В этой, заключительной, части речь пойдет о ризнице и оратории со-кафедрального собора Иоанна Крестителя. Благодаря стремлению рыцарей богато украсить свои часовни, интерьер церкви превратился в уникальный образец искусства барокко. В квадратных скобках будут указываться ссылки на номера позиций в соответствии с планом собора.
1.
Группа Распятия, или группа Голгофы, как ее иногда называют, была привезена в собор св. Иоанна в 1653 г. Она не была специальным заказом для собора св. Иоанна; более раннее ее происхождение неизвестно. Скульптурная группа была подарком рыцаря фра Фелицайя. Авторство скульптурной группы точно не известно, однако художественный стиль и утонченные детали делают его очень близким к творчеству Алессандро Альгарди. Альгарди был одним из ведущих художников XVII в., получая заказы от Папы Римского. Группа состоит из трех больших деревянных статуй: Распятия, Богородицы и Иоанна Богослова, и в настоящее время находится в проходе, ведущем к ризнице. Первоначально они были выставлены в Оратории, посвященном Обезглавливанию Иоанна Крестителя, и это говорит о том значении, которое скульптурной группе придавали Великие Магистры. Статуи исполнены в белом джессо (белая краска, состоящая из связующего вещества, смешанного с мелом, гипсом, пигментом или любой их комбинацией) и по размерам превышает натуральную величину. Тонкая резьба, впечатляющая пластичность и тонкости анатомии показывают работу опытной руки скульптора.
2.
Ризница [3]
Главная ризница собора св. Иоанна была построена в 1598 г. Украшение этого зала было завершено в 1604 г. под руководством рыцаря Раймундо де Вере на деньги, завещанные его дядей бейлифом Майорки специально для украшения ризницы.
3.
С карниза свисают штандарты батальонов Королевского полка и Личного мальтийского полка Короля. Эти штандарты несли пехотинцы на полях сражений в XIX-XX вв. При формировании полков каждому из них присваивался определенный штандарт. Ну а после расформирования они были оставлены на хранение в Соборе Иоанна Крестителя.
4.
В центре под нишей со скульптурой св. Иоанна над алтарем можно увидеть фамильный герб Раймундо де Вере. Здесь же находятся еще два герба — мальтийского ордена (слева) и Великого Магистра Жана Лэвескью де ла Касьера (справа).
5.
Заалтарный образ «Бичевание Иисуса Христа» создан в 1572 г. флорентийским художником Стефано Пьери, последователем художника-маннериста Федерико Цуккаро и идей эпохи возрождения Микеланджело Буанаротти. На картине изображена одна из сцен страданий Иисуса Христа, когда он был доставлен к римскому прокуратору Иудеи Понтию Пилату, допрошен и перед распятием привязан к колонне и жестоко избит острыми бичами. В этой картине объединились элегантность выражения форм эпохи Возрождения и первые проявления реализма, ставшие впоследствии неотъемлемой сущностью искусства барокко.
6.
Если Вы стоите лицом к алтарю, справа от Вас находится овальный портрет Папы римского Климента XI, написанный мальтийским художником Алессио Эрарди в 1704 г. по заказу служителей Собора в знак благодарности за привилегию носить фиолетовую моццетту. Моццетта — это укороченная накидка с капюшоном обычно из красного шелка, которую носят только Папы римские, кардиналы и епископы.
Другой портрет Папы римского Бенедикта XIV (слева от алтаря), написан французским художником Антуаном де Фаврэ в 1747 г. Портрет был заказан собранием служителей церкви в благодарность за привилегию ношения Каппа Магна и серебряного жезла, подаренного этим Папой Римским. Каппа Магна — это особый церемониальный плащ с длинным шлейфом с шелковым или на меховой подстежке капюшоном, который имели право носить только кардиналы, епископы и высокопоставленные представители духовенства.
7.
На противоположной стене от алтаря над дверью вывешена большая картина, изображающая две тайны девы Марии: вознесение Мадонны на небеса и ее Коронование как царицы неба и земли. Картина включает в себя два сюжета, объединенных в одно произведение искусства: Коронование Богоматери, а в нижней части пораженные Апостолы смотрят в пустую гробницу, которая представляет ее Вознесение на небеса. Авторство картины, возможно, принадлежит Филиппо Паладини или Маттео Пересу д’Алеччо. Существует версия, что изначально картина находилась в оратории церкви Иезуитов в Валлетте.
8.
Святой Георгий побеждает дракона. Автор — итальянский художник Франческо Потенцано.
9.
Крещение Христа (Маттео Перес д’Алеччо, 1578-1580).
10.
Обрезание Господне
11.
Портрет Великого Магистра Жана Лэвескю де ла Кассьера, заказанный духовенством церкви св. Иоанна в 1618 г. в память о Великом Магистре, оплатившем строительство этого Собора.
12.
Портрет Великого Магистра Никола Коттонера, скорее всего созданный в период его правления с 1663 по 1680 г. Этот портрет был установлен в ризнице в знак признательности этому Великому Магистру за щедрость, проявленную им при украшении Собора.
13.
В 1758 г. в ризнице был осуществлен ремонт интерьера на средства, переданные в дар Великим Магистром Мануэлем Пинту да Фонсека. Портрет Мануэла Пинто да Фонсека, написанный французским художником-портретистом Антуаном де Фаврэ, выставлен в ризнице.
14.
Еще несколько неопознанных картин, выставленных в ризнице. Если кто сможет помочь с информацией, не стесняйтесь, сообщите ее, и я подправлю свой рассказ.
15.
16.
17.
18.
Ораторий [17]
Ораторий являлся местом для молитв и религиозных обрядов новообращённых рыцарей. Его строили с 1602 по 1605 г., когда, согласно записи в архивах Собора, окна Оратория уже были застеклены, что по тем временам являлось достаточно большой роскошью. Когда Микеланджело Мериси да Караваджо, более известный нам как Караваджо, впервые ступил в Ораторий, это было очень простое, скромное, безо всяких излишеств помещение.
19*.
Настоящее украшение оратория состоялось между 1679 и 1690 гг. и состояло из золоченой резьбы в своде и арке в апсиде.
20.
21.
Также при переоформлении оратория был создан деревянный золоченый софит в венецианском стиле с тремя сценами из Страстей Христовых, вставленных в раму.
22*.
В этот период был также установлен алтарь, созданный Великим Магистром Грегорио Карафа, с позолоченным бронзовым тондо скульптора Чиро Ферри с изображением обезглавливания св. Иоанна.
24.
25.
26.
27.
Другие известные произведения искусства в ораторском искусстве — резная мраморная голова Иоанна Крестителя, приписываемая французскому скульптору Пьером Пюже, и редкий орган XVI в. на балконе. Сложно инкрустированная мраморная балюстрада и облицовка мрамором интерьера произошли в 1740-х годах.
28.
Пол оратория, как и во всей остальной церкви, почти полностью состоит из мраморных инкрустированных могильных плит.
29.
30.
Картины восьми других святых, написанные Маттиа Прети, украшают боковые стены.
31*.
«Усекновение головы Иоанна Крестителя»
Это самая значительная из картин, созданных Караваджо на Мальте. Она стоит несколько особняком в ряду других работ художника. Во-первых, она превосходит остальные полотна размерами (361×520 см). Во-вторых, это единственная им подписанная картина. Имя художника, точнее фрагмент, можно разглядеть под лужей крови около головы Иоанна Крестителя.
Даже в заточении Иоанн Креститель продолжал обвинять Ирода в кровосмесительном браке с Иродиадой. Во время празднования дня рождения Ирода, Саломея, дочь Иродиады, исполнила зажигательный сирийский танец, за что Ирод клятвенно обещал исполнить любое пожелание девушки. По совету матери, она попросила голову Иоанна Крестителя. Посланный в темницу палач отсёк голову святого, а Саломея на блюде отнесла этот страшный дар матери.
33.
Именно момент смерти св. Иоанна увековечил Караваджо. В его работе доминирует необъятное тёмное пространство, на фоне которого проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Они выхвачены из темноты пятнами света и на тёмном фоне они кажутся одинокими, обречёнными на скорбь и печальное раздумье. Тюремщик деловито указывает на блюдо, на котором отсечённая голова св. Иоанна должна быть отнесена Иродиаде. Саломея, склонившись, держит это блюдо в руках. Палач готовится довершить начатое преступление. Стоящая рядом женщина, сжав голову, наблюдает за происходящим. Это единственный персонаж, переживающий весь ужас случившегося. Двое заключённых с интересом наблюдают за кровавой сценой из окна.
Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в., Караваджо внёс в неё демократизм, повышенное чувство материальности, выраженное через контрасты света и тени. Помимо техники «кьяроскуро», можно выделить ещё некоторые оттенки его творчества. Он преднамеренно использует монотонно коричневый фон, на котором резко выделяется единственное яркое пятно картины — красный плащ святого. Чётко противопоставляет молодость и старость персонажей, обнажённость спины палача и дорогой зелёный жакет тюремщика. Обращает внимание отсутствие божественного на этой картине, нет ангелов, спускающихся с небес, нет ореола вокруг головы Святого, мы видим смерть обыкновенного человека.
34.
«Святой Иероним»
Вполне возможно, что Караваджо получил заказ на картину св. Иеронима от Фра Ипполито Маласпины, важного итальянского рыцаря, и предназначался для украшения стен его дома в Валлетте. Караваджо изображает святого как старика, но серьезного и достойного. Это одна из самых личных и интроспективных работ, созданных им в этот период.
35.
Св. Иероним наиболее известен переводом Библии с греческого на латынь. Здесь он сидит на краю кровати и пишет. Блестящие телесные тона его обнаженной груди резко контрастируют с углубляющейся темнотой фона. Выветренная плоть лица и рук святого контрастирует с глубокими складками его богатого красного платья — единственного истинного цвета на картине. На столе лежит один скромный том, в котором он пишет. Рядом с краем стола стоят камень, череп и распятие, напоминания о покаянии, эфемерности мирского и медитативного характера. На заднем плане висит его кардинальская шляпа. Герб принадлежит фра Ипполито Маласпина. После его смерти картина была подарена часовне ланга Италии церкви св. Иоанна.
36.
До приезда на Мальту Микеланжело Мериси де Караваджо работал в Риме, где прославился, как талантливый художник. Во время одной из драк он смертельно ранил своего противника и был вынужден бежать из Рима в Неаполь. Там он скрывался в ожидании Папского помилования, которое надеялся получить при помощи своих высокопоставленных покровителей. Вскоре у него появилась возможность путешествия на Мальту, и 12 июля 1607 г. на одной из галер рыцарей он приплыл на остров. Здесь удача сопутствовала художнику, о чём свидетельствуют картины, созданные им за 15 месяцев пребывания на Мальте.
После года, проведённого в монастыре, 14 июля 1608 г., во время торжественной церемонии в Оратории Караваджо был принят в рыцарский Орден. У художника появилась возможность покинуть остров, но буквально через несколько недель после вступления он был вовлечён в очередную драку, где тяжело ранил высокопоставленного рыцаря. Художник был арестован и посажен в тюрьму форта Святого Ангела. Доведённый до отчаяния, опозоренный, лишённый возможности создавать картины, он использует всю свою находчивость и изобретательность, чтобы сбежать с Мальты в октябре 1608 г. Высший Совет, узнав о неповиновении Караваджо, тут же исключил его из состава Ордена. Как ни странно, но столь почитаемый сегодня художник был лишён рыцарского звания и исключён из Ордена во время церемонии, проведённой здесь же, в Оратории, в присутствии Высшего Совета и прямо напротив «Усекновения головы Иоанна Крестителя» — картины, которую Караваджо так гордо и со свойственной ему дерзостью подписал Фра Микеланжело.
В ближайших планах после реконструкции планируется открыть музей церкви, в том числе центр Караваджо, в котором будет экспозиция, посвященная великому художнику, а также выставка полной серии из 29 уникальных фламандских гобеленов, подаренных собору Рамоном Перельосом и Роккафулем по случаю его избрания Великим Магистром в 1697 г.
В этом рассказе (также как и в остальных частях) частично использовалась текстовая составляющая с официального сайта собора св. Иоанна. Должен отметить высочайшее качество контента сайта. Там же выложены высококачественные круговые панорамные съемки важнейших частей собора, настоятельно рекомендую их посмотреть. Почти вся информация доступна в том числе на русском языке. Честь и хвала создателям сайта! И огромное спасибо за их титанический труд!
Напоследок предлагаю посмотреть пару видео о со-кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя.
Собор
Караваджо
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.