Академия изящных искусств — первая академия живописи в Европе, основанная в 1561 г. при поддержке великого герцога Козимо I тремя известными художниками-маньеристами: Джорджо Вазари, Аньоло Бронзино и Бартоломео Амманати. При Академии в 1784 г. была организована картинная галерея, которая сейчас является государственным музеем с одним из крупнейших художественных собраний Флоренции.
1.
В этом зале представлены работы последователей Джотто XIV в. Великий художник обновил флорентийскую живопись, представив более естественное изображение окружающей среды, и считался “самым суверенным мастером живописи в свое время, который рисовал все свои фигуры и их позы в соответствии с природой”, как определяет его летописец Джованни Виллани. В этом зале выставлено единственное произведение самого Джотто — фрагмент фрески из Бадиа Фиорентина, старейшего аббатства Флоренции.
2.
Голова пастуха и стадо (Джотто, ок. 1315-1325). Фрагмент фрески, перенесенный на металлическую раму. Фрагмент, по всей вероятности, относится к сцене, изображающей св. Иоакима и пастухов, и происходит из главной капеллы церкви Бадия-Фиорентина, которую, согласно источникам, украсил Джотто. От фрески сохранились только фрагменты, которые были обнаружены только в 1958 г., когда, помимо головы пастуха, были также найдены Благовещение и Представление Марии в Храме, к сожалению, только в отдельными элементами. В 1625-1627 гг. во время реконструкции церкви Бадии была предпринята попытка отделить фрески с изображением Благовещения и Ангела, но с катастрофическими результатами. Ранее высказывались сомнения относительно авторства Джотто над этими фресками, но в любом случае они свидетельствуют как минимум об участии работников его мастерской. Во фрагменте, выставленном здесь, главным образом заметны свежесть и жизненность фигуры пастуха, которая приписывается непосредственно руке Джотто.
3.
Расписной Крест (Бернардо Дадди, ок. 1345). Среди учеников Джотто выделяется Бернардо Дадди, чьи различные панно с золотым покрытием выставлены в комнате. Прежде всего, обращает на себя внимание большой расписной Крест, ранее находившийся в церкви Сан-Донато-ин-Полвероза. Крест над главным алтарем изображал типичную готическую позу «Христос страждущий» и соответствует требованиям к иконографии, которые Джотто предъявлял к распятию, которое он написал для базилики Санта-Мария-Новелла ок. 1295 г. Тяжелое тело Христа обрамлено скорбными фигурами Марии и Иоанна Богослова на табеллоне (дополнительной площадке под перекладиной расписного креста), а у окончаний рук и ног изображены «Поругание Христа», «Христос у колонны» и «Путь на Голгофу». В верхней части панели Христос изображен как «Иисус Вседержитель на Страшном суде» в блестящем миндалевидном пространстве. На той же ветви креста можно прочитать латинскую надпись «DICEST IESUS NAZARENUS REX IUDAEORUM» (Иисус из Назарета, Царь иудейский).
4.
Св. Варфоломей на троне и восемь ангелов. В малых трифолиях: Два Пророка. В верхнем трифолии: Христос в акте благословения (Якопо дель Казентино, ок. 1340-1345). Работа была заказана Гильдией Олиандоли (торговцев маслом, сыром и зерном) и Пицциканьоли (бакалейщиков), чьим покровителем был св. Варфоломей. Эмблема гильдии — красный свирепый лев с оливковой ветвью между лап — изображена на знамени, которое Святой держит в правой руке. Картина, вероятно, была помещена на пилястре церкви Орсанмикеле, приписанной к этой гильдии в 1339 г., и поэтому может быть датирована между 1340 и 1345 г. Она также могла быть выполнена для Дворца гильдии. В ней все еще довольно разборчив декоративный тембр в изображении ореолов, трона и тканей.
5.
Св. Иоанн Креститель; Св. Жиль; Св. Иоанн Евангелист. В венцах: Три Пророка (Якопо дель Казентино, ок. 1330-1335). Пересено из монастыря Сантиссима Аннунциата. Эти панели темперой по дереву из знаменитой коллекции известного коллекционера произведений искусства, приора ордена сервитов Франческо Раймондо Адами монастыря Сантиссима Аннунциата во Флоренции первоначально принадлежали ныне утраченному полиптиху. Три Святых относятся к зрелой фазе творчества художника, что свидетельствует о сильном влиянии Таддео Гадди. Оформление нимбов выглядит несколько проще, чем в более поздних работах художника, включая св. Варфоломея, выставленного в этой галерее.
6.
Св. Варфоломей; Св. Лаврентий (Бернардо Дадди, 1340-1345). Две небольшие панели первоначально были частью полиптиха для часовни св. Варфоломея и св. Лаврентия в церкви Санта-Мария-дель-Кармине. Главная панель была идентифицирована с Мадонной с Младенцем на троне с двумя ангелами-музыкантами, которая сегодня находится в коллекции замка Вавель в Кракове. Эта работа является одним из самых важных алтарных произведений, созданных Дадди в конце его карьеры, около 1340-1345 гг.
7.
Коронация Пресвятой Девы и святые Юлиан, Маргарита, Мария Магдалина, Ромуальд. В трифолиях: Два Ангела и Два Пророка. Мадонна с младенцем и святыми Бенедиктом, Люцией, бл. Герардеской ди Пиза, святым епископом; в трифолиях: Четыре ангела (Мастер доминиканских изображений, ок. 1340-1345). Первоначально картины представляли собой две стороны доссала, первоначальное расположение которого позволяло публике наблюдать за обоими его сторонами. Его усеченные боковые окончания, особенно заметные на трифолиях, указывают на первоначальное существование по крайней мере еще двух элементов. Доссал можно датировать периодом между 1340 и 1345 г., временем более позднего периода деятельности художника, который работал во Флоренции как художник и иллюстратор.
8.
Распятие с плакальщицами и Марией Магдалиной у подножия Креста; св. Мария Магдалина; св. Архангел Михаил; св. Юлиан; св. Марта (Бернардо Дадди и Пуччо ди Симоне, 1340-1345). Происхождение полиптиха неизвестно. Возможно, он был заказан орденом госпитальеров, учитывая присутствие св. Юлиана и св. Марты. Поздняя работа Бернардо Дадди, она может быть датирована между 1340 и 1345 гг., но полностью принадлежит ему только Распятие. Фигуры святых на боковых панелях в действительности принадлежат руке Пуччо ди Симоне, художника, работавшего с Дадди в те годы.
9.
Распятие с плакальщицами и Марией Магдалиной у подножия Креста. В пинакле: Христос в акте благословения (Бернардо Дадди, 1343). Перенесено из монастыря Санта-Мария-дель-Кармине. Картина, датированная 1343 г. на раме, возможно, была центральным элементом более крупной работы. Она относится к поздней деятельности Бернардо Дадди, одной из самых выдающихся личностей флорентийской живописи первой половины XIV в., о которой у нас есть много документальных свидетельств и датированных картин по дереву. Она представляет собой обширный, эмоционально насыщенный стиль и большую согласованность в организации фигур в пространстве.
10.
Мадонна Смирения и святые Лаврентий, Онофрий, Иаков Великий и Варфоломей (Пуччо ди Симоне, 1350-1360). Полиптих, должно быть, первоначально находился в главном алтаре церкви Сан-Маттео-ин-Арчетри. Присутствие св. Онофрия действительно совместимо с отшельническим призванием августинцев, религиозного ордена, основавшего монастырь Арчетри. В 2005 г. картина была подвергнута реставрации, особенно центральная панель, которая в прошлом была полностью перерисована. Изысканный полиптих принадлежит художнику Пуччо ди Симоне, который здесь раскрывает свой талант в интерпретации и переработке творчества своего учителя Бернардо Дадди.
11.
Коронация Пресвятой Девы и 42 святых. На вершине: Благословляющий Христос (Бернардо Дадди, 1340-1345). Перенесено из церкви Санта-Мария-Новелла. Существует множество предположений относительно первоначального расположения этой картины в церкви Санта-Мария-Новелла: от алтаря св. мученика Петра до алтаря Коронации Девы Марии. Когда в XVI в. для обновления интерьера церкви был назначен Джорджо Вазари, она была передана монастырю. Работа относится к поздней фазе деятельности Дадди и может быть датирована периодом между 1340 и 1345 гг., о чем свидетельствует торжественный стиль и широкие формы, а также элегантность в передаче некоторых декоративных деталей, таких как украшение одежды и нимбы.
12.
Истории о Христе и св. Франциске Ассизском (Таддео Гадди, ок. 1340). В зале последователей Джотто необходимо также осмотреть работы Таддео Гадди, одного из ближайших учеников Джотто. Таддео провел около двадцати четырех лет в «боттеге» (мастерской) Джотто и стал одним из его величайших последователей во Флоренции. Зал демонстрирует увлекательную серию панелей-квадрифолиев, иллюстрирующих сцены из жизни Христа и св. Франциска Ассизского, которые ранее размещались в базилике Санта-Кроче, где они, возможно, украшали ризницу (по другой версии — деревянные хоры). Панели и люнет, скорее всего, были установлены на шкаф с реликвиями, хотя их первоначальное местоположение до сих пор оспаривается критиками.
13*.
Расположение панелей представляет собой реконструкцию их первоначального размещения на передней панели шкафа. Однако 4 из 26 оригинальных панелей попали на антикварный рынок и стали частью музейных коллекций Старой Пинакотеки Мюнхена и Берлинской картинной галереи. Мне же оставлять зияющие пустоты при создании поста показалось не совсем правильным, и после некоторых усилий я эти «дыры» заполнил. В нижеприведенных описаниях пометка о заимствовании указана.
Люнет представляет сцены Вознесения Христа и Благовещения.
14.
26 панелей размером около 35×30 см представляют Истории из жизни Иисуса и Истории св. Франциска в параллельном расположении (верхний ряд — Истории Христа, нижний — св. Франциска). Францисканский орден на самом деле настойчиво настаивал на аналогиях между жизнью Христа и жизнью их основателя, св. Франциска.
15*. Встреча Марии и Елизаветы. Рождество Христово. Поклонение волхвов. Введение Иисуса в храм. Спор Иисуса с учителями Церкви. Крещение Христа.
Иконография Таддео Гадди в значительной степени зависит от Историй о Христе, написанных его учителем Джотто в Капелле Скровеньи в Падуе.
16*. Преображение. Тайная вечеря. Распятие Христа с Мадонной и св. Иоанном Евангелистом. Воскресение Христа. Явление воскресшего Христа благочестивым женщинам. Неверие св. Фомы. Пятидесятница (Берлин)
Для Историй о св. Франциске Таддео Гадди черпал вдохновение из историй, написанных тем же мастером в Верхней базилике св. Франциска в Ассизи и в капелле Барди в Санта-Кроче.
17*. Франциск отказывается от активов отца. Вертеп в Греччо. Папа Иннокентий III видит во сне св. Франциска, поддерживающего Латеранскую базилику. Папа Иннокентий III утверждает устав францисканскев. Франциск проповедует перед папой Гонорием III. Смерть рыцаря Целано (Мюнхен).
18*. Явление св. Франциска на огненной колеснице. Испытание огнем (Мюнхен). Св. Франциск получает стигматы. Воскрешение ребенка (Берлин). Св. Франциск появляется в капитуле Арля. Смерть св. Франциска. Мученичество францисканцев в Сеуте.
Мадонна на троне с двумя ангелами и четырьмя святыми Иоанном Крестителем, Зиновием, архангелом Михаилом, бл. Агнессой Ассизской. В верхнем фрагменте: Коронация Девы Марии (Таддео Гадди, 1325-1330). Происхождение панели неизвестно. Смещенное от центра положение Богородицы и геометрический узор на реверсе указывают на то, что это было крыло диптиха, хотя нельзя исключать, что оно было создано как автономное изображение. Примечательное качество работы приписывается художнику Таддео Гадди, ученику и помощнику Джотто, который здесь предлагает строгую и существенную композицию, но в то же время обогащенную элементами с готическим колоритом.
Мадонна с младенцем; Св. Иоанн Креститель и св. Петр. В верхнем фрагменте: Благовещение Пресвятой Богородицы и Ангел Благовещения (Таддео Гадди, 1345-1350). Перенесено из больницы Санта-Мария-Нуова. Иконография стоящей Мадонны с младенцем появляется во флорентийской живописи в середине XIV в., вероятно, под влиянием в первую очередь французской скульптуры XIV в. Две панели неизвестного происхождения ранее принадлежали небольшой скинии для частных богослужений и были помещены в больницу Санта-Мария-Нуова только в XIX в. Несмотря на ненадлежащее состояние реставрации, работа представляет стилистические характеристики художника Таддео Гадди и может быть датирована примерно 1345-1350 гг. Официальный наследник Джотто во Флоренции, Таддео интерпретировал урок своего учителя автономно и оригинально.
19.
Мадонна с Младенцем на троне со святыми Екатериной Александрийской, Иоанном Крестителем, Маргаритой, святым епископом. Распятие с плакальщиками и Марией Магдалиной. Встреча Трех живых и Трех мертвых (Бернардо Дадди, ок. 1340). Происхождение панелей неизвестно. Сцена встречи Трех живых и Трех мертвых, изображенная в нижней части картины, является хорошо известной иконографической темой восточного происхождения, которая предупреждает об эфемерности земного существования, о чем также свидетельствует надпись на картуше, который держал Святой отшельник: «Как и вы, они когда-то были царями, и таким же будете и вы». Картина может быть датирована примерно 1340 г. и, таким образом, поздним этапом творчества художника, который здесь полностью выражает свои качества привлекательного и оригинального рассказчика.
20.
Распятие, Скорбящая Дева и св. Иоанн Креститель. Св. Мария Магдалина и св. Франциск (Бернардо Дадди, ок. 1335). Передана во временную экспозицию из коллекции монахов конгрегации облатов во Флоренции в 2011 г. Живописная поверхность этой панели значительно истерта из-за интенсивных очисток, проведенных в прошлом. Работа могла быть крылом диптиха и появилась из хорошо зарекомендовавшей себя мастерской Бернардо Дадди в 1330-х гг. Присутствие св. Серафима у подножия креста свидетельствует о францисканском заказе.
Распятие. На обороте: св. Христофор (Бернардо Дадди, ок. 1330-1335). Перенесено из монастыря Санта-Катерина-аль-Монте или Сан-Гаджио. Эта работа, скорее всего, является правым крылом переносной скинии, которая сейчас утрачена. Это одна из самых характерных и высококачественных работ, вышедших из хорошо зарекомендовавшей себя мастерской Дадди в начале 1330-х гг.
21.
Мадонна с младенцем (Таддео Гадди, ок. 1355). Расписная рама. В пределле: Пьета со святыми Иоанном Богословом, Бернардом, Франциском, Иоанном Крестителем, Антонием Аббатом, Домиником и Людовиком Тулузским. В верхней рамке: Христос в акте благословения и два Пророка (Никколо ди Пьетро Джерини). По всей вероятности, картина первоначально находилась в Паладжио гильдии судей и нотариусов, о чем, по-видимому, свидетельствуют гербы и надписи на картушах пророков, содержащие отсылки на справедливость и мир. Она была снята со своего первоначального места над дверью между XIV и XV вв. и вставлена в богатую раму, созданную Джерини, возможно, для размещения на алтаре. Эта работа относится к числу самых благородных реализаций поздней фазы творчества Таддео Гадди и может быть датирована примерно 1355 г.
22.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.