Продолжение рассказа о базилике Сан-Лоренцо. Начало читать здесь.
1.
Далее в квадратных скобках буду указывать номер в соответствии с прилагаемым планом церкви.
2.
В левом трансепте устроено несколько важных капелл, включая шедевр Брунелески — Старую Сакристию.
3.
Капелла Мартелли [12]
Слева в левом трансепте находится часовня Мартелли, названная так в честь покровительствующей семьи.
4.
Бесспорный шедевр Филиппо Липпи — алтарный образ «Благовещение и истории из жития св. Николая» выполнен темперой на деревянной основе. Образ, написанный в 1440-1447 гг., сочетает в себе традиционно сильное флорентийское рисование с превосходной тонкостью жестов. Пределла с историями из жизни св. Николая, возможно, не имеет непосредственного отношения к алтарному образу и была создана Липпи с помощью помощника Франческо Пезеллино.
5.
Обеспокоенная, но скромно элегантная Дева Мария готовится принять послание, принесенное ей архангелом Гавриилом, в то время как еще два ангела смотрят со стороны. Вся композиция помещена в детализированном и натуралистическом окружении, напоминающем фламандское искусство того периода. Одним из элементов, указывающим на влияние фламандцев, является стеклянная ампула на переднем плане, символизирующая Святого Духа. Картина считается первым известным примером квадратного алтаря без каких-либо традиционных готических украшений, чтобы лучше соответствовать простой архитектуре церкви Брунеллески. Панель разделена на две части центральной колонной. В геометрической перспективе показана сложная архитектура, включающая несколько зданий и открытую лоджию.
6.
Над алтарем полихромное деревянное распятие, изготовленное неизвестным мастером североевропейской школы ок. 1450 г.
7.
Вдоль правой стены капеллы установлен кенотаф Донателло в стиле неоренессанса, изготовленный Дарио Гвидотти и Рафаэлло Романелли из камня пьетро серена и бронзы в 1896 г. и посвященный скульптору, похороненному в склепе.
8.
У левой стены находится еще одна важная работа эпохи Возрождения — мраморный саркофаг Никколо и Фиоретты Мартелли, имитирующий большую плетеную корзину размером 90×203 см. Некоторые современные критики считают автором неопознанного скульптора из мастерской Донателло. Однако в последнее время исследователи сходятся во мнении, что автором саркофага следует считать самого Донателло, изготовившего саркофаг около 1455 г., после возвращения из Падуи. До начала ХХ в. захоронение находилось в подвале базилики, и только потом было перенесено в семейную часовню в левом трансепте.
9.
Над саркофагом вывешено полотно Джузеппе Никола Насини, изображающее св. Иеронима с ангелом.
10.
Капелла св. Космы и св. Дамиана [14]
Капелла в начале левого трансепта названа в честь святых Космы и Дамиана и тесно связанна с покровительством Медичи близлежащей Старой ризницы [15]. У входной арки имеются две фрески, изображающие свв. Косму и Дамиана (справа) и св. Карло Борромео и другого прелата (слева) и приписываемые кисти Бернардино Поччетти в 1611 г.
11.
Алтарь украшен изображением Мадонны, кормящей Младенца, приписываемой одноименному флорентийскому Мастеру Мадонны ди Сан-Лоренцо, последователю Мастера Санта-Чечилия. Исследователи датируют это изображение темперой по дереву концом XIII или началом XIV в.
12.
Кормящая Мадонна обрамлена холстом с изображением св. Лаврентия, св. Амвросия и св. Зиновия, написанным Франческо Конти в 1714 г.
13.
На алтаре выставлено большое количество реликвариев, в которых хранятся мощи различных святых.
14.
В устроенной в правой стене капеллы арке, выходящей в Старую ризницу, установлен прекрасный саркофаг, в котором захоронены Пьеро и Джованни Медичи, изготовленный Андреа Верроккьо. Учитывая симметричность саркофага и гораздо лучший обзор изнутри Старой ризницы, подробное описание захоронения будет приведено ниже.
15.
Капелла реликвий [13]
Название «Капелла реликвий» в некоторых источниках считается вторым наименованием капеллы св. Космы и св. Дамиана [14]. В пользу этого выступают выставленные реликвии на алтаре часовни. Но в то же время именно это отдельное помещение со специальными шкафами для хранения многочисленных реликвий, ограниченное генуфлекторием и имеющее собственную кафедру «бадалоне», на мой взгляд, вполне достойно считаться Капеллой Реликвий. Считать это помещение отдельной Капеллой реликвий или частью Капеллы св. Космы и св. Дамиана — самостоятельное решение каждого читателя.
16.
Старая ризница [15]
В 1419 г. Джованни ди Биччи де Медичи предложил Филиппо Брунеллески, самому известному архитектору города того времени, постройку семейной погребальной часовни. Ризницу Сан-Лоренцо планировалось посвятить св. Иоанну Евангелисту, покровителю самого Джованни де Медичи. Архитектору было также поручено построить часовню святых Космы и Дамиана (покровителей семьи Медичи) [14], примыкающую к ризнице, в левом трансепте.
17.
Брунеллески работал над ней между 1421 и 1428 гг., и это единственное сохранившееся произведение, полностью завершенное великим архитектором. После 1421 г. по предложению самого Медичи, который был одним из основных спонсоров проекта, архитектору было поручено перестроить всю церковь Сан-Лоренцо. Дата завершения работ — 1428 г., о чем свидетельствует надпись на внутренней кафедре фонаря малого купола.
Построенная знаменитым флорентийским архитектором Филиппо Брунелески между 1422 и 1428 гг, Старая ризница была одним из первых проектов, в котором он успешно перевел свое архитектурное видение в геометрические объемы, скрупулезно разделенные в соответствии с точными пропорциональными соотношениями. Простота и строгость пространственной концепции (кубическое пространство, покрытое зонтичным куполом, разделенным на сегменты) подчеркивается использованием серого камня пьетра серена для выделения несущих элементов.
Старая сакристия — просторное квадратное в плане (около 11 м ширины) помещение, перекрытое куполом. С южной стороны в стене открывается алтарь, также квадратный и тоже перекрытый куполом, — маленькое низкое помещение, таким образом, подчиненное большому, высокому. Каждое из них чётко воспринимается в отдельности, изолированно, в чём выразилась основная черта художественной задачи Брунеллески — стремление к ясности. Рёбра и углы стен обоих помещений отмечены коринфскими пилястрами, поддерживающими антаблемент — ордер подчёркивает всю структуру помещения и ясно фиксирует восприятие пространства. Ризница была названа Старой после строительства Новой ризницы по проекту Микеланджело.
На стены, над которыми поднимается купол, наложены декоративные арки, над антаблементом в люнетах помещены полукруглые окна. Все архитектурные сочленения — ордер, наличники окон, рёбра сводов — сделаны из тёмного камня и выделяются на нейтральных нарядных белых стенах. Купол выполнен в форме зонта, разделенного на сегменты оживальной формы, в основании каждого из которых находится окулюс, которые вместе с фонарем обеспечивают внутреннее освещение ризницы.
18.
Скульптурное украшение Донателло восходит к концу работ и, возможно, было заказано самим Джованни Медичи или его сыном Козимо. Донателло работал над украшением ризницы в несколько этапов, в создании некоторых элементов также используя своих помощников, которыми, по некоторым предположениям, могли быть Микелоццо ди Бартоломео или Лука делла Роббиа. Донателло задумал набор многоцветных лепных украшений большой выразительности. Украшение ризницы, вероятно, началось в 1428-1429 гг. с создания Историй Иоанна Богослова, а затем было приостановлено из-за бурных событий в семье Медичи. В 1434 г., с возвращением Козимо Старого из Падуи и Донателло из Рима, работы возобновились. Возможно, они были завершены в 1439 г., когда часовня стала местом проведения важных религиозных церемоний, и в любом случае все они были завершены в 1443 г., в год отъезда Донателло в Падую.
Биограф Брунеллески Антонио Манетти утверждает, что архитектор не одобрял работу Донателло, считая ее похвальный пластический эффект чуждым рациональному синтезу и геометрической строгости, которые он стремился навязать ризнице. На самом деле посетители, как правило, очарованы гармонией, с которой архитектура и убранство дополняют друг друга, предоставляя нам одно из самых полных и последовательных произведений раннего флорентийского Возрождения.
Стены отмечены большими круглыми арками, которые под куполом образуют четыре паруса по углам, куда затем были вставлены медальоны Донателло и гербы Медичи.
19.
На высоте линии арок антаблемент из пьетра серена с полихромной центральной частью, украшенной кругами с херувимами и серафимами, плавно проходит по всему периметру, включая скарселлу. Фриз с херувимами и серафимами в обрамлении, выполненный в глазурованной полихромной терракотовой форме, приписывается Луке делла Роббиа. По углам стоят рифленые пилястры коринфского ордера, удваивающие толщину стены, где открывается скарселла, а также толщину центральной арки.
20.
В люнетах у купола находятся четыре тондо диаметром 2,15 м с изображениями четырех евангелистов, выполненные Донателло в 1435 г: св. Иоанн, св. Матфей, св. Марк и св. Лука.
21.
Четыре тондо в парусах, также изготовленные Донателло в 1428-1432 гг., рассказывают истории из жизни св. Иоанна Богослова: Мученичество св. Иоанна, Вознесение св. Иоанна, Воскресение Друзианы и Св. Иоанн на Патмосе.
22.
Два портала являются более поздним дополнением, относящимся к эпохе украшений Донателло, и являются одними из старейших следов архитектурных элементов эпохи Возрождения, взятых из римской архитектуры: на самом деле это копия портала Форума Траяна, известного по рисунку Джулиано да Сангалло. Брунеллески не оценил вставку, которую, по словам его биографа, он считал слишком массивной и не гармонирующей с архитектурой ризницы. Слева находятся Ворота мучеников, справа — Ворота апостолов.
Ризница над этими дверями украшена эдикулами с расписными терракотовыми скульптурами Донателло, изображающими св. Стефана и св. Лаврентия и св. Косму и св. Дамиана.
23.
В скарселле между порталами устроен небольшой мраморный алтарь.
24.
Алтарь украшен панелями с изображением пророков Иезекииля и Исайи.
25.
Плутеи украшены амфорами, от которых отходят ветви дуба, заимствованные из раннехристианской традиции.
26.
Полихромное деревянное распятие установленное над алтарем, изготовлено Симоне ди Нанни Ферруччи.
27.
Фреска на своде купола в скарселле изображает космологическое положение Солнца и созвездий, каким оно было во Флоренции в ночь на 4 июля 1442 г. Предполагается, что небесный свод был расписан эклектичным художником-декоратором Джулиано д’Арриго, известным как Песелло, по рекомендации астронома Паоло Тосканелли. Во время внимательного рассматривания фрески у меня появилось ощущение, что немного левее от оси купола на месте Солнца устроено гномомическое отверстие, сквозь которое на стол посреди ризницы в определенных условиях в полдень будет падать солнечный луч. Это отверстие находится точно на юге относительно стола, и устройство гномона в этом месте просто напрашивается, особенно с учетом тематики фрески в куполе и участием в проектировании астронома, создавшего гномон в Санта-Мария-дель-Фьоре. Но это только мое предположение, ни о чем подобном в Старой сакристии я нигде не прочел.
28.
В ризнице также находятся два захоронения семьи Медичи. В центре стоит саркофаг, в котором покоятся останки основателя рода Медичи Джованни ди Биччи и его жены Пиккарда Боэри. В 2000 г. исследователи предложили приписать авторство проекта по созданию погребального памятника Донателло. Саркофаг, украшенный гербами Медичи, головами ангелов и гирляндами, возможно, вырезан в 1430 г. Буджано и Паньо ди Лапо Портиджани. В 1433 г. гробница Джованни и его жены Пиккарда Буэри, созданная Донателло и Буджано, приемным сыном Брунеллески, была помещена под центральным мраморным столом в Сакристии.
29.
Слева у входа в Старую сакристию в проеме стены находится саркофаг, в котором находятся останки Пьеро ди Козимо Медичи и Джованни Медичи, отца и дяди Лоренцо «Великолепного». Роскошный погребальный памятник был разработан и изготовлен из мрамора, бронзы, порфира и пьетро серены художником и скульптором Андреа Верроккьо в 1472 г.
30.
Гробница, вместо обычной установки возле стены, расположена внутри ренессансного аркосолия между двумя помещениями, находившимися под покровительством семьи Медичи. Идея бронзовой решетки, имитирующей веревочную сетку и перекрывающей проем между двумя помещениями, была, вероятно, позаимствована из захоронения Нери ди Джино Каппони в базилике Санто-Спирито работы Бернардо Росселлино.
31.
Центральный медальон изготовлен из зеленого серпентина. Саркофаг украшен львиными лапами и бронзовыми спиралями.
32.
Цоколь памятника покоится на четырех бронзовых черепахах, вдохновленных «Геркулесом и Антеем» Антонио дель Поллайоло.
33.
Авторство бюста св. Лаврентия на платформе напротив алтаря за его живописную чувствительность приписывается Дезидерио да Сеттиньяно. Однако в прошлом бюст также считался работой Донателло.
34.
Деревянные спаллиеры сидений украшены тонко выполненными инкрустациями.
35.
В небольшом помещении слева от алтаря за Воротами мучеников находится мраморная чаша, приписываемая Андреа дель Верроккьо и украшенная геральдическими элементами Пьеро де Медичи (сокол, кольцо с гербом).
36.
Сама чаша украшена протомами льва и двумя сиренами.
37.
Также здесь стоит холст XVI в. с изображенными скорбящими, поверх которого закреплено современное деревянное распятие.
38.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.