Флоренция. Базилика Сан-Лоренцо. Часть 5. Правый неф

Продолжение рассказа о базилике Сан-Лоренцо. Начало читать здесь.
1.
Lorenzo

Далее в квадратных скобках буду указывать номер в соответствии с прилагаемым планом церкви.
2.
plan_church

Киворий Таинства [25]
На стене правого трансепта, граничащей с трансептом, находится мраморный киворий (или табернакль) Таинства, созданный Дезидерио да Сеттиньяно в 1460-1464 гг. Это многократно копировавшееся выделяется своей изысканностью. В его основании находится барельеф Пьеты, увенчанный двумя ангелами, держащими канделябры. В центре — сам киворий, обрамленный перспективным видом на церковь с поклоняющимися ангелами. В верхней части барельеф «Благословение Младенца Иисуса», ставший прототипом для многих аналогичных произведений.
3.
DSC_1779

Пульпит (Кафедра) Воскресения Христова [26]
Кафедра Воскресения является одним из двух бронзовых амвонов церкви Сан-Лоренцо, последняя работа флорентийского скульптора Донателло, которому в то время было более семидесяти лет. Кафедры в технике стаччиато были построены после 1460 г., и мастер позаботился о планировании и проектировании, даже при наличии вероятности того, что другие этапы выполнялись его помощниками, в том числе Бартоломео Беллано и Бертольдо ди Джованни. Кафедра Воскресения Христова обычно считается первой завершенной при минимальной помощи ассистентов и немного больше кафедры Страстей Христовых: ее длина составляет 292 см, а высота — 123 см (без учета колонн).
4.
DSC_1634

Обе кафедры принято считать финальным пунктом творчества Донателло, последним завершенным шедевром, доведенным до крайности изучением человеческой души, пространственности и композиционной свободы, которыми характеризовался весь творческий путь художника. Кафедры, которые завершены более поздним добавлением ряда полированных деревянных панелей, свидетельствуют об умении, с которым Донателло сумел вписать большое количество тем и выражений в пространство, открывая твердое представление о перспективе, а также о глубоких чувствах и драматическом религиозном напряжении, которое было постоянной чертой его творчества в последние несколько лет его жизни.
5.
DSC_1775

На кафедре Воскресения Христова отдельные сюжеты разделяются не пилястрами, а оформлены серией небольших зданий, расположенных в перспективе в виде боковых крыльев. Непрерывный фриз украшен херувимами урожая, эротическими амфорами и лицами рыцарей и кентавров, над которым проходит выступающий циматиум, напоминающий классические саркофаги. Считается, что фриз для обеих кафедр изготовил помощник Донателло уже после смерти мастера.
6. Капитель одной из колонн, на которых установлен пульпит.
capitel

Большие стороны содержат по три сцены каждая, плюс по одной для каждой из двух меньших сторон. Две панели на северной стороне, соответствующие входной двери, изготовлены из полированного дерева в XVII в. Панели рассказывают эпизоды жизни Христа после его смерти, без строгого соблюдения последовательности повествования в соответствии с Евангелием и с добавлением сцены мученичества св. Лаврентия в честь титульного святого церкви.

На западной стороне, обращенной к главному алтарю, изображены «Благочестивые женщины у гроба». В некоторых источниках сцена называется «Три Марии у гроба».
7.
pulpit1

На южной стороне, обращенной к центру, изображены сцены: Сошествие в ад, Воскресение и Вознесение.
8.
DSC_1638

На восточной стороне, обращенной к главному алтарю, изображена Пятидесятница.
9.
pulpit2

На северной стороне, обращенной к центру, изображены сцены: Мученичество св. Лаврентия (слева), Поругание Христа (полированное дерево) и Св. Лука Евангелист (справа, полированное дерево).
10.
DSC_1806

Поклонение волхвов [27]
«Поклонение волхвов» (масло по холсту) написано Джироламо Мачиетти в 1568 г.
11.
DSC_1808

12.
DSC_1810

Распятие [28]
«Распятие со св. Иеронимом, св. Франциском и св. Марией Магдалиной» (масло по холсту) создал Пьер Дандини в конце XVII — начале XVIII в.
13.
DSC_1812

14.
DSC_1811

Успение Богородицы [29]
«Успение Богородицы» (масло по дереву) написал Микеле ди Ридольфо дель Гирландайо, также известный как Микеле Тонзини в 1572 г.
15.
DSC_1814

16.
DSC_1816

Св. Лаврентий [30]
Картина «Св. Лаврентий и души в Чистилище» (масло по холсту) — творение Николо Лапи начала XVIII в.
17.
DSC_1818

18.
DSC_1820

Обручение Девы Марии [31]
Среди произведений искусства на боковых алтарях особенно выделяется картина Джован Баттиста ди Якопо, также известного как Россо Фьорентино «Обручение Девы Марии» (масло по дереву), написанная в 1523 г. и раскрывающая новый подход к изображению брака Марии и Иосифа. Пара погружена в радость молодости, окруженная радугой драгоценных камней. Использование таких ярких цветов в тесном соседстве — ключевая особенность искусства маньеризма.
19.
DSC_1821

По правой стороне капеллы мраморное захоронение музыканта Франческо Ландини, одного из основателей стиля Ars nova, созданное во флорентийской мастерской в 1397 г. Франческо Ландини также занимал должность органиста церкви Сан-Лоренцо.
20.
DSC_1822

Мученичество св. Себастьяна [32]
В ближайшей к контрфасаду капелле находится картина «Мученичество св. Себастьяна» (масло по дереву), написанная Якопо Чименти, также известным как Якопо да Эмполи, в 1580-1590 гг.
21.
DSC_1824

22.
DSC_1826

Напоследок еще раз посмотрим на общий вид церкви и пойдем искать очередную кассу для приобретения билета в другую часть церковного комплекса Сан-Лоренцо, усыпальницы семейства Медичи.
23*.
DSC_1604

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.