Строительство первой церкви неподалеку от францисканского монастыря, построенного в 1598 г., постоялого двора рыцарского ланга Прованса и церкви св. Варвары началось в 1598 г. и было завершено в 1607 г. во время правления Великого Магистра Алофа де Виньякура. Через несколько десятилетий временное здание постепенно разрушилось. В 1681 г. старая церковь была снесена, а на ее месте благодаря щедрости Великого Магистра Грегорио Карафа и по проекту его личного архитектора Модерико Блонделя была построена новая, существующая по сей день [35.8973179N 14.5108178E]. Великий Магистр был покровителем францисканских монахов, и его герб украшает фасад церкви. Грегорио Карафа также поручил итальянскому художнику Матиа Прети изобразить цикл картин, посвященный св. Франциску Ассизскому и св. Антонию Падуанскому.
1.
В 1920-х годах церковь была перестроена по проекту мальтийского архитектора Эмануэля Борга и расширена за счет добавления купола и помещения хора. В ходе реконструкции были частично уничтожены ценные фрески мальтийского художника Джузеппе Кали эпохи ренессанса. Новые фрески выполнил местный художник Джанни Велла.
Фасад церкви аккуратный и сухо классический, а дверной проем, благодаря своей грандиозности, обладает большой силой притяжения. В небольшой колокольне слева имеются 4 колокола: самый старый (большой) изготовлен в 1717 г., средние — в 1746 и 1829 гг., и малый — в 2014 г.
На углу церкви на пересечении улиц Республики и Мелита в богато украшенной нише установлена скульптура св. Франциска Ассизского, выполненная скульптором Винченцо де Кандия. Св. Франциск изображен в виде францисканского монаха с распятием в руках, стоящим на постаменте с рельефным гербом францисканского ордена. Эта статуя заменила первоначальную, воздвигнутую на этом же месте 2 декабря 1745 г. и в настоящее время являющуюся частью францисканской церкви в бухте Святого Павла.
2.
Церковь имеет первостепенное значение в истории мальтийской архитектуры, так как ее интерьер был одним из первых в стиле барокко. Простота плана и сводчатый потолок способствуют единству интерьера. Изнутри церковь однонефная, по бокам в неглубоких нишах установлены по три алтаря.
3*.
Церковь украшают несколько важных картин. В их числе работы таких мастеров, как Филиппо Паладини (1544-1614); Маттиа Прети (1613-1699); Пьетро Гальярди (1809-1890); Джузеппе Кали (1864-1930) и Джанни Велла (1885-1977).
4*.
На своде нефа находятся две картины, написанные Джузеппе Кали в 1917 г.
5. Смерть св. Франциска
6*. Вознесение на небеса св. Франциска Ассизского (Слава св. Франциска)
Совершим виртуальную прогулку по церкви по часовой стрелке, начиная от входа. Сразу возле входа в нише установлены небольшая очень красивая статуя Девы Марии и портрет францисканского монаха.
7.
8. Проход во францисканский монастырь.
Францисканский монастырь был реконструирован в 1731 г. благодаря поддержке Великого Магистра Антонио Мануэля де Вильена, о чем напоминает барельеф Великого Магистра.
9.
\
Хоть мы и посетили церковь в середине ноября, но рождественский вертеп уже был выставлен. Жаль, что фотографированию сильно мешали блики от стекла.
10.
Первый слева алтарь посвящен свв. Косме и Дамиану, врачам по профессии. Считается, что они не принимали за свои услуги никакой платы, за что назывались бессребрениками. Также указывается, что являясь христианами, они многих обращали к вере во Христа. Одно из самых известных деяний святых — операция по замене ампутированной язвенной ноги одного из пациентов, ногой недавно умершего мавра. Этот сюжет нашёл своё отражение во многих произведениях средневекового искусства.
11.
Второй алтарь слева — алтарь Порциункулы (Алтарь Девы Марии Ангелов). Два года провёл св. Франциск в окрестностях Ассизи, занимаясь, кроме молитвы, починкой церквей, для чего выпрашивал камни; особенно стала ему дорога полуразрушенная часовня св. Девы под названием Порциункула. Починив её, св. Франциск устроил для себя шалаш возле неё. В Порциункуле был произведен постриг в монахини св. Клары, выполненный св. Франциском. Здесь находится прекрасная картина Маттиа Прети — изображение Девы Марии, пожертвовавшей веревку для хабита св. Франциска. Во францисканский хабит входит пояс из верёвки с тремя узлами, к которому привязывали чётки.
Перед алтарной картиной можно увидеть изображение св. Максимилиана Кольбе — польского священника-францисканца, который погиб в концлагере Освенцим в 1941 г., добровольно пойдя на смерть ради незнакомого ему человека.
12.
Третий слева алтарь посвящен Непорочному зачатию Девы Марии. Иконография Непорочного зачатия часто включает изображение Марии, молящейся со сложенными руками и парящей в небесах в окружении херувимов.
13.
Ниже картины стоит статуя св. Иосифа, покровителя Ордена меньших братьев-францисканцев.
14.
15.
Сразу за третьим алтарем слева прекрасная каменная кафедра, украшенная барельефами со сценами из Библии.
16.
17.
18.
Справа от кафедры под защитным стеклом хранится постамент, на котором, вероятно, во время больших церковных шествий носят статую Непорочного зачатия.
19.
Купол в церкви был добавлен в 1920-х годах во время последней перестройки церкви по проекту мальтийского архитектора Эмануэля Борга. Новые фрески, на которых изображены различные сцены из жизни св. Франциска и монахов-францисканцев, выполнил местный художник Джанни Велла.
20.
21. Фреска слева от главного алтаря
22. Фреска над главным алтарем
23. Фреска справа от главного алтаря
Картина XVIII в. на главном алтаре в разных источниках называется немного по-разному. Наиболее вероятно, что корректный перевод на русский будет «Св. Франциск получает стигматы». Автором картины является Маттиа Прети (некоторые исследователи считают, что авторство следует отдать одному из его учеников).
24.
Стигматы — болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле отдельных католических подвижников — под влиянием религиозной экзальтации — на тех участках тела, на которых предположительно располагались раны Христа, полученные им при распятии на кресте. Принято считать, что впервые стигматы появились у св. Франциска Ассизского в 1224 г. Согласно биографам святого Франциска, стигматы были ему дарованы в день Воздвижения Святого Креста во время молитвы на горе Верне. Классическое изображение св. Франциска, получающего стигматы: святому явился серафим в виде распятого Христа (часто в окружении ангелов), раны которого излучают световые лучи, поражающие тело св. Франциска.
25.
Алтарный образ увенчан гербом ордена францисканцев.
26.
Кресло предстоятеля церкви (седилия). Седилия — совокупность сидений для священников в христианских церквах. Обычно состоит из трех отдельных каменных сидений — для священника, дьякона и подьячего и находится на южной стороне алтаря или хоров. Позднее сидения иногда стали изготавливать в виде обычных кресел и стульев.
27.
Справа от главного алтаря в нише установлена статуя св. Франциска.
28.
Икона Богоматери здоровья.
29.
Третий алтаря справа посвящен св. Антонию Падуанскому. Алтарный образ «Чудо св. Антония, воскрешающего человека из мертвых». Статуя ниже также изображает св. Антония.
30.
Второй алтарь справа посвящен св. Григорию Чудотворцу. На алтарном образе изображен святой, преклоняющийся перед Девой Марией с младенцем и св. Анной. Особенностью этого образа является портрет Великого Магистра Грегорио Карафа, написанный в знак признания его добродетельных поступков. Ниже находится статуя Священного сердца Иисуса, созданная скульптором из Гозо Вистином Камиллери ок. 1920 г.
31.
Статуя Непорочного зачатия.
32.
Первый справа алтарь посвящен св. евангелисту Луке. Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев. На алтарном образе св. Лука пишет икону Пресвятой Марии с Младенцем Иисусом. Это одна из немногих картин Маттиа Прети, датированных и подписанных автором латинской аббревиатурой F(ecit) M(atthia) P(reti) 1671.
Ниже установлен триптих трех мальтийских святых: св. Джордж Прека, бл. Назю Фальзон и бл. Мария Адеодата Пизани. Триптих создал священник Чарльз Велла в 2010 г.
33.
Очень реалистичная статуя молодого монаха-францисканца в традиционном одеянии — хабите.
34.
Деревянное распятие неизвестного автора было создано ок. 1400 г. Реставрация распятия была проведена в 2017 г.
35.
В церкви св. Франциска над входной дверью установлен орган, построенный в 1932 г. итальянской фирмой Mascioni, основанной в 1829 г. В органе установлена система воспроизведения, позволяющая органисту предварительно записывать музыку наподобие перфорированных рулонов, используемым в пианоле, чтобы орган мог воспроизводить музыкальные произведения без участия органиста.
36.
Небольшое видео, рассказывающее о церкви св. Франциска.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.