Продолжение рассказа о базилике Сан-Лоренцо. Начало читать здесь.
1.
Далее в квадратных скобках буду указывать номер в соответствии с прилагаемым планом церкви.
2.
Киворий Таинства [25]
На стене правого трансепта, граничащей с трансептом, находится мраморный киворий (или табернакль) Таинства, созданный Дезидерио да Сеттиньяно в 1460-1464 гг. Это многократно копировавшееся выделяется своей изысканностью. В его основании находится барельеф Пьеты, увенчанный двумя ангелами, держащими канделябры. В центре — сам киворий, обрамленный перспективным видом на церковь с поклоняющимися ангелами. В верхней части барельеф «Благословение Младенца Иисуса», ставший прототипом для многих аналогичных произведений.
3.
Пульпит (Кафедра) Воскресения Христова [26]
Кафедра Воскресения является одним из двух бронзовых амвонов церкви Сан-Лоренцо, последняя работа флорентийского скульптора Донателло, которому в то время было более семидесяти лет. Кафедры в технике стаччиато были построены после 1460 г., и мастер позаботился о планировании и проектировании, даже при наличии вероятности того, что другие этапы выполнялись его помощниками, в том числе Бартоломео Беллано и Бертольдо ди Джованни. Кафедра Воскресения Христова обычно считается первой завершенной при минимальной помощи ассистентов и немного больше кафедры Страстей Христовых: ее длина составляет 292 см, а высота — 123 см (без учета колонн).
4.
Обе кафедры принято считать финальным пунктом творчества Донателло, последним завершенным шедевром, доведенным до крайности изучением человеческой души, пространственности и композиционной свободы, которыми характеризовался весь творческий путь художника. Кафедры, которые завершены более поздним добавлением ряда полированных деревянных панелей, свидетельствуют об умении, с которым Донателло сумел вписать большое количество тем и выражений в пространство, открывая твердое представление о перспективе, а также о глубоких чувствах и драматическом религиозном напряжении, которое было постоянной чертой его творчества в последние несколько лет его жизни.
5.
На кафедре Воскресения Христова отдельные сюжеты разделяются не пилястрами, а оформлены серией небольших зданий, расположенных в перспективе в виде боковых крыльев. Непрерывный фриз украшен херувимами урожая, эротическими амфорами и лицами рыцарей и кентавров, над которым проходит выступающий циматиум, напоминающий классические саркофаги. Считается, что фриз для обеих кафедр изготовил помощник Донателло уже после смерти мастера.
6. Капитель одной из колонн, на которых установлен пульпит.
Большие стороны содержат по три сцены каждая, плюс по одной для каждой из двух меньших сторон. Две панели на северной стороне, соответствующие входной двери, изготовлены из полированного дерева в XVII в. Панели рассказывают эпизоды жизни Христа после его смерти, без строгого соблюдения последовательности повествования в соответствии с Евангелием и с добавлением сцены мученичества св. Лаврентия в честь титульного святого церкви.
На западной стороне, обращенной к главному алтарю, изображены «Благочестивые женщины у гроба». В некоторых источниках сцена называется «Три Марии у гроба».
7.
На южной стороне, обращенной к центру, изображены сцены: Сошествие в ад, Воскресение и Вознесение.
8.
На восточной стороне, обращенной к главному алтарю, изображена Пятидесятница.
9.
На северной стороне, обращенной к центру, изображены сцены: Мученичество св. Лаврентия (слева), Поругание Христа (полированное дерево) и Св. Лука Евангелист (справа, полированное дерево).
10.
Поклонение волхвов [27]
«Поклонение волхвов» (масло по холсту) написано Джироламо Мачиетти в 1568 г.
11.
12.
Распятие [28]
«Распятие со св. Иеронимом, св. Франциском и св. Марией Магдалиной» (масло по холсту) создал Пьер Дандини в конце XVII — начале XVIII в.
13.
14.
Успение Богородицы [29]
«Успение Богородицы» (масло по дереву) написал Микеле ди Ридольфо дель Гирландайо, также известный как Микеле Тонзини в 1572 г.
15.
16.
Св. Лаврентий [30]
Картина «Св. Лаврентий и души в Чистилище» (масло по холсту) — творение Николо Лапи начала XVIII в.
17.
18.
Обручение Девы Марии [31]
Среди произведений искусства на боковых алтарях особенно выделяется картина Джован Баттиста ди Якопо, также известного как Россо Фьорентино «Обручение Девы Марии» (масло по дереву), написанная в 1523 г. и раскрывающая новый подход к изображению брака Марии и Иосифа. Пара погружена в радость молодости, окруженная радугой драгоценных камней. Использование таких ярких цветов в тесном соседстве — ключевая особенность искусства маньеризма.
19.
По правой стороне капеллы мраморное захоронение музыканта Франческо Ландини, одного из основателей стиля Ars nova, созданное во флорентийской мастерской в 1397 г. Франческо Ландини также занимал должность органиста церкви Сан-Лоренцо.
20.
Мученичество св. Себастьяна [32]
В ближайшей к контрфасаду капелле находится картина «Мученичество св. Себастьяна» (масло по дереву), написанная Якопо Чименти, также известным как Якопо да Эмполи, в 1580-1590 гг.
21.
22.
Напоследок еще раз посмотрим на общий вид церкви и пойдем искать очередную кассу для приобретения билета в другую часть церковного комплекса Сан-Лоренцо, усыпальницы семейства Медичи.
23*.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.