Продолжение рассказа о базилике Санта-Мария-Новелла. Внешний вид церкви подробно описан в предыдущем посте.
Церковь была первой базиликой во Флоренции, в которой использовались элементы готической архитектуры, в частности, типичные символы цистерцианской готической архитектуры. Для лучшей ориентировки внутри предлагаю воспользоваться планом. По ходу описания я буду ссылаться на нумерацию объектов этого плана.
1.
Неф [1]
Интерпретация нового архитектурного стиля была очень оригинальной и послужила примером для большого количества более поздних религиозных построек. Длина нефа 99,20 м, ширина 28,20 м, а длина трансепта не превышает 61,54 м. Церковь в плане напоминает сложенный крест (то есть Т-образный), разделенный на три нефа с шестью большими пролетами, которые сужаются к алтарю (11,50 м по направлению к алтарю против 15 м по направлению к фасаду), создавая ощущение длины большей, чем реальной.
2*.
Интерьер храма сохраняет готический вид, он разделён на три нефа аркадами, опирающимися на пучки колонн с переменным сечением. Несущие арки, украшенные двухцветной бело-зеленой настенной росписью, имеют стрельчатую форму. Нервюры сводов подчёркивают его готический облик, контрастирующий с произведениями ренессансного искусства, находящихся в церкви.
3*.
Ширина центрального нефа и его высота на пределе возможностей статических нагрузок для подобного здания создают впечатление, что проходы гармонично сливаются в один очень большой зал.
4.
Интерьер подвергся обновлению в XVI в. Ранее пресвитерий от продольных нефов отделял большой иконостас, который был снесен между 1565 и 1571 гг., когда Джорджо Вазари работал по заказу великого герцога Козимо I.
5*.
В тот же период были укорочены одноланцетные окна вдоль нефа, чтобы освободить место для новых боковых алтарей внизу.
6*.
В конце главного нефа, на высоте 4,5 м, подвешен расписной крест, написанный Джотто ди Бондоне около 1290 г. Слегка наклоненный вперед, он поддерживается подвесной металлической конструкцией, закрепленной на лебедке, позволяющей опускать его на землю. Расписной крест около шести метров в высоту был создан между 1290 и 1300 гг. и вскоре стал образцом для подражания. Тяжело свисающее тело Христа наделено в нём настолько земной природой, что некоторыми даже воспринималось как недостойное Джотто — замечательного автора фресок капеллы Скровеньи. Джотто ди Бондоне написал это Распятие в соответствии с установившимся каноном — на окончаниях правого и левого лучей креста изображены скорбящие Мария и св. Иоанн Богослов. Стилистически они близки к изображениям Исава и Иакова в истории Исаака, написанной Джотто в Верхней церкви св. Франциска в Ассизи. Произведение не имеет подписи автора, однако известно, что Распятие из церкви Санта-Мария-Новелла упоминается как работа Джотто итальянским историком искусства XV в. Лоренцо Гиберти, и что в 1312 г. засвидетельствовано присутствие некоего Распятия Джотто в этой церкви. Исследователи видят также тесную близость фигур Марии и Иоанна к двум погрудным изображениям ангелов на остатках самого прославленного произведения Джотто — мозаики Навичелла на фасаде собора св. Петра в Ватикане, впоследствии полностью переделанной при реконструкции базилики, затеянной папой Юлием II.
8.
В церкви находились сотни захоронений. На каждом из них, устроенном в древнем плиточном полу, был надгробный камень.
9. Расположение захоронений по книге XV в.
В 1857-1861 гг. в рамках реставрации церкви терракотовый плиточный пол был заменен мраморным, а надгробия удалены. Только те из них, которые имели наиболее важные геральдические символы, были использованы повторно и помещены между колоннами.
10.
На месте раскопок можно увидеть некоторые остатки второго церковного сооружения, освященного 30 октября 1094 г. Первая церковь 983 г. была простой часовней, построенной на месте, которое в настоящее время занято Испанской капеллой. В 1246 г. монахи начали строительство третьей церкви, основанной на месте нынешней апсиды. По этой причине вторая церковь была почти полностью демонтирована, а третье здание также включило некоторые элементы нынешней ризницы и крипты. Современные раскопки выявили часть северной стены, построенной в 1094 г.; она была разрушена до уровня пола, уступив место одному из цоколей фундамента большого столба. Последние раскопки также показали участок пола второй церкви, сделанный из кокциопесто, известного со времен Древнего Рима очень прочного и водонепроницаемого материала, состоящего из маленьких кусочков плиток, утрамбованных с известью. Сегодня мы можем увидеть много фрагментов второй церкви, особенно некоторые интересные фрагменты фресок, которые дают нам представление о первых украшениях древнего здания.
11.
Поскольку фасад базилики Санта-Мария-Новелла ориентирован почти точно на юг, астроном, математик и картограф, доминиканец фра Игнатий Данти хотел использовать всю длину главного нефа, чтобы спроектировать камеру-обскуру меридиана. В 1574 г. он сделал отверстие гномона в розе фасада, чтобы в дальнейшем разместить соответствующие метки на полу церкви и реализовать меридиан для точной оценки солнечного полудня (т.е. когда Солнце проходит меридиан), зимнего солнцестояния и равноденствий. Это отверстие было диаметром 23 мм и находилось на высоте 20,45 м в розе.
12.
В 1575 г. фра Игнатий Данти поручил реализовать еще одно отверстие гномона на фасаде церкви, в центре прямо под тимпаном, на высоте 26,57 м. Чтобы солнечные лучи проникали в базилику во время равноденствий и зимнего солнцестояния, в своде первого отсека нефа были сделаны два дополнительных отверстия. Солнечный свет проникает внутрь Церкви через отверстие в своде с конца ноября до 20 января.
13.
В 1574 г. покровительствовавший работам астронома Великий герцог Козимо I умер, и его сын Франческо, не оценивший работы Игнатия Данти, вынудил его покинуть Флоренцию: монах перебрался в Болонью, где реализовал проект меридиана в базилике Сан-Петронио. Отверстия в своде были закрыты. Однако в 1982 г., одновременно с реставрацией розы на фасаде, отверстия в своде были вновь открыты. С тех пор Санта-Мария-Новелла поддерживала завершение создания меридиана, и в 2016 г., благодаря историческому и научному вкладу Музея Галилея и Итальянского военно-географического института, реализация меридиана была осуществлена, основываясь на оригинальных исследованиях Игнатия Данти. Внутри базилики Санта Мария Новелла устроены две меридиональные медные линии, обозначающие два равноденствия и зимнее солнцестояние, на которые попадает солнечный свет, проникающий в церковь из отверстия гномона в мраморном фасаде, и более длинная медная линия меридиана, которая, будучи освещенной солнечным светом, попадающим через отверстие розы, указывает зодиакальные знаки и солнечный полдень с точностью до секунды в течение всего года. Для посетителей возле контрфасада выставлена специальная таблица, в которой определено время пересечения линии меридиана Солнцем на каждый день до 2036 года.
14.
Контрфасад [2]
С противоположной стороны от главного алтаря надо обратить внимание на контрфасад базилики.
15*.
Эскиз витража розы главного фасада с изображением Коронования Девы с сонмом танцующих ангелов и обрамлением Пророков написал на картоне в 1365-1367 гг. Андреа ди Бонайуто. В этой сцене также изображен заказчик витража Тебальдино де Риччи. Изготовили витраж монахи-гумилиаты. Отверстие гномона в розе находится чуть ниже горизонтальной оси слева возле опоясывающего кольца со святыми.
16.
На внутреннем люнете над главным порталом находится небольшая фреска Рождества Христова, написанная Сандро Боттичелли ок. 1475 г. Фреска была случайно открыта в 1860 г.
17.
Слева от главного портала экспонируется картина Санти ди Тито «Благовещение», написанная в 1592 г.
18.
Справа от портала установлена фреска Благовещения, приписываемая Пьетро ди Миниато. Ниже изображены три сцены (слева направо) Крещения Христа, Поклонения волхвов и Рождества.
19.
В левой части контрфасада находится захоронение Бернардо Веккьетти, покровителя скульптора Джамболонья, созданное во флорентийской мастерской по обработке камня ок. 1655 г. С противоположной стороны два небольших захоронения Пьетро Кулели (ок. 1870 г.) и профессора медицины Микеланджело Джианнетти ди Барга (конец XVIII в.).
20.
По сторонам главного нефа, в боковых приделах находятся двенадцать алтарей. Почти все алтари оформлены в едином стиле. Названия алтарей даны в соответствии с поясняющими табличками в церкви. Особенностью большинства алтарей является то, что на стенах за алтарными образами в XXI в. были обнаружены и отреставрированы старинные фрески. Осмотреть эти фрески можно только в первое воскресенье каждого месяца и два предыдущих дня (информация на начало 2020 г.). Фотографий фресок, к сожалению, в сети мало.
21.
Алтарь Крещения Иисуса [3]
Алтарный образ «Воскрешение Лазаря» написан Санти ди Тито в 1576 г.
22.
За алтарным образом находится фреска, изображающая св. Варвару, св. Екатерину Александрийскую и св. Георгия, написанная ок. 1330 г. Авторство фрески приписывается флорентийскому художнику Бруно ди Джованни, работавшему в 1330-1350 гг. Фреска была обнаружена в 2011 г., и отреставрирована в 2011-2013 гг. Изображение фрески приведено немного выше.
23.
Справа на стене находится памятник правоведа Антонио Строцци, выделяющийся черным мраморным саркофагом и скульптурными украшениями, созданный в 1524 г. Авторство захоронения принадлежит Андреа Ферруччи, но оно создано с помощью его учеников Сильвио Косини (Мадонна с младенцем) и Мазо (Томмасо) Босколи (ангелы).
24.
Слева от алтарного образа устроено захоронение археолога Франческо Фонтани, созданное в 1821 г. скульптором Джузеппе Спедоло.
25.
Возле столба, поддерживающего свод, в районе алтаря Крещения Иисуса стоит одна из двух мраморных чаш со святой водой, созданных Джованни ди Пьетро дель Тиччиа в конце первой половины XV в. Вторая чаша стоит симметрично относительно оси нефа.
26.
Алтарь св. Антония [4]
Это второй алтарь слева от главного входа в базилику. Фреска за алтарным образом не обнаружена.
27.
Алтарный образ «Христос и Самаритянка» написан Алессандро Аллори в 1575 г. Мученица Фотина Самарянка — женщина-самаритянка, у которой Иисус Христос попросил воды из колодца Иакова и которая возвестила людям той местности о его мессианском служении. История её встречи с Иисусом описана в Евангелии от Иоанна (4:4-26).
28.
Слева от алтаря экспонируется «Благовещение», написанное Нери ди Бичи в 1455 г.
29.
Пульпит [5]
Кафедра Санта-Мария-Новелла опирается на вторую колонну слева в центральном нефе. Пульпит был создан в 1443-1448 гг. по заказу семьи Ручеллаи и по проекту Филиппо Брунеллески. Основные работы по кафедре выполнил Джованни ди Пьетро дель Тиччиа.
30.
Пульпит имеет историческое значение: отсюда доминиканский монах Томмазо Каччини 20 декабря 1614 г. произнес проповедь, решительно выступая против поддержки Галилео Галилеем гелиоцентрической системы мира Николая Коперника. В итоге все закончилось знаменитым процессом Галилея.
31.
Кафедра украшена четырьмя барельефными панелями, выполненными приемным сыном Брунеллески, Андреа Кавальканти по прозвищу «иль Буджиано». Панно изображают Истории Марии, а именно Благовещение, Поклонение Младенцу, Представление в Храме и Успение Мадонны. Барельефы были отделаны золотом только в XVIII в.
32.
Декоративная часть кафедры создана флорентийскими скульпторами Джулиано ди Нофри и Бартоло ди Антонио.
33.
Троица [6]
Троица работы Мазаччо (Томмазо Гвиди) — знаменитая фреска эпохи раннего Возрождения. Написана в 1425-1425 гг. Эта работа Мазаччо известна новаторством в передаче иллюзорной перспективы изображённой на стене воображаемой архитектуры и изображением донаторов, включённых в общее сакральное пространство композиции, смело сопоставленной с действительным пространством. Этот художественный прием называется trompe-l’œil, что в переводе с французского означает «обманывает глаз». Фреска преобразила поколения флорентийских и приезжих художников.
34.
Произведение Мазаччо является первым классическим изображением Новозаветной Троицы в западноевропейском искусстве. В отличие от Троицы Ветхозаветной, представляемой в образе трёх ангелов, в новой иконографии представлены все три лица Бога: Бог-Отец, поддерживающий крест с распятым Сыном, и Святой дух в виде голубя (над нимбом Христа). В нижней части фрески показан саркофаг со скелетом первого человека на земле — Адама, над которым надпись — «Я был некогда таким, как вы, и вы будете такими, как я». Надпись соотносится с распространёнными в Средневековье и эпоху раннего Возрождения темами «Пляска смерти», «Триумф смерти» и «Помни о смерти». По сторонам Распятия показаны Дева Мария и св. Иоанн, ниже, слева от зрителя, но по правую сторону от креста (так всегда изображали мужские фигуры), в молитвенной позе со сложенными руками донатор в плаще и капуччо красного цвета (одежда «гонфалоньеров справедливости»), справа (слева от Распятия) — его супруга. Имена донаторов в точности не известны.
35.
Алтарь св. Космы и св. Дамиана [7]
На алтаре изображено Воскресение и четыре святых (св. Косма, св. Дамиан, св. Иоанн Креститель и св. Андрей) работы Джорджо Вазари 1568 г.
36.
37.
За алтарным образом находится фреска «Учение св. Фомы Аквинского», написанная предположительно Мастером Санта-Сесилии ок. 1323 г. Фреска была обнаружена в 2018 г. и прошла реставрацию в 2019 г.
38.
Правее алтарного образа мы видим небошое изображение св. Луции Сиракузской, написанное Давидом Гирландайо с помощниками в 1494 г.
39.
Алтарь св. Екатерины Сиенской [8]
В центре алтаря находится деревянный табернакль св. Екатерины Сиенской, разработанный Микеланджело Бандинелли и изготовленный резчиком по дереву Доменико Аттичиатти в 1596 г. Над табернаклем установлен орган с канторией, изготовленный в 1861 г. Энрико Ромоли. Слева открыт проход в клуатры монастыря.
40.
Деревянная статуя св. Луции Сиенской изготовлена неизвестным итальянским скульптором в 1860-1870-х гг. Картины, изображающие св. Доминика, св. Фому Аквинского, ангелов и святых написал Бернардино Поччетти в 1596 г. Эпизоды из жизни св. Луции Сиенской изобразил Франческо Ботти в 1688 г.
41.
По бокам от табернакля помещены бюсты и погребальные доски архитекторов Дзаноби дель Россо и его отца Джузеппе Иньяцио дель Россо иль Веккьо, созданные Джованом Баттиста Джованноцци в 1817 г.
42.
Алтарь св. Гиацинта [9]
Алтарный образ «Видение св. Гиацинта» написан Алессандро Аллори в 1596 г.
43.
Св. Гиацинт был среди основателей Доминиканского Ордена. Легенда гласит, что Дева Мария явилась св. Гиацинту, когда он молился, и сказала: «Гиацинт, сын мой, радуйся, ибо твои молитвы были приняты и исполнены в глазах моего сына, Спасителя всего человечества. Просите от моего имени, я получу от него». Это видение также является предметом некоторых изображений, и оно является основой для многочисленных чудес, которые, как утверждается, святой совершил через посредство Богородицы.
44.
Справа устроено захоронение Анны Пандольфини, принадлежащей к знатной и древней флорентийской семье, семье выполненное флорентийским скульптором в 1802 г.
45.
Напоследок представляю коллаж из витражей, устроенных в левой стене нефа.
46*.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.