, который здесь успешно прижился и культивировался, дав в итоге название всему клуатру, восстановленному архитектором Джузеппе Кастеллуччи в 1921 г. Клуатр имеет классическую четырехугольную форму и состоит из двух этажей аркад с арками (по три на коротких сторонах и по пять на больших). Этажи разделены горизонтальным поясом, вертикальными пилястрами и каменными колоннами ионического ордера. В центре установлен современный колодец.
50.
Нижний этаж, где находится вход в старый дом капитула, украшен многочисленными погребальными табличками и надгробиями, а также различными архитектурными фрагментами.
51.
На втором этаже с северной и южной сторон на стенах имеется цикл фресок с рассказами о св. Бенедикте, ранее приписываемых «Мастеру клуатра апельсинов», последователю фра Беато Анджелико и фра Филиппо Липпи, который, возможно, вместе с Спинелло Аретино в аналогичном стиле оформлял ризницу Сан-Миниато-аль-Монте. Поиски в архивах помогли исследователям точно определить автора фресок — соотечественника тогдашнего аббата Гомецио (Гомеса) Феррейра де Силва, португальца Джованни ди Консальво, работавшего над фресками с 1436 по 1439 г.
52.
Справа от входа в клуатр находится гробница с бюстом Франческо Валори — видного политического деятеля XV в., вставшего на сторону Джироламо Савонаролы и растерзанного разъяренной толпой 8 апреля 1498 г., когда народ восстал против ига религиозного реформатора.
53.
Ризница [16]
О ризнице никакой информации не нашел, но могу выложить одну фотографию. Из нее видно, что ризница достаточно утилитарна по своему предназначению и не украшена какими-то особыми предметами.
54.
Капелла Пандольфини [17]
Часовня, выходящая на описанный выше атриум, занимает место древней церкви Санто-Стефано (церковь, где Боккаччо с августа по октябрь 1373 г. читал Божественную комедию Данте). Капелла была построена по заказу Джованни Баттиста Пандольфини скульптором Бенедетто да Ровеццано примерно в 1511 г. Доступ в капеллу осуществляется через простой портал эпохи Возрождения с каменным архитравом из pietra serena, в котором до сих пор сохранились оригинальные резные деревянные двери с дельфинами, изображенными на гербе семьи Пандольфини. Часовня в плане квадратная; вертикальное развитие стен разделено горизонтальным поясом из pietra serena по примеру старой ризницы Брунеллески, но с другими пропорциями; помещение накрыто полусферическим куполом. В центре алтарной стены открывается глубокий фасад из pietra serena, состоящий из круглой арки на рифленых колоннах с двойными элементами капителей.
55.
Над алтарем, украшенном гербами Пандольфини, находится картина, изображающая «Побивание камнями св. Стефана» (Джованни Биливерт, ок. 1625-1628).
56.
На древнем полу есть многочисленные надписи, одна из которых напоминает о том, что Роберто, внук Джованни Баттиста Пандольфини, хотел сделать этот пол в 1592 г. Здесь в том числе захоронены три епископа родом из семьи Пандольфини, в том числе и Джаноццо Пандольфини (левый епископский герб), с которым часто путают его предка, захороненного у контрфасада церкви.
57.
Капелла Бонси [18]
Эта небольшая капелла расположена рядом с капеллой Пандольфини. Сейчас в этой древней часовне находится «Монастика» — небольшое гостеприимное место, где продаются продукты из нескольких монастырей, а также публикации, касающиеся Монашеского братства Иерусалима, с 1998 г. обитающего в аббатстве. Строительство часовни относится к периоду между 1513 и 1566 гг., она была посвящена св. Бенедикту, имеет квадратный план и характеризуется простым архитектурным исполнением эпохи Возрождения из pietra serena. В центре, в кирпичном полу, семейное захоронение семьи Бонси.
Большой клуатр [19]
Древний большой клуатр украшен статуей маркиза Уго I, маркграфа Тосканы.
58.
Внимание! Посетить церковь с туристическими целями, в том числе увидеть фрески Клуатра апельсинов, можно только по понедельникам с 15:00 до 18:00 (по другим данным — с 15:00 до 17:30). Именно по этой причине я использовал при создании поста значительное количество фотографий из Википедии.
Напоследок предлагаю посмотреть видео, в котором достаточно подробно рассказывается о Бадиа Фиорентина.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.