Залы, теперь известные под общим названием «Часовни Медичи», были построены между XVI и XVII вв. как расширение базилики Сан-Лоренцо в честь семьи Медичи. Часовни Медичи стали государственным музеем в 1869 г.
1.
Уже в 1429 г. в ризнице базилики Сан-Лоренцо (ныне известной как «Старая ризница») был совершен торжественный погребальный обряд захоронения Джованни ди Биччи де Медичи, банкира и благотворителя церкви, проживавшего в нескольких шагах от него (на этом месте позже был построен дворец Медичи по проекту Микелоццо ди Бартоломео).
2.
В 1464 г. Козимо Медичи, сын Джованни, первый фактический правитель Флоренции, умер и был похоронен в подземном склепе, помещенный в колонну точно под средокрестием базилики. С тех пор Сан-Лоренцо стал местом захоронения членов семьи Медичи. Традиция продолжалась, за некоторыми исключениями, от Великих герцогов и до исчезновения семьи. Этот обычай был возобновлен, по аналогии, последующими членами династии Лотарингов, использовавших подземную часть базилики для своих захоронений.
3.
Музей состоит из нескольких частей:
— Крипты, или вестибюля, хранящей останки великих герцогов Медичи и их родственников;
— Капеллы принцев — монументального мавзолея, украшенного полудрагоценными камнями;
— Новой ризницы, которая вместе со своими скульптурами была задумана и спроектирована Микеланджело;
— Склепа Лотарингов, хранящего тела представителей семьи Лотарингов;
— погребального памятника Козимо Старого, «Pater Patriae».
4.
Крипта — это подземная часть Капеллы принцев, где хранятся тела Великих герцогов Медичи и членов их семей. Останки были перенесены на свое нынешнее место только между 1857 и 1858 годами по приказу Леопольда II Лотарингского.
5.
6.
Захоронение великого герцога Козимо I Медичи.
7.
Захоронение великой герцогини Екатерины Медичи.
8.
Картина «Папа Пий V коронует Великого герцога Тосканского Козимо I» (флорентийский художник, XVI в.). Изображенное событие, в основном известное благодаря фреске Якопо Лигоцци в Салоне Чинквеченто в Палаццо Веккьо и гравюре Джованни Страдано, датированной 1582 г. и опубликованной годом позже, показывает церемонию коронации первого великого герцога Козимо I, которая состоялась 5 марта 1569 г., скорее всего, в Сикстинской капелле Ватикана в присутствии кардиналов, дворян и вооруженных гвардейцев, с папой Пием V, изображенным под замысловатым балдахином. На картине тоже присутствует изображение известного карлика Морганте, живущего при дворе Медичи и увековеченного художником Бронзино.
9.
Анна Мария Луиза Медичи, палатинская курфюрстина, была дочерью Козимо III и сестрой Джана Гастона, последнего великого герцога Медичи. После смерти своего брата в 1737 г. ей отошло по завещанию все семейное состояние Флоренции, что позволило произведениям искусства навсегда остаться источником культурного наследия Тосканы и возвеличивания для ее граждан.
10.
Бронзовая статуя Анны Мария Луизы создана скульптором Альфонсо Бонинсеньи. Модель статуи была изготовлена в 1946 г. и отлита в металле в 2004 г. В том же году передана в дар Музею наследниками художника.
11.
Захоронение Джованни дела Банде Медичи и Марии Магдалины Австрийской.
12.
Также в подземельях базилики есть помещение, называемое «Зал Донателло». Такое название дано в честь захороненного здесь великого живописца и скульптора, создавшего для церкви Сан-Лоренцо множество своих шедевров. В этом зале также имеется множество других захоронений. В мое посещение доступ внутрь был закрыт.
13.
А вот и сама могила Донателло.
14.
Из этого зала можно увидеть находящееся за кованой железной решеткой место упокоения основателя династии Медичи Козимо Старого, в подражание древнеримскому титулу удостоенного звания Pater Patriae («Отец отечества»). Само захоронение, устроенное в центре большого столба и выходящее на поверхность пола в базилике, спроектировано Андреа Вероккьо в 1465-1467 гг. Три круглых отверстия в потолке фактически являются люками, через которые возможен доступ из базилики в крипту.
15.
Бронзовые решетки в полу базилики закрывают люки перед ступенями, ведущими к главному алтарю.
16.
Завершая тему крипты, вспомнился недавно смотренный документальный фильм, посвященный генетическим и медицинским исследованиям останков некоторых членов семьи Медичи. Исследователи попадали внутрь помещения с урнами через люки, находящиеся в Старой ризнице под стоящим в центре мраморным столом. Эти люки закрыты мраморными же крышками, украшенными гербом семьи Медичи. Я так до конца и не понял, есть ли доступ в это помещение иным, более доступным, способом. Скорее всего — нет.
17.
Сокровищница Сан-Лоренцо
Выставка сокровищ в склепе и в двух небольших комнатах по обе стороны от алтаря в Капелле принцев, стала частью музея в 1945 г. Самое древнее ядро в нем состоит из сосудов из горного хрусталя, аметиста и яшмы редкой красоты, которые частично принадлежали Лоренцо Великолепному и содержали драгоценные реликвии, купленные Папой Львом X в Константинополе и Греции и подаренные Папой Климентом VII базилике Сан-Лоренцо.
Сокровищница также включает в себя пастырский посох, процессионное знамя с гербом Медичи и митру, усыпанную жемчугом и драгоценными камнями, подаренную папой Львом X (эти экспонаты, вероятно, хранятся в комнатах возле алтаря Капеллы принцев и по причине реставрации были недоступны для осмотра). К роскошным дарам папы добавлены драгоценные реликварии, заказанные лучшим ювелирам Великих князей (от Козимо I до Кристины Лотарингской и Козимо III). Некоторые из них происходят из Палатинской капеллы во дворце Питти и были переданы базилике Сан-Лоренцо в 1785 г. в обмен на несколько священных ваз, которые сегодня выставлены в Музее серебра.
18. На дальнем плане виден перекрытый для посетителей проход в Зал Донателло.
Экспонатов много, поэтому я запечатлел только некоторые из них.
Реликварий св. Казимира (Массимилиано Солдано Бенци, 1687). Реликварий различных святых (Придворный ювелир, первая половина XVII в.). Реликварий различных святых (Бернардо Балдини, 1555).
19.
Реликварий Бичевания (Джованни Антонио Досио, начало XVII в.)
20.
Реликварий св. Гильома (Андреа Тарчиани, 1619). Реликварий св. Алессио (Придворный ювелир, начало XVII в.). Реликварий спутницы св. Урсулы (Андреа Тарчиани, 1619).
21.
Реликварий с поклонением пастухов (Итальянская мануфактура, начало XVII в.). Реликварий св. Гильома (Итальянская мануфактура, начало XVII в.). Реликварий с коронацией Богородицы (Итальянская мануфактура, начало XVII в.).
22.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.