Продолжение рассказа о базилике Сан-Лоренцо. Предыдущую часть читать здесь.
1.
Далее в квадратных скобках буду указывать номер в соответствии с прилагаемым планом церкви.
2.
Неф [1]
Филиппо Брунеллески разработал единое пространство, созданное путем тщательного изучения геометрии и пропорций. Взгляд охватывает все здание, чтобы сойтись к главному алтарю. Монументальный характер базилики усиливается игрой света и использованием всего двух цветов: белого цвета его стен и серого цвета камня пьетра серена, используемого для колонн и других деталей. Церковь в плане имеет форму латинского креста с тремя нефами, с приделами вдоль боковых нефов и трансептом. Над средокрестием смонтирован купол.
3*.
Боковые нефы базилики не традиционно сквозные, а образованы цепью одинаковых квадратных помещений, перекрытых сводами. Античные по пропорциям, силуэту и рисунку капителей колонны легко несут тяжесть. Через колонны перекинуты арки, всё пространство расчленено с математической ясностью — избегнуто всё давящее и разъединяющее. Простая орнаментика, частично античная, частично соответствующая флорентийской традиции, частично — изобретённая самим Брунеллески, вносит отпечаток лёгкости, гармоничности, и всё настроение этого церковного здания — настроение неомрачённой жизнерадостности, наивной радости бытия.
4.
Этот колокол, вероятно, ранее звонил с небольшой колокольни собора.
5.
Контрфасад [2]
Главный портал на контрфасаде, увенчанный гербом Медичи, украшен прекрасными резными деревянными панелями. Над порталом установлена одна из главных достопримечательностей базилики — Трибуна реликвий, спроектированная Микеланджело Буонарроти примерно между 1531 и 1532 гг. Трибуна была заказана папой Климентом VII для сохранения и демонстрации некоторых семейных реликвий, включая посуду из полудрагоценных камней, которая принадлежала своему отцу Лоренцо Великолепному и была украдена из дворца Медичи во время второго изгнания его семьи, но выкупленных и восстановленных его двоюродным братом папой Львом X. Поэтому возвращение реликвий во Флоренцию имело особое символическое значение для семьи Медичи, как и их пожертвование семейной церкви Сан-Лоренцо.
6.
Первый вариант (1525 г.) предусматривал установку кивория с четырьмя колоннами на главном алтаре, но был отклонен заказчиком, так как он слишком сильно закрывал бы стены, которые, возможно, планировалось расписать фресками. В 1531 г. был разработан проект контрфасада, который был бы продолжением архитектуры нефа Брунеллески, с выходом балкона над грандиозным порталом, архитрав которого находился на высоте колонн. Однако был разработан и принят новый, более простой проект, с внутренним фасадом, артикулированным на двух этажах. Фактически, трибуна находится на той же высоте, что и антаблементы, окружающие церковь, а длина балкона такая же, как и у портала, окруженного двумя большими коринфскими опорными колоннами. Мраморный балкон огражден балюстрадой, за которой прорублены три портала, также изготовленных из мрамора, которые ведут к шкафам в толще контрфасада, где на деревянных полках хранились реликвии. На центральном портале расположены две гладкие пилястры с профилированным каркасом и треугольный тимпан. Боковые порталы обрамлены наличниками. По бокам трибуны две пилястры из пьетра серена с фестонами, спроектированными самим Микеланджело и увенчанные кольцами Медичи. Работа была завершена в декабре 1532 г. и является одним из наименее известных проектов Микеланджело.
7.
Трибуна реликвий увенчана в XIX в. большим гербом с савойским крестом, исполненным в технике гризайль.
8.
За шестнадцать веков базилика была украшена многочисленными картинами, некоторые из которых теперь утеряны, потому что городская знать, покровительствовавшая собору, из века в век обновляла боковые алтари. Оформление боковых алтарей однотипное.
Призвание св. Матфея [3]
Первый слева алтарь украшен картиной «Призвание св. Матфея» (масло по холсту), написанной Пьетро Марчезини в 1739 г.
9.
10.
Распятие с Девой Марией [4]
«Распятие с Девой Марией, св. Иоанном Богословом и св. Марией Магдалиной» (масло по холсту) написано Франческо Конти в 1709 г.
11.
Ранее эта картина находилась в Церкви св. Якова над Арно.
12.
Богородица на троне [5]
«Богородица на троне со св. Лаврентием и св. Зиновием» (масло по холсту) написана Заноби Гаэтано Кановаи в 1877 г.
13.
Св. Зиновий Флорентийский — первый епископ Флоренции, особо почитающийся в городе.
14.
Распятие [6]
Деревянное раскрашенное распятие немецкой (североевропейской) школы XV в. Некоторыми исследователями авторство приписывается Паоло Мериху.
15.
Распятие окружают скорбящие Мадонна и св. Иоанн Евангелист (масло по профилированному дереву), написанные Лоренцо Липпи в первой половине XVI в.
16.
Распятие св. Акакия [7]
Распятие мученика Акатия в окружении товарищей (масло по холсту) написано Джованни Антонио Сольяни в первой половине XVI в.
17.
18.
Св. Иосиф Плотник [8]
«Св. Иосиф и его сын в мастерской» (масло по холсту) принадлежит кисти Пьетро Аннигони. Из-за золотого фона картина выглядит как более старая работа, однако датируется 1964 г.
19.
Св. Иосиф, кажется, нежно осознает будущую роль своего сына, о чем свидетельствует деревянная доска на переднем плане, которая образует крест.
20.
Кантория и орган [9]
Над дверью, выходящей в клуатр, находится кантория из полихромного мрамора для органа, в начале XX в. приписываемого Донателло из-за его неоспоримого сходства с канторией церкви Санта-Мария-дель-Фьоре в части архитектурной схемы и фриза, размещенного за свободно стоящими колоннами. Позднее из-за меньшей элегантности и композиционной свободы рельефов критики сочли авторами кантории работников мастерской Донателло и датировали ее 1460-ми годами.
21.
Старейший орган церкви, расположенный над канторией Донателло, был построен в 1502 г. Бенедетто Вантаджини из Вольтерры и впоследствии расширен братьями Трончи в 1773 г. По случаю 1600-летия церкви в 1993-1994 гг. орган был восстановлен органостроителем Риккардо Лорензини из Монтемурло, который воссоздал первоначальные характеристики инструмента.
22.
Мученичество св. Лаврентия [10]
Стена левого прохода возле трансепта украшена большой фреской, на которой изображено «Мученичество св. Лаврентия». Фреску написал Аньоло Бронзино в 1565-1568 гг. На фреске можно найти множество отсылок на работы Микеланджело.
23*.
Пульпит (Кафедра) Страстей Христовых [11]
Два похожих пульпита, расположенных под последними аркадами нефа, являются последними шедеврами, созданными Донателло и его помощниками. Левый пульпит Страстей Христовых установлен возле фрески Мученичества св. Лаврентия. Бронзовые панели были собраны после 1515 г., и только во второй половине XVI в. они приобрели свой нынешний вид на мраморном сооружении, поддерживаемом смешанными мраморными колоннами и ионическими капителями.
24.
Обе кафедры принято считать финальным пунктом творчества Донателло, последним завершенным шедевром, доведенным до крайности изучением человеческой души, пространственности и композиционной свободы, которыми характеризовался весь творческий путь художника.
25.
Считается, что фриз для обоих пульпитов выполнил один из помощников Донателло уже после смерти маэстро. На кафедре «Страстей» всего установлено семь панелей. Две панели на южной стороне, соответствующие входной двери, вырезаны из дерева в XVII в.
26.
На южной стороне, обращенной к фреске Аньоло Бронзино [10], мы видим «Молитву в Гефсиманском саду» (справа, начало повествования), «Бичевание Христа» (слева) и Св. Иоанна Евангелиста (по центру).
27.
На восточной стороне, обращенной к контрфасаду, на панели изображено две сцены: «Иисус перед Синедрионом» или «Иисус перед Каиафой» (справа) и «Иисус перед Понтием Пилатом» (слева).
28.
На северной стороне, обращенной к центру, изображены сцены: «Распятие Христово» и «Снятие с креста».
29.
И, наконец, на западной стороне, обращенной к главному алтарю, мы видим «Положение во гроб».
30.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.