Продолжение рассказа о базилике Сан-Лоренцо. Начало читать здесь.
1.
Далее в квадратных скобках буду указывать номер в соответствии с прилагаемым планом церкви.
2.
Св. Антоний Великий [16]
Алтарный образ этой капеллы написан маслом по дереву во второй половине XV в. художником из мастерской Доменико Гирландайо и изображает св. Антония Великого.
3.
В пределле изображены «Истории трех святых».
4.
На левой стороне установлен неоклассический мраморный погребальный памятник Берте Мольтке Феррари-Корбелли, созданный Джованни Дюпре в 1864 г. Памятник посвящен датской графине Берте Мольтке-Хюитфельдт аф Брегентвед, жене итальянского политика кавалера Луиджи Феррари-Корбелли. Урну поддерживают две аллегорические фигуры, олицетворяющие добродетели Скромности и Милосердия, увенчанные Ангелом Воскресения, уже готовым улететь. Женская фигура вылеплена таким образом, что кажется не желающей следовать за ним, ясно представляя собой фигуру умершей графини в объятиях ангела. Очарование памятника заключается в напряжении между безмятежностью неоклассической формы композиции и символическим значением романтичного объятия.
5.
На правой стене полихромное деревянное распятие, о котором информации я так и не нашел.
6.
Мадонна с младенцем [17]
В этой капелле обычно в стеклянном шкафу на алтаре находится деревянная Мадонна с младенцем, приписываемая Джованни Фетти и датируемая 1382-1384 гг.
7.
Расписная деревянная скульптура Мадонны с младенцем установлена на цельное основание, надпись на котором идентифицирует ее как Деву Марию «Bentornata» (в вольном переводе «Добро пожаловать обратно»). Мария улыбается, когда Младенец щекочет ее подбородок. Этот интимный момент происходит от византийских икон, хотя здесь Мария не повернута к Дитю, а вместо этого смотрит на поклоняющихся ей. На момент моего посещения скульптура отсутствовала, будучи, вероятно, на реставрации. Но во многих источниках местонахождение скульптуры указано именно в этой капелле, так что надеемся на ее возвращение на старое место.
8.
Вместо известной статуи на алтаре находилась икона Mater Boni Consilii (Мать доброго совета), на которой изображены коронованные Богоматерь c Младенцем.
9.
На левой стене картина «Рождество со святыми Юлианом и Франциском», написанная художником школы Доменико Гирландайо в начале XVI в.
10.
На правой стене — «Св. Лаврентий между святыми Стефаном и Леонардо», приписываемый Рафаэллино дель Гарбо.
11.
Средокрестие [18]
Купол на пересечении трансепта и нефа расписан большой фреской Винченцо Меуччи «Слава флорентийских святых», выполненной в 1742 г. по заказу последней представительницы прямого рода Медичи Анны Марии Луизы. В парусах изображены четыре Отца церкви того же автора.
12*.
Бронзовая решетка перед ступенями, ведущими к главному алтарю, между геометрическими узорами пола из мрамора, порфира и змеевика, на которых изображен герб Медичи, отмечает захоронение Козимо Медичи Старого, удостоенного почетного титула pater patriae (Отец Отечества). Захоронение было спроектировано и исполнено Андреа Верроккьо в 1465-1467 гг. Это совершенно исключительное место для захоронения свидетельствует о необычайном престиже династии Медичи в базилике Сан-Лоренцо.
13.
Главный алтарь [19]
Главный алтарь изготовлен из разноцветного полудрагоценного камня, спроектированного Гаспаре Мария Паолетти в 1787 г. и увенчан мраморным Распятием начала XVI в., приписываемым Валерио Чоли или Баччо да Монтелупо.
14.
Инкрустированные панели на алтаре изображают (слева направо): Сбор урожая, Сбор манны и Жертву Исаака.
15*.
Небольшой хор за алтарем ранее был украшен фресками, написанными по эскизам Понтормо. Понотормо готовил эскизы по заказу личного секретаря и дворецкого великого герцога Козимо I Медичи, капеллана базилики Сан-Лоренцо Пьера Франческо Риччио в течение 10 лет, начиная с 1546 г. Почти все эскизы сейчас хранятся в Кабинете рисунков и гравюр Галереи Уффици.
16.
После смерти Понтормо фрески по готовым эскизам были написаны Аньоло Бронзино. Однако работа была подвергнута серьезной критике со стороны Джорджо Вазари и Бенвенуто Челлини, поэтому в 1738-1742 гг. во время перестройки хора по указанию Анны Марии Луизы Медичи фрески были полностью уничтожены.
17.
Правый трансепт церкви отведен для частной молитвы. Попасть туда можно только верующим через боковую дверь в нефе. На плане эта обособленная часть базилики выделена серым цветом. В силу ограничений все фотографии зоны для молитвы, которые удалось сделать, были сняты с большого расстояния и не в самых удачных ракурсах или позаимствованы в глубинах Интернета. Информации по капеллам не очень много.
Первая капелла справа от пресвитерия [20]
Часовня не содержит каких-либо рельефных украшений. На алтаре установлена скульптура, изображающая вроде бы Пресвятое Сердце Иисуса.
18.
Несколько необычно изображения всех 14 стояний Крестного пути Христа расположены в одной часовне, а не традиционно по всему храму.
19.
Капелла св. Анны [21]
Алтарный образ второй капеллы справа написан во второй половине XVIII в. и изображает св. Анну, воспитывающую юную Деву Марию. У боковых стен находятся два погребальных памятника Леопольдо Костоли, созданные на стыке XIX-XX в.
20.
Капелла Святого Таинства [22]
Часовня во главе правого трансепта посвящена Святому Таинству.
21.
Дверь слева ведет в Новую ризницу. Туристы могут ее осмотреть, купив отдельный билет в Капеллу Медичи и войдя через обособленный вход с улицы. Рассказ о Новой ризнице будет позже.
22.
Под алтарем находится погребальный памятник Каролины Саксонской, первой жены великого герцога Тосканы Леопольда II, изготовленный в мастерской по обработке полудрагоценных камней в 1857 г.
23.
На левой стене часовни картина «Рождество Христово со святыми Марком и Франциском», написанная Маэстро Тондо Боргезе из мастерской Гирландайо в конце XV в.
24.
Св. Игнатий Антиохийский, растерзанный львом, приписывается Альфонсо Босчи. Распятие со святыми написано ок. 1590 г.
25.
Капелла Стенониана [24]
Часовня посвящена датскому анатому, первому врачу Великого герцога Фердинанда II, основателю современной геологии, епископу, блаженному Николасу Стено.
26.
Над алтарем после 2014 г. установлено распятие из пробкового дерева, изготовленное ок. 1470-1480 г. Антонио дель Поллайоло.
27.
Над распятием находится большая каменная инкрустация, изображающая бл. Николаса Стено.
28.
Расположенный возле левой стены мраморный саркофаг IV в., в котором покоится Стено, всегда покрыт множеством просьб о заступничестве, написанных на обрывках и листах бумаги, даже на квитанциях и билетах, которыми паломники со всего мира выражают молитвы и просьбы о благодати. Только за период с 1990 по 2006 г. было подано около 12 тысяч записок (из них 1200 на испанском и португальском, а также 500 на японском, китайском, русском и арабском языках). Слева на стенке саркофага можно увидеть трех мужчин в раскаленной печи, которые отказываются поклоняться статуе царя Навуходоносора, посередине — прощание Христа со своими учениками после Тайной вечери, а справа — воспитание дочери Иаира.
29.
У правой стены находится фрагмент древнего саркофага, который использовался в 1687 г. для покрытия оригинальной гробницы Стено в нижней церкви Сан-Лоренцо, то есть в склепе под главным проходом. Выше находится фреска с изображением «Нежная Дева» Никколо Томмазо.
30.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.