Флоренция. Дворец Медичи-Риккарди. 1 этаж

Палаццо Медичи-Рикарди построен в 1444-1464 гг. Козимо Медичи Старшим по проекту архитектора Микелоццо [43.7750894N 11.2556514E]. Изначально Козимо попросил создать проект Филиппо Брунеллески, однако, будучи прекрасным политиком, отказался от этой идеи, потому что дворец получился бы слишком великолепным, что, безусловно, вызвало бы зависть у его сограждан (Джорджо Вазари писал, что проект был слишком роскошным и великолепным, хотя эти утверждения не были в дальнейшем подтверждены реальным существованием проекта Брунеллески. По другим данным, Брунеллески настолько обиделся отказу, что разбил предложенную герцогу модель дворца).
1.
Palazzo_Riccardi

Кроме того, сомнения Козимо Старшего не были безосновательны, учитывая, что всего десять лет назад из-за обвинений в тирании со стороны его политических противников он был изгнан в Венецию, из которой, однако, через несколько лет с триумфом вернулся обратно во Флоренцию во время народной аккламации. Таким образом, Козимо Медичи заказал проект не менее значимому, но более сдержанному архитектору Микелоццо, который в 1444-1452 гг. (по другим источникам к 1460 г.) создал дворец кубической формы с внушительным, но строгим внешним видом, вокруг центрального квадратного двора с коринфскими колоннами, частично вдохновившись восстановлением классических элементов. Именно Палаццо Медичи создал во Флоренции и других местах одну из моделей гражданской архитектуры эпохи Возрождения.
2.
facade1

В конце XV в. во дворце хранились грандиозные художественные коллекции Медичи, такие как Давид Донателло, выставленный во внутреннем дворе, или три картины Паоло Уччелло, украшавшие спальню, не говоря уже о работах Боттичелли, Верроккьо, Поллайоло, Доменико Гирландайо, коллекции драгоценных камней, камей и ваз из полудрагоценных камней и горного хрусталя и т.д. Во времена правления Лоренцо Великолепного во дворце часто проживали молодые художники, в том числе юный Микеланджело. Кроме того, большая культурная глубина была придана частым присутствием неоплатонического круга из флорентийских гуманистов, в том числе философа Джованни Пико делла Мирандолы и поэта Анджело Полициано. Таким образом, в здании была создана широкая культурная среда, способствовавшая развитию мысли и искусства эпохи Возрождения. Со смертью Лоренцо в 1492 г. закончилась целая эпоха для всего города. Флорентийцы, подстрекаемые проповедями Савонаролы, разграбили дворец в 1494 г., конфисковав сокровища Медичи во имя Флорентийской республики.

Этажи здания, выполненные разной кладкой, делят фасад палаццо на три яруса. Грубый руст нижнего этажа постепенно сменяется более гладкими плитами второго и отлично подогнанными плитами третьего этажа. Впервые с античных времён по верху здания пущен карниз с консолями, выступающий далеко вперёд. Первый этаж выполнен из необработанного и неполированного камня и, напоминая крепостную кладку, должен символизировать стабильность. Здесь находились конюшни, кухня и жильё для обслуживающего персонала. Внешне второй этаж, выполненный из полированного камня, отделён от первого зубчатым фризом и карнизом и украшен гербом Медичи. На втором этаже, носившем название «piano nobile», находились жилые покои хозяев и представительские помещения. В отштукатуренных залах третьего этажа находились спальни и кладовые. Вдоль цоколя восточной и южной сторон проходила уличная скамья, которая использовалась по практическим и эстетическим соображениям.
3.
palazzo

В ходе очередной перестройки дворца в 1517 г. при заделке кирпичом открытой лоджии на первом этаже были вставлены большие окна, называемые «окна на коленях». В таких окнах, особенно на первом этаже, подоконник опирается на выступающие опоры, которые напоминают две «ноги» от колена вниз. Типичные для периода маньеризма и периода тосканского барокко, они обычно закрываются решеткой, обрамлены и увенчаны тимпаном, иногда с украшениями, часто зооморфными. Первые «окна на коленях», приписываемые Микеланджело, — окна в этом палаццо.
4.
facade3

Современный фасад — шедевр сдержанности и элегантности, хотя он имеет «исключительные» особенности, такие как использование тесаного камня, который в средние века обычно использовался для общественных зданий. Тесаная кладка выложена таким образом, что она сильно выступает на первом этаже, более плоская на первом этаже и характеризуется гладкими плитами и почти не заметна на втором, что подчеркивает высветление объема вверх.
5.
facade2
С получением титула великого герцога Козимо I, который в 1540 г. переехал со своей женой Элеонорой Толедской в Палаццо Веккьо, дворец утратил свои представительские функции. В 1659 г. старинный фамильный дворец был продан богатой семье банкиров Риккарди за сорок тысяч скуди и изменил свое название. Риккарди не пережили экономический кризис в начале XIX в. и спустя почти два столетия, в 1810 г., потомки Риккарди были вынуждены продать дворец семье Лотарингов, выходцы из которой с 1737 г. после Медичи стали великими герцогами.

Напротив дворца через дорогу находится небольшая церковь Сан-Джованнино дельи Скополи, в которую, к сожалению, попасть не удалось [43.7747757N 11.2556005E]. Но фотографии интерьера в стиле барокко выглядят весьма интересно.
6.
DSC_1842

Для лучшей ориентации в пространстве привожу план первого этажа, позаимствованный с официального сайта дворца.
7.
0_floor

Дворик Микелоццо
Заметное следование гармонии и декоративного разнообразия также можно найти во внутреннем дворе, устроенном таким образом, чтобы предполагать эффект симметрии, которого на самом деле не существует. Элементы ренессанса органично сочетаются с классическими деталями.
8.
DSC_1866

Утонченная игра перспективы происходит в наиболее нагруженных угловых колоннах, которые несколько ниже остальных. Угловой конфликт, однако, означает, что окна по бокам расположены ближе, чем другие, и это нарушение, которое другие более поздние архитекторы пытаются разрешить другим способом.
9.
DSC_1853

Первый уровень состоит из портика с гладкими колоннами и композитными капителями и завершается высоким фризом, украшенным медальонами с гербами Медичи различных форм и мифологическими изображениями, соединенными фестонными монохромными фресками (сегодня мы видим последствия перерисовки), написанными Мазо ди Бартоломео.
10.
DSC_1859

Второй уровень, с полной кладкой, характеризуется многослойными окнами, выровненными по аркам портика, которые отражают форму внешних, с фризом граффити наверху, а последний уровень имеет застекленную лоджию с ионическими колоннами, выровненными по линиям крыльца.
11.
DSC_1845

12*. Тондо с мифологическими изображениями, приписываемыми Бертольдо ди Джованни.
tondo

На северной стороне дворика находится статуя Орфея, усмиряющего Цербера, высеченная Баччо Бандинелли в 1519 г. Изысканный резной пьедестал, украшенный гербами Медичи, высотой 2,24 м создал Бенедетто ди Ровенцциано.
13.
DSC_1851

14.
DSC_1850

15.
DSC_1865

Франческо Риккарди разработал идею создания монументального музея древностей под открытым небом прямо во дворике Микелоццо. Создание важной коллекции из 300 произведений античного искусства, включающей бюсты, головы, фрагменты рельефов, римские урны и саркофаги, греческие и латинские надписи, собранной в период с 1717 по 1719 год, завершило серию преобразований в стиле барокко внутри здания. Автором проекта выступил скульптор Джузеппе Брочетти.
16.
DSC_1880

17.
DSC_1882

18.
DSC_1885

19.
DSC_1886

20.
DSC_1887

С южной стороны дворика можно увидеть надпись, расположенную на монументальном каменном картуше стены и датированную 1715 г. Надпись прославляет Палаццо, его историю, величие семьи Медичи, и в то же время напоминает о грандиозной программе трансформации, реализованной маркизом Риккарди после покупки здания в 1659 г.
21.
DSC_1876

Часть коллекции древностей Риккарди во внутреннем дворе (статуи, бюсты, барельефы и фрагменты каменных надписей) была помещена в причудливые рамки (паноплии) в стиле барокко.
22.
DSC_1858

23.
DSC_1870

24.
DSC_1871

25.
DSC_1873

26.
DSC_1874

27.
DSC_1878

Небольшой барельеф «Венера и Амур», находящий в центре паноплии, некоторые исследователи считают работой молодого Микеланджело.
Обнаженная и лежащая женщина, вероятно Венера, приподнимает туловище, поддерживая себя правой рукой, а бескрылый купидон приближается к ней, обнимает ее за шею и приближается к лицу для нежного поцелуя.

28.
DSC_1879

29.
DSC_1884

Некоторые бюсты из коллекции Рикарди установлены на каменных полках, украшенных маскаронами.
30*.
macheroni1

31. Большая порфировая ваза
DSC_1875

С приобретением дворца семьей Риккарди в 1659 г. были проведены работы по расширению и модернизации здания. Среди них выделяется проект винтовой лестницы эллиптической формы, спроектированный Фердинандо Такка взамен старой.

Небольшое авторское примечание. Обходя дворик Микелоццо и увидев вход в музейную часть дворца на втором этаже, я поторопился попасть туда. Спустившись обратно, к своему стыду и огорчению, просто забыл осмотреть и запечатлеть другие внутренние дворы. Поэтому для полноты описания все фотографии оттуда пришлось позаимствовать из Википедии.

Сад Медичи
Внутренний дворик, где растут лимонные деревья и установлены скульптурные изваяния, также повторяет основную идею прямоугольника с делением на три яруса. После дворца Медичи внутренние дворики стали обязательно присутствовать во всех аристократических дворцах.
32.
garden3

Сад также стремится к симметрии. Клумбы имеют правильную геометрическую форму, а дорожки выложены мозаичным рисунком. Ранее кусты и деревья были выстрижены в форме различных животных (оленей, слонов, собак). Вместо подстриженных кустов сейчас осталось лишь множество цитрусовых деревьев в кадках.
33.
garden1

В саду, прислонившись к задней стене, можно увидеть обрамленный большой аркой фонтан в виде мраморной статуи, возвышающейся над полукруглой чашей. Голова маркиза Франческо Риккарди была привита к этой древней безголовой скульптуре — возможно, Гераклу — во время ремонта дворца, тем самым оставив потомкам черты, увековеченные в гораздо более впечатляющих скульптурах знаменитого героя греческой мифологии.
34.
garden2

Вероятно, эти классические скульптуры, установленные в саду, были приобретены в Риме женой Лоренцо Великолепного Клариче Орсини. На этих и подобных скульптурах под руководством скульптора Бертольдо ди Джованни молодые художники могли копировать и изучать классические модели и осваивать художественные приемы. Самым важным из художников, как свидетельствует Джорджо Вазари, был Микеланджело Буонарроти.
35.
statua_01

36.
statua_02

37.
statua_03

38.
statua_04

39.
statua_05

Галерея
В галерее в стиле барокко можно увидеть гипсовые грозди, идеи которых была взяты из сводов Зала Пьянети в Палаццо Питти, созданных Пьетро да Кортона и комнаты Виоланте делла Ровере, украшенной Вольтеррано. Автором гипсовых украшений считается Антон Франческо Андреотти.
40.
galleria01

В эти грозди Джованни Баттиста Фоджини вставил раковины и листья.
41.
galleria03

В галерее установлено некоторое количество античных скульптур и бюстов.
42.
galleria07

43.
galleria06

44.
galleria05

45.
galleria04

46.
galleria08

Неоднократно встречаемое в галерее изображение старинного ключа происходит от герба семьи Рикарди.
47.
galleria09

Помимо античных, в галерее устраиваются выставки современных малых скульптурных форм.
48.
galleria02

Дворик Мулов
Величественная лепная драпировка, поддерживаемая херувимами на северной стене дворика Микелоццо, созданная примерно в 1688 г., вероятно, по проекту Джованни Баттиста Фоджини, также восходит к преобразованиям, которые провели новые владельцы дворца. Драпировка со сценографической элегантностью маскирует проход между главным двором и Двором мулов.
49.
coridoro02

В узком коридоре установлены двенадцать расписных терракотовых барельефов с портретами выдающихся флорентийских граждан.
50.
coridoro01

Установленные в коридоре в 1719 г. медальоны были подарены маркизу Франческо Риккарди его женой Кассандрой Каппони. Среди изображенных выдающихся людей удалось опознать Леонардо да Винчи, Данте, Франческо Гвиччардини, Леона Баттиста Альберти, Боккаччо и Петрарку.
51*.
medallon

Ранее на каменных полках, украшенных маскаронами, стояли шесть старинных бюстов.
52*.
macheroni2

Дворик мулов, также называемый Двориком колодца, образовался вследствие расширения дворца. В 1679 г. Франческо Риккарди завершил серию покупок зданий, прилегающих к собственности, купленной Медичи для расширения на север.
53.
Muli_03

Возможно, еще в 1678 г. Пьер Мария Бальди, отвечавший за работы в Палаццо Медичи Риккарди, планировал расширение фасада на Виа Ларга на север, чтобы закрыть от внешнего доступа новые приобретенные и ремонтируемые владения.
53.
Muli_01

Работы начались в сентябре 1679 г. под руководством каменщика Аньоло Тортоли. С целью создания однородного целого были использованы материалы из тех же карьеров, что были использованы при строительстве дворика Микелоццо. В сентябре 1682 г. было завершено «окно», вставленное в арку последнего портала. Балди также создал своды длинного вестибюля, который позже использовался как сарай и конюшня, протяженностью почти 70 м от Виа Ларга до Виа Джинори.
55.
Muli_02

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.