В этой части речь пойдет о часовнях и прочих достопримечательностях, расположенных по левую сторону нефа. Боковые часовни были закреплены за различными лангами согласно их старшинству. Благодаря стремлению рыцарей богато украсить свои часовни, интерьер церкви превратился в уникальный образец искусства барокко. В квадратных скобках будут указываться ссылки на номера позиций в соответствии с планом собора Иоанна Крестителя.
1.
Монумент Великого Магистра Марк’Антонио Зондадари [2]
Великий Магистр Марк’Антонио Зондадари правил Орденом св. Иоанна с 1720 по 1722 г. Его тело погребено в великолепном памятнике, созданном итальянским скульптором в стиле барокко Массимилиано Солдани Бензи, а сердце его к большому неудовольствию мальтийцев похоронили в его родном городе Сиене. Монумент был создан по заказу самого Зондадари в романтическом стиле, характерном для начала XVIII в. Памятник планировалось установить в часовне ланга Италии, но он не вписался там по размерам.
2.
Великий Магистр изображён, как благородный воин, павший в бою. Аллегория Ордена придерживает над ним флаг, покрывавший его.
3.
Часовня ланга Германии [4]
Ланг Германии объединял в своих рядах представителей не только этой страны, но и рыцарей из Австрии, Норвегии, Швеции, Дании, Швейцарии, Польши, Венгрии, Эльзаса и Нидерландов. Работы по убранству часовни были начаты в 1664 г. с создания затейливых настенных барельефов с изображением двуглавого орла, ассоциируемого с лангом.
4.
Главная центральная инкрустация могильной плиты в память о фра Франце Сигизмунде фон Туне, генерал-капитане Галер Ордена. Как командующий флотом, он нанес врагу сильные удары во многих морских столкновениях. Он также был послом ордена в Англии, Польше и Баварии. За свое заслуги он был награжден папой Иннокентием XI.
5.
Капелла посвящена Рождеству Иисуса Христа. Алтарный образ — картина известного мальтийского художника XVII в. Стефано Эрарди "Поклонение волхвов" — момент, когда согласно Библии, три восточных мудреца, ведомые яркой звездой, пришли в Иерусалим к месту рождения Иисуса Христа.
6.
7.
Полукруглые картины в люнетах над боковыми арками также написаны Стефано Эрарди и изображают слева — "Рождение Христа", справа — "Избиение младенцев".
8.
На стенах капеллы из мальтийского камня вырезаны поразительной сложности узоры в виде всевозможных видов оружия — символа военного искусства ордена.
9.
10.
Среди благотворителей этой часовни — фра Кристиан фон Остерхаузен, по инициативе которого осуществлялось оформление интерьера часовни, барон фра Вольфганг фон Гуттенберг и фра Франсис де Соннемберг, Приор Венгрии. Частью настенных барельефов также являются изображения гербов Великого Магистра Рамона Перельоса и Роккафуля и архиепископа и принца Зальцбурга Иоанна Эрнеста фон Туна.
11.
Часовня ланга Италии [6]
Часовня Итальянского ланга посвящена св. Екатерине Александрийской — покровительнице итальянских рыцарей. Лев на центральном медальоне — это часть фамильного герба Великого Магистра Жана де ла Кассьера.
12.
Убранство церкви осуществлялось на личные средства фра Франческо Сильоса, бывшего послом при наместнике короля Сицилии и командором Палермо и Агридженто. Стены украшены чередующимися судейскими венцами и императорскими коронами, восьмиконечным крестом Ордена, двуглавым орлом — символом Священной Римской империи — и монограммой RC — символом щедрости великого магистра Рафаэля Котоне.
13.
Алтарь и заалтарная перегородка были изготовлены в 1733 г. по проекту Романо Карапеккия. В этом алтаре хранятся мощи св. Евфимии Халкидонской. Алтарная картина "Мистическое обручение св. Екатерины" принадлежит кисти Маттиа Прети и относится примерно к 1670 г. По сторонам алтаря на кронштейнах в виде свитков стоят статуи св. Екатерины и св. Александры.
14.
Картины в люнетах — "Св. Екатерина спорит с философами" и "Мученичество св. Екатерины" — написаны в середине XVII в. неизвестным художником. Под люнетом с одной стороны находится картина "Кающаяся Магдалена" работы неизвестного мастера. С другой стороны изначально висела картина "Св. Иероним" кисти Микеланджело Меризи да Караваджо. Обе картины из коллекции, принадлежавшей влиятельному члену Ордена, покровителю Караваджо, фра Ипполито Маласпино и были переданы церкви cв. Иоанна после его смерти в 1624 г. Оригинал картины "Св. Иероним" сейчас хранится в оратории.
15.
16.
В часовне установлен погребальный памятник Великому Магистру Грегорио Карафа. На фоне многоцветного мраморного орнамента в виде военных трофеев возвышается бронзовый бюст Великого Магистра в окружении двух ангелов, один из которых топчет турецкий тюрбан, а под ногой второго виден череп. Два других мраморных ангела приподнимают занавес, открывая нам сцену сражения в проливе Дарданеллы в 1656 г., где военное искусство Григориа Карафа сыграло решающую роль. Бронзовый портрет магистра и окружающие его путти приписываются итальянскому художнику и скульптору Чиро Ферри.
17.
Часовня ланга Франции [7]
Часовня посвящена св. апостолу Павлу. Согласно надписи на фризе под карнизом, работы по убранству церкви были начаты в 1614 г. во время правления Великого Магистра француза Алофа де Виньякура. В течение 1663-1668 гг. были созданы настенные барельефы и установлен новый алтарь.
18.
Алтарная картина "Обращение св. Павла" написана Маттиа Прети по заказу, полученному в 1668 г.
19.
Картины в люнетах — "Кораблекрушение св. Павла на Мальте" и "Усекновение главы св. Павла в Риме" — принадлежат кисти немецкого художника Лука Килиана.
20.
21.
В центре купола изображен лев — геральдический символ Великого Магистра Жана де ла Касьера и дата 1576. На восьми сегментах купола изображены буквы L — это первая буква имени французского короля Людовика и цветы лилии с королевской короной над ними. Под куполом изображены фамильные гербы французских Великих Магистров.
22.
В 1838 г. декоративное убранство часовни претерпело изменения в рамках движения, вдохновившего реформирование христианского искусства. Настенные барельефы были упрощены, к геральдическим лилиям добавлены простые изображения корон и восьмиконечного креста. Старый алтарь был заменен простым элегантным алтарем из белого мрамора.
23.
24.
В капелле находятся четыре захоронения. Ближе к алтарю слева — монумент Великого Магистра Эммануэля де Рогана, который правил Орденом с 1775 по 1797 г. Сделанный из белого мрамора, он содержит урну с останками Великого Магистра и украшен его фамильным гербом.
25.
Напротив, справа от алтаря захоронен маркиз Виньякур, прибывший на Мальту в 1615 г. с визитом к своему брату — Великому Магистру Алофу Виньякуру, но заболевший и скоропостижно скончавшийся на острове. В честь своего любимого брата Алоф Виньякур установил этот монумент, украшенный фамильным гербом их семьи.
26.
Еще правее — монумент Великого Магистра Адриана Виньякура, правившего Орденом с 1690 по 1697 г. На позолоченном бронзовом медальоне изображен его портрет; его останки хранятся в урне из черного мрамора, надпись на которой сообщает о достоинствах и достижениях Великого Магистра.
27.
И последний монумент этой часовни — графа де Божоле, брата французского короля Луи-Филиппа. В начале XIX в. он был отправлен на Мальту поправить свое здоровье, но умер на острове от туберкулеза. Монумент был изготовлен и установлен по распоряжению короля французским скульптором Жаном Жаком Прадье в типичном для романтического периода стиле из белого мрамора с фигурой виконта в полный рост.
28.
Часовня ланга Прованса [8]
На генеральном собрании духовенства церкви в 1603 г. было решено предоставить эту часовню рыцарям Прованса. Она посвящена св. Архангелу Михаилу. Заалтарный образ установлен в 1753 г. и изображает св. Михаила как молодого воина, изгоняющего зло в виде дракона. Драматический и одновременно элегантный стиль новой иконографии после Реформации католической церкви. В церкви представлена копия картины итальянского живописца болонской школы Гвидо Рени. Позолоченная каменная заалтарная перегородка датируется 1640-ми гг. и состоит из двух витых колонн, стоящих по краям алтаря, которые напоминают соломоновы столбы Джованни Бернини, созданные для балдахина в базилике св. Петра в 1630 г. Они являются самым ранним примером использования стиля барокко в Церкви. Первый алтарь был заменен на мраморный в 1732 г. по указанию Мельхиора Алферана де Бюссо, приора этой церкви.
29.
В центре купола этой часовни — фамильный герб Великого Магистра Жана де ла Кассьера, а в восьми сегментах купола французская лилия и королевская корона. На щитах под куполом гербы Ордена, Великого Магистра Коттонера, Великого Командующего Ордена Жан-Жака де Верделина и Прованса. В узорах на стенах вырезаны птицы — часть геральдической символики Жан-Жака де Верделина, который выделил огромные суммы на украшение этой капеллы.
30.
Картина в люнете представляет собой "Явление Архангела Михаила на горе Гаргано". Авторство картины приписывается Лукасу Гарнье.
31.
Слева от алтаря установлены монументы Великого Магистра Антуана де Поля, правившего Орденом с 1623 по 1636 г. и Великого Магистра Жана де Ласкариса-Кастеллара, правившего в 1636-1657 гг. Оба монумента выполнены в элегантном стиле позднего маньеризма техникой мраморной инкрустации. Барельефы над монументами изображают аллегории Ордена.
32.
33.
Часовня Англо-Баварского ланга [9]
Часовня, выделенная Англо-Баварскому лангу, изначально была усыпальницей, в которой хранились святые реликвии, принадлежавшие Ордену. Реликвии были перенесены в сокровищницу из-за высокой влажности в часовне. Работы по убранству часовни были начаты в начале семнадцатого столетия фра Раймундо де Вере, бейлифом Майорки, который отписал средства для этой часовни в своем завещании от 1598 г. На фризе можно видеть надпись, свидетельствующую об этом пожертвовании, а над карнизом — его фамильный герб рыцаря с тремя поверженными полумесяцами. Над аркой напротив алтаря изображена сцена Святого Причастия в окружении поклоняющихся ангелов. Бронзовые ворота на мраморной балюстраде когда-то находились в Филермской часовне. Сюда их привезли после того, как в Филермской часовне вместо них были установлены серебряные ворота.
34.
Позолоченный каменный алтарь, установленный в 1739 г., сделан из полихромного мрамора в стиле высокого барокко. На алтарной картине изображен кардинал-архиепископ Милана, известный реформатор католической церкви, св. Карло Борромео, представший перед Богородицей. Картина выполнена в классическом романском стиле конца XVIII в. французским художником Клодом Франческо Бюмо. По другим данным, авторство картины приписывается Агостино Масуччи. Алтарь, установленный в 1739 году, является типичным образцом стиля позднего барокко. На алтаре также стоит изящное позолоченное бронзовое распятие, изготовленное в мастерской известного римского скульптора Алессандро Альгарди. Заалтарная перегородка была предназначена для хранения двух уникальных шкатулок с мощами святых.
35.
Внутри хранятся алтарного престола полностью сохранившиеся останки св. Клементия, преподнесенные в 1669 г. в дар племянником папы Клемента IX, фра Винченцо Роспильози.
36.
В этом рассказе (также как и в остальных частях) частично использовалась текстовая составляющая с официального сайта собора св. Иоанна. Должен отметить высочайшее качество контента сайта. Там же выложены высококачественные круговые панорамные съемки важнейших частей собора, настоятельно рекомендую их посмотреть. Почти вся информация доступна в том числе на русском языке. Честь и хвала создателям сайта! И огромное спасибо за их титанический труд!
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.