Капелла Принцев
Капелла принцев была основана на идее великого герцога Козимо I создать монументальную семейную усыпальницу. Первый проект капеллы был разработан Джорджо Вазари между 1561 и 1568 г., но работы по строительству начались только при Великом герцоге Фердинандо I. Проект, выбранный на конкурсе 1602 г., разработал дон Джованни Медичи совместно с Маттео Нигетти. Считается, что в разработке проекта принял участие и Бернардо Буонталенти. Маттео Нигетти с 1604 г. руководил строительством вплоть до своей смерти в 1648 г. Напольное покрытие часовни из полудрагоценного камня было закончено только в 1962 году.
1.
Роскошный восьмиугольный зал шириной 28 м увенчан куполом высотой 59 м, вторым по величине в городе после купола Брунеллески. Фрески внутри свода, изображающие сцены из Ветхого и Нового Завета, были написаны Пьетро Бенвенути между 1828 и 1837 гг.
2*.
Погребальный характер капеллы заставил исполнителей выбирать для оформления более приглушенные и темные цвета порфира и гранита.
3*.
Инкрустации в стиле коммессо, украшающие всю поверхность часовни, выполнены из темного мрамора и полудрагоценных камней и создают великолепный сценографический эффект. Для реализации этого заказа была создана мастерская по обработке полудрагоценных камней Opificio delle Pietre Dure.
4*.
В постаменте, где изображены гербы шестнадцати тосканских городов, верных семье Медичи, использованы яшма, кварц, лазурит, алебастр, коралл и перламутр.
6*. Гербы некоторых городов Флоренции (слева направо): Флоренция, Ареццо, Кьюси, Кортона, Монтепульчано, Пиза, Пистоя, Фьезоле, Вольтерра и еще один непознанный герб города. Если кто поможет с идентификацией или пришлет фотографии других гербов — буду благодарен и поправлю текст и/или коллаж.
В центре атриума, по замыслу заказчиков, планировалось установить Гроб Господень, но различные попытки купить или украсть его в Иерусалиме потерпели неудачу.
7*.
В мавзолее восьмиугольной формы установлены кенотафы великих герцогов Тосканы (Козимо I, Франческо I, Фердинандо I, Козимо II, Фердинандо II, Козимо III) с соответствующими посвящениями. Саркофаги представляют собой большие ковчеги из порфира и серого гранита, на каждой из которых покоится подушка с великогерцогской короной.
8.
В нишах должны были разместиться статуи всех Великих герцогов, однако свои места заняли только статуи Фердинандо I, изготовленная Пьетро Такка и Козимо II, созданная Пьетро Такка и его сыном Фердинандо между 1626 и 1642 гг.
9.
10.
За алтарем, являющимся плодом реконструкции 1937 г., находятся две небольшие комнаты, где выставлены священные дары и реликварии, некоторые из которых были подарены городу папой Львом X.
11.
Алтарь украшен панелями коммессо из полудрагоценных камней различных периодов.
12.
Большая картина на стене над входом в капеллу «Аллегория торжества Флоренции» написана Алессандро Аллори в 1588-1589 г. На ней изображена Флоренция с великогерцогской короной и одетая в горностай между историческими районами Флоренции Сан-Джованни, Санта-Кроче, Санто-Спирито и Санта-Мария-Новелла, окруженная знаменами, соответствующими районам. Две обнаженные натуры на переднем плане представляют реки Арно и Муньоне. Большое полотно венчало тимпан арки ворот Прато, где проходил первый этап свадебной церемонии между великим герцогом Фердинандо I Медичи и Кристиной Лотарингской в 1589 г.
13.
Новая ризница
Новая ризница является один из шедевров Микеланджело как архитектора, так и как скульптора. Построенная как аналог Старой ризницы Брунеллески и Донателло, Новая ризница сегодня является частью музейного комплекса капеллы Медичи.
14.
Новая ризница была построена по заказу папы Льва X для захоронения останков его брата Джулиано, герцога Немура, и его племянника Лоренцо, герцога Урбино. Это начинание было завершено другим папой из рода Медичи Климентом VII.
15.
В 1520 г. создание Ризницы было поручено Микеланджело, который работал над ней в несколько этапов до тех пор, пока окончательно не переехал в Рим в 1534 г. По приказу Козимо I в период между 1555 и 1559 г. Джорджо Вазари и Бернардо Буонталенти придали Ризнице ее нынешний облик.
16.
Микеланджело начал с того же плана ризницы Брунеллески и построил новую ризницу в правом конце трансепта, разделив пространство на более сложные формы с триумфальными арками, которые переходят в апсиды. Архитектор сначала рассматривал вариант создания единственного погребального памятник а в центре ризницы, но позже пришел к выводу о необходимости отдельных гробниц возле стен.
17.
С окончательным отъездом Микеланджело в Рим в 1534 г. ризница осталась незаконченной: останки Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано покоятся в простом саркофаге в форме сундука. Саркофаг увенчан тремя скульптурами. Посередине находится «Мадонна с младенцем», выполненная Микеланджело в 1521 г. Слева — «Св. Косма», созданный Джованни-Анжело Монторсоли в 1537 г., а справа — «Св. Дамиан» работы Рафаэлло да Монтелупо 1531 г. Размещение скульптур над захоронением осуществил Джорджо Вазари в 1554 г.
18.
Классическим источником вдохновения является купол с кессонным сводом, напоминающий Пантеон.
19.
Микеланджело изваял саркофаг герцога Урбино в последние годы его жизни во Флоренции между 1531 и 1532 гг. Лоренцо изображен погруженным в раздумья, и его задумчивый темперамент соответствует аллегориям времени, расположенным по обе стороны его саркофага. Утро, кажется, пробуждается от оцепенения сна, в то время как Вечер, в состоянии болезненной инертности, кажется, вот-вот заснет.
20.
Брат папы Льва X, герцог Немура, изображен Микеланджело в качестве военного капитана, держащего штаб командования. На завитках саркофага лежат лежащие статуи Дня и Ночи, которые напоминают о неумолимом течении времени. День изображается как крепко сложенный человек с незаконченным лицом. Ночь — это молодая спящая женщина с гладким, лоснящимся телом, залитым лунным светом.
21.
На алтаре XVI в. стоят два монументальных канделябра, спроектированных Микеланджело, но сделанных позже. Тот, что справа, был сделан Сильвио Козини в XVI в., а тот, что слева, датируется XVIII в. и является работой Джироламо Тиччати. Алтарное убранство завершается бронзовым Распятием тонкой работы, приписываемым Джамболонье, и четырьмя медными подсвечниками XVII в.
22.
Два военных трофея, выполненные Сильвио Козини, близким учеником Микеланджело, были частью раннего проекта украшения Новой ризницы, который остался незаконченным в 1534 г. из-за окончательного переезда последнего в Рим.
23.
24.
В Эрмитаже находится приобретенная в 1785 г. императрицей Екатериной II скульптура скорчившегося мальчика Микеланджело, которая предназначалась для установки над надгробием Лоренцо. Повсюду на шероховатой поверхности мрамора видны следы резца: лицо, кисти рук и ступни ног лишь бегло намечены. Существует мнение, что скульптура не закончена. Известно, однако, что такая незавершённость была сознательным приемом в позднем творчестве Микеланджело — одним из многочисленных открытий, которыми он обогатил выразительный язык скульптуры.
25.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.