Валлетта. Собор Иоанна Крестителя. Часть 4

В этой, заключительной, части речь пойдет о ризнице и оратории со-кафедрального собора Иоанна Крестителя. Благодаря стремлению рыцарей богато украсить свои часовни, интерьер церкви превратился в уникальный образец искусства барокко. В квадратных скобках будут указываться ссылки на номера позиций в соответствии с планом собора.
1.
plan2

Группа Распятия, или группа Голгофы, как ее иногда называют, была привезена в собор св. Иоанна в 1653 г. Она не была специальным заказом для собора св. Иоанна; более раннее ее происхождение неизвестно. Скульптурная группа была подарком рыцаря фра Фелицайя. Авторство скульптурной группы точно не известно, однако художественный стиль и утонченные детали делают его очень близким к творчеству Алессандро Альгарди. Альгарди был одним из ведущих художников XVII в., получая заказы от Папы Римского. Группа состоит из трех больших деревянных статуй: Распятия, Богородицы и Иоанна Богослова, и в настоящее время находится в проходе, ведущем к ризнице. Первоначально они были выставлены в Оратории, посвященном Обезглавливанию Иоанна Крестителя, и это говорит о том значении, которое скульптурной группе придавали Великие Магистры. Статуи исполнены в белом джессо (белая краска, состоящая из связующего вещества, смешанного с мелом, гипсом, пигментом или любой их комбинацией) и по размерам превышает натуральную величину. Тонкая резьба, впечатляющая пластичность и тонкости анатомии показывают работу опытной руки скульптора.
2.
DSC_1589

Ризница [3]
Главная ризница собора св. Иоанна была построена в 1598 г. Украшение этого зала было завершено в 1604 г. под руководством рыцаря Раймундо де Вере на деньги, завещанные его дядей бейлифом Майорки специально для украшения ризницы.
3.
DSC_1598

С карниза свисают штандарты батальонов Королевского полка и Личного мальтийского полка Короля. Эти штандарты несли пехотинцы на полях сражений в XIX-XX вв. При формировании полков каждому из них присваивался определенный штандарт. Ну а после расформирования они были оставлены на хранение в Соборе Иоанна Крестителя.
4.
DSC_1612

В центре под нишей со скульптурой св. Иоанна над алтарем можно увидеть фамильный герб Раймундо де Вере. Здесь же находятся еще два герба — мальтийского ордена (слева) и Великого Магистра Жана Лэвескью де ла Касьера (справа).
5.
DSC_1597

Заалтарный образ «Бичевание Иисуса Христа» создан в 1572 г. флорентийским художником Стефано Пьери, последователем художника-маннериста Федерико Цуккаро и идей эпохи возрождения Микеланджело Буанаротти. На картине изображена одна из сцен страданий Иисуса Христа, когда он был доставлен к римскому прокуратору Иудеи Понтию Пилату, допрошен и перед распятием привязан к колонне и жестоко избит острыми бичами. В этой картине объединились элегантность выражения форм эпохи Возрождения и первые проявления реализма, ставшие впоследствии неотъемлемой сущностью искусства барокко.
6.
DSC_1607

Если Вы стоите лицом к алтарю, справа от Вас находится овальный портрет Папы римского Климента XI, написанный мальтийским художником Алессио Эрарди в 1704 г. по заказу служителей Собора в знак благодарности за привилегию носить фиолетовую моццетту. Моццетта — это укороченная накидка с капюшоном обычно из красного шелка, которую носят только Папы римские, кардиналы и епископы.
Другой портрет Папы римского Бенедикта XIV (слева от алтаря), написан французским художником Антуаном де Фаврэ в 1747 г. Портрет был заказан собранием служителей церкви в благодарность за привилегию ношения Каппа Магна и серебряного жезла, подаренного этим Папой Римским. Каппа Магна — это особый церемониальный плащ с длинным шлейфом с шелковым или на меховой подстежке капюшоном, который имели право носить только кардиналы, епископы и высокопоставленные представители духовенства.
7.
DSC_1596

На противоположной стене от алтаря над дверью вывешена большая картина, изображающая две тайны девы Марии: вознесение Мадонны на небеса и ее Коронование как царицы неба и земли. Картина включает в себя два сюжета, объединенных в одно произведение искусства: Коронование Богоматери, а в нижней части пораженные Апостолы смотрят в пустую гробницу, которая представляет ее Вознесение на небеса. Авторство картины, возможно, принадлежит Филиппо Паладини или Маттео Пересу д’Алеччо. Существует версия, что изначально картина находилась в оратории церкви Иезуитов в Валлетте.
8.
DSC_1915

Святой Георгий побеждает дракона. Автор — итальянский художник Франческо Потенцано.
9.
DSC_1604

Крещение Христа (Маттео Перес д’Алеччо, 1578-1580).
10.
DSC_1606

Обрезание Господне
11.
DSC_1594

Портрет Великого Магистра Жана Лэвескю де ла Кассьера, заказанный духовенством церкви св. Иоанна в 1618 г. в память о Великом Магистре, оплатившем строительство этого Собора.
12.
DSC_1609

Портрет Великого Магистра Никола Коттонера, скорее всего созданный в период его правления с 1663 по 1680 г. Этот портрет был установлен в ризнице в знак признательности этому Великому Магистру за щедрость, проявленную им при украшении Собора.
13.
DSC_1610

В 1758 г. в ризнице был осуществлен ремонт интерьера на средства, переданные в дар Великим Магистром Мануэлем Пинту да Фонсека. Портрет Мануэла Пинто да Фонсека, написанный французским художником-портретистом Антуаном де Фаврэ, выставлен в ризнице.
14.
DSC_1605

Еще несколько неопознанных картин, выставленных в ризнице. Если кто сможет помочь с информацией, не стесняйтесь, сообщите ее, и я подправлю свой рассказ.
15.
DSC_1593

16.
DSC_1595

17.
DSC_1608

18.
DSC_1620

Ораторий [17]
Ораторий являлся местом для молитв и религиозных обрядов новообращённых рыцарей. Его строили с 1602 по 1605 г., когда, согласно записи в архивах Собора, окна Оратория уже были застеклены, что по тем временам являлось достаточно большой роскошью. Когда Микеланджело Мериси да Караваджо, более известный нам как Караваджо, впервые ступил в Ораторий, это было очень простое, скромное, безо всяких излишеств помещение.
19*.
DSC_1894

Настоящее украшение оратория состоялось между 1679 и 1690 гг. и состояло из золоченой резьбы в своде и арке в апсиде.
20.
DSC_1862

21.
DSC_1861

Также при переоформлении оратория был создан деревянный золоченый софит в венецианском стиле с тремя сценами из Страстей Христовых, вставленных в раму.
22*.
DSC_1882

23*.
DSC_1904

В этот период был также установлен алтарь, созданный Великим Магистром Грегорио Карафа, с позолоченным бронзовым тондо скульптора Чиро Ферри с изображением обезглавливания св. Иоанна.
24.
DSC_1868

25.
DSC_1865

26.
DSC_1870

27.
DSC_1871

Другие известные произведения искусства в ораторском искусстве — резная мраморная голова Иоанна Крестителя, приписываемая французскому скульптору Пьером Пюже, и редкий орган XVI в. на балконе. Сложно инкрустированная мраморная балюстрада и облицовка мрамором интерьера произошли в 1740-х годах.
28.
DSC_1853

Пол оратория, как и во всей остальной церкви, почти полностью состоит из мраморных инкрустированных могильных плит.
29.
DSC_1852

30.
DSC_1867

Картины восьми других святых, написанные Маттиа Прети, украшают боковые стены.
31*.
left

32*.
right

«Усекновение головы Иоанна Крестителя»
Это самая значительная из картин, созданных Караваджо на Мальте. Она стоит несколько особняком в ряду других работ художника. Во-первых, она превосходит остальные полотна размерами (361×520 см). Во-вторых, это единственная им подписанная картина. Имя художника, точнее фрагмент, можно разглядеть под лужей крови около головы Иоанна Крестителя.

Даже в заточении Иоанн Креститель продолжал обвинять Ирода в кровосмесительном браке с Иродиадой. Во время празднования дня рождения Ирода, Саломея, дочь Иродиады, исполнила зажигательный сирийский танец, за что Ирод клятвенно обещал исполнить любое пожелание девушки. По совету матери, она попросила голову Иоанна Крестителя. Посланный в темницу палач отсёк голову святого, а Саломея на блюде отнесла этот страшный дар матери.
33.
DSC_1843

Именно момент смерти св. Иоанна увековечил Караваджо. В его работе доминирует необъятное тёмное пространство, на фоне которого проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Они выхвачены из темноты пятнами света и на тёмном фоне они кажутся одинокими, обречёнными на скорбь и печальное раздумье. Тюремщик деловито указывает на блюдо, на котором отсечённая голова св. Иоанна должна быть отнесена Иродиаде. Саломея, склонившись, держит это блюдо в руках. Палач готовится довершить начатое преступление. Стоящая рядом женщина, сжав голову, наблюдает за происходящим. Это единственный персонаж, переживающий весь ужас случившегося. Двое заключённых с интересом наблюдают за кровавой сценой из окна.

Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в., Караваджо внёс в неё демократизм, повышенное чувство материальности, выраженное через контрасты света и тени. Помимо техники «кьяроскуро», можно выделить ещё некоторые оттенки его творчества. Он преднамеренно использует монотонно коричневый фон, на котором резко выделяется единственное яркое пятно картины — красный плащ святого. Чётко противопоставляет молодость и старость персонажей, обнажённость спины палача и дорогой зелёный жакет тюремщика. Обращает внимание отсутствие божественного на этой картине, нет ангелов, спускающихся с небес, нет ореола вокруг головы Святого, мы видим смерть обыкновенного человека.
34.
DSC_1844

«Святой Иероним»
Вполне возможно, что Караваджо получил заказ на картину св. Иеронима от Фра Ипполито Маласпины, важного итальянского рыцаря, и предназначался для украшения стен его дома в Валлетте. Караваджо изображает святого как старика, но серьезного и достойного. Это одна из самых личных и интроспективных работ, созданных им в этот период.
35.
DSC_1872

Св. Иероним наиболее известен переводом Библии с греческого на латынь. Здесь он сидит на краю кровати и пишет. Блестящие телесные тона его обнаженной груди резко контрастируют с углубляющейся темнотой фона. Выветренная плоть лица и рук святого контрастирует с глубокими складками его богатого красного платья — единственного истинного цвета на картине. На столе лежит один скромный том, в котором он пишет. Рядом с краем стола стоят камень, череп и распятие, напоминания о покаянии, эфемерности мирского и медитативного характера. На заднем плане висит его кардинальская шляпа. Герб принадлежит фра Ипполито Маласпина. После его смерти картина была подарена часовне ланга Италии церкви св. Иоанна.
36.
DSC_1893

До приезда на Мальту Микеланжело Мериси де Караваджо работал в Риме, где прославился, как талантливый художник. Во время одной из драк он смертельно ранил своего противника и был вынужден бежать из Рима в Неаполь. Там он скрывался в ожидании Папского помилования, которое надеялся получить при помощи своих высокопоставленных покровителей. Вскоре у него появилась возможность путешествия на Мальту, и 12 июля 1607 г. на одной из галер рыцарей он приплыл на остров. Здесь удача сопутствовала художнику, о чём свидетельствуют картины, созданные им за 15 месяцев пребывания на Мальте.

После года, проведённого в монастыре, 14 июля 1608 г., во время торжественной церемонии в Оратории Караваджо был принят в рыцарский Орден. У художника появилась возможность покинуть остров, но буквально через несколько недель после вступления он был вовлечён в очередную драку, где тяжело ранил высокопоставленного рыцаря. Художник был арестован и посажен в тюрьму форта Святого Ангела. Доведённый до отчаяния, опозоренный, лишённый возможности создавать картины, он использует всю свою находчивость и изобретательность, чтобы сбежать с Мальты в октябре 1608 г. Высший Совет, узнав о неповиновении Караваджо, тут же исключил его из состава Ордена. Как ни странно, но столь почитаемый сегодня художник был лишён рыцарского звания и исключён из Ордена во время церемонии, проведённой здесь же, в Оратории, в присутствии Высшего Совета и прямо напротив «Усекновения головы Иоанна Крестителя» — картины, которую Караваджо так гордо и со свойственной ему дерзостью подписал Фра Микеланжело.

В ближайших планах после реконструкции планируется открыть музей церкви, в том числе центр Караваджо, в котором будет экспозиция, посвященная великому художнику, а также выставка полной серии из 29 уникальных фламандских гобеленов, подаренных собору Рамоном Перельосом и Роккафулем по случаю его избрания Великим Магистром в 1697 г.

В этом рассказе (также как и в остальных частях) частично использовалась текстовая составляющая с официального сайта собора св. Иоанна. Должен отметить высочайшее качество контента сайта. Там же выложены высококачественные круговые панорамные съемки важнейших частей собора, настоятельно рекомендую их посмотреть. Почти вся информация доступна в том числе на русском языке. Честь и хвала создателям сайта! И огромное спасибо за их титанический труд!

Напоследок предлагаю посмотреть пару видео о со-кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя.
Собор

Караваджо

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.