Флоренция. Базилика Сан-Лоренцо. Часть 4. Правый трансепт

Продолжение рассказа о базилике Сан-Лоренцо. Начало читать здесь.
1.
Lorenzo

Далее в квадратных скобках буду указывать номер в соответствии с прилагаемым планом церкви.
2.
plan_church

Св. Антоний Великий [16]
Алтарный образ этой капеллы написан маслом по дереву во второй половине XV в. художником из мастерской Доменико Гирландайо и изображает св. Антония Великого.
3.
DSC_1684

В пределле изображены «Истории трех святых».
4.
DSC_1691

На левой стороне установлен неоклассический мраморный погребальный памятник Берте Мольтке Феррари-Корбелли, созданный Джованни Дюпре в 1864 г. Памятник посвящен датской графине Берте Мольтке-Хюитфельдт аф Брегентвед, жене итальянского политика кавалера Луиджи Феррари-Корбелли. Урну поддерживают две аллегорические фигуры, олицетворяющие добродетели Скромности и Милосердия, увенчанные Ангелом Воскресения, уже готовым улететь. Женская фигура вылеплена таким образом, что кажется не желающей следовать за ним, ясно представляя собой фигуру умершей графини в объятиях ангела. Очарование памятника заключается в напряжении между безмятежностью неоклассической формы композиции и символическим значением романтичного объятия.
5.
DSC_1687

На правой стене полихромное деревянное распятие, о котором информации я так и не нашел.
6.
DSC_1693

Мадонна с младенцем [17]
В этой капелле обычно в стеклянном шкафу на алтаре находится деревянная Мадонна с младенцем, приписываемая Джованни Фетти и датируемая 1382-1384 гг.
7.
DSC_1757

Расписная деревянная скульптура Мадонны с младенцем установлена на цельное основание, надпись на котором идентифицирует ее как Деву Марию «Bentornata» (в вольном переводе «Добро пожаловать обратно»). Мария улыбается, когда Младенец щекочет ее подбородок. Этот интимный момент происходит от византийских икон, хотя здесь Мария не повернута к Дитю, а вместо этого смотрит на поклоняющихся ей. На момент моего посещения скульптура отсутствовала, будучи, вероятно, на реставрации. Но во многих источниках местонахождение скульптуры указано именно в этой капелле, так что надеемся на ее возвращение на старое место.
8.
Bentornata

Вместо известной статуи на алтаре находилась икона Mater Boni Consilii (Мать доброго совета), на которой изображены коронованные Богоматерь c Младенцем.
9.
DSC_1756

На левой стене картина «Рождество со святыми Юлианом и Франциском», написанная художником школы Доменико Гирландайо в начале XVI в.
10.
DSC_1755

На правой стене — «Св. Лаврентий между святыми Стефаном и Леонардо», приписываемый Рафаэллино дель Гарбо.
11.
DSC_1754

Средокрестие [18]
Купол на пересечении трансепта и нефа расписан большой фреской Винченцо Меуччи «Слава флорентийских святых», выполненной в 1742 г. по заказу последней представительницы прямого рода Медичи Анны Марии Луизы. В парусах изображены четыре Отца церкви того же автора.
12*.
DSC_1652

Бронзовая решетка перед ступенями, ведущими к главному алтарю, между геометрическими узорами пола из мрамора, порфира и змеевика, на которых изображен герб Медичи, отмечает захоронение Козимо Медичи Старого, удостоенного почетного титула pater patriae (Отец Отечества). Захоронение было спроектировано и исполнено Андреа Верроккьо в 1465-1467 гг. Это совершенно исключительное место для захоронения свидетельствует о необычайном престиже династии Медичи в базилике Сан-Лоренцо.
13.
DSC_1772

Главный алтарь [19]
Главный алтарь изготовлен из разноцветного полудрагоценного камня, спроектированного Гаспаре Мария Паолетти в 1787 г. и увенчан мраморным Распятием начала XVI в., приписываемым Валерио Чоли или Баччо да Монтелупо.
14.
DSC_1653

Инкрустированные панели на алтаре изображают (слева направо): Сбор урожая, Сбор манны и Жертву Исаака.
15*.
altare

Небольшой хор за алтарем ранее был украшен фресками, написанными по эскизам Понтормо. Понотормо готовил эскизы по заказу личного секретаря и дворецкого великого герцога Козимо I Медичи, капеллана базилики Сан-Лоренцо Пьера Франческо Риччио в течение 10 лет, начиная с 1546 г. Почти все эскизы сейчас хранятся в Кабинете рисунков и гравюр Галереи Уффици.
16.
DSC_1648

После смерти Понтормо фрески по готовым эскизам были написаны Аньоло Бронзино. Однако работа была подвергнута серьезной критике со стороны Джорджо Вазари и Бенвенуто Челлини, поэтому в 1738-1742 гг. во время перестройки хора по указанию Анны Марии Луизы Медичи фрески были полностью уничтожены.
17.
DSC_1765

Правый трансепт церкви отведен для частной молитвы. Попасть туда можно только верующим через боковую дверь в нефе. На плане эта обособленная часть базилики выделена серым цветом. В силу ограничений все фотографии зоны для молитвы, которые удалось сделать, были сняты с большого расстояния и не в самых удачных ракурсах или позаимствованы в глубинах Интернета. Информации по капеллам не очень много.

Первая капелла справа от пресвитерия [20]
Часовня не содержит каких-либо рельефных украшений. На алтаре установлена скульптура, изображающая вроде бы Пресвятое Сердце Иисуса.
18.
DSC_1777

Несколько необычно изображения всех 14 стояний Крестного пути Христа расположены в одной часовне, а не традиционно по всему храму.
19.
DSC_1782

Капелла св. Анны [21]
Алтарный образ второй капеллы справа написан во второй половине XVIII в. и изображает св. Анну, воспитывающую юную Деву Марию. У боковых стен находятся два погребальных памятника Леопольдо Костоли, созданные на стыке XIX-XX в.
20.
DSC_1781

Капелла Святого Таинства [22]
Часовня во главе правого трансепта посвящена Святому Таинству.
21.
DSC_1788

Дверь слева ведет в Новую ризницу. Туристы могут ее осмотреть, купив отдельный билет в Капеллу Медичи и войдя через обособленный вход с улицы. Рассказ о Новой ризнице будет позже.
22.
DSC_1791

Под алтарем находится погребальный памятник Каролины Саксонской, первой жены великого герцога Тосканы Леопольда II, изготовленный в мастерской по обработке полудрагоценных камней в 1857 г.
23.
DSC_1794

На левой стене часовни картина «Рождество Христово со святыми Марком и Франциском», написанная Маэстро Тондо Боргезе из мастерской Гирландайо в конце XV в.
24.
borghese

Св. Игнатий Антиохийский, растерзанный львом, приписывается Альфонсо Босчи. Распятие со святыми написано ок. 1590 г.
25.
DSC_1795

Капелла Стенониана [24]
Часовня посвящена датскому анатому, первому врачу Великого герцога Фердинанда II, основателю современной геологии, епископу, блаженному Николасу Стено.
26.
Steno

Над алтарем после 2014 г. установлено распятие из пробкового дерева, изготовленное ок. 1470-1480 г. Антонио дель Поллайоло.
27.
crocifisso

Над распятием находится большая каменная инкрустация, изображающая бл. Николаса Стено.
28.
steno1

Расположенный возле левой стены мраморный саркофаг IV в., в котором покоится Стено, всегда покрыт множеством просьб о заступничестве, написанных на обрывках и листах бумаги, даже на квитанциях и билетах, которыми паломники со всего мира выражают молитвы и просьбы о благодати. Только за период с 1990 по 2006 г. было подано около 12 тысяч записок (из них 1200 на испанском и португальском, а также 500 на японском, китайском, русском и арабском языках). Слева на стенке саркофага можно увидеть трех мужчин в раскаленной печи, которые отказываются поклоняться статуе царя Навуходоносора, посередине — прощание Христа со своими учениками после Тайной вечери, а справа — воспитание дочери Иаира.
29.
steno2

У правой стены находится фрагмент древнего саркофага, который использовался в 1687 г. для покрытия оригинальной гробницы Стено в нижней церкви Сан-Лоренцо, то есть в склепе под главным проходом. Выше находится фреска с изображением «Нежная Дева» Никколо Томмазо.
30.
steno3

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.